НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 24.04.2014 № 33-3240/2014

  Судья Исакова Н.Н.

 Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-3240/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 24 апреля 2014 года г. Иркутск

 Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

 председательствующего Орловой Е.Ю.,

 судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,

 при секретаре Ершовой В.П.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Масловой Е.В. о признании отказа Правительства Иркутской области <номер изъят> от <дата изъята> по предоставлению земельного участка незаконным, обязании устранить допущенные нарушения в установленные законодательством сроки, взыскании судебных расходов,

 по апелляционной жалобе представителя истца Полтановой И.Л. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 11 февраля 2014 года,

 У С Т А Н О В И Л А:

 Маслова Е.В. обратилась в суд с заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что <дата изъята> она подала на имя Губернатора Иркутской области через министерство имущественных отношений Иркутской области заявление вх. <номер изъят> по предложенной форме о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка примерной площадью <данные изъяты>  для индивидуального жилищного строительства 2-х этажного жилого дома расположенного в <адрес изъят>, в указанной ею зоне, согласно прилагаемому плану-схеме. К заявлению ею были приложены: копия паспорта, копия справки серии ВТЭ-11 <номер изъят> об инвалидности <данные изъяты> , план-схема расположения земельного участка, каталог координат углов поворота границ земельного участка.

 Письмом от <дата изъята> (исх. <номер изъят>) министерство сообщило ей, что в соответствии с п. 29 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 № 364/143-пп, гражданину должно быть отказано в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в случае, если цель использования испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства не соответствует документам территориального планирования, градостроительному регламенту. В соответствии с Генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 №004-20-390583/7, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами. Кроме того, в соответствии с Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-ПА «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» испрашиваемый земельный участок попадает в зону строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (2-го типа).

 Маслова Е.В. просила суд признать отказ Правительства Иркутской области <номер изъят> от <дата изъята> по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в аренду незаконным; обязать устранить допущенные нарушения, приняв в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, решение о предоставлении ей в аренду сроком на 3 года земельного участка примерной площадью <данные изъяты> . для индивидуального жилищного строительства; взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

 Определением суда от 04.02.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области.

 Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 11.02.2014 требования Масловой Е.В. оставлены без удовлетворения. Масловой Е.В. возвращена государственная пошлина в размере <данные изъяты>  за подачу настоящего заявления.

 В апелляционной жалобе представитель истца Полтанова И.Л. просит решение отменить и принять новое решение, которым требования Масловой Е.В. удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указано на несогласие с выводом суда о том, что для льготного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

 Обращает внимание, что иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение земельных участков, кроме справки, подтверждающей факт установления инвалидности (п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901) федеральное законодательство не содержит. Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Правилами также не установлено условий реализации первоочередного права на получение земельного участка.

 Не согласна с выводом суда о том, что право инвалида на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является разновидностью обеспечения инвалида жилым помещением, полагает данный вывод не основанным на нормах права. Полагает, что при статусе инвалида в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, правовое регулирование в области социальной поддержки должно быть направлено на предоставление такому инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно. Маслова Е.В., будучи инвалидом, была намерена получить земельный участок в аренду за плату.

 Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

 Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

 Частью 1 статьи 254 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Пунктом 1 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

 В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «Город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям Правительства Иркутской области.

 В соответствии с п.п. 29 п. 7 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп, необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Министерство имущественных отношений Иркутской области от имени Правительства Иркутской области.

 Положение «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства» утверждено Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 № 364/143-пп.

 В соответствии с п. 29 названного Положения, гражданину должно быть отказано в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, в том числе, в случае, если использование испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства не соответствует документам территориального планирования, градостроительному регламенту.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата изъята> Маслова Е.В. обратилась с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка примерной площадью <данные изъяты> . для индивидуального жилищного строительства 2-х этажного жилого дома, расположенного в <адрес изъят>, в указанной ей зоне. К заявлению ею были приложены: копия паспорта, копия справки серии ВТЭ-11 <номер изъят> об инвалидности <данные изъяты> , план-схема расположения земельного участка, каталог координат углов поворота границ земельного участка.

 Письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата изъята> <номер изъят> Масловой Е.В. отказано в предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства 2-х этажного жилого дома. В обосновании отказа указано, что в соответствии с Генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 № 004-20-390583/7, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами. Кроме того, в соответствии с Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» испрашиваемый земельный участок попадает в зону строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (2-го типа).

 В соответствии с письмом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от <дата изъята>, направленным в адрес Масловой Е.В., земельный участок, расположенный по <адрес изъят> (согласно схеме земельного участка, прилагаемой к письму службы <номер изъят> от <дата изъята>, <номер изъят> от <дата изъята>), находится в зоне строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2-го типа. Новое строительство на данном земельном участке возможно путем восполнения внутриквартальных фрагментов нарушенной исторической среды (в том числе переносимыми объектами культурного наследия), а также путем компенсационного строительства, композиционно и масштабно подчиненного исторической опорной застройке.

 Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, испрашиваемый Масловой Е.В. под индивидуальное жилищное строительство, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в соответствии с проектом планировки <данные изъяты>  округа г. Иркутска, утвержденным Постановлением Администрации г. Иркутска от 16.11.2011 № 031-06-2585/11, в связи с чем заявление Масловой Е.В. соответствует документам территориального планирования г. Иркутска. Зона строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (2-го типа), в которой расположен земельный участок, в соответствии с Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па предусматривает строительство путем выполнения ремонтно-реставрационных работ, компенсационное строительство, при этом ремонт, реконструкция объектов капитального строительства, не являющихся объектами культурного наследия, ограничивается и допускается при условии приведения их в соответствие регламенту зон охраны объектов культурного наследия. Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что являясь инвалидом, Маслова Е.В. имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» лишь при условии постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права Масловой Е.В., предусмотренные ст. 30.1 ЗК РФ, ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обжалуемым отказом, не нарушены.

 Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Масловой Е.В. требований в связи со следующим.

 Основаниями для отказа Масловой Е.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка под индивидуальное жилищное строительство послужили расположение данного земельного участка в зоне застройки малоэтажными жилыми домами и в зоне строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (2-го типа).

 Согласно части 2 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых территориальных зон могут включаться, в том числе, зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами.

 Исходя из письма Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от <дата изъята> <номер изъят>, направленного в адрес Министерства имущественных отношений Иркутской области, в соответствии с проектом планировки <данные изъяты>  округа г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 16.11.2011 № 031-06-2585/11, испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны застройки индивидуальными жилыми домами.

 Вместе с тем, в представленной в материалы дела служебной записке от <дата изъята>, адресованной руководителем службы архитектуры Иркутской области – главным архитектором Иркутской области П. заместителю министра имущественных отношений Иркутской области Б., указано, что на основании генерального плана муниципального образования город Иркутск, утвержденного решением Думы от 28.06.2007 № 004-20-390583/7, вышеуказанный земельный участок попадает в зону застройки малоэтажными жилыми домами.

 Поскольку данные доказательства противоречат друг другу по своему содержанию, а иных доказательств, позволяющих определить, к какой жилой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, в нарушение положений ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, представителем Правительства Иркутской области и министерства имущественных отношений Иркутской области в материалы дела не представлено, судебная коллегия приходит к выводу о том, что законность отказа от <дата изъята> <номер изъят> органом государственной власти, принявшим обжалуемое заявителем решение, в данной части не доказана.

 Согласно пунктам 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

 Под зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности понимается территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

 В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, в их исторической среде, Постановлением Администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска и режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска.

 В соответствии с письмом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от <дата изъята>, направленным Масловой Е.В. земельный участок, расположенный по <адрес изъят>, находится в зоне строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2-го типа.

 В соответствии с режимами использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, утвержденными пунктом 2 постановления Администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па, зона строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (2-го типа) предусматривает:

 1. Комплексное сохранение объектов культурного наследия (ОКН). Выполнение ремонтно-реставрационных работ (ремонт, реставрация, консервация, приспособление ОКН для современного использования) при неизменности особенностей, составляющих предметы охраны ОКН. Выполнение мероприятий по обеспечению сохранности ОКН – пожарной безопасности, защиты от динамических и иных воздействий, гидрогеологических и экологических условий.

 2. Сохранение и регенерация историко-градостроительной среды. Сохранение исторических красных линий застройки с восполнением утрат на лицевых сторонах кварталов переносимыми ОКН (с земельных участков новой застройки в процессе развития города, либо воссоздание ОКН при наличии научно-исследовательской проектной документации), сохранение ценных элементов исторической среды, поддержание красных линий восстанавливаемыми традиционными ограждениями, воротами, обеспечение благоприятных условий зрительного восприятия ОКН. Санация внутриквартальной застройки со сносом малоценных строений, полное благоустройство зданий и территории, восполнение внутриквартальных фрагментов нарушенной исторической среды (в том числе и переносимыми ОКН). Компенсационное строительство, композиционно и масштабно-подчиненное исторической опорной застройке:

 а) протяженность фасадов - от 10 до 15 метров;

 б) разрывы между постройками - 12-15 метров;

 в) размеры по высоте (до карниза) - до 8 метров (по уличному фронту и до 10 м. - на внутриквартальной территории);

 г) максимальная площадь застроенной территории - 40 -50%;

 д) сохранение и использование сложившегося планировочного масштаба (планировочного модуля земельных участков, определяемого исторической парцелляцией - границами межевания земельных участков);

 е) форма крыш - скатная.

 Ремонт, реконструкция объектов капитального строительства, не являющихся ОКН, ограничивается и допускается при условии приведения их в соответствие регламенту зон охраны ОКН (с регулированием: размеров, пропорций, цветового решения, строительного материала, скатной формы крыш и материала кровли, отделки фасадов, благоустройства территории).

 Хозяйственная деятельность ограничивается и регулируется условиями обеспечения сохранности ОКН и регенерации среды, в том числе: по озеленению; по размещению рекламы (регулирование размеров, пропорций, цветового решения, материала исполнения, места и способа крепления); по устройству элементов городского дизайна; по прокладке инженерных сетей (в подземных коммуникационных коридорах); по ремонту дорожного и тротуарного полотна (регулирование отметок, покрытий, форм уличного освещения, зеленых насаждений, малых архитектурных форм).

 Таким образом, испрашиваемый земельный участок, расположенный в зоне строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (2-го типа), не может быть предоставлен заявителю под индивидуальное жилищное строительство, в силу установления особого режима его использования, ограничивающего строительство и хозяйственную деятельность.

 В связи с этим судебная коллегия не усматривает правовых оснований для признания незаконным отказа Правительства Иркутской области <номер изъят> от <дата изъята> в предоставлении Масловой Е.В. земельного участка.

 Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав Масловой Е.В. обжалуемым отказом в предоставлении ей земельного участка. Доводов в обоснование незаконности отказа Правительства Иркутской области по изложенным в нем основаниям апелляционная жалоба не содержит.

 Поскольку отказ в предоставлении заявителю земельного участка судебная коллегия считает законным, доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Кировского районного суда г. Иркутска от 11 февраля 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Председательствующий Е.Ю. Орлова

 Судьи А.Л. Малиновская

 М.А. Александрова