Судья 1 инстанции Кравчук И.Н. | УИД 38RS0019-01-2023-000250-26 |
Судья-докладчик Абрамчик И.М. | № 33а-5959/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Абрамчика И.М.
судей Махмудовой О.С., Шуняевой Н.А.,
при секретаре Урывском В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-436/2023 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №23 по Иркутской области к ФИО1о взыскании пени
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 23 марта 2023 г.,
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 23 по Иркутской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просила суд взыскать с ФИО1в пользу межрайонной ИФНС России № 23 по Иркутской области пени в сумме 14 492,63 руб., в том числе: пени на налогу, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1 601,80 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в размере 2258, 27 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в размере 10 632 руб., 65 коп.
Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 23 марта 2023 г. административные исковые требования удовлетворены, также взыскана со ФИО1 государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 579,71 руб.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы ссылается на обстоятельства и правовые нормы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, полагая, что суд первой инстанции не дал им надлежащей правовой оценки.
В отзыве относительно доводов апелляционной жалобы межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Иркутской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 ст. 289 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П).
Конституция Российской Федерации, ее статья 57, обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы, что во взаимосвязи с положениями ее статей 15, 18 и 19 исключает незаконные и несправедливые фискальные платежи и подразумевает обязанность платить налоги в размере не большем, чем это предусмотрено законом, который должен определить все существенные элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога, чтобы условия налогообложения обеспечивали полноту и своевременность взимания фискальных платежей с обязанных лиц и вместе с тем его правомерность. Формальная определенность и полнота элементов налогового обязательства сообразно структуре каждого налога и его экономико-правовым характеристикам гарантируют обоснованность налогообложения, позволяют обязанным лицам добросовестно платить налоги, а налоговой службе - правомерно контролировать исполнение этой обязанности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 5-П, от 17 марта 2009 г. № 5-П, от 22 июня 2009 г. № 10-П, от 3 июня 2014 г. № 17-П и др.).
Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по упрощенной системе налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии со статьей 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В силу пункту 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предпринимателя признаются плательщиками страховых взносов.
На основании пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом с 1 января 2017 г. в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Из материалов дела следует, что административный ответчик с 22 марта 2010 г. по 25 декабря 2018 г. состоял на учёте в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, применял упрощенную систему налогообложения (далее по тексту УСН), что административным ответчиком не оспорено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, датой прекращения деятельности ФИО1 является 25 декабря 2018 г.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе в Постановлениях от 17 декабря 1996 г. № 20-П, 15 июля 1999 г. № 11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.
Таким образом, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Согласно статье 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 6).
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30 июля 2013 г. № 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в том числе дополнительно истребованных по инициативе судебной коллегии доказательств, судебным приказом по административному делу № 2а-996/2019, выданным мировым судьей судебного участка № 48 Падунского и Правобережного районов г. Братска Иркутской области, со ФИО1 взыскана задолженность по уплате налогов (сборов), пени и штрафов в общей сумме 32019,05 рублей, из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26116,85 руб., пени в связи с несвоевременной уплатой взносов 128,19 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5745,81 руб., пени в связи с несвоевременной уплатой взносов 28,20 руб.
Судебный приказ по административному делу № 2а-996/2019 вступил в силу, передан налоговым органом на принудительное исполнение.
На основании заявления взыскателя и исполнительного документа – судебного приказа по административному делу № 2а-996/2019 14 октября 2019 г. возбуждено исполнительное производство Номер изъят-ИП. Остаток долга по исполнительному производству составляет 22416,42 руб., исполнительное производство не прекращено и не окончено на момент рассмотрения дела.
Таким образом, с учетом принятия налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности за 2018 год по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате взносов в установленный срок, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности начисления ФИО1 пени и о наличии оснований для их взыскания в судебном порядке.
Доводы административного ответчика о том, что налоговый орган при расчете пени не учитывал, удержанные и перечисленные взыскателю по исполнительному производству Номер изъят-ИП денежные средства опровергаются расчётом пени, из которого следует, что расчёт недоимки для пени уменьшался соразмерно поступавшим платежам.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Постановлениями от 20 июня 2018 г. № 38050003190 и от 28 июня 2017 г. № 38050003687 со ФИО1 взыскана задолженность по уплате налога по УСН за 2016, 2017 годы (по срокам уплаты 25 июля 2016 г., 25 октября 2016 г., 5 мая 2017 г., 25 июля 2017 г., 25 октября 2017 г., 3 мая 2018 г.), по уплате страховых взносов за 2017 года на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
На основании постановлений № 38050003190, № 38050003687 возбуждены исполнительные производства Номер изъят. Исполнительное производство Номер изъят-ИП окончено 26 декабря 2018 г., исполнительное производство Номер изъят-ИП окончено 12 декабря 2018 г. в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества либо получения сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы ФИО1, налоговым органом приняты меры для принудительного взыскания задолженности по уплате налога по УСН.
Судебным приказом по административному делу № 2а-2787/2019, выданным мировым судьей судебного участка № 48 Падунского и Правобережного районов г. Братска Иркутской области, со ФИО1 взыскана задолженность по уплате налога по УСН за 2018 год в общей сумме 3960 рублей (по срокам уплаты 25 апреля 2018 г., 25 июля 2018 г., 25 октября 2018 г.).
Судебный приказ по административному делу № 2а-2787/2019 вступил в силу, передан налоговым органом на принудительное исполнение.
На основании заявления взыскателя и исполнительного документа – судебного приказа по административному делу № 2а-2787/2019 4 сентября 2020 г. возбуждено исполнительное производство Номер изъят-ИП. Исполнительное производство окончено фактическим исполнением требований исполнительного документам 30 сентября 2020 г.
Таким образом, налог по УСН взыскан в принудительном порядке, в связи с несвоевременной уплатой налога, у административного истца имелись основания для начисления пени.
Доводы административного ответчика об утрате у налогового органа права на начислении пени в связи с несвоевременным выставлением требования № 380401163 по состоянию на 13 января 2022 г. подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога, признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование направляется при наличии недоимки (пункт 2 статьи 69).
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, до внесения изменений Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.
Таким образом, проверка соблюдения сроков до обращения с заявлением о выдачи судебного приказа входит в компетенцию мирового судьи. Соответственно, суд при рассмотрении административного иска после отмены судебного приказа обязан проверить лишь соблюдение установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока.
В связи с неисполнением административным ответчиком требования № 380401163 по состоянию на 13 января 2022 г. межрайонная ИФНС России № 23 по Иркутской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа. 8 августа 2022 г. и.о. мирового судьи судебного участка № 48 Падунского и Правобережного районов г. Братска Иркутской области, мировым судьей судебного участка № 47 Падунского и Правобережного районов г. Братска Иркутской области выдан судебный приказ № 2а-2066/2022 о взыскании задолженности.
Судебный приказ отменен 1 сентября 2022 г., соответственно, срок на подачу административного искового заявления установлен до 1 марта 2023 г.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 мая 2021 г. № 1093-О, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Вынесение судебного приказа предполагает, что вопрос о соблюдении (восстановлении) срока налоговым органом мировым судьей был разрешен, а отмена судебного приказа в связи с поступившими возражениями ответчика не влияет на указанный правовой результат.
Межрайонная ИНФС России № 23 по Иркутской области обратилась с настоящим административным иском 2 февраля 2023 г., то есть с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока, доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм права.
При этом судебная коллегия считает заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы ФИО1 о неправомерном начислении пени по уплате налога по УСН за 2018 год в общей сумме 3960 рублей (по срокам уплаты 25 апреля 2018 г., 25 июля 2018 г., 25 октября 2018 г.) после произведенной уплаты налога.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Задолженность по уплате налога по УСН за 2018 год в общей сумме 3960 рублей (по срокам уплаты 25 апреля 2018 г., 25 июля 2018 г., 25 октября 2018 г.) взыскана судебным приказом по административному делу № 2а-2787/2019.
Задолженность по уплате налога исполнена административным ответчиком в полном объеме 29 сентября 2020 г. исполнительное производство Номер изъят-ИП окончено 30 сентября 2020 г., что следует из буквального содержания постановления об окончании исполнительного производства и доказательств иного в материалы дела не представлено, а исполнительное производство и постановление о распределении поступивших денежных средств уничтожение по истечении срока хранения. Факт того, что средства, поступившие в счет уплаты задолженности по УСН в рамках исполнительного производства Номер изъят-ИП, зачлись в автоматическом режиме в счет погашения, ранее образовавшейся задолженности по налогу по УСН за 2015 год правового значения не имеет. Таким образом, оснований для начисления пени по 12 января 2022 г. у налогового органа не имелось.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. День погашения задолженности не включается в количество дней просрочки (п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, Письмо Минфина России от 5 июля 2016 г. № 03-02-07/2/39318, Письмо ФНС России от 6 декабря 2017 г. № ЗН-3-22/7995@).
Таким образом, в связи с несвоевременной уплатой налога по УСН за 2018 год размер пени составляет 699 руб. 87 коп., из них: в связи с несвоевременной уплатой налога 1320 рублей по сроку уплаты 25 апреля 2018 г. - 262 руб. 57 коп. (с 26 апреля 2018 г. по 28 сентября 2020 г.); в связи с несвоевременной уплатой налога 1320 рублей по сроку уплаты 25 июля 2018 г. - 233 руб. 54 коп. (с 26 июля 2018 г. по 28 сентября 2020 г.); в связи с несвоевременной уплатой налога 1320 рублей по сроку уплаты 25 октября 2018 г. - 203 руб. 76 коп. (с 26 октября 2018 г. по 28 сентября 2020 г.).
С учетом того, что пени в размере 699 руб. 87 коп. частично, в размере 242 руб. 37 коп. взысканы в принудительном порядке судебным приказом № 2а-2787/2019 (ранее выставленное требование об уплате налога № 19092 по состоянию на 27 марта 2019 г.), что следует также из представленного расчета пени по настоящему делу, с административного ответчика подлежат взысканию пени в размере 457 руб. 50 коп.
Доказательств принудительного взыскания УСН за 2018 год в размере 1320 рублей по сроку уплаты 30 апреля 2019 г. административным истцом не представлено, в связи с чем основания для взыскания пени в размере 231 руб. 94 коп. отсутствуют.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области в части взыскания пени 574 руб. 93 коп. (1032 руб. 43 коп. – 457 руб. 50 коп.) в связи с несвоевременной уплатой налога по УСН за 2018 г. подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании части 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 61.2 во взаимосвязи с абзацем 10 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты городских округов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Законом Иркутской области от 2 декабря 2004 г. № 66-оз «О статусе и границах муниципального образования города Братска Иркутской области» муниципальное образование город Братск наделено статусом городского округа.
С учетом отмены решения суда в части и принятия нового решения об отказе в удовлетворении иска, в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 557 рублей в бюджет муниципального образования город Братск, исходя из размере подлежащей ко взысканию суммы задолженности по уплате пени в размере 13917 руб. 79 коп., в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 23 марта 2023 г. по данному административному делу отменить в части взыскания со ФИО1 взыскания пени 574 руб. 93 коп в связи с несвоевременной уплатой налога по УСН за 2018 г.
Принять в отмененной части новое решение, которым отказать во взыскании со ФИО1 пени 574 руб. 93 коп в связи с несвоевременной уплатой налога по УСН за 2018 г.
Изменить решение суда в части размера взысканной государственной пошлины.
Взыскать со ФИО1 государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Братск в размере 557 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий | И.М. Абрамчик | |
Судьи | О.С. МахмудоваН.А. Шуняева |