НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 22.12.2016 № 33-16701/2016

Судья Кулакова С.А.

Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-16701/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2016 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Александровой М.А.,

судей Рудковской И.А. и Куликова А.Д.,

при секретаре Кауровой B.C.,

с участием прокурора Скоробогатовой Н.А..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработка за вынужденный прогул, компенсации морального вреда, судебных расходов,

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 9 сентября 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к министерству лесного комплекса Иркутской области, просил признать незаконным распоряжение руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от <дата изъята><номер изъят> «Об увольнении ФИО1»; восстановить его на работе в должности заместителя министра; взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с <дата изъята> по <дата изъята> в размере (данные изъяты)., компенсацию морального вреда (данные изъяты)., судебные расходы в связи с составлением искового заявления (данные изъяты)., транспортные расходы для обеспечения его участия в судебном заседании в размере (данные изъяты).

В обоснование исковых требований указал, что с <дата изъята> он состоял на государственной гражданской службе в должности заместителя руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области. <дата изъята> был уведомлен о сокращении занимаемой должности с <дата изъята> в связи с изменением структуры ведомства, переименованием «агентства лесного хозяйства Иркутской области» в «министерство лесного комплекса Иркутской области». <дата изъята> ему предложили вакансию заместителя министра лесного комплекса Иркутской области, начальника управления лесного хозяйства министерства лесного комплекса Иркутской области. Он дал свое согласие на замещение вакантной должности заместителя министра лесного комплекса Иркутской области. На следующий день был отстранен от занимаемой должности на время проверки. <дата изъята> ему предложили вакансии старшего специалиста 1 разряда отдела охраны и защиты лесов в управлении лесного хозяйства, старшего специалиста 1 разряда территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, от которых он отказался. Распоряжением руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от <дата изъята><номер изъят> служебный контракт с ним был расторгнут, он уволен с государственной гражданской службы Иркутской области заместителя руководителя агентства <дата изъята>, в связи с сокращением должности гражданской службы.

По мнению истца, увольнение является незаконным, поскольку ему не были предложены все имеющиеся вакансии, при определении преимущественного права не учитывался его полный стаж в лесной отрасли, квалификация, имеющиеся награды и поощрения в период службы, а также результаты профессиональной деятельности. Кроме того, полномочиями по реализации организационно-штатных мероприятий в связи с переименованием государственного органа закреплено за заместителем Председателя Правительства Иркутской области ФИО2, тогда как комиссию по определению преимущественного права возглавил руководитель агентства лесного хозяйства Иркутской области С.В.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Представители ответчика министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО3, ФИО4 исковые требования не признали.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 09.09.2016 исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что работодателем перед увольнением ему не были предложены все имеющиеся вакантные должности. Ссылается на ошибочность вывода суда о том, что от предложенных уведомлением от <дата изъята><номер изъят> должностей он отказался, поскольку в соответствующей графе данного уведомления каких-либо несогласий с должностями указано не было. Увольнение непосредственно после получения такого волеизъявления, без выяснения согласия занять вакантную должность в указанный день, свидетельствует о неправомерности действий работодателя, поскольку законом работник не ограничен временем и имеет право выразить свое желание занять вакантную должность и в последний рабочий день, т.е. до прекращения трудовых отношений сторон.

Обращает внимание, что при определении преимущественного права оставления на работе не был учтен его полный стаж работы в лесной отрасли, квалификация и результаты профессиональной деятельности. На момент представления всех вакантных в министерстве лесного комплекса Иркутской области должностей, каких-либо квалификационных требований к стажу работы, образованию и направлению деятельности на должности заместителя министра лесного комплекса Иркутской области и должностей советника министра министерства лесного комплекса Иркутской области в министерстве не было, фактически должностные регламенты по указанным должностям были утверждены 15.06.2016, т.е. после его увольнения. Таким образом, указанные должности ему необоснованно не предлагались работодателем.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО3, прокурор, участвующий в деле, Кирчанова Е.А. выражают согласие с решением суда, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регулирующей отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ, регулирующей расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с <дата изъята> ФИО1 назначен на должность государственной гражданской службы Иркутской области заместителя руководителя агентства - заместителя главного государственного лесного инспектора Иркутской области, заключен служебный контракт.

Распоряжением руководителя агентства от <дата изъята><номер изъят> внесены изменения в служебный контракт, указано: назначить ФИО1 на должность государственной гражданской службы Иркутской области заместителя руководителя агентства - заместителя главного государственного лесного инспектора Иркутской области сроком на пять лет с <дата изъята> по <дата изъята>.

Указом Губернатора Иркутской области от 22.03.2016 № 59-уг внесены изменения в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области. Из структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области исключено агентство лесного хозяйства Иркутской области, включено министерство лесного комплекса Иркутской области.

Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в министерство лесного комплекса Иркутской области, утверждено положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утверждена структура министерства лесного комплекса Иркутской области.

Согласно п. 5 Постановления от 31.03.2016 № 178-пп установлена предельная штатная численность министерства лесного комплекса Иркутской области в количестве 1724 единиц, в том числе 1 единицы - лица, замещающего государственную должность Иркутской области, 565 единиц государственных гражданских служащих Иркутской области, 698 единиц работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Иркутской области.

Согласно распоряжению руководителя агентства от 07.04.2016 «О проведении организационно-штатных мероприятии» сокращены 4 единицы должностей государственной гражданской службы - заместители руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области - заместители главного государственного лесного инспектора Иркутской области.

<дата изъята> ФИО1 уведомлен о том, что на основании Указа Губернатора Иркутской области от 22.03.2016 № 59-уг, постановления Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп замещаемая им штатная единица по должности заместителя руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области подлежит сокращению <дата изъята>.

Распоряжением руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от <дата изъята><номер изъят> служебный контракт с ФИО1 расторгнут, он освобожден от занимаемой должности, уволен с государственной гражданской службы Иркутской области заместителя руководителя агентства - заместителя главного государственного лесного инспектора Иркутской области <дата изъята>, в связи с сокращением должности гражданской службы (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из доказанности ответчиком наличия основания для увольнения ФИО1 по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку должность заместителя руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области, которую занимал истец, подлежала сокращению.

Нарушений порядка увольнения истца судом не установлено, учитывая, что истец был своевременно предупрежден о предстоящем увольнении, вакантных должностей гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности, относившейся к категории «руководители» высшей группы должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки в министерстве лесного комплекса Иркутской области с даты вручения истцу уведомления о сокращении (с 01.04.2016) по день увольнения со службы не имелось. Обязанность предлагать истцу должности, относящиеся к иной категории и группе должностей государственной гражданской службы, чем те, которые соответствовали бы замещаемой им должности, у представителя нанимателя отсутствовала. Тем не менее от предложенных представителем нанимателя других вакантных должностей (старший специалист 1 разряда отдела охраны и защиты лесов в управлении лесного хозяйства министерства лесного комплекса Иркутской области, старший специалист 1 разряда территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству) истец отказался.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не предпринял исчерпывающих мер к трудоустройству истца, не предложил ему все вакансии, несостоятельны. Как установлено судом, в период действия предупреждения о предстоящем увольнении истцу были предложены вакантные должности. Истец выразил желание на замещение должности заместителя министра лесного комплекса Иркутской области. Вместе с тем указанная должность по решению ответчика с учетом мнения комиссии по определению преимущественного права была замещена В.Ф.., вторая должность заместителя министра лесного комплекса Иркутской области была замещена В.С.., которые ранее являлись заместителями руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области. Право на расстановку кадров принадлежит представителю нанимателя.

Иных вакантных должностей гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности, относившейся к категории «руководители» высшей группы должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки в федеральном органе исполнительной власти в юридически значимый период не имелось. Обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы, Законом № 79-ФЗ на представителя нанимателя не возложена.

Довод истца о наличии у него преимущественного права на замещение должности гражданской службы, не принимается во внимание, поскольку по смыслу действующего законодательства преимущественное право на замещение должности гражданской службы исследуется представителем нанимателя, если подлежит сокращению одна из одинаковых должностей, преимущественное право устанавливается между служащими, занимающими одинаковые должности, часть из которых подлежит сокращению. По данному делу установлено, что все должности заместителя руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области были исключены из структуры органа и штатного расписания ответчика, в связи с чем оснований для установления преимущественного права истца на замещение должности не имелось.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 4 октября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья- председательствующий М.А. Александрова

Судьи И.А. Рудковская

А.Д. Куликов