НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 22.06.2020 № 2-646/20

Судья Луст О.В.

Судья-докладчик Сальникова Н.А. № 33-4439/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Губаревич И.И.,

судей Коваленко В.В., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Арефьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-646/2020 по исковому заявлению Лаврененко А.Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в выплате компенсации расходов, связанных с переездом, взыскании компенсации расходов

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 26 февраля 2020 года,

установила:

Лаврененко А.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное)), в обоснование заявленных исковых требований указал, что является получателем пенсии по старости, не работает с мая 2019г. В октябре 2019г. он сменил место жительства в связи с переездом из г. Железногорска в Иркутский район р.п. Маркова. Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1351, ему положена компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и(или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Между тем 27.12.2019 им получен отказ в выплате компенсации (уведомление ПФР № 75 от 19.12.2019).

Истец просил суд признать незаконным отказ ГУ-УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) в выплате компенсации расходов по переезду; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию расходов, связанных с переездом, в размере 12160 руб.

Решением суда от 26.02.2020 исковые требования удовлетворены полностью.

В апелляционной жалобе представитель ГУ-УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) Быкова А.С. просит решение суда отменить и принять другое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов к отмене решения указала, что истцу отказано в компенсации расходов по переезду, поскольку переезд был осуществлён на автомобиле KIA SPORTAGE D4HA-BU459973, для которого отсутствуют нормы расхода топлива, установленные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», а также в связи с невозможностью определения стоимости для выплаты компенсации проезда.

Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовое уведомление, отчеты об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, в заседание судебной коллегии не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, об уважительных причинах неявки не уведомили. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно статьи 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и. компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в части 6 статьи 35 названного Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 35 данного Закона лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части 6 статьи 35, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1351 утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей (далее по тексту - Правила).

Пункт 5 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1351, установлено, что компенсация производится на основании документов, подтверждающих стоимость и категорию проезда, выданных транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом (далее - транспортная организация), в пределах, установленных пунктом 3 настоящих Правил.

Согласно пункту 6 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий. по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и членов семьи пенсионера и стоимости провоза багажа личным автомобильным транспортном производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе, базовых норм расхода топлива для автомобилей, общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к новому месту жительства.

Согласно пункту 7 Правил, заявление о компенсации пенсионер подает после осуществления переезда в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства, в котором находится его выплатное дело.

Согласно подпункту «е» пункта 10 Правил к заявлению о компенсации должны быть приложены документы, подтверждающие, что пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили проезд к новому месту жительства и провоз багажа личным транспортом и пенсионером фактически произведены расходы на оплату стоимости указанного проезда (правоустанавливающие документы, чеки автозаправочных станций на оплату топлива).

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд апелляционной инстанции установил, что Лаврененко А.Б., Дата изъята года рождения, является пенсионером по старости с 07.06.2010.

Лаврененко А.Б. проживал и работал в г. Железногорск-Илимский, отнесенном к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в октябре 2019г. выехал из г. Железногорск-Илимский на постоянное место жительство в г. Иркутск, с 20.09.2019 зарегистрирован по месту жительства: <адрес изъят>, р.<адрес изъят>.

В связи с выездом в 2019 году из г. Железногорск-Илимский Иркутской области на постоянное место жительства в г. Иркутск истец Лаврененко А.Б. понес расходы, связанные с переездом и провозом багажа, в размере 12160 руб.

Решением ГУ-УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) от 19.12.2019 № 75 Лаврененко А.Б. отказано в возмещении компенсации данных расходов, в связи с отсутствием для автомобиля KIA SPORTAGE D4HA-BU459973 (бензиновый) норм расхода топлива, установленных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»; кассовые чеки на сумму 900 руб. и 440 руб. нечитаемые.

В подтверждение понесенных расходов Лаврененко А.Б. представлены следующие документы: договор № БР-917 от 10.10.2019 на перевозку грузов, накладная № БР-917 от 10.10.2019; акт о приемке выполненных работ № БР-917 от 10.10.2019; справка АО «Федеральная пассажирская компания» № 155 от 30.10.2019; квитанция к приходному кассовому ордеру № 93 от 10.10.2019; чеки; паспорт транспортного средства.

Согласно договору № БР-917 на перевозку грузов, заключенному между ИП Масленниковым А.В. (Экспедитор) и Лаврененко А.Б. (Клиент), экспедитор в течение срока действия настоящего договора обязуется от своего имени, но по поручению и за оплату Клиента выполнять и организовывать следующие транспортно-экспедиционные услуги: перевозка грузов по территории РФ в пункт назначения, указанный Клиентом; передача груза в пункте назначения Клиенту или уполномоченному им лицу – Грузополучателю; хранение грузов; дополнительная упаковка; доставка груза до/от склада Экспедитора; иные услуги, осуществляемые в рамках настоящего договора (п.2.1).

Характер груза: домашние вещи, 58 мест, вес 1000 кг, объем 10м3 (п.2.4).

Маршрут перевозки: г. Железногорск-Илимский (Иркутская область) – г.Иркутск (п.2.5).

Стоимость перевозки составляет: 15000 руб. (п.2.7).

В соответствии с квитанцией к приходному кассовому ордеру № 93 от 10.10.2019, Лаврененко А.Б. оплачено по договору № БР-917 от 10.10.2019 15000 руб.

Таким образом, перевоз багажа был произведен автомобильным транспортом на основании заключенного между Лаврененко А.Б. и ИП Масленниковым А.В. договора.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что возмещению подлежат фактически произведенные расходы, но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

Согласно справке АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК») Восточно-Сибирский филиал – пассажирское вагонное депо Иркутск (Восточно-Сибирское железнодорожное агентство) № 155 от 30.10.2019, стоимость провоза 10 кг. багажа на железнодорожном транспорте в октябре 2019г. от ст. Коршуниха до ст. Иркутск-Пассажирский составляла 96,30 руб.

Следовательно, размер возмещения провоза багажа в связи с переездом из района Крайнего Севера из г. Железногорск-Илимский в г. Иркутск на 1 выезжающего составит 9 630 руб. (1000кг. х 9,63).

Кроме того, в связи с проездом на автомобильном транспорте с г. Железногорск-Илимский до г.Иркутска, истцом понесены расходы на оплату автомобильного топлива в размере 2530 руб.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о взыскании с ответчика понесенных истцом расходов, связанных с переездом, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 35 Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и. компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», - п. п. 6, 7, 10 Правил, компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственно-пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1351, исходил из того, что истец представил правоустанавливающий документ на транспортное средство и в судебном заседании были исследованы и приобщены оригиналы чеков автозаправочных станций, подтверждающих произведенные расходы на оплату топлива. При этом методические рекомендации норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, определяют нормативный расход топлива на конкретные марки автомобилей. В п. 5 Методических рекомендаций указано, что для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (например, одинаковые технические характеристики двигателя, коробки передач) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, может быть установлена базовая норма расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели.

Базовый расход топлива автомобиля KIA SPORTAGE с характеристиками, аналогичными характеристикам автомобиля истца, составляет 9,3 литров на 100 км.

Расстояние от г. Железногорск-Илимский до г. Иркутска составляет 855 км, что подтверждается информацией сайта https://www.avtodispetcher.ru/distanse,оснований сомневаться в достоверности представленной информации у суда не имеется. В данной информации приведен подробный расчет километража с указанием населенных пунктов по маршруту г. Железногорск-Илимский – г. Иркутск, протяженности расстояний между населенными пунктами и времени в пути.

Таким образом, расход топлива на маршрут г. Железногорск-Илимский – г. Иркутск для автомобиля KIA SPORTAGE – 52,99 литров (9,3л/100км х 855км)/100) = 79,5л х 47,75 = 3 796 руб.

Согласно кассовому чеку № 43010 от 12.10.2019, Лаврененко А.Б. приобрел топливо в количестве 20 литров стоимостью 47,50 руб. за литр, на общую сумму 950 руб.

Согласно кассовому чеку № 00397 от 12.10.2019, Лаврененко А.Б. приобрел топливо в количестве 12,99 литров стоимостью 48,50 руб. за литр, на общую сумму 630 руб.

Согласно кассовому чеку № 00098 от 12.10.2019, Лаврененко А.Б. приобрел топливо в количестве 10 литров стоимостью 51 руб. за литр, на общую сумму 510 руб.

Согласно кассовому чеку от 12.10.2019, Лаврененко А.Б. приобрел топливо в количестве 10 литров стоимостью 44 руб. за литр, на общую сумму 440 руб.

Истцом заявлены требования о взыскании компенсации за проезд, исходя из фактически понесенных расходов на сумму 2530 руб. (440+510+950+630).

Данную сумму, проверив расчет истца, суд посчитал возможным взыскать с ответчика, с учетом представленных доказательств фактически понесенных расходов на бензин.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующим нормам закона.

Как установлено судом, истец представил в пенсионный орган правоустанавливающий документ и чеки автозаправочных станций на оплату топлива. Предоставление иных документов, кроме указанных в Правилах, в частности, документа, подтверждающего норматив расхода топлива к определенной модели транспортного средства, не предусмотрено, следовательно, у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в компенсации расходов связанных с переездом истца из г. Железногорска-Илимского.

Поскольку в соответствии с законом истец обладает правом на компенсацию фактически произведенных им расходов по оплате проезда к месту постоянного жительства, то реализация его права не может быть поставлена в зависимость от способа перевозки личных вещей, в ином случае нарушается конституционное равенство прав и свобод человека и гражданина.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неверно применил нормы расхода топлива, установленные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»для автомашины на которую невозможно определить стоимость для выплаты компенсации проезда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, несостоятельны, поскольку опровергаются совокупностью представленных и надлежащим образом исследованных доказательств, фактически повторяют доводы возражений на исковые требования и выражают субъективную точку заявителя на то, как должно быть рассмотрено настоящее дело и оценены собранные по делу доказательства, в связи, с чем не влекут отмену постановленного судебного акта.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 26 февраля 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья – председательствующий

И.И. Губаревич

Судьи

В.В. КоваленкоН.А. Сальникова