Судья Егоров Д.К.
Судья-докладчик Сальникова Н.А. по делу № 33-6477/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2020 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Губаревич И.И.,
судей Васильевой И.Л., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Рец Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1101/2020 по иску Нефедова Б.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области об обязании осуществить перерасчет размера начисленной пенсии за выслугу лет с учетом периодов государственной гражданской службы,
по апелляционной жалобе Нефедова Б.П., представителя истца Фатькина В.Н. на решение Усольского городского суда Иркутской области от 28 мая 2020 года,
установила:
Нефедов Б.П. обратился в суд к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области (далее ГУ – УПФ РФ в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области), в обоснование исковых требований указал, что с 23.04.2001 является получателем страховой пенсии по старости. Общий стаж трудовой деятельности составляет 53 года. Проработав в Мишелёвском лесничестве с 10.06.1971, он являлся государственным гражданским служащим, и на него были возложены обязанности, способствующие осуществлению функций государственного управления. Трудовая деятельность в Мишелёвском лесничестве началась с 10.06.1971, куда он принят на должность техника лесовоза, с 01.11.1973 переведён мастером леса 1-ой группы лесов, с 15.09.1985 переведён помощником лесничего Мишелёвского лесничества, с 25.08.1990 переведён исполняющим обязанности лесничего, с 30.12.1994 назначен лесничим. Усольский лесхоз 05.05.2005 переименован в ФГУ «Усольский лесхоз», 17.01.2007 ФГУ «Усольский лесхоз» переименован в ОГАУ «Усольский лесхоз». 09.01.2008 истец по приказу переведен начальником участка «Мишелёвский», а 30.09.2010 уволен по своей инициативе в связи с выходом на пенсию. Считает, что пенсия по старости, без учета и включения в стаж указанных периодов работы в лесничестве, как государственного гражданского служащего, ему была начислена и рассчитана незаконно.
Истец просил суд возложить обязанность на ГУ – УПФ РФ в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области произвести перерасчет размера начисленной пенсии за выслугу лет с учетом включенных периодов государственной гражданской службы с 01.11.1973 по 30.09.2010.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 28.05.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Нефедов Б.П., представитель истца Фатькин В.Н. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы истец и его представитель указывают, что пунктом 2 Указа Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет засчитываются периоды службы (работы), которые до вступления в силу настоящего Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) федеральным государственным гражданским служащим в указанный стаж.
Поскольку до вступления в силу вышеуказанному Указа, в соответствии с пп. «г» раздела VIII Приложения № 1 к Положению об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности РФ и государственные должности федеральной государственной службы», утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.11.1999 № 1233, в стаж государственной гражданской службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, подлежали включению периоды работы до 31.12.1991 в лесхозах и в лесокомбинатах министерств и ведомств лесного хозяйства СССР и после этой даты до увольнения работника, но не позднее завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств.
В связи с чем настаивают на том, что периоды работы истца с 01.11.1973 в должности мастера леса, с 15.09.1985 помощника лесничего Мишелевского лесничества, с 25.08.1990 исполняющего обязанности лесничего, с 30.12.1994 лесничего, с 09.01.2008 начальника участка «Мишелевский» подлежат включению в стаж государственной гражданской службы истца, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ОГКУ «УСЗН по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району» Воронина Е.В., представитель ГУ – отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области Викулова О.П., представитель ГУ- УПФ РФ в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области Мишакова Е.В. просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, отчеты об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, в заседание судебной коллегии не явились истец, представитель третьего лица. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., выслушав объяснение представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области и представителя третьего лица Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области – Викуловой О.П. действует на основании доверенности № ВГ-09/10767 от 23.12.2019, сроком по 31.12.2020, доверенности № НК-09/19401 от 27.12.2019, сроком по 31.12.2020, поддержавшей возражение на доводы апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Государственным гражданским служащим в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 19 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. При этом в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих засчитываются периоды службы (работы), которые до вступления в силу Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) федеральным государственным гражданским служащим в указанный стаж (п. 2).
В силу положений Закона Иркутской области от 29.12.2007 № 152-оз «О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области» право на пенсию за выслугу лет предоставляется гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области и непосредственно перед увольнением по основанием, предусмотренным пунктами 1-3, 7-9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отработавшим на должностях областной гражданской службы не менее двенадцати полных месяцев.
Решение о назначении пенсии за выслугу лет и расчет размера пенсии принимается на основании письменного заключения министерства труда и занятости Иркутской области о наличии стажа замещения должностей областной гражданской службы, дающего право на пенсию за выслугу лет и справки о размере оклада месячного денежного содержания областного гражданского служащего.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.05.2017 № 436н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, правил обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, и правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты» установлен порядок назначения пенсии федерального государственного служащего, определен перечень необходимых документов и правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Суд апелляционной инстанции установил, что истец Нефедов Б.П. является получателем страховой пенсии по старости в ГУ – УПФ РФ в Усольском районе Иркутской области с 23.04.2001, ему назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При назначении пенсии учтены следующие периоды трудовой деятельности: с 09.07.1957 по 26.08.1960, с 27.08.1960 по 12.08.1961, с 07.09.1961 по 08.06.1971, с 10.06.1971 по 22.04.2001, в том числе периоды работы в Мишелёвском лесничестве.
11.03.2020 истец обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району» с заявлением о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы, пересчёта пенсионных накоплений.
Решением № 1 от 18.03.2020 Нефедову Б.П. отказано в назначении меры социальной поддержки «Пенсия за выслугу лет» по причине отсутствия права на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 2 Закона №152-оз.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании собранных доказательств, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания пенсионного органа осуществить перерасчет размера начисленной истцу пенсии за выслугу лет в отсутствие доказательств включения в стаж государственной гражданской службы спорного периода осуществления истцом трудовой деятельности в органах лесного хозяйства с 0.11.1973 по 30.09.2010.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорные периоды работы в лесхозе должны быть включены в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии по выслуге лет в связи с тем, что в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства (Постановление Совета Министров СССР от 04.04.1947 № 856, Совета Министров РСФСР от 14.11.1961 № 1565) лесхозы осуществляли отдельные функции государственного управления, относились к Министерству лесного хозяйства РСФСР и являлись первичным органом управления гослесфондом в границах территории предприятия, нельзя признать состоятельным в силу следующего.
Подпункт «г» пункта 13 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2002 № 1413 позволял включать в стаж государственной гражданской службы периоды службы в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Данный Перечень утратил силу в связи с изданием Президентом Российской Федерации Указа от 20.09.2010 № 1141.
Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.
В пункте 17 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141, предусмотрено включение в стаж государственной службы должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей, замещаемых на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31.12.1991.
Согласно п. 1 Общего положения о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденного приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 08.01.1971 № 6, лесхозы, лесокомбинаты и леспромхозы являлись предприятиями, осуществляющими в лесах государственного значения комплекс производственных, лесохояйственных и лесозаготовительных работ, а также переработку древесины.
По своему правовому статусу лесхозы относились к предприятиям, соответственно периоды осуществления трудовой деятельности на данном предприятии не могли быть включены в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Иркутской области.
То обстоятельство, что лесхозы, в которых истец осуществлял трудовую деятельность, подчинялись в своей деятельности (в соответствии с Общим положением о лесхозах) управлениям лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР в области, не свидетельствует о том, что спорные периоды работы должны быть включены в специальный стаж истца.
При этом ссылка в апелляционной жалобе на ранее действовавшие нормативно-правовые акты не может быть принята во внимание в силу следующего.
Постановление Совета Министров СССР от 04.04.1947 № 856 утратило силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 16.08.1977 № 748, постановления Совмина РСФСР от 14.11.1959 № 1820 утратило силу, кроме пунктов 12 и 13, в связи с изданием постановления Совета Министров СССР от 16.08.1977 № 748, постановлением Совета Министров РСФСР от 28.12.1961 № 1565 утверждены Положение о Главном управлении лесного хозяйства и охраны леса при Совете Министров РСФСР, Положение об инспекциях лесного хозяйства и охраны леса Главлесхоза РСФСР; Положение об управлениях лесного хозяйства и охраны леса Главлесхоза РСФСР. Более того, перечисленные нормативные акты не определяли организационно-правовой статус лесхозов.
Кроме того, в трудовой книжке на имя истца отсутствуют записи о том, что он был принят на государственную гражданскую службу Иркутской области, либо уволен с государственной гражданской службы Иркутской области. Согласно информации Министерства лесного комплекса Иркутской области от 30.08.2019 № 02-91-10314/19, должности государственной гражданской службы Иркутской области истец не замещал. При этом каких-либо доказательств обратного суду первой инстанции не представлено, не представлено таких доказательств и апелляционной инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с оценкой доказательств, представленных в обоснование заявленных требований. Данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении. Оснований для иной оценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, у судебной коллегии не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст.330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 28 мая 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья – председательствующий | И.И. Губаревич |
Судьи | И.Л. ВасильеваН.А. Сальникова |