НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 21.04.2016 № 33-4972/2016

Судья Алферьевская С.А.

Судья-докладчик Ринчинов Б.А.

По делу № 33-4972/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 апреля 2016 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Николаевой Т.В.,

судей Жилкиной Е.М., Ринчинова Б.А.,

при секретаре Деревцовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Б.М. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области о признании незаконным расчета по применению ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при назначении пенсии за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы,

по апелляционной жалобе истца Петрова Б.М.

на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 10 февраля 2016 года,

установила:

В обоснование исковых требований указано, что истец является бывшим работником Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. С Дата изъята получает пенсию, как федеральный государственный гражданский служащий имеет доплату к трудовой пенсии за выслугу лет (стаж федеральной государственной гражданской службы составляет 33 года и 11 месяцев). Согласно ответу Пенсионного Фонда РФ от Дата изъята по состоянию на (данные изъяты) сумма его пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости (в том числе фиксированного базового размера) составляет с (данные изъяты) (последнее повышение) – 14 597 руб. 78 коп. (1500 руб. х 2,8 х 1,5 х 1,2 х 1,11 х 1,15 х 1,1 х 1,15 х 1,09 х 1,09 х 1,06 х 1,055 х 1,2 х 75%). Из 14 597 руб. 78 коп. вычитается фиксированный базовый размер трудовой пенсии (4262 руб. 18 коп. - 2012 год ) и страховая часть трудовой пенсии (5369 руб. 90 коп. - 2012 год), оставшаяся часть 5357 руб. 75 коп. - пенсия за выслугу лет. По информации Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области суммы ежемесячных выплат с 01.03.2015 составляет: 17 451 руб. 89 коп. (в том числе страховая пенсия по старости 9989 руб. 19 коп. (с учетом суммы валоризации пенсионных прав - 2854 руб. 11 коп.) + фиксированная выплата к страховой пенсии - 5698 руб. 67 коп. + пенсия за выслугу лет - 1764 руб. 03 коп.). Таким образом, с каждым последующим увеличением фиксированного базового размера пенсии или страховой части пенсии уменьшается размер пенсии за выслугу лет. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим устанавливается в виде доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), до определенного уровня. Если размер пенсии превышает сумму, определенную в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы (либо равен этой сумме), то выплачивается только трудовая пенсия. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие, имеющие не менее пяти лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет. На основании действующего законодательства РФ, имея полное право на пенсию за выслугу лет и отработав максимальный стаж государственной гражданской службы, в будущем истец утрачивает право на получение пенсии за выслугу лет.

На основании изложенного, истец просил суд признать незаконным расчет Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области Номер изъят по применению ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при назначении пенсии за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы.

В судебном заседании истец Петров Б.М., его представитель Жуганов В.Н. заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области Давыдова Л.Е. требования Петрова Б.М. не признала, в удовлетворении иска просила отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 10.02.2016 исковые требования Петрова Б.М. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Петров Б.М. просит об отмене решения суда, указав на то, что судом не дана оценка доводам искового заявления об уменьшении его пенсии за выслугу лет при повышении базового размера пенсии или страховой части пенсии. Если размер пенсии превышает сумму, определенную в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы (либо равен этой сумме), то выплачивается только трудовая пенсия. На основании действующего законодательства, имея полное право на пенсию за выслугу лет и отработав максимальный стаж государственной гражданской службы, истец в будущем утрачивает право на получение пенсии за выслугу лет.

Суд посчитал, что ответ ответчика от Дата изъята не является решением пенсионного органа о перерасчете размера пенсии, однако пенсионный орган не дал аргументированного обоснования размера его пенсии.

Суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истца о привлечении ПФ РФ в качестве соответчика, хотя ПФР по Иркутской области имеет все полномочия по разрешению ситуации, изложенной в исковом заявлении. Суд не дал оценку информации, предоставляемой ПФР по Иркутской области в ПФ РФ. Считает, что суд нарушил принцип равноправия сторон.

Соглашаясь с правильностью расчета пенсии, представленного ответчиком, суд не применил пункты 1 и 2 ст. 27 ФЗ РФ № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Заслушав доклад судьи Ринчинова Б.А., объяснения истца Петрова Б.М., его представителя Жуганова В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, просивших об отмене решения суда, представителя ответчика Давыдовой Л.Е., согласившейся с решением суда, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В силу п. 2 ст. 3 указанного закона гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Пунктом 3 ст. 2 закона предусмотрен перечень лиц, которые имеют право на одновременное получение двух пенсий.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со ст. 21 этого Федерального закона.

Пунктом 3 ст. 14 Закона регламентировано, что при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном п. 1 настоящей статьи, не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер доли страховой пенсии, установленной и исчисленной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», а также суммы повышений размеров страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, восстановлении выплаты указанной пенсии или назначении указанной пенсии вновь после отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 27 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в ст. 4 настоящего Федерального закона, которым пенсия назначена до вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсия пересчитывается по нормам, предусмотренным настоящим Федеральным законом. В случае, если размер ранее назначенной пенсии (для отдельных категорий пенсионеров, получающих в соответствии с законодательством Российской Федерации одновременно две пенсии, - сумма двух пенсий) превышает размер пенсии, полагающийся по нормам настоящего Федерального закона, пенсия, назначенная в соответствии с настоящим Федеральным законом, выплачивается в прежнем более высоком размере.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2003 № 247 в целях реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что назначение федеральным государственным служащим пенсии за выслугу лет и перерасчет ее размера осуществляются Министерством труда и социального развития Российской Федерации до 01.10.2003. На Пенсионный фонд Российской Федерации возложено: а) с 01.01.2003 осуществление выплаты и организацию доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих; с 01.10.2003 назначение федеральным государственным служащим пенсии за выслугу лет и перерасчет ее размера.

Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 № 44 утверждены Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, которые регулируют процедуру обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, процедуру рассмотрения заявлений о назначении (приостановлении, возобновлении) пенсии за выслугу лет, определяют порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим.

В соответствии с положениями названных Правил принятие решений о назначение пенсии за выслугу лет или об отказе в ее назначении, о перерасчете размера пенсии, о приостановлении и возобновлении ее выплаты относится к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу п. 18 Правил пенсия за выслугу лет выплачивается одновременно с трудовой пенсией по старости (инвалидности) органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании поручения Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с ч. 20 ст. 21 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Из материалов дела следует, что Петров Б.М. является получателем страховой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет в соответствии с ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ответу Пенсионного Фонда Российской Федерации от Дата изъята в соответствии с ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» общая сумма пенсии Петрова Б.М. за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости без учета сумм, предусмотренных пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», составляет (данные изъяты) в месяц с Дата изъята .

В (данные изъяты) Петров Б.М. обратился в Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области по вопросу расчета пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и порядка ее выплаты.

По результатам рассмотрения обращения Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области Петрову Б.М. дан ответ от Дата изъята .

В ответе со ссылкой на ст. 14 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» разъяснено, что размер пенсии за выслугу лет федерального гражданского служащего, полагающийся непосредственно к выплате пенсионеру, определяется как разница между назначенной суммой пенсии за выслугу лет и страховой пенсией по старости. При увеличении размера страховой пенсии (в том числе с учетом индексации) соответственно снижается размер пенсии за выслугу лет, полагающийся к выплате. При этом в случае, если размер страховой пенсии превышает пенсию за выслугу лет либо равен этой сумме, то выплачивается только страховая пенсия.

В ответе указано, что выплата Петрову Б.М. пенсии за выслугу лет производится правильно, с учетом страховой пенсии по старости. Размер пенсии за выслугу лет после последнего повышения (с 01.12.2013) составляет 14597,78 руб. Эта сумма выплачивается за минусом страховой пенсии по старости. С 01.02.2015 размер страховой пенсии по старости составляет 15687,86 руб., в том числе фиксированная выплата 5698,67 руб., сумма валоризации 2854,11 руб. При определении размера выплаты пенсии за выслугу лет из пенсии за выслугу лет (14597,78 руб.) вычитается страховая пенсия за минусом суммы валоризации (15687,86 руб. – 2854,11 руб. = 12833,75 руб.), к выплате получается 1764,03 руб. (14597,78 руб. – 12833,75 руб.).

Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, оценив представленные по делу доказательства и проверив расчет, приведенный в ответе от Дата изъята , исходил из правильности расчета пенсии истца, произведенного в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», регламентирующей порядок определения размера пенсий федеральных государственных гражданских служащих, а также того, что ответ Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области от Дата изъята не является решением пенсионного органа о назначении либо отказе или перерасчете пенсии, носит разъяснительный характер и не может быть оспорен в судебном порядке.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права, подлежащего применению к спорным правоотношениям.

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области представило на заявление истца подробный ответ, носящий разъяснительный характер, не являющийся решением о назначении, перерасчете или выплате пенсии, обжалуемым в судебном порядке в соответствии с требованиями п. 20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Вопреки доводам апелляционной жалобы, ходатайств о привлечении в качестве соответчика Пенсионного Фонда Российской Федерации стороной истца не заявлялось. В привлечении в качестве соответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Свердловскому округу г. Иркутска судом обоснованно отказано, так как истцом обжаловался только ответ Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области от Дата изъята .

Не является основанием для отмены решения суда и неприменение пунктов 1 и 2 ст. 27 Федерального закона № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Определении от 24.09.2013 № 1375-О, п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона в системной связи с п. 2 той же статьи, не допускающим снижения уровня пенсионного обеспечения граждан при пересмотре их пенсий с 1 января 2002 года по нормам названного Федерального закона, не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя при отсутствии доказательств снижения размера пенсии истца при перерасчете с 1 января 2002 года.

Юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 10 февраля 2016 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Петрова Б.М. – без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Николаева

Судьи Е.М. Жилкина

Б.А. Ринчинов