1 -я инстанция - судья Болденков Е.Ю. По делу № 33а-15687/2016
Судья-докладчик Папуша А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2016 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,
судей Папуши А.С., Гусаровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью «ТРЭК» к администрации муниципального образования г. Братска о признании постановления администрации муниципального образования города Братска от 30 ноября 2015 года №2720 «Об установлении долгосрочных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования города Братска на период 2016-2018 годов» недействующим в части установления тарифов на 2016-2018 года для категории «прочие потребители» с момента его официального опубликования, а также общества с ограниченной ответственностью «Жилищный трест» к администрации муниципального образования города Братска о признании постановления администрации муниципального образования города Братска от 30 ноября 2015 года № 2720 «Об установлении долгосрочных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования города Братска на период 2016-2018 годов» недействующим,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «ТРЭК» на решение Братского городского суда Иркутской области от 08 сентября 2016 года,
У С Т А Н О В И Л А:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилищный трест», являясь с 01 января 2015 года фактическим потребителем услуг водоснабжения и водоотведения Муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» (далее по тексту МП «ДГИ») обратилось в Братский городской суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования города Братска о признании недействующим постановления администрации муниципального образования города Братска от 30 ноября 2015 года № 2720 «Об установлении долгосрочных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования города Братска на период 2016-2018 годов».
В обоснование заявленных требований ООО «ТРЭК» указало, что МП «ДГИ» создано 01 июня 2011 г.
С 01 апреля 2014 г. МП «ДГИ» на основании договора субаренды муниципального имущества <номер изъят> от 28 марта 2014 г., договора аренды муниципального имущества <номер изъят> от 22 сентября 2014 г. осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению всех объектов города Братска.
В силу статьи 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» холодное водоснабжение и водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406) регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
30 ноября 2015 г. администрацией города Братска, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Законом Иркутской области от 06.11.2012 № 114-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения», а также протоколом комиссии по регулированию тарифов от 10.11.2014 г., принято Постановление № 2720, в соответствии с которым установлены и введены в действие тарифы на холодную воду и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования города Братска на 2016-2018 годы.
Согласно постановлению администрации города Братска Иркутской области от 30 ноября 2015 г. № 2720 «Об установлении долгосрочных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования города Братска на период 2016 – 2018 годов» тариф на холодную (питьевую) воду с 01.01.2016 г. составил - 14,12 руб. за кубический метр (без НДС), на водоотведение - 11,69 руб. за кубический метр (без НДС).
С 01.07.2016 г. тарифы составят: на холодную (питьевую) воду - 15,35 руб. за кубический метр (без НДС), на водоотведение - 12,70 руб. за кубический метр (без НДС).
Общество с ограниченной ответственностью «ТРЭК» является потребителем услуг водоснабжения и водоотведения МП «ДГИ» с 01 мая 2015 г. Внастоящее время МП «ДГИ», являясь гарантирующей организацией водопроводно-канализациониого хозяйства города Братска, на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01 мая 2015 г. <номер изъят> осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение <адрес изъят>, абонент ООО «ТРЭК».
В силу пункта 6 договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01 мая 2015 г. <номер изъят>, оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406) тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: 1) методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ; 2) методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги; 3) методом доходности инвестированного капитала. Понятие необходимой валовой выручки дано в статье 2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406). В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
В силу пункта 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406) при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю; б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
В тарифе на услуги водоснабжения (вода питьевая) для МП «ДГИ» администрацией города Братска учтены в полном объеме следующие расходы предприятия: реагенты, затраты на покупную электрическую энергию, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, аренда основных фондов, ремонт и техническое обслуживание основных средств, покупная вода, прочие прямые затраты, цеховые расходы, общеэксплуатационные расходы и др.; в тарифе на услуги водоотведения для МП «ДГИ» - реагенты, затраты на покупную электрическую энергию, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, аренда основных фондов, ремонт и техническое обслуживание основных средств, услуги по очистке стоков, прочие прямые затраты, цеховые расходы, общеэксплуатационные расходы и др.
ООО «ТРЭК» полагало, что при установлении тарифов на холодную воду и водоотведение для МП «ДГИ» на 2015 г. администрацией города Братска были нарушены положения Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406) и Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части включения в тариф расходов, связанных с приобретением МП «ДГИ» товаров (работ, услуг) по завышенным ценам и в завышенных объемах.
Административный истец считал, что в тариф на холодную воду и водоотведение для МП «ДГИ» на 2015 г., утвержденный постановлением администрации города Братска Иркутской области от 30 ноября 2015 г. № 2720 «Об установлении долгосрочных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования города Братска на период 2016-2018 годов» включены экономически необоснованные расходы предприятия.
Так, в тариф, установленный обжалуемым актом включены расходы на аренду муниципального имущества и муниципальных земель.
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Таким образом, в расчет необходимой валовой выручки для МП «ДГИ» должна быть учтена не вся сумма налога, а только сумма амортизации, подлежащая начислению на основные средства собственником имущества и сумма обязательных платежей, которые собственник имущества уплачивает в связи с владением.
На основании пункта 38 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н, далее по тексту - Инструкция № 157н) к бюджетному учету в качестве основных средств принимаются материальные объекты имущества, переданные учреждению на праве оперативного управления для выполнения им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций), либо для управленческих нужд учреждения. Что касается имущества, составляющего муниципальную казну (то есть имущества, не переданного в оперативное управление или в хозяйственное ведение), то такое имущество согласно Инструкции № 157н не является объектом бюджетного учета в составе основных средств (счет 10100 «Основные средства»), а учитывается в качестве объектов нефинансовых активов имущества казны (счет 100800 «Нефинансовые активы имущества казны»).
Административный истец считает, что составляющее муниципальную казну имущество не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, и, следовательно, к недвижимому имуществу, составляющему муниципальную казну, не применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 пункта 94 Инструкции № 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется. Исходя из указанного, расходы на аренду муниципального имущества не могут быть включены в тариф регулируемого предприятия.
С учетом уточнения исковых требований ООО «ТРЭК» просит признать постановление администрации МО г. Братска Иркутской области от 30.11.2015 года № 2720 «Об установлении долгосрочных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования г. Братска на период 2016-2018 годов» недействующим в части установления тарифов на 2016-2028 года для категории «прочие потребители» с момента его официального опубликования.
Общество с ограниченной ответственностью «Жилищный трест» в обоснование своих административных исковых требований указало, что в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Законом Иркутской области от 06.11.2012 № 114-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения», Администрация муниципального образования города Братска Постановление № 2540 от 19.11.2014 утвердила тарифы на холодную воду и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры муниципального образования города Братска с 1 января 2015 г. по 31.12.2015 год, а постановлением № 2720 от 30.11.2015 г. утвержден тариф на холодную воду и водоотведение на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вне зависимости от выбранного метода регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые предусмотрены п. 30 указанного закона (метод экономически обоснованных, расходов (затрат): метод доходности инвестированного капитала; метод индексации; метод сравнения аналогов) в состав тарифа входят расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Администрация города Братска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Братска заключила договор аренды муниципального имущества коммунального назначения <номер изъят> от 22.09.2014 г. с муниципальным предприятием «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования города Братска. Объектом передачи явился имущественный комплекс объектов водоснабжения и водоотведения на территории г. Братска. Соответственно, размер арендной платы имущества коммунального назначения был учтен при определении тарифов, утвержденных спорным постановлением № 2720 от 30.11.2015г.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы Иркутской области <номер изъят> от 22 июля 2016 по делу <номер изъят> по заявлению ООО «Жилищный трест», <данные изъяты> на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска по предоставлению в аренду без проведения торгов муниципального имущества по договору <номер изъят> от 22.09.2014 г. установлено нарушение антимонопольного законодательства по ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора аренды <номер изъят> от 22.09.2014 г. с МП «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования города Братска без проведения конкурентной процедуры на срок, превышающий оставшийся срок субаренды переданного имущества.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы Иркутской области договор аренды <номер изъят> от 22.09.2014 г. признан недействительным. В соответствии с п. 10.1 Постановления Пленума ВАС № 30 от 30.06.2008г. (в редакции Постановления ВАС № 52 от 14.10.2010 г.) датой принятия решения является дата изготовления решения по делу в полном объеме, которая не может быть установлена позднее 10 рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
По мнению административного истца, признание договора аренды недействительным влечет за собой недействительность установленных тарифов, так как в соответствии с Федеральным законом № 406 в структуре тарифа содержатся расходы, по аренде имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения, переданных по договору <номер изъят> от 22.09.2034г., а, следовательно, недействительность нормативных актов - постановлений администрации МО г. Братска № 2540 от 19.13.2014 г., № 2720 от 30.11.2015 г.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Жилищный трест» ФИО2 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования г. Братска ФИО3 исковые требования ООО «ТРЭК», ООО «Жилищный трест» не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица МП «ДГИ» ФИО4 исковые требования ООО «ТРЭК», ООО «Жилищный трест» не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, считает изложенные в исковом заявлении доводы необоснованными.
Решением суда в удовлетворении исковых требований ООО «ТРЭК» и ООО «Жилищный трест» к администрации муниципального образования города Братска отказано.
На решение суда ООО «ТРЭК» подана апелляционная жалоба, в которой оно просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
В апелляционной жалобе ООО «ТРЭК» указывает, что суд в решении пришел к ошибочному выводу о том, что расходы на арендную плату, включенные в состав тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МП «ДГИ» являются экономически обоснованными, признав доводы административного истца ООО «ТРЭК» о том, что ранее начисленная амортизация не может приниматься в расчет расходов на аренду несостоятельными и противоречащими Инструкции № 157н.
Заявитель жалобы полагает, что, учитывая нормы пункта 44 Основ ценообразования, а также то, что амортизация на имущество казны не начисляется, налог на имущество и земельный налог муниципальным образованием не уплачивается, основания для включения в тариф расходов на аренду муниципального имущества по договорам аренды муниципального имущества отсутствуют.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что выводы суда в указанной выше части противоречат обстоятельствам административного дела, кроме того, по мнению заявителя, суд неправильно истолковал положения пункта 44 Основ ценообразования, предположив, что включению в тариф регулируемого предприятия подлежат расходы на аренду с учетом сумм амортизации арендованного имущества, начисленных за все время до включения имущества в муниципальную казну.
При утверждении тарифов для МП «ДГИ» административным ответчиком был использован метод индексации,что указано на странице первой заключения о результатах экспертизы материалов тарифного дела.
При регулировании тарифов методом индексации все расходы на аренду любых объектов движимого и недвижимого имущества оцениваются и включаются в тариф исключительно в порядке, определенном в п. 44 Основ ценообразования вне зависимости входят такие объекты в состав централизованных сетей водоснабжения (водоотведения) или нет.
Считают, что расходы на аренду имущества, не являющегося централизованными системами водоснабжения, также не подлежат включению в тариф МП «ДГИ» как экономически необоснованные.
Полагают, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению (Федеральный закон от 18.07.2011 года 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), и не применил закон, подлежащий применению (пункты 76, 65, 44 Основ ценообразования).
В материалы дела ответчиком не представлены расчеты сумм налогов и амортизации, то есть расходов на владение имуществом, которые арендодатели понесут в периоде регулирования. В связи с указанным, заявитель жалобы считает, что такие расходы не подлежали включению в тариф МП «ДГИ»
В противоречие с пунктом 2 части 4 статьи 180 КАС РФ суд не указал, на каких обстоятельствах и доказательствах основаны выводы суда об экономической обоснованности расходов на арендную плату за имущество, принадлежащее иным лицам.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела (не установил, несут ли иные лица расходы на владение имуществом. и не установил их размер), не применил закон, подлежащий применению - норму пункта 44 Основ ценообразования.
Затраты по статье «Земельный налог и арендная плата на землю» определены в соответствии с п. 3 раздела 2 Постановления администрации Иркутской области от 31.07.2008 г. № 213-па «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена».
Полагают, что расходы на арендную плату (аренда имущества и аренда земельных участков), включенные в состав тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МП «ДГИ», не являются экономически обоснованными.
Считают, что оснований для включения в тариф МП «ДГИ» затрат на оплату арендной платы за муниципальные земли не имеется.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что вывод суда о доказанности экономической обоснованности включения в тариф МП «ДГИ» расходов на капитальный ремонт не основан на законе.
Фактически суд указал, что утвержденная в установленном порядке производственная программа является единственным и достаточным доказательством экономической обоснованности расходов на капитальный ремонт МП «ДГИ» и на основании п. 17 Основ ценообразования значения расходов, заложенные в программу без всякой оценки подлежат включению в тариф регулируемого предприятия.
Исходя из анализа положений пунктов 22, 51, 60, 61, 76 Основ ценообразования заявитель приходит к выводу о том, что производственная программа является источником определения объема ремонтных работ при условии их экономической (технической, технологической) обоснованности, а расчетные цены для определения конкретного размера расхода на капитальный ремонт должны быть получены из источников, определенных в пункте 22 Основ ценообразования.
В материалах тарифного дела, представленных в суд ответчиком, не содержится сведений о том, из какого источника, определенного пунктом 22 Основ ценообразования, получены сведения о ценах работ, услуг и материалов необходимых для мероприятий по капитальному ремонту, предусмотренному производственной программой МП «ДГИ».
Заявитель жалобы полагает, что при разрешении дела судом не было учтено, что свидетель (<данные изъяты>), допрошенная судом первой инстанции, не смогла пояснить, из какого источника, предусмотренного пунктом 22 Основ ценообразования, получены сведения о расчетных значениях цен, исходя из которых расходы на капитальный ремонт были учтены в тарифе МП «ДГИ».
Исходя из чего заявитель жалобы считает, что расходы на капитальный ремонт не подлежали включению в тариф МП «ДГИ», а суд не применил закон подлежащий применению – положения пунктов 22, 51, 60, 61, 76 Основ ценообразования.
Полагает, что суд должен был проверить соответствие производственной программы требованиям Постановления Правительства РФ № 641 от 29.07.2013 г. и установить экономическую (техническую, технологическую) обоснованность объемов работ, включенных в производственную программу МП «ДГИ». Однако документы, послужившие основанием для включения тех или иных объемов работ по капитальному ремонту в производственную программу МП «ДГИ» (акты осмотра, заключения независимых специализированных организаций или иные документы) и подтверждающие необходимость проведения указанных в программе работ,в материалы дела не были представлены и судом не исследовались.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Администрация г. Братска, старший помощник прокурора г. Братска Крат О.Н., МП «ДГИ» считают решение суда законным и обоснованным, просят его оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав доклад по делу, объяснения представителя ООО «ТРЭК» ФИО1, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего решение по делу отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по данному административному делу.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что согласно договору <номер изъят> холодного водоснабжения и водоотведения, заключенного 01 мая 2015 года между МП «ДГИ» и ООО «ТРЭК» на срок с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года с ежегодным продлением (в случае, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях) МП «ДГИ» приняло на себя обязательство подавать абоненту ООО «ТРЭК» через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду <адрес изъят>, исходя из чего следует, что ООО «ТРЭК» является потребителем услуг водоснабжения и водоотведения МП «ДГИ».
Как следует из условий этого договора, оплата по настоящему договору осуществляется абонентом ООО «ТРЭК» по тарифам на питьевую воду и (либо) водоотведение, установленным в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
Судом установлено, что на момент заключения указанного выше договора установлен тариф на холодную воду и водоотведение для МП «ДГИ» согласно Постановлению от 19.11.2014 года № 2540 Администрации муниципального образования г. Братска с 01.12.2014 года по 31.12.2015 года следующие тарифы: тариф на холодную (питьевую) воду - 14,12 руб. за 1 куб.м. без НДС, тариф на водоотведение - 11,69 руб. за 1 куб.м. без НДС.
Постановлением администрации муниципального образования г. Братска об установлении долгосрочных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования г. Братска на период с 2016-2018 годов от 30.11.2015 года № 2720 установлены долгосрочные тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования г. Братска с календарной разбивкой согласно приложению № 1 к настоящему постановлению. Тарифы, установленные указанным выше постановлением, действуют с 01.01.2016 года по 31.12.2018 года.
Согласно приложению № 1 к постановлению Администрации муниципального образования г. Братска от 30.11.2015 № 2720 установлены следующие тарифы с 01.01.2016 года по 30.06.2016 года «прочие потребители»: на холодную питьевую воду - 14,12 руб. за 1 куб.м. без НДС, техническую воду - 14,07 руб. за 1 куб. м. без НДС, на водоотведение 11,69 руб. за 1 куб. м. без НДС.
Как следует из договора аренды муниципального имущества <номер изъят> от 22.09.2014 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска и МП «ДГИ», муниципальное имущество, переданное в аренду согласно перечню (приложение <номер изъят> к настоящему договору), являющееся частью централизованных систем водоснабжения и водоотведения г. Братска, договор действует с 21.09.2014 года до 24.03.2020 года. Данным договором установлена ежемесячная арендная плата в размере 1 011 999,04 рублей без учета НДС.
Согласно выписке из Реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования г. Братска балансовая стоимость переданного в аренду имущества составляет 1907617 254,65 рублей, амортизация составл, не согласившись с Постановлением Администрации МО города Братска Иркутской области от 30.11.2014 года № 2720, обратилось с административным иском в суд об оспаривании данного нормативного правового акта по основаниям нарушения процедуры принятия, а именно без осуществления анализа экономической обоснованности тарифов.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции проверены полномочия органа, утвердившего оспариваемые тарифы, соблюдение порядка принятия и опубликования обжалованного нормативного акта.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о соблюдении порядка принятия и опубликования оспариваемого постановления.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 06.11.2012 № 114-оз (в ред. от 08.12.2015) «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17.10.2012 № 48/28-ЗСН) органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Судом установлено, что 30 ноября 2015 года было принято постановление администрации города Братска Иркутской области № 2720 «Об установлении долгосрочных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования г. Братска на период с 2016-2018 годов, которое официально было опубликовано в газете «Братские вести» за № 81 (822) 02 декабря 2015 года.
В целях организации работы по рассмотрению материалов и выработке предложений по вопросам установления тарифов Постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 15.11.2012 года № 2510 создана комиссия по регулированию тарифов.
Судом установлено, что обжалованное постановление принято Администрацией г. Братска на основании протокола заседания комиссии по регулированию тарифов от 26.11.2015 года, утвержденного председателем комиссии по регулированию тарифов и заключения о результатах экспертизы материалов МП «Дирекция городской инфраструктуры» по установлению тарифов на холодную воду и водоотведение. Порядок формирования комиссии и проведения ее заседания соблюден. Заключение (решение) комиссии соответствует Федеральному закону от 7 декабря 2013 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Закону Иркутской области от 06.11.2012 года № 114-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения», Закону Иркутской области от 06.11.2012 № 114-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения».
Заключение по результатам экспертизы материалов, представленных МП «Дирекция городской инфраструктуры» по установлению тарифов на холодную воду и водоотведение дано созданной при администрации г. Братска комиссией после исследования представленных материалов и анализа экономической обоснованности расходов по отдельным статьям с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения произведен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов.
При рассмотрении дела судом были исследованы материалы тарифного дела, заключение о результатах экспертизы материалов МП «Дирекция городской инфраструктуры» по установлению тарифов на холодную воду и водоотведение, иные собранные по делу доказательства, оценив которые в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые тарифы сформированы на основе анализа технических и экономических особенностей данной регулируемой организации, исходя из величины необходимой валовой выручки. Экспертное заключение составлено на основании документов, предоставленных МП «ДГИ», перечень которых предусмотрен п. п. 16, 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, отвечает требованиям п. 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные п. 29 Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования.
Вопрос об установлении долгосрочных тарифов МП «ДГИ» был рассмотрен на заседании комиссии по регулированию тарифов 26.11.2015 года, после чего был подготовлен проект постановления администрации муниципального образования об установлении тарифов.
Проект постановления администрации муниципального образования и заключение о результатах экспертизы материалов МП «Дирекция городской инфраструктуры» по установлению тарифов на холодную воду и водоотведение были в соответствии с п. 31 Правил регулирования тарифов направлены для проверки и согласования в Службу по тарифам Иркутской области.
Обжалованные тарифы сформированы с учетом рекомендаций Службы по тарифам от 10.11.2015 года <номер изъят> о применении метода индексации при установлении долгосрочных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Предписаний со стороны Службы по тарифам Иркутской области ФСТ РФ по данному постановлению, обоснованности установлению обжалуемых тарифов в адрес администрации г. Братска не поступало.
Вместе с тем, из письма Службы по тарифам Иркутской области от 02.08.2016 года <номер изъят> в отношении постановления № 2710, поступившего в службу 11 декабря 2015 года, следует, что Службой был проведен анализ на предмет соблюдения сроков установления тарифов, осуществления перехода к государственному регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, а также была проведена оценка роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Рост тарифов., установленных постановлением № 2720 для потребителей, исключая население, составляет с 1 июля 2016 года: на питьевую воду - 108,7 %, на техническую воду - 108,7 %, на водоотведение - 106,7 %, что не превышает рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2016 год в размере 108,7, заложенный в базовый вариант Сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктуры сектора, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством РФ, проверка экономической обоснованности тарифов не проводилась.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции были проверены доводы административных истцов, положенные ими в обоснование заявленных исковых требований о нарушении положений Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части включения в тариф расходов, связанных с приобретением МП «ДГИ» товаров (работ, услуг) по завышенным ценам и в завышенных объемах, необоснованном включении в тариф расходов на аренду муниципального имущества, расходов на аренду имущества, принадлежащего иным лицам, на аренду муниципальных земель, о допущенных Администрацией г. Братска нарушениях положений п.п. 26, 44 Постановления Правительства Российской Федерации № 406, об экономической необоснованности установленных тарифов, необоснованности включения в тариф МП «ДГИ» расходов на капитальный ремонт с нарушением положений п. 22, 51, 60, 61, 76 Основ ценообразования, выводы по ним, изложенные в обжалованном решении, судебная коллегия находит правильными.
Судом обоснованно не приняты во внимание доводы административного истца ООО «ТРЭК» о том, что ранее начисленная амортизация не может приниматься в расчет расходов на аренду, так как в отношении договоров аренды объектов, не являющихся централизованными системами водоснабжения и водоотведения, экономически обоснованный размер арендной платы определен исходя из требований Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно заключению по результатам экспертизы материалов МП «Дирекция городской инфраструктуры» по установлению тарифов на холодную воду и водоотведение и протоколу заседания комиссии по регулированию тарифов расходы по заключенным договорам аренды имущества, принадлежащего иным лицам, признаны экономически обоснованными, данный вывод комиссией сделан на основании представленных МП «ДГИ» документов, оснований для сомнений в его достоверности у суда не имелось. Доказательств иного размера таких расходов суду административными истцами не было представлено.
Затраты по статье «Земельный налог и арендная плата на землю» определены в соответствии с п. 3 раздела 2 постановления администрации Иркутской области от 31.07.2008 № 213-па «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Исходя из исследованных судом доказательств, расходы на арендную плату (аренда имущества и аренда земельных участков), включенные в состав тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МП «ДГИ», правомерно признаны судом первой инстанции экономически обоснованными.
Собранными по делу доказательствами подтверждается, что МП «ДГИ» осуществляет только регулируемые виды деятельности, не имеет доходов от других видов деятельности, поэтому компенсировать расходы по арендной плате может только за счет доходов от указанных видов деятельности, что правомерно учтено судом первой инстанции по данному делу.
Проверяя доводы административных истцов о необоснованном включении расходов на капитальный ремонт при определении тарифов на водоснабжение и водоотведение, суд правомерно пришел к выводу о несостоятельности данных доводов, так как МП «ДГИ» является одним из основных предприятий городского хозяйства города Братска, обслуживающим сети подачи и распределения питьевой воды, имеющие высокий процент износа (из 650 км. сетей 300 км. сетей водопровода и 230 км. канализационных сетей из 460 км. являются ветхими и требующими замены, а основное технологическое оборудование требует капитального ремонта).
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ № 641 от 29.07.2013 об утверждении Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий производственной программы, направленных на поддержание централизованных систем водоснабжения и водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства реконструкции и модернизации, определяется с учетом для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных Министерством строительства и ЖКХ РФ.
Согласно п. 7 указанного постановления производственная программа разрабатывается с учетом результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
Судом первой инстанции установлено, что производственная программа МП «ДГИ» рассмотрена на заседании комиссии по регулированию тарифов, принята в установленном порядке. Исходя из чего суд пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с п. 17 Основ ценообразования утвержденная в установленном порядке производственная программа является основанием для включения в тариф расходов на капитальный ремонт.
Дана надлежащая оценка судом и доводу о том, что заключенный между КУМИ г. Братска и МП «ДГИ» договор аренды муниципального имущества является недействительными, в связи с чем включение платы при определении тарифов на водоснабжение и водоотведение является незаконным, поскольку договор аренды <номер изъят> от 22.09.2014 года в судебном порядке не признан недействительным или незаключенным на момент рассмотрения дела. Что касается предписания Управления ФАС Иркутской области об устранении нарушений, допущенных при заключении данного договора, то это предписание не подменяет судебную процедуру проверки законности этого договора.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемым постановлением об утверждении тарифов не допущено нарушений Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, норм Гражданского кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, которые повлекли бы нарушение прав и законных интересов административных истцов.
Суд первой инстанции правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Другие доводы, которые могли бы повлиять на законность обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Братского городского суда Иркутской области от 08 сентября 2016 года по административному делу по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью «ТРЭК», к администрации муниципального образования г. Братска о признании постановления администрации муниципального образования города Братска от 30 ноября 2015 года №2720 «Об установлении долгосрочных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования города Братска на период 2016-2018 годов» недействующим в части установления тарифов на 2016-2018 года для категории «прочие потребители» с момента его официального опубликования, а также общества с ограниченной ответственностью «Жилищный трест» к администрации муниципального образования города Братска о признании постановления администрации муниципального образования города Братска от 30 ноября 2015 года № 2720 «Об установлении долгосрочных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования города Братска на период 2016-2018 годов» недействующим – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Л.В. Гусарова
А.С. Папуша