НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 20.09.2017 № 33-8811/17

Судья Баканова О.А.

Судья-докладчик Аникеева М.В. по делу №33-8811/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2017 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Зубковой Е.Ю.,

судей Трофимовой Е.Н. и Аникеевой М.В.,

при секретаре Шистеевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Катангского района Иркутской области в интересах ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании решения комиссии незаконным, признании права ФИО1 на получение социальной выплаты для приобретения жилья,

по апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 мая 2017 года,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Катангского района Иркутской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» (далее - ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску») о признании решения комиссии незаконным, признании права ФИО1 на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой Катангского района Иркутской области проверки установлено, что приказом от 30.07.2008 № 118-Д управления Департамента социальной защиты населения Иркутской области по Катангскому району ФИО1 поставлен на учет и включен в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. После чего, приказом от 25.12.2009 № 116-Д управления Департамента социальной защиты населения Иркутской области по Катангскому району снят с данного учета в связи с неправомерной постановкой на учет.

Распоряжением от 20.07.2011 № 090-ру Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району ФИО1 вновь поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

ФИО1 27.04.2016 обратился в адрес ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» с заявлением о восстановлении в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 2008 года. Однако, решением комиссии ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» от 16.05.2016 ФИО1 снят с данного учета и исключен из списков, в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (протокол № 9 от 16.05.2016).

Данное решение комиссии ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» мотивировано тем, что норма статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в части прибытия в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 01.01.1992, распространяется на инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, следовательно, правовых оснований состоять в указанном списке граждан у ФИО1 нет.

Как полагал истец, данные выводы ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» являются неправомерными и нарушают жилищные и социальные права ФИО1, являющегося инвалидом с детства.

Для категории лиц, к которой относится ФИО1, нормами закона не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах. К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.

Прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не являются тождественными понятиями, в связи с чем распространение на граждан, относящихся к категории инвалидов с детства и родившихся в указанных районах и местностях, закрепленного в качестве одного из требований в абзаце 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, является неправомерным. Данный вывод подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.04.2014 № 916-О.

Инвалиды с детства являются отдельной категорией граждан, которым меры социальной поддержки, в том числе единовременная социальная выплата на приобретение жилья, предоставляются с учетом их особого правового статуса и социальной незащищенности.

Истец просил суд с учетом уточнения признать решение комиссии ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску», содержащееся в протоколе № 9 от 16.05.2016, о снятии с учета и исключении из списков ФИО1 незаконным; признать право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение социальной выплаты для приобретения жилья с учетом даты его первоначальной постановки на учет с 01.06.2008 по категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалид с детства».

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23.05.2017 с учетом определения от 31.08.2017 об исправлении описки исковые требования прокурора Катангского района Иркутской области в интересах ФИО1 к ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» удовлетворены.

Решение комиссии ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску», содержащееся в протоколе № 9 от 16.05.2016, о снятии с учета и исключении из списков ФИО1 признано незаконным.

Признано право ФИО1, Дата изъята года рождения, на получение социальной выплаты для приобретения жилья с учетом даты его первоначальной постановки на учет с 01.06.2008 по категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалид с детства».

В апелляционной жалобе представитель ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» (данные изъяты) действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, принять новое решение, которым исковые требования прокурора Катангского района Иркутской области оставить без удовлетворения.

Настаивает при этом, что суд первой инстанции неверно истолковал определение Конституционного суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 916-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав абзацем вторым части первой статьи 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Пришел к выводу, что норма, предусматривающая возможность получения жилищной субсидии инвалидам с детства, отменяет для них ограничения по времени прибытия в районы Крайнего Севера, а также по стажу работы.

Однако, применительно к инвалидам с детства специальные условия устанавливаются только относительно стажа работы: стаж работы заменяется продолжительностью проживания в регионе - не менее 15 календарных лет.

К выводу, что на лиц, являющихся инвалидами детства, полностью распространяется условие о времени прибытия (соответственно - и рождения) на территорию района с неблагоприятными условиями проживания до 01.01.1992 приводит анализ положений Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 - 2020 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 - 2020 годы».

Согласно подпункту «з» пункта 5 и подпункту «е» пункта 19 Правил, определяющих порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы, для участия в подпрограмме все граждане, выезжающие из районов Крайнего Ceвера и приравненных к ним местностей, подают в органы, в которых они состоят в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат, заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагают ряд документов, в том числе документ, подтверждающий факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 01.01.1992. Об исключениях для инвалидов детства в предоставлении такого документа в Правилах не указывается.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что ФИО1, родившийся после 01.01.1992, обладает правом на получение жилищной субсидии в рамках подпрограммы.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Катангского района Иркутской области (данные изъяты). просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание представитель ответчика и ФИО1 не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Аникеевой М.В., заслушав прокурора Мусаева А.Б., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 родился Дата изъята в с(данные изъяты) Катангского района Иркутской области.

Согласно справке Бюро медико-социальной экспертизы № 5, серия МСЭ-2006 № 0007540982, ФИО1 является ребенком-инвалидом. Справкой Бюро медико-социальной экспертизы № 5, серия МСЭ-2014 № 1850640, подтверждено, что ФИО1 имеет вторую группу инвалидности, инвалидность с детства. Также истец является получателем пенсии по инвалидности, как ребенок-инвалид, пенсия назначена с 17.06.2005, что подтверждается пенсионным удостоверением от 27.08.2005.

Согласно справке администрации Преображенского муниципального образования ФИО1, Дата изъята года рождения, проживает с семьей по адресу: <адрес изъят>, с рождения и до настоящего времени.

Приказом Управления Департамента социальной защиты населения Иркутской области по Катангскому району от 30.07.2008 № 118-Д ФИО1 поставлен на учет и включен в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты подачи заявления, с 01.06.2008.

Приказом управления Департамента социальной защиты населения Иркутской области по Катангскому району от 25.12.2009 № 116-Д ФИО1 снят с учета в связи с неправомерной постановкой на учет.

Судом установлено, что распоряжением Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району от 20.07.2011 № 090-ру ФИО1 вновь поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

ФИО1 27.04.2016 обратился в адрес ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о восстановлении в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с первоначальной даты обращения, с 01.06.2008.

Решением комиссии ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» от 16.05.2016 ФИО1 снят с учета и исключен из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (категория – «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства) в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет, что подтверждается протоколом № 9 от 16.05.2016.

Причиной снятия истца с вышеуказанного учета послужило то обстоятельство, что ФИО1 родился в районе Крайнего Севера после 01.01.1992, что, по мнению ответчика, не соответствует требованиям Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.

Разрешая спор, суд первой инстанции оценил фактические обстоятельства дела и принял решение о восстановлении права ФИО1, поскольку в силу закона предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Оспаривая законность постановленного судом решения, в жалобе представитель ответчика ссылается на то, что одним из условий реализации гражданином, являющимся инвалидом с детства, права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, является рождение (прибытие) в районы Крайнего Севера не позднее 01.01.1992.

Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона.

Абзацем третьим части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрена возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидами с детства, родившимися в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Таким образом, для данной категории лиц, претендующих по получении жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах.

К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.

Суд первой инстанции установил, что, согласно уведомлению филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области от 20.04.2017 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах ФИО1 на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не являются тождественными понятиями, в связи, с чем распространение на граждан, относящихся к категории инвалидов с детства и родившихся в указанных районах и местностях, закрепленного в качестве одного из требований в абзаце 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, является неправомерным.

ФИО1, Дата изъята года рождения, родился и проживает с рождения в <адрес изъят>, является инвалидом с детства. По состоянию на 01.06.2008 истец достиг возраста 15 лет. Следовательно, ФИО1 приобрел право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.

Выводы суда подробно мотивированы в решении и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона, а значит, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 мая 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Е.Ю. Зубкова

Судьи М.В. Аникеева

Е.Н. Трофимова