НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 19.02.2020 № 33А-1381/20

Судья: Исакова Н.Н.

Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-1381/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 19 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

судей Харина Р.И. и Усовой Н.М.,

при секретаре Быковой Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4348/2019 по административному исковому заявлению АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск к Министерству труда и занятости Иркутской области о признании незаконным и отмене предписания

по апелляционной жалобе Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск АО «ФПК»

на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 ноября 2019 г.,

установила:

в обоснование административного искового заявления указано, что в соответствии с распоряжением Министерства труда и занятости Иркутской области от 5 июня 2019 г. № 158-мр «О проведении внеплановой выездной проверки Восточно-Сибирского филиала-пассажирского вагонного депо Иркутск акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» проведена внеплановая выездная проверка в отношении Восточно-Сибирского филиала-пассажирского вагонного депо Иркутск акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» по вопросу соблюдения организацией обязательных требований, установленных Законом Иркутской области от 6 марта 2014 г. № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних».

По результатам проверки, проведенной в период с 10 июня 2019 г. по 8 июля 2019 г. начальником отдела надзора и контроля в сфере занятости населения в управлении анализа и контроля министерства труда и занятости Иркутской области Н.Е. выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 22 июля 2019 г. № 02-74-4547/19.

Указанное предписание Восточно-Сибирский филиал-пассажирское вагонное депо Иркутск АО «ФПК» (далее - АО «ФПК)) считает незаконным и необоснованным в связи со следующими обстоятельствами.

При исчислении квоты для приема на работу несовершеннолетних в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, а также работники, для замещения должности которых законодательством установлен особый порядок.

Предприятия АО «ФПК» являются источником повышенной опасности, в связи с чем, трудоустройство на них несовершеннолетних противоречит требованиям ст. 265 ТК РФ.

Анализ профессий (должностей), по которым невозможно создание квоты для приема на работу несовершеннолетних в среднесписочную численность работников в Восточно-Сибирском филиале - пассажирского вагонного депо Иркутск АО «ФПК» приведен в таблице, в связи с чем, квота для приема несовершеннолетних не может быть определена в Восточно-Сибирском филиале - пассажирском вагонном депо Иркутск АО «ФПК».

Согласно постановлению Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, в том числе труда, связанного с движением транспорта, согласно которого запрещено принимать на работу лиц моложе восемнадцати лет.

Таким образом, административный истец полагает, вынесенное предписание является незаконным и необоснованным.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 7 ноября 2019 г. требования административного искового заявления оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск АО «ФПК» Орлова Н.Н. выражает несогласие с судебным решением, ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит решение суда отменить.

Приводит доводы, изложенные в административном исковом заявлении и в судебном заседании о том, что предприятия АО «ФПК» являются источником повышенной опасности, и исчисление численности работников предприятия было необоснованно произведено с учетом работников, работающих в Республике Бурятия, Забайкальском крае.

Кроме того указывают, что суд необоснованно отказал в ходатайстве о привлечении к участию в деле прокурора.

В судебном заседании представитель административного ответчика Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск АО «ФПК» Орлова Н.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате, в том числе, направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты.

Гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В силу статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

На основании ч. 2 ст. 11 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при квотировании рабочих мест для трудоустройства.

В целях реализации указанных положений федерального законодательства постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19 февраля 2014 г. № 7/14-ЗС принят Закон Иркутской области от 6 марта 2014 г. № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних».

Согласно ст. 2 Закона № 22-оз квота для приема на работу несовершеннолетних устанавливается в размере 1 процента к среднесписочной численности работников для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области и имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек (далее - работодатели).

При исчислении квоты для приема на работу несовершеннолетних в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда, а также работники, для замещения должности которых законодательством установлен особый порядок.

Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона № 22-оз работодатели создают или выделяют квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

Создание или выделение квотируемого рабочего места не осуществляется на рабочих местах, где труд несовершеннолетних запрещен или условия труда не соответствуют нормам и требованиям законодательства Российской Федерации.

Работодатели вправе запрашивать и получать от исполнительного органа государственной власти Иркутской области, осуществляющего полномочия в сфере содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения информацию, необходимую при создании или выделении квотируемых рабочих мест.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в государственные учреждения службы занятости населения информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства несовершеннолетних в соответствии с установленной квотой для приема на работу несовершеннолетних, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу несовершеннолетних, по форме и в порядке, которые установлены Правительством Иркутской области.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Министерства труда и занятости Иркутской области от 5 июня 2019 г. № 158-мр в АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск АО ФПК проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения организацией требований, установленных Законом Иркутской области от 6 марта 2014 г. № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних».

По результатам внеплановой документарной проверки АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск АО ФПК, проведенной во исполнение требования Восточно-Сибирского транспортного прокурора от 27 мая 2019 г., составлен акт проверки от 8 июля 2019 г. № 70/2019, в котором отражено следующее: Восточно-Сибирский филиал - пассажирское вагонное депо Иркутск АО «ФПК» действует на основании Положения, утвержденного Генеральным директором АО «ФПК» А.М. 27 августа 2015 г. № ФПК-382. В соответствии с пунктом 7.1 Положения деятельностью филиала руководит начальник филиала, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Генерального директора после утверждения решением Совета директоров АО «ФПК». Согласно Положению начальник филиала организует деятельность филиала на принципе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных функций (пункт 7.6), осуществляет оперативное руководство в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами (пункт 7.7), в том числе осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношении работников филиала, осуществляет иные права работодателя (подпункт 7.7.3), издает в пределах своей компетенции организационно-распорядительные документы (подпункт 7.7.5). Приказом АО «ФПК» от 5 августа 2015 г. Номер изъят/к начальником филиала назначен Ж.Д.. В ходе проведения проверки установлено следующее. Согласно штатному расписанию филиала, утвержденного начальником филиала 25 декабря 2018 г. штатная численность работников с 1 января 2019 г. составляет 2928 штатных единиц. В соответствии с информацией о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет в соответствии с установленной квотой для приема на работу несовершеннолетних, включая информацию о локальных нормативных актах, выполнении квоты (далее - Информация), представленной дирекцией в областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Иркутска (далее - ОГКУ ЦЗН города Иркутска), и сведениям, указанным в формах № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», среднесписочная численность работников в 2019 г. составляла: в январе - 2429, феврале - 2459, марте - 2447, апреле - 2533, мае - 2551 человек. Согласно результатам проведённой специальной оценки условий труда в филиале условия труда 237 работников отнесены к вредным условиям. В соответствии со штатным расписанием и пояснениями должностных лиц установлено, что в подразделениях, расположенных в других субъектах Российской Федерации (Республика Бурятия, Забайкальский край), трудоустроены 884 работника филиала. Исходя из среднесписочной численности работников для исчисления квоты (1430), в Восточно-Сибирском филиале - пассажирском вагонном депо Иркутск АО «ФПК» имеется обязанность по квотированию 14 рабочих мест для приема на работу несовершеннолетних граждан. Вместе с тем, в информациях за январь-май 2019 г., представленных филиалом в ОГКУ ЦЗН города Иркутска, в графе 3 «Среднесписочная численность работников для исчисления квоты в отчетном периоде», указано всего 289 человек. В графе 4 «Количество рабочих мест, подлежащих квотированию» указано 2 единицы. Также указаны сведения об отсутствии рабочих мест, фактически созданных (выделенных) в пределах установленной квоты (графа 5 «Количество рабочих мест, фактически созданных (выделенных) в пределах установленной квоты, на конец отчетного периода (ед.)»), невыполнении квоты в размере 2 человек (графа 10), неосуществлении трудоустройства несовершеннолетних на квотируемые рабочие места (графа 11 «Численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, трудоустроенных в организации (у индивидуального предпринимателя) на квотируемые рабочие места в течение календарного года, нарастающим итогом на конец отчетного периода (чел.)»). В нарушение частей 1 и 2 статьи 2 Закона № 22-ОЗ Восточно-Сибирским филиалом - пассажирским вагонным депо Иркутск АО «ФПК» неверно произведены расчет среднесписочной численности работников для исчисления квоты и размер квоты для приема на работу несовершеннолетних. В ходе проверки установлено, что локальный нормативный акт, содержащий сведения о рабочих местах, выделенных для трудоустройства несовершеннолетних, дирекцией не издавался, что подтверждается пояснениями должностных лиц филиала и отсутствием соответствующих сведений в информациях за январь-май 2019 г. Таким образом, в нарушение части 1 статьи 3 Закона № 22-ОЗ филиалом не исполняется обязанность работодателя по созданию или выделению квотируемых рабочих мест для приема на работу несовершеннолетних в полном объеме. В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 22-ОЗ работодатели обязаны ежемесячно представлять в государственные учреждения службы занятости населения информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства несовершеннолетних в соответствии с установленной квотой для приема на работу несовершеннолетних, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу несовершеннолетних, по форме и в порядке, которые установлены Правительством Иркутской области. На основании пункта 3 Порядка предоставления организациями и индивидуальными предпринимателями в государственные учреждения службы занятости населения информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет в соответствии с установленной квотой для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18 июня 2014 г. № 289-пп, работодатели ежемесячно до 10 числа месяца предоставляют информацию в органы занятости населения по месту осуществления своей деятельности. В соответствии с указанными нормами в январе - мае 2019 г. филиал в ОГКУ ЦЗН города Иркутска представлял указанную Информацию своевременно по установленной форме, но в искаженном виде. В графе 3 Информации «Среднесписочная численность работников для исчисления квоты в отчётном периоде (чел.)» указано 289 человек, а не 1430 человек, т.е. является недостоверной (искаженной) информацией. В графе 4 «Количество рабочих мест, подлежащих квотированию у данного работодателя в отчетном периоде» указано 2 рабочих места вместо 14 рабочих мест, в графе 10 «Невыполнение квоты на конец отчетного периода (чел.)» указано 2 человека вместо 14 человек.

По результатам проверки АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск АО ФПК Министерством труда и занятости Иркутской области вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 22 июля 2019 г. № 02-74-4547/19, из которого следует, что в нарушение частей 1 и 2 статьи 2 Закона № 22-ОЗ Восточно-Сибирским филиалом - пассажирским вагонным депо Иркутск АО «ФПК» неверно произведены расчеты среднесписочной численности работников для исчисления квоты и размера квоты для приема на работу несовершеннолетних. В нарушение части 1 статьи 3 Закона № 22-03 Восточно-Сибирским филиалом - пассажирским вагонным депо Иркутск АО «ФПК» не созданы или не выделены 14 рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет (далее - несовершеннолетние) в пределах установленной квоты. В нарушение части 3 статьи 3 Закона № 22-ОЗ, Порядка, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18 июня 2014 г. № 289-пп, Восточно-Сибирский филиал - пассажирское вагонное депо Иркутск АО «ФПК» представлял в областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Иркутска (далее - ОГКУ ЦЗН города Иркутска) информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет в соответствии с установленной квотой для приема на работу несовершеннолетних, включая информацию о локальных нормативных актах, выполнении квоты (далее - Информация о квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних) в неполном объеме и искаженном виде. В соответствии с Законом № № 22-ОЗ, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о Министерстве труда и занятости Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 3 декабря 2012 г. № 688-пп, актом проверки от 8 июля 2019 г. № 70/2019, на АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск АО ФПК возложена обязанность выполнить следующие требования:

1) во исполнение частей 1 и 2 статьи 2 Закона № 22-ОЗ Восточно-Сибирскому филиалу - пассажирскому вагонному депо Иркутск АО «ФПК» произвести перерасчет среднесписочной численности работников для исчисления квоты и размера квоты для приема на работу несовершеннолетних;

2) во исполнение части 1 статьи 3 Закона № 22-ОЗ Восточно-Сибирскому филиалу - пассажирскому вагонному депо Иркутск АО «ФПК» создать или выделить необходимое количество рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних в пределах установленной квоты;

3) во исполнение части 3 статьи 3 Закона № 22-ОЗ, Порядка, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18 июня 2014 г. № 289-пп, Восточно-Сибирскому филиалу - пассажирскому вагонному депо Иркутск АО «ФПК» представлять в ОГКУ ЦЗН города Иркутска в полном объеме и достоверную Информацию о квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Министерство труда и занятости Иркутской области в срок до 20 октября 2019 г. в письменной форме по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Желябова, д. 8а. Одновременно разъяснено, что согласно статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа.

В соответствии с п. 36 Положения о Министерстве труда и занятости Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 3 декабря 2012 г. № 688-пп, в функции Министерства входит, в том числе, осуществление надзора и контроля за соблюдением требований, установленных Законом Иркутской области от 6 марта 2014 г. № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних».

Приказом Министерства труда и занятости Иркутской области от 12 марта 2018 г. № 10-мпр утвержден Административный регламент осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных Законом Иркутской области от 6 марта 2014 г. № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних».

В соответствии с пунктами 2, 3 Административного регламента государственная функция осуществляется Министерством труда и занятости Иркутской области (далее - Министерство). Министерство в случае необходимости привлекает к проведению проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

При организации и проведении проверок Министерство вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от Федеральной налоговой службы в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Административного регламента предметом проверки является осуществление контроля (надзора) за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - организации), осуществляющими деятельность на территории Иркутской области и имеющими среднесписочную численность работников более 100 человек, требований, установленных законодательством о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан в Иркутской области

Государственная функция в форме плановых (внеплановых) документарных проверок осуществляется в помещениях Министерства (п. 6 Административного регламента).

В соответствии с п. 61 Административного регламента, основанием для проведения внеплановой выездной или внеплановой документарной проверки является:

1) истечение срока исполнения организацией ранее выданного Министерством предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных нормативными правовыми актами Иркутской области;

2) мотивированное представление по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 85 Административного регламента, результатом исполнения административной процедуры является:

1) выдача предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан в Иркутской области;

2) направление материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение в суд общей юрисдикции.

Анализ представленных доказательств свидетельствует, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, в рамках процедуры, предусмотренной Административным регламентом осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных Законом Иркутской области от 6 марта 2014 г. № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних», утвержденным приказом Министерства труда и занятости Иркутской области от 12 марта 2018 г. № 10-мпр.

Основанием принятия оспариваемого предписания послужили документы, представленные административным истцом в ОГКУ «Центр занятости населения города Иркутска», в соответствии с положениями ст. 3 Закона № 22-ОЗ, во исполнение обязанности ежемесячно представлять информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства несовершеннолетних в соответствии с установленной квотой для приема на работу несовершеннолетних, а также документы, представленные административным истцом в ходе проверки.

В ходе проверки было установлено, что согласно штатному расписанию Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск АО «ФПК» штатная численность работников с 1 января 2019 г. составляет 2928 штатных единиц. Согласно результатам проведённой специальной оценки условий труда в Пассажирском вагонном депо Иркутск условия труда 237 работников отнесены к вредным условиям труда (класс 3.2, 3.3).

В соответствии со штатным расписанием и пояснениями должностных лиц установлено, что в подразделениях, расположенных в других субъектах Российской Федерации (Республика Бурятия, Забайкальский край), трудоустроено 884 работника филиала.

В соответствии с Информацией о квотировании рабочих мест, представленной административным истцом в ОГКУ ЦЗН города Иркутска среднесписочная численность работников в 2019 г. составляла: в январе - 2429 человек, феврале - 2459 человек, марте - 2447 человек, апреле - 2533 человек, мае - 2551 человек.

Исходя из среднесписочной численности работников для исчисления квоты (1430) в Восточно-Сибирском филиале - пассажирского вагонного депо Иркутск АО «ФПК» имеется обязанность по квотированию 14 рабочих мест для приема на работу несовершеннолетних граждан.

Вместе с тем, в Информациях о квотировании рабочих мест за январь-май 2019 г., представленных административным истцом в ОГКУ ЦЗН города Иркутска, в графе 3 «Среднесписочная численность работников для исчисления квоты в отчетном периоде» указано всего 289 человек. В графе 4 «Количество рабочих мест, подлежащих квотированию», указано 2 единицы. Также указаны сведения об отсутствии рабочих мест фактически созданных (выделенных) в пределах установленной квоты (графа 5 «Количество рабочих мест, фактически созданных (выделенных) в пределах установленной квоты, на конец отчетного периода (ед.)»), невыполнении квоты в размере 2 человек (графа 10), неосуществлении трудоустройства несовершеннолетних на квотируемые рабочие места (графа 11 «Численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, трудоустроенных в организации (у индивидуального предпринимателя) на квотируемые рабочие места в течение календарного года, нарастающим итогом на конец отчетного периода (чел.)»).

По мнению судебной коллегии, удовлетворяя требования административного искового заявления, суд обоснованно исходил из того, что среднесписочная численность работников для исчисления квоты - 1430 в АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск АО ФПК, следовательно, Министерством в оспариваемом предписании на административного истца правомерно возложена обязанность по выделению (созданию) 14 квотированных рабочих мест для несовершеннолетних.

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 3 Закона № 22-ОЗ в АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск АО ФПК не исполняется обязанность работодателя по созданию или выделению квотируемых рабочих мест для приема на работу несовершеннолетних.

Восточно-Сибирским филиалом - пассажирского вагонного депо Иркутск АО «ФПК» в нарушение частей 1 и 2 статьи 2 Закона № 22-ОЗ неверно произведены расчет среднесписочной численности работников для исчисления квоты и размер квоты для приема на работу несовершеннолетних. Локальный нормативный акт, содержащий сведения о рабочих местах, выделенных для трудоустройства несовершеннолетних, не издавался, что подтверждается пояснениями должностных лиц Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск АО «ФПК» и отсутствием соответствующих сведений в Информациях о квотировании рабочих мест за январь-май 2019 г.

Таким образом, согласно представленной информации, в соответствии с положениями Закона Иркутской области от 6 марта 2014 г. № 22-ОЗ, количество мест подлежащих квотированию в организации составляет 14 человек.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Не соглашаясь с доводами административного истца о том, что предприятие имеет лицензии на осуществление видов работ с опасными производственными объектами, где труд несовершеннолетних Трудовым кодексом РФ запрещен, и административный ответчик неправомерно включил в среднесписочную численность для исчисления квоты эти рабочие места, а также неправомерно включил в среднесписочную численность работников, для которых установлены требования к квалификации по профилю, суд обоснованно указал, что они основаны на неверном толковании права.

Действительно Закон Иркутской области от 6 марта 2014 г. № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» запрещает создание или выделение квотируемого рабочего места не осуществляется на рабочих местах, где труд несовершеннолетних запрещен или условия труда не соответствуют нормам и требованиям законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, в спорных правоотношениях не рассматривается вопрос о трудоустройстве несовершеннолетних на данные рабочие места, а лишь определяется размер квоты.

При этом положения Закона Иркутской области от 6 марта 2014 г. № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» предписывают не включать при исчислении квоты для приема на работу несовершеннолетних в среднесписочную численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда, а также работники, для замещения должности которых законодательством установлен особый порядок, и не содержат требований об исключении рабочих мест, где труд несовершеннолетних запрещен или условия труда не соответствуют нормам и требованиям законодательства Российской Федерации.

Оспариваемым предписанием возложена обязанность по сознанию либо выделению квотированных рабочих мест для несовершеннолетних, а не их трудоустройство. При этом, исходя из смысла спорных правоотношений, в случае отсутствия в наличии таких рабочих мест для несовершеннолетних, работодатель обязан за свой счет такие места создать.

Части 1 и 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 6 марта 2014 г. № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» в совокупности с положениями ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 11 и ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», как раз и предусматривают реализацию прав ребенка на трудоустройство, квотирование рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Судебная коллегия согласна с суждением суда первой инстанции, что доводы административного истца, что большинство рабочих мест на предприятии требует наличие определенной квалификации, что относит эти рабочие места для должности, замещения которых законодательством установлен особый порядок, не основаны на нормах права, поскольку особый порядок замещения той или иной должности в трудовых правоотношениях предусматривает исключение из общего правила о замещении должности, то есть подразумевается иной порядок замещения, а не иные требования к той или иной должности (в том числе требования к квалификации).

Данная норма носит императивный характер, распространяется в пределах действия закона на всех работодателей, имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек, и не предусматривает привилегированного порядка для каких-либо работодателей.

Таким образом, работодатель обязан заквотировать (выделить из имеющихся, либо создать новые) рабочие места, отвечающие требованиям законодательства, для трудоустройства несовершеннолетних.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Доказательств нарушения оспариваемым предписанием прав, свобод и законных интересов административного истца суду первой инстанции не представлено, как и не представлено суду апелляционной инстанции. Несогласие с вынесенным предписание не может служить основанием для признания его незаконным.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле прокурора, на правильность постановленного решения не влияет. Так, в силу требований статей 37, 60, 62, 84 КАС РФ суд самостоятельно определяет круг лиц, участвующих в деле, а также, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Таким образом, с учетом того, что по данной категории дел законом не предусмотрено привлечение прокурора для дачи заключения, принимая во внимание, что судом первой инстанции правильно распределены обязанности по доказыванию между сторонами по делу, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального законодательства в указанной апеллянтом части.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, выраженную в административном исковом заявлении, и поддержанную им в суде первой инстанции, сводятся к несогласию административного истца с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны на основании правильного применения норм материального права, полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 ноября 2019 г. по настоящему административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий В.Г. Петухова

Судьи: Р.И. Харин

Н.М. Усова