НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 18.07.2019 № 33-5958/19

Судья Банщикова Н.С.

Судья-докладчик Жилкина Е.М. по делу № 33-5958/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2019 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Александровой М.А.,

судей Давыдовой О.Ф. и Жилкиной Е.М.,

при секретаре Тарасенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Старостенко Л.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда незаконным, взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть – Илимске и Усть – Илимском районе Иркутской области на решение Усть – Илимского городского суда Иркутской области от 22 апреля 2019 года,

установила:

Старостенко Л.И. обратилась в Усть – Илимский городской суд Иркутской области с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда незаконным, взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, указав в обоснование иска, что является неработающим пенсионером по старости с 02.08.2003. В период с 19.12.2018 по 22.01.2019 она ездила на отдых в Гоа Индия, стоимость проезда к месту отдыха и обратно составила 8 019,30 рублей. Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 21.02.2019 № 048-93819/19 в компенсации расходов на оплату стоимости проезда ей было отказано по причине отдыха за пределами Российской Федерации. С указанным решением Старостенко Л.И. не согласна, поскольку все необходимые документы, подтверждающие расходы на проезд, были ею представлены.

С учетом изложенного, Старостенко Л.И просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 21.02.2019 № 048-93819/19; взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации по маршруту Усть-Илимск – Красноярск – Новосибирск – Гоа – Новосибирск – Красноярск – Усть-Илимск в размере 8 019,30 рублей.

Решением Усть – Илимского городского суда Иркутской области от 22 апреля 2019 года исковые требования Старостенко Л.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда незаконным, взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, были удовлетворены. Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 21.02.2019 № 048-93819/19 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда признано незаконным. С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу Старостенко Л.М. взыскана компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере (данные изъяты). С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области взыскана государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Усть-Илимск в размере 700 рублей.

Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Усть – Илимского городского суда Иркутской области от 22 апреля 2019 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что действующим законодательством не предусмотрена оплата проезда к месту отдыха, расположенному за пределами Российской Федерации, а также по территории Российской Федерации до пересечения государственной границы. Поскольку отдых истицы состоялся в г. Даболин в Индии, то есть не на территории Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством отсутствуют основания для возмещения расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Кроме того, в представленных Старостенко Л.М. авиабилетах по маршрутам «Новосибирск – Даболин – Новосибирск» итоговая стоимость и тариф указаны в зашифрованном виде, в связи с чем, основания для компенсации проезда по указанным документам отсутствуют.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Жилкиной Е.М., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 34 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 года N 176 утверждены "Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно".

В силу пункта 10 указанных Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении. Выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Государственная услуга по предоставлению компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно до 21 мая 2017 года осуществлялось Пенсионным фондом РФ в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 октября 2012 года N 331н, с 22 мая 2017 года - в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 марта 2017 года N 249н.

В соответствии с указанными регламентами с заявлением о компенсации расходов пенсионер обращается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту своего жительства.

Из материалов дела следует, что Старостенко Л.И. является неработающим пенсионером – получателем страховой пенсии по старости, постоянно проживающим в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, что подтверждается представленной копией пенсионного удостоверения, копией трудовой книжки, и копией паспорта истицы.

14.02.2019 Старостенко Л.И. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области с заявлением о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, представив проездные документы и справки о стоимости проезда.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 21.02.2019 № 048-93819/19 Старостенко Л.И. отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда по причине отдыха за пределами Российской Федерации.

Согласно уведомлению о принятом решении об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно от 21.02.2019 № 048-93819/19, Старостенко Л.И. отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда по причине отдыха за пределами Российской Федерации; в маршрутной квитанции электронного билета по маршруту Новосибирск – Даболим – Новосибирск тариф и итоговая стоимость указаны в зашифрованной виде (не указаны в денежном эквиваленте).

В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и Приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 № 117) электронный пассажирский билет должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются) наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования, дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Оформление маршрут/квитанции электронного пассажирского билета на внутренние воздушные перевозки должно осуществляться на русском языке, на международные воздушные перевозки – на русском и английских языках.

Кроме того, согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Из информационного сообщения УФНС РФ по Иркутской области от 17.05.2010 «Об отсутствии необходимости подстрочного перевода электронного авиабилета» следует, что форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждены Приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134. При этом фамилия, имя пассажира записываются в билет так, как это предусмотрено Приказом МВД РФ от 26.05.1997 № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ и выезда из РФ и въезда в РФ», а именно, набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13.01.2012 № 03-03-06/1/11).

Как следует из представленных в материалы дела проездных документов, стоимость проезда железнодорожным транспортом для Старостенко Л.И. по маршруту Усть-Илимск – Красноярск на 19.12.2018 составила 4 574,70 руб., по маршруту Красноярск – Новосибирск на 20.12.2018 составила 1 561,50 руб., по маршруту Новосибирск – Красноярск на 22.01.2019 составила 1 421,30 руб., по маршруту Красноярск – Усть-Илимск на 22.01.20419 составила 3 729 руб. При этом в указанную стоимость включена стоимость постельного белья, которая компенсации не подлежит, поскольку к стоимости проезда не относится.

Из справок ОАО «РЖД» от 14.02.2019 следует, что стоимость проезда 19.12.2018 от станции Усть-Илимск до станции Красноярск в плацкартном вагоне скорого поезда составляла 2 361 рублей, стоимость проезда 20.12.2018 от станции Красноярск до станции Новосибирск в плацкартном вагоне скорого поезда составляла 1 423,30 рублей. (л.д. 13); стоимость проезда 22.01.2019 от станции Новосибирск до станции Красноярск в плацкартном вагоне скорого поезда составляла 1 275,40 рублей, стоимость проезда 22.01.2019 от станции Красноярск до станции Усть-Илимск в плацкартном вагоне скорого поезда составляла 1 856,60 рублей. (л.д. 14). Пассажирские поезда по данным маршрутам отсутствуют.

В подтверждение несения расходов на оплату проезда по маршруту Новосибирск – Гоа - Новосибирск истцом представлена маршрутная квитанция электронного билета (л.д. 12), бухгалтерская справка ООО «Туроператор Корал тревел Центр» от 18.01.2019 № 165306, согласно которой по забронированной заявке № 8749040 на тур по маршруту Новосибирск – Гоа – Новосибирск на даты вылета/прилета 24.12.2018-03.01.2019 стоимость авиаперелета (есonomy), входящего в пакет туристских услуг ООО «ТО Корал тревел Центр», предоставляемого туристу Старостенко Л.И., составила 11 306,34 рублей (л.д. 17).

Согласно представленной справке ООО «Компания Сибирь» от 14.03.2019 по маршруту следования Новосибирск – Гоа - Новосибирск общее ортодромическое расстояние составляет 8 952 км, ортодромия по территории Российской Федерации – 874 км. Отношение ортодромии по территории Российской Федерации к общей ортодромии составляет 09,76 %. Стоимость перелета пассажира Старостенко Л.И. по маршруту Новосибирск – Гоа - Новосибирск на даты вылета 24.12.2018 (туда) и 03.01.2019 (обратно) составляет 11 306,34 рублей, стоимость перелета по территории Российской Федерации - 1 103 рублей.

При таких обстоятельствах, суд, признавая решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 21.02.2019 № 048-93819/19 незаконным, и возлагая обязанность по компенсации пенсионеру расходов на оплату проезда на территориальный орган Пенсионного фонда РФ, исходил из общих начал и смысла действующего пенсионного законодательства Российской Федерации.

Выводы суда, изложенные в решении, подробно мотивированы, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Исходя из системного анализа нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд правильно применил положения Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в выплате истцу компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно является незаконным. При этом суд обоснованно указал на то, что реализация предусмотренного законом права истцом не может быть поставлена в зависимость от выбранного пенсионером места отдыха и правильного оформления проездных документов.

Поскольку в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» истец имеет право на компенсацию фактически произведенных им расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно, что не оспорено ответчиком, то реализация данного права истцом не может быть поставлена в зависимость от правильного оформления проездных документов и места отдыха пенсионера, в связи с чем оснований для отказа в выплате компенсации у ответчика не имелось. Такие ограничения нарушили бы конституционное равенство прав и свобод человека и гражданина.

Доводы апелляционной не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Усть – Илимского городского суда Иркутской области от 22 апреля 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть – Илимске и Усть – Илимском районе Иркутской области – без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А. Александрова

Судьи О.Ф. Давыдова

Е.М. Жилкина