Судья Гоголь Ю.Н. | |
Судья-докладчик Коваленко В.В. | по делу № 33-3015/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2020 года | г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Герман М.А.,
судей Коваленко В.В., Кулаковой С.А.,
при секретаре Горячкиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-31/2020 по исковому заявлению Петровой Людмилы Владимировны к ОГКУ «Центр занятости населения города Зимы» о возложении обязанности по выдаче предложения о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Петровой Л.В. на решение Зиминского городского суда Иркутской области от 16 января 2020 года,
установила:
истец Петрова Л.В. обратилась в суд с иском к ОГКУ «Центр занятости населения города Зимы», в обоснование указала, что ранее она была трудоустроена в почтовое отделение п. Центральный Хазан Зиминского района, однако в 2017 году трудовые отношения с ней были прекращены по причине сокращения занимаемой ею должности.
После увольнения она обратилась в ЦЗН г. Зима, с 21.08.2017 признана безработной и по настоящее время состоит на учете в ЦЗН г. Зима, не трудоустроена.
28.08.2019 ей исполнилось 53 года, а соответственно у нее возникло право на получение досрочной страховой пенсии.
В установленный законом срок она обратилась с соответствующим заявлением в Центр занятости населения г. Зимы по месту учета, однако ей было отказано в назначении досрочной пенсии со ссылкой на произошедшие изменения в законодательстве, а именно увеличение пенсионного возраста.
Считает, что согласно ранее действующей редакции Федерального закона о страховых пенсиях, право на досрочную пенсию в связи с увольнением по сокращению штатов у нее возникло в 53 года.
В связи с изложенным истец Петрова Л.В. просила обязать ОГКУ «Центр занятости населения города Зимы» выдать ей предложение для Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саянске Иркутской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Истец Петрова Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ОГКУ «Центр занятости населения города Зимы» Ситникова О.В., действующая на основании доверенности от 16.01.2020, в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель 3-го лица Министерства труда и занятости Иркутской области Халецкая О.П., действующая на основании доверенности от 09.01.2020, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, а также письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Зиминского городского суда Иркутской области от 16.01.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Петрова Л.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в обоснование жалобы указывает, что она была признана безработной в установленном порядке; у органов службы занятости отсутствовала возможность для ее трудоустройства; у нее имелся необходимый выработанный стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; безработный гражданин должен достичь определенного возраста; причиной ее увольнения явилось сокращение численности или штата и она была согласна с направлением на досрочную пенсию по старости.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 № 400-О, с учетом ее сокращения в 2017 году, она имеет право на выход на досрочную пенсию, до внесенных изменений в пенсионное законодательство.
Обращает внимание, что судом был произведен неверный расчет необходимого возраста для назначения пенсии, даже с учетом внесенных изменений в пенсионное законодательство. Согласно ответу на ее обращение в Министерство труда и социальной защиты РФ, следует, что право на получение указанного предложения от ЦЗН возникло по достижению возраста 51 год.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства труда и занятости Иркутской области Россова Е.Ю. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения представителя ответчика ОГКУ «Центр Занятости населения города Зимы» и третьего лица Министерства труда и занятости Иркутской области Халецкой О.П., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регламентированы условия назначения страховой пенсии по старости в соответствии со специально предусмотренными «переходными» положениями для лиц, к которым относится Петрова Л.В. и у которых право на страховую пенсию по старости в прежней редакции указанного Федерального закона по состоянию на 31.12.2018 наступит в период с 2019 г. по 2023 г. и последующие годы.
Согласно п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
В силу Пункта 155 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных Приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н, установлено, что критериями принятия решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина являются: 1) увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; 2) недостижение пенсионного возраста (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста); 3) наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо указанного страхового стажа и необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях; 4) отсутствие со стороны безработного гражданина отказа от двух вариантов подходящей работы в период безработицы; 5) отсутствие со стороны безработного гражданина отказов от обучения по направлению органов службы занятости; 6) отсутствие нарушений безработным гражданином условий и сроков перерегистрации без уважительных причин; 7) отсутствие возможности трудоустройства (устанавливается на основании сведений о ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, иных государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе по обучению по направлению органов службы занятости, а также информации безработного гражданина о самостоятельном поиске работы и причинах, препятствующих его трудоустройству).
Оформление досрочно пенсии является одной из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства. При отсутствии одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту) досрочно не производится.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.08.2017 Петрова Л.В. уволена в связи с сокращением штата работников организации Саянский почтамт УФПС Иркутской области – филиал ФГУП «Почта России» по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.
С 21.08.2017 Петрова Л.В. состоит на учете в Центре занятости населения города Зимы в качестве безработной с назначением пособия по безработице на срок с 16.11.2017 по 02.05.2019.
26.08.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с 28.08.2019.
02.10.2019 в удовлетворении данного заявления ответчиком отказано на том основании, что в соответствии с положениями Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», для женщин 1966 года рождения возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, увеличивается на 36 месяцев от возраста, по достижении которого возникает права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, по состоянию на 31.12.2018, т.е. при достижении 58 лет в 2024 г. С учетом даты рождения Петровой Л.В. (28.08.1966 г.р.), причины увольнения с последнего места работы (сокращение численности или штата работников), в случае отсутствия подходящих вариантов трудоустройства, возможность выдачи ей предложения для оформления досрочной пенсии может быть рассмотрена не ранее 28.08.2022.
Аналогичный ответ был дан Петровой Л.В. 20.09.2019 Министерством труда и занятости Иркутской области, которым был скорректирован срок возможной выдачи предложения для оформления досрочной трудовой пенсии, ошибочно указанный в ответе Министерства труда и занятости Иркутской области от 22.05.2019.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и материальный закон, подлежащий применению, исходил из того, что истец не достигла возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с п.2 ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с учетом сокращения в 2017 году, истец имеет право на выход на досрочную пенсию, до внесенных изменений в пенсионное законодательство, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Отклоняя как необоснованные, доводы жалобы о неверном расчете судом необходимого возраста для назначения пенсии, даже с учетом внесенных изменений в пенсионное законодательство, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», гражданам, которые указаны в ч.1 ст.8, пунктах 19 – 21 ч.1 ст.30, п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Учитывая дату рождения Петровой Л.В. на момент ее обращения в Центр занятости населения, она не достигла возраста, когда ей могла быть назначена пенсия, в связи с чем в выдаче ей предложения о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано правомерно.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Зиминского городского суда Иркутской области от 16 января 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья – председательствующий М.А. Герман
Судьи В.В. Коваленко
С.А. Кулакова