НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 18.03.2021 № 2-2662/20

Судья Белик С.О. по делу № 33-1510/2021

Судья-докладчик Гуревская Л.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 марта 2021 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.

судей Гуревской Л.С., Жилкиной Е.М.

при секретаре Горячкиной К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2662/2020 по иску прокурора г. Усолье-Сибирское в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО» о признании незаконным бездействия, понуждении обеспечить условия для внесения платежей за коммунальную услугу – вывоз твердых коммунальных отходов без комиссии

по апелляционному представлению прокурора г. Усолье-Сибирское на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 26 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л.С., объяснения прокурора Иркутской областной прокуратуры Дудиной В.П., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя общества с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО» Кузнецова Д. С., возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

установила:

в обоснование иска прокурор г. Усолье-Сибирское указал следующее. По заявлению граждан прокуратурой города проведена проверка по факту необоснованности взимания комиссии при оплате за услугу- обращение с твёрдыми бытовыми отходами со стороны регионального оператора ООО «РТ-НЭО г. Иркутск», который осуществляет вывоз ТКО с контейнерных площадок г. Усолье-Сибирское с 01.01.2019. Для обеспечения внесения оплаты за услугу ответчиком заключены договоры с платёжными агентами. Комиссия за данную услугу составляет по договору о переводе денежных средств с ПАО Сбербанк -1% Сбербанк-онлайн и банковской карты, 1,5% в терминале при оплате наличными, 2% - операционное окно в банке, 3% - операционное окно наличными. По договору на осуществление деятельности по приёму платежей с УПС Иркутской области – филиала ФГУП «Почта России» - 5%.

Возможность внесения платы за услугу по обращению с ТКО без уплаты комиссии в настоящее время для собственников жилых помещений МКД в г. Усолье-Сибирское и в Усольском районе, обслуживаемых региональным оператором ООО «РТ-НЭО г.Иркутск» отсутствует. В адрес руководителя ответчика дважды были вынесены представления об устранении нарушения федерального законодательства. Ответчик сообщал, что обеспечил способ оплаты услуг без комиссии с использованием дистанционных сервисов через «Почта Банк Онлайн» или платёжную страницу в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Между тем, большая часть жителей города и района производят платежи именно в отделениях ПАО Сбербанк и ФГУП «Почта России». Таким образом, региональным оператором не созданы условия для беспрепятственного исполнения на территории города и района обязанностей по внесению платы за услугу по вывозу ТКО для неопределённого круга лиц, чем нарушаются их жилищные права.

С учетом уточнения исковых требований. прокурор просил признать незаконным бездействие ООО «РТ-НЭО г. Иркутск», выраженное в не обеспечении условий для внесения собственниками жилых помещений платы за коммунальную услугу – вывоз твёрдых коммунальных отходов без уплаты комиссионных сборов, в том числе с использованием платёжных систем ПАО «Сбербанк», ФГУП «Почта России», о понуждении обеспечить условия для внесения платежей за коммунальную услугу – вывоз твёрдых коммунальных отходов без уплаты комиссионных сборов, в том числе с использованием платёжных систем ПАО «Сбербанк», ФГУП «Почта России».

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 26 октября 2020 года в удовлетворении исковых требованиях прокурору г. Усолье-Сибирское отказано.

В апелляционном представлении прокурор г. Усолье-Сибирское просит решение суда отменить, принять новое решение. Указывает, что на территории г. Усолье-Сибирское расположено 3 офиса АО «Почта банк», в п. Белореченский -1 офис. В связи с чем, у жителей сельских поселений Усольского района, которые находятся в значительной отдаленности от г. Усолье-Сибирское, п. Белореченский отсутствует возможность оплачивать коммунальную услугу – вывоз твёрдых коммунальных отходов без комиссии в АО «Почта банк». Судом оставлено без внимания, что иные коммунальные услуги жители отдаленных территорий Усольского района оплачивают через платежные системы ПАО Сбербанк, ФГУП «Почта России» без комиссии.

На апелляционное представление поступили возражения ООО «РТ-НЭО г. Иркутск».

Суд апелляционной инстанции рассмотрел гражданское дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твёрдые коммунальные отходы в объёме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твёрдых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено. что ООО «РТ-НЭО г. Иркутск» является региональным оператором по вывозу ТКО с контейнерных площадок города Усолье-Сибирское и Усольского района в период с 01.01.2019 по 31.12.2022.

Деятельность региональных операторов по обращению с ТКО является регулируемым видом деятельности. Предельный долгосрочный тариф на услуги регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами устанавливается службой по тарифам Иркутской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 №484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами» и Приказом ФАС от 21.11.2016 №1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

Протоколом заседания Правления службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2019 установлены долгосрочные предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Иркутской области (Зона 2) в отношении ООО «РТ-НЭО г. Иркутск» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022.

Расчётная предпринимательская прибыль регионального оператора на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и с операторами по обращению с ТКО составляет на 2020 год – 5 964 700 рублей, на 2021 год – 6 185 300 рублей, на 2022 год – 6 432 800 рублей.

В соответствии с приложением № 2 протокола заседания Правления службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2019 не предусмотрены затраты регионального оператора по обращению с ТКО по компенсации комиссионных сборов взимаемых различными платёжными системами.

ООО «РТ-НЭО г. Иркутск» заключены договоры с платёжным агентами в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между ООО «РТ-НЭО г. Иркутск» и ПАО «Почта банк» 05.04.2019 заключён договор №2696, по условиям которого при осуществлении перевода денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при оплате услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами комиссия взимается с ООО «РТ-НЭО г. Иркутск», а не с плательщика.

Комиссия при приёме взносов на данную услугу составляет: по договору с ПАО Сбербанк о переводе денежных средств физических лиц: Сбербанк-Онлайн – 1%, терминал с банковской карты – 1%, терминал наличными - 1,5%, операционное окно в банке - 2%, операционное окно наличными – 3%. По договору на осуществление деятельности по приёму платежей с УПС Иркутской области – филиала ФГУП «Почта России» - 5%.

Возражая против иска, ответчик указал, что договор заключён с ПАО «Почта», так как им предложены наилучшие условия по размеру взимаемой с оператора комиссии при приёме платежей. ПАО Сбербанк и иные банки устанавливают высокий размер комиссии, которая будет возложена на регионального оператора, что сделает деятельность оператора не прибыльной и либо приведёт к банкротству, либо к увеличению стоимости услуг регионального оператора.

Информация о способах оплаты, в том числе оплаты без комиссии, размещена на официальном сайте ООО «РТ-НЭО г. Иркутск». что подтверждается скриншотом с сайта ООО «РТ-НЭО г. Иркутск» и заявлением о присоединении №2696 от 05.04.2019.

Согласно положениям статьи 37 Закона о защите прав потребителей, статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации потребитель имеет право вносить оплату денежных средств непосредственно поставщику, а последний обязан обеспечить хотя бы один способ внесения платы, не предусматривающей дополнительных комиссий (статья 10 Закона о защите прав потребителей».

Такой способ внесения платы, не предусматривающей дополнительных комиссий, ООО «РТ-НЭО г. Иркутск» обеспечен потребителям с использованием дистанционных сервисов «Почта Банк», а именно через приложение «Почта Банк Онлайн» или платёжную страницу ПАО «Почта Банк» информационной сети Интернет.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Закона о защите прав потребителей, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска, поскольку потребителю услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставлено право выбора способа оплаты оказанных услуг без учета комиссии за перевод денежных средств не менее чем одним из способов оплаты. Законом допускается взимание комиссии при оплате услуг через кредитные организации, при этом получателем такой комиссии является сама кредитная организация, а не общество.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.

В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Согласно пункту 4 названной статьи при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Согласно части 4 статьи 37 Закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Таким образом, в данном случае потребитель вправе оплатить предоставляемые услуги с использованием наличной формы расчетов путем внесения наличных денежных средств платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

ООО «РТ-НЭО» обеспечена возможность внесения потребителем платежей посредством платежных агентов без взимания комиссии,

ООО «РТ-НЭО» действий по взиманию комиссии относительно граждан не допускало, комиссия при оплате взимается иными лицами, тогда как ответчиком обеспечена возможность оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами наличными средствами или иным способом без взимания комиссионных сборов.

Понимание истцом обеспечения возможности оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами жилищно-коммунальные услуги без уплаты комиссионных сборов, в том числе с использованием платёжных систем ПАО «Сбербанк», ФГУП «Почта России» основано на неверном толковании положений законодательства.

Действующим законодательством на поставщика коммунальных ресурсов (исполнителя) не возложена обязанность по оборудованию собственной кассы в целях приема наличных денежных средств у населения для оплаты ими коммунальных услуг. Напротив, ему предоставлена возможность указать, каким образом потребители могут реализовать свое право произвести оплату потребленного коммунального ресурса в наличной форме.

Таким образом, касса может быть у любого лица, уполномоченного принимать платежи за жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Понуждение ответчика к обеспечению оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами без уплаты комиссии потребителем исключительно с использованием платёжных систем ПАО «Сбербанк», ФГУП «Почта России» означало бы вмешательство в деятельность ответчика, определяемую Уставом ООО «РТ-НЭО Иркутск», и осуществляемую им в соответствии с требованиями законодательства.

Доводы жалобы о внесении Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области в отношении ответчика предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 21 января 2021 года № 5, о сообщении АО «Почта Банк» об отсутствии технической возможности для совершения платежей принимать наличные денежные средства без открытия счета, не влияют на выводы суда и не свидетельствует о незаконности и необоснованности решения.

Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом. Оснований для переоценки доказательств у судебной коллегии в силу требований статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу частей 1 - 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 26 октября 2020 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Председательствующий Т.Д. Алсыкова

Судьи Л.С. Гуревская

Е.М. Жилкина