НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 16.03.2022 № 33А-250/2022

Судья 1 инстанции Ковалева И.С.

УИД 38RS0Номер изъят-05

Судья-докладчик Бутина Е.Г.

Номер изъята-250/2022 (Номер изъята-9975/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дата изъята

<адрес изъят>

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,

судей Исаковой Н.Н., Каракич Л.Л.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1162/2021 по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области к К. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, пени

по апелляционной жалобе межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области на решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 9 августа 2021 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что К. в период с 31 мая 2017 г. по 29 декабря 2020 г. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2017, 2018 и 2019 годы налоговым органом начислены пени и направлены требования об уплате задолженности. Ввиду неисполнения К. требований об уплате налога и пени в соответствии со статьей 46 НК РФ налоговым органом вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, которые не исполнены из-за недостаточности денежных средств на счетах К. В связи с этим налоговый орган вынес постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника, которые направлены в службу судебных приставов. Однако исполнительные производства окончены по причине невозможности установить местонахождение должника, его имущества. На момент окончания исполнительных производств общая сумма задолженности по страховым взносам составила 86 340,08 руб. С учетом утраты налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании суммы задолженности как с физического лица. Определением от 19 мая 2021 г. мировым судьей в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано.

На основании изложенного межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области (далее ИФНС, налоговый орган) просила суд восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления; взыскать с К. задолженность в общей сумме 86 340,08 руб., в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. (2017, 2018, 2019) года в размере 15 413,84 руб., пени за период 10 января 2018 г. по 12 января 2020 г. в размере 218,44 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) в размере 69 611,90 руб., пени за период с 10 января 2018 г. по 12 января 2020 г. в размере 1 095,90 руб.

Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 9 августа 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе начальник инспекции А. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что инспекцией принимались меры по принудительному взысканию задолженности. Поскольку налогоплательщик прекратил статус индивидуального предпринимателя 29 декабря 2020 г., то инспекция считает, что срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) подлежит исчислению с указанной даты. В силу того, что К. в настоящий момент не является индивидуальным предпринимателем, повторное постановление о взыскании задолженности не может быть принято. Процессуальный срок для обращения в суд пропущен по уважительной причине.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В суд апелляционной инстанции представителем административного истца представлено ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией налогового органа с 1 ноября 2021 г. в МИФНС России № 23 по Иркутской области.

Частью 4 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае реорганизации юридического лица, являвшегося субъектом спорного либо установленного судом административного или иного публичного правоотношения и стороной в административном деле, суд производит замену этой стороны ее правопреемником, если в данном административном или ином публичном правоотношении допускается правопреемство.

Приказом Управления ФНС России по Иркутской области от 20 июля 2021 г. № 07-02-09/137@ «О реорганизации инспекций и переименовании» МИФНС № 15 по Иркутской области реорганизована путем присоединения к инспекции ФНС по Центральному округу г. Братска Иркутской области, которая переименована в МИФНС № 23 по Иркутской области.

Принимая во внимание сведения, содержащиеся в представленных представителем административного истца документах, судебная коллегия полагает заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению в соответствии с частью 4 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В статье 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать установленные законом налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Положения закона об уплате страховых взносов закреплены в главе 34 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего в период до 1 января 2017 г., плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

С 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование перешло в ведение Федеральной налоговой службы Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ).

В силу требований статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Судом установлено, что административный ответчик К., ИНН Номер изъят, состоял на учете в межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя в период с 31 мая 2017 г. по 29 декабря 2020 г.

Согласно требованию № 948 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26 января 2018 г., К. предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 16 402,74 руб. за 2017 год в срок не позднее 19 февраля 2018 г. Требование направлено К. почтовым отправлением.

Постановлением № 38050002768 от 21 мая 2018 г. принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества К. в пределах суммы указанной в требовании № 948 от 26 января 2018 г. Постановление направлено через личный кабинет налогоплательщика.

Требованием № 3870 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 17 мая 2018 г. К. предложено уплатить пени по страховым взносам за 2017 год в сумме 454,77 руб. в срок не позднее 8 июня 2018 г.

Требованием № 7903 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 15 августа 2018 г. К. предложено уплатить пени по страховым взносам за 2017 год в сумме 364,68 руб. в срок не позднее 6 сентября 2018 г.

Постановлением № 38050006673 от 17 сентября 2018 г. принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества К. в пределах суммы указанной в требованиях № 3870 от 17 мая 2018 г., № 7903 от 15 августа 2018 г., всего в сумме 819,45 руб. Постановление направлено через личный кабинет налогоплательщика.

Требованием № 11761 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 7 ноября 2018 г. К. предложено уплатить пени по страховым взносам за 2017 год в сумме 370,84 руб., которая подлежит уплате в срок не позднее 29 ноября 2018 г.

Постановлением № 38050009365 от 7 декабря 2018 г. принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества К. в пределах суммы указанной в требовании № 11761 от 7 ноября 2018 г. Постановление направлено через личный кабинет налогоплательщика.

Требованием № 446 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14 января 2019 г. К. предложено уплатить страховые взносы за 2018 год в размере 32 385 руб., пени в сумме 33,46 руб. в срок не позднее 6 февраля 2019 г.

Постановлением № 380500256 от 17 апреля 2019 г. принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества К. в пределах суммы указанной в требовании № 446 от 14 января 2019 г. Постановление направлено через личный кабинет налогоплательщика.

Требованием № 921 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 13 января 2020 г. К. предложено уплатить страховые взносы за 2019 год в размере 36 238 руб., а также пени в сумме 90,59 руб. в срок не позднее 5 февраля 2020 г.

Постановлением № 380500592 от 3 марта 2020 г. принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества К. в пределах суммы, указанной в требовании № 921 от 13 января 2020 г. Постановление направлено через личный кабинет налогоплательщика.

Определением мирового судьи судебного участка № 49 Падунского и Правобережного районов г. Братска от 19 мая 2021 г. в вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций с К. отказано.

Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 25 июня 2021 г.

Разрешая спор и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом пропущен срок предъявления требования в порядке искового производства, оснований для его восстановления судом не усмотрено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда относительно наличия правовых оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего в период до 1 января 2017 г., плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

С 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование перешло в ведение Федеральной налоговой службы Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 46 НК РФ).

Согласно пункта 1 статьи 47 НК РФ, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу части 4 статьи 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Согласно письменным пояснениям налогового органа, представленным в суд апелляционной инстанции, вынесенные в порядке статьи 47 НК РФ постановления о взыскании с К. имеющейся задолженности № 3850002768 от 21 мая 2018 г., № 38050006673 от 17 сентября 2018 г., № 38050009365 от 7 декабря 2018 г., № 380500256 от 17 апреля 2019 г., № 380500592 от 3 марта 2020 г. направлены в Падунское ОСП УФССП России по Иркутской области, которые не исполнены в связи с невозможностью установить местонахождение должника или его имущества (пункт 3 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве), исполнительные производства окончены.

В качестве доказательств представлены документы в виде электронной выгрузки, согласно которым окончены исполнительные производства: от 1 июня 2018 г. (по постановлению Номер изъят от 21 мая 2018 г. о взыскании задолженности в размере 16 402,74 руб.) окончено28 марта 2019 г., от 24 сентября 2018 г. (по постановлению Номер изъят от 17 сентября 2018 г. о взыскании задолженности в размере 819,45 руб.) окончено 23 января 2019 г., от 14 декабря 2018 г. (по постановлению Номер изъят от 7 декабря 2018 г. о взыскании задолженности в размере 370,84 руб.) окончено 30 апреля 2019 г.

Указанные сведения подтверждаются сведениями, размещенными на сайте ФССП России, находящимися в открытом доступе сети Интернет.

Сведений о повторном предъявлении решений для принудительного исполнения в службу судебных приставов о взыскании с К. недоимки по налогам материалы дела не содержат.

По запросу судебной коллегии от судебного пристава - исполнителя Падунского ОСП г. Братска поступили сведения, согласно которым по исполнительному производству Номер изъят от 6 марта 2020 г., возбужденному на основании постановления Номер изъят от 3 марта 2020 г. оплата производится частично, остаток долга на 16 марта 2022 г. составляет 25 203,55 руб. По постановлению налогового органа Номер изъят от 17 апреля 2019 г. оплата не производилась, остаток задолженности составляет 32 418,46 коп. (исполнительное производство Номер изъят от 25 апреля 2019 г.).

Из указанного следует, что решения налогового органа № 380500592 от 3 марта 2020 г., № 380500256 от 17 апреля 2019 г. о взыскании с К. задолженности находятся на исполнении судебных приставов – исполнителей и возможность взыскания задолженности с К. в порядке статьи 47 НК РФ не утрачена.

Из положений действующего налогового законодательства следует, что судебное взыскание обязательных платежей и санкций может осуществляться налоговым органом, пропустившим сроки на внесудебное взыскание (пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47 НК РФ).

Судом установлено, что сроки на внесудебное взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017, 2018 и 2019 годы налоговым органом пропущены не были. Постановления о взыскании указанных недоимок за счет имущества налогоплательщика К. были вынесены руководителем налогового органа в установленные законом сроки и своевременно предъявлены к исполнению. Таким образом, налоговый орган реализовал свое право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по обязательным платежам.

В этой связи, правовых оснований для повторного взыскания в судебном порядке уже ранее взысканной с К. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017, 2018 и 2019 гг. не имеется, поскольку иное будет означать нарушение баланса интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Довод административного истца о наличии у него права на обращение с иском в суд по требованиям о взыскании недоимки по страховым взносам в течение трех лет с момента утраты административным ответчиком статуса индивидуального предпринимателя судебной коллегией отклоняется как основанный на ошибочном толковании действующих норм права, поскольку положения части 4 статьи 21 Закона об исполнительном производстве не применима к спорным правоотношениям.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к субъективному изложению обстоятельств и переоценке доказательств, которым судом дана правильная оценка.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 44, пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

заменить административного истца межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области на правопреемника межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области.

решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 9 августа 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья – председательствующий

Е.Г. Бутина

Судьи

Н.Н. ИсаковаЛ.Л. Каракич