НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 15.08.2022 № 33А-7270/2022

Судья 1 инстанции Пискун Т.А.

УИД 38RS0029-01-2022-001486-40

Судья-докладчик Махмудова О.С.

№ 33а-7270/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2022 г.

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Исаковой Н.Н.,

судей Каракич Л.Л., Махмудовой О.С.,

с участием прокурора с участием прокурора Вокиной А.А.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1213/2022 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты на должность главы муниципального образования «город Шелехов» Абатуровой Елены Игоревны к Шелеховской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Шелеховской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2022 г. № 65/352 «О регистрации Андреева Александра Сергеевича кандидатом на должность главы муниципального образования «город Шелехов»

по апелляционной жалобе Абатуровой Елены Игоревны на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 августа 2022 г.

установила:

в обоснование административного иска, уточненного в порядке ст. 46 КАС РФ, указано, что Шелеховская территориальная избирательная комиссия, приняв решение о регистрации Андреева А.С. кандидатом на должность главы муниципального образования «город Шелехов», допустила нарушение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ и Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 116-ОЗ, поскольку в документах представленных кандидатом для его регистрации и выдвижения, имелись существенные нарушения. Кандидат Андреев А.С., в заявлении о согласии баллотироваться, указал о себе сведения о роде занятий – временно неработающий, однако документы, подтверждающие статус, не представил. Административный истец полагает, что отсутствие в заявлении о согласии баллотироваться сведений о роде занятий является существенным нарушением кандидатом законодательства о выборах, что является основанием для отказа в регистрации и отмены обжалуемого решения избирательной комиссии. Кроме того, при принятии оспариваемого решения член Шелеховской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО8 выразил особое мнение, опубликованное на сайте Шелеховской территориальной избирательной комиссии, в котором указал о нарушении ответчиком порядка проверки подписных листов на предмет достоверности внесенных в них сведений. ФИО8 обращает внимание, что фамилии избирателей, давших свою подпись в поддержку выдвижения Андреева А.С. в 35 случаях из 191 не поддаются прочтению, в пяти подписных листах не читается фамилия лица, осуществлявшего сбор подписей. ФИО8 считает, что Андреевым А.С. представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей для его регистрации. Кроме того, одним из оснований, признания всех подписей, содержащихся в подписном листе, недействительными является их изготовление с несоблюдением требований п. 5 ст. 37 ФЗ-67, так как оплата изготовленных подписных листов должна быть произведена не ранее момента открытия специального избирательного счета и не позднее момента сдачи подписных листов на регистрацию и начала их проверки комиссией. Такие же требования содержаться в ОЗ-116. На момент принятия решения Шелеховской территориальной избирательной комиссией имелись основания для отказа в регистрации кандидата, а именно: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом (подп. «в» п. 24 ст. 38 ФЗ-67), недостаточное количество достоверных подписей избирателей (под. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ-67).

В дополнении к административному исковому заявлению указано, что представленные в подтверждение оплаты подписных листов в материалы дела приходный и расходный ордеры, кассовый и товарный чеки не могут служить доказательством оплаты подписных листов кандидата Андреева А.С., поскольку п. 5 ст. 59 ФЗ-67 предусмотрено заключение договоров и безналичная оплата работ и услуг, в соответствии с п. 9 указанной статьи кандидат обязан представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. По общему правилу о порядке расходования избирательных фондов, установленному п. 5 ст. 59 ФЗ-67 запрещается без документального подтвержденного согласия кандидата и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение результата на выборах. Услуги по изготовлению подписных листов или продажа товара для изготовления могут быть осуществлены исполнителем только после заключения письменного договора с кандидатом, получения от кандидата документального согласия на выполнение оплачиваемых работ и получения оплаты из соответствующего избирательного фонда. Из представленных расходных документов, не усматривается от кого и за какие услуги денежные средства получил индивидуальный предприниматель ФИО9 К кассовому чеку Номер изъят от Дата изъята товарный чек, подтверждающий наименование и объем услуг индивидуальным предпринимателем не выдавался. Товарный чек Номер изъят от Дата изъята не является относимым и допустимым доказательством по административному делу, поскольку не соответствует требованиям. Из товарного чека не усматривается какой организацией или индивидуальным предпринимателем он выдан, отсутствуют сведения о лице его выдавшем. В документах различается наименование услуг, в кассовом чеке указаны услуги типографии, в товарном чеке – печать подписных листов. Документальное согласие на выполнение оплачиваемых работ и получение оплаты из средств избирательного фонда кандидат не давал. При указанных обстоятельствах все подписи в подписных листах должны были быть признаны рабочей группой недействительными по основаниям подп. «и» п. 6.4 ст. 38 ФЗ-67 (все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п. 5 ст. 37 ФЗ-67), Андрееву А.С. должно быть отказано в регистрации кандидатом по основанию, предусмотренному подп. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ-67 (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата). Особое мнение члена Шелеховской территориальной избирательной комиссии ФИО8 к решению Шелеховской территориальной избирательной комиссии о регистрации Андреева А.С. кандидатом о выявленных нарушениях порядка проверки подписных листов на предмет достоверности внесенных в них сведений подтверждается материалами дела.

По мнению стороны административного истца, нарушен основополагающий принцип российского законодательства – принцип равенства всех перед законом, право административного истца на равные условия выдвижения и регистрации, в частности при представлении необходимых документов в строгом соответствии с требованиями закона, так как истцом соблюдены все требования избирательного законодательства, в то время как Андреев А.С. допустил ряд существенных нарушений, при этом зарегистрирован в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «город Шелехов».

Абатурова Е.И. просила признать незаконным и отменить решение Шелеховской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2022 г. № 65/352 «О регистрации Андреева Александра Сергеевича кандидатом на должность главы муниципального образования «город Шелехов».

Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 августа 2022 г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Определением от 5 августа 2022 г. в описательную часть решения суда внесены исправления, в частности, в абз. 6 стр. 10 читать «…информационной системы ГАС Выборы»; в абз. 7 ст. 10 читать «подтверждается действительность 189 подписей».

В апелляционной жалобе Абатурова Е.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указывает, что представленные в подтверждение факта оплаты изготовления подписных листов документы не могут свидетельствовать об оплате за счет средств соответствующего избирательного фонда, поскольку решением Шелеховской территориальной избирательной комиссии 29 января 2016 г. утверждена Инструкция за № 3/26 о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов на территории Шелеховского района, согласно которой необходимо заключение договора на изготовление подписных листов с указанием необходимых реквизитов и условий на которых они будут изготовлены. Выполнение условий договора сторонами подтверждается актами, которые подписываются кандидатом, либо уполномоченным им лицом и подрядчиком (исполнителем). Андреевым А.С. сведений о заключении договора на изготовление подписных листов в материалы дела не представлено. Из расходных документов не усматривается от кого и за какие услуги получил денежные средства индивидуальный предприниматель ФИО10, к кассовому чеку не приложен товарный чек, товарный чек представленный заинтересованным лицом не отвечает требованиям законодательства, поэтому не может быть допустимым, достаточным и относимым доказательством. Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка доводу о том, что кандидат не давал письменного согласия на выполнение оплачиваемых работ или реализацию товаров и получения оплаты из средств соответствующего избирательного фонда, как того требует законодательство о выборах. Полагает, что при указанных обстоятельствах все подписи в поддержку самовыдвижения Андреева А.С. должны были быть признаны недействительными и на заседании Шелеховской ТИК ему должно было быть отказано в регистрации. При этом факт отсутствия работы у Андреева А.С. не подтвержден документами.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Шелеховская территориальная избирательная комиссия, прокурор, участвующий в деле, представитель заинтересованного лица Андреева А.С. – Дамдинов Б.Д., просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное не явились административный истец Абатурова Е.И., заинтересованное лицо Андреев А.С., о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие не заявили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, заинтересованное лицо руководитель регионального отделения в Иркутской области политической партии «Российская партия свободы и справедливости» Якубов С.С., представил заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о судебном заседании.

Заслушав доклад судьи Махмудовой О.С., объяснения представителя административного истца Белозеровой Е.И., представителей административного ответчика Лолы Н.А., Леоновой А.Н., представителя заинтересованного лица Дамдинова Б.Д., заключение прокурора Вокиной А.А., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

На основании ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 19 мая 2022 г. № 151/1290 на Шелеховскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия по организации подготовки и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума.

Решением Думы Шелеховского городского поселения от 21 июня 2022 г. №22-рд назначены выборы главы муниципального образования «город Шелехов».

Согласно приложению № 3 к решению Шелеховской территориальной избирательной комиссии «О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов при проведении муниципальных выборов не территории Шелеховского муниципального района в единый день голосования 11 сентября 2022 г.» численность избирателей в муниципальном образовании «город Шелехов» на 1 января 2022 г. составляет 34 772, количество подписей необходимых для регистрации кандидата – 174, максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию для регистрации кандидата – 191.

Решением Шелеховской территориальной избирательной комиссией 16 июля 2022 г. за № 58/320 Абатурова Е.И. зарегистрирована кандидатом на должность главы муниципального образования «город Шелехов».

Решением Шелеховской территориальной избирательной комиссии 29 июля 2022 г. за № 65/352 Андреев А.С. зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования «город Шелехов».

Шелеховской территориальной избирательной комиссией 21 июня 2022 г. решением № 49/262 утверждено Положение «О рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в Шелеховскую территориальную избирательную комиссию при проведении муниципальных выборов на территории Шелеховского района 11 сентября 2022 г.».

Согласно подтверждению о получении Шелеховской территориальной избирательной комиссией документов, представленных для регистрации кандидата на выборах главы муниципального образования «город Шелехов», Шелеховская территориальная избирательная комиссия приняла от Андреева А.С. 9 июля 2022 г. заявление о согласии баллотироваться и 29 июля 2022 г. подписные листы.

Из подписных листов усматривается, что подписи избирателей проставлены 13 июля 2022 г., заверены, лицами, собирающими подписи 13 июля 2022 г., кандидатом Андреевым А.С. - 16 июля 2022 г.

По итогам проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования «город Шелехов» Андреева А.С. из 191 заявленной подписи избирателей 2 подписи признаны недостоверными и (или) недействительными, количество достоверных подписей составило 189. Заседание рабочей группы проведено с участием привлеченного специалиста заместителя начальника МЭКО № 7 ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области ФИО11, что подтверждается протоколом Номер изъят от 26 июля 2022 г. заседания рабочей группы.

По итогам заседания Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в Шелеховскую территориальную избирательную комиссию член ФИО1 территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО8 выразил особое мнение о регистрации Андреева А.С. на должность главы муниципального образования «город Шелехов», в котором указал, что из представленных подписей избирателей не менее 40 являются недостоверными и (или) недействительными, то есть достоверными являются не более 151 подписи избирателей, полагал, что кандидатом представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей для его регистрации.

Как следует из материалов дела, Андреев А.С. представил в Шелеховскую территориальную избирательную комиссию уведомление об открытии 9 июля 2022 г. в ПАО Сбербанк специального избирательного счета Номер изъят. Согласно выписке об операциях по лицевому счету Номер изъят, предоставленной ПАО Сбербанк 11 июля 2022 г. произведена расходная операция по счету, назначение платежа – оплата изготовления подписных листов.

Из приходного кассового ордера Номер изъят от Дата изъята на внесение денежных средств на специальный счет Номер изъят, открытый в ПАО Сбербанк усматривается, что на счет кандидата внесены его собственные средства в размере 2 000 руб., которые сняты 11 июля 2022 г. на оплату изготовления подписных листов, что подтверждается расходным кассовым ордером Номер изъят от Дата изъята

В материалы дела представлен чек контрольно-кассовой техники от Дата изъята , подтверждающий внесение денежных средств в счет оплаты услуг типографии в размере 2000 руб. В товарном чеке Номер изъят от Дата изъята содержатся сведения о наименовании услуги – печать подписных листов, о количестве подписных листов – 400, цене за единицу – 5 руб. и итоговой цене равной 2000 руб., подписи продавца.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в Федеральном законе № 67-ФЗ не содержится императивных требований подтверждать документами статус временно не работающего лица, поэтому обязанности предоставлять документы, подтверждающие статус временно не работающего лица у Андреева А.С. не было.

Оценив в совокупности представленные доказательства, по правилам ст. 84 КАС РФ, суд первой интенции пришел к выводу, что вопреки доводам административного иска, оплата изготовления подписных листов произведена за счет средств избирательного фонда кандидата Андреева А.С., поскольку услуги по печати подписных листов, оплачены после открытия специального избирательного счета и совершения расходной операции по счету, изготовление подписных листов осуществлено в целях достижения определенного результата и в интересах кандидата. Суд первой инстанции нашел несостоятельным утверждение административного истца о недостаточности достоверных и действительных подписей избирателей, так как проверка подписных листов проведена с участием привлеченного специалиста – эксперта, подпись эксперта на ведомости проверки подписных листов кандидата Андреева А.С. является заключением эксперта о достоверности и действительности имеющихся в подписных листах подписей избирателей и лиц, собиравших подписи, за исключением подписей двух избирателей в отношении которых установлены несоответствия данных о регистрации, сведения об избирателях проверены с использованием регистра избирателей информационной системы ГАС «Выборы», то есть, идентификация избирателей отдавших свои подписи в поддержку кандидата осуществлена с учетом сведений о дате рождения, с учетом реквизитов документа удостоверяющего личность и сведений о регистрации по месту жительства, при этом указав на то, что возможность прочтения рукописного текста, имеющего особенности почерка, обусловлена субъективным восприятием, служить основанием к признанию подписей избирателей и лиц, собиравших подписи недействительными или недостоверными не может, в связи с чем к основаниям для признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными избирательным законодательством не отнесена, а субъективное мнение ФИО8, не обладающего специальными познаниями, опровергнуть заключение специалиста - заместителя начальника МЭКО № 7ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области ФИО11 не способно.

Оснований не согласится с решением суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

В соответствие с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Согласно подп. «б» п. 2.2. ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вместе с заявлением, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Согласно подпункту «в.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных п.п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Аналогичные правила установлены ч. 2 ст. 49, ст. 50, п. 3,5 ч. 1 ст. 63 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 г. № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».

В соответствии с п. 57 ст. 2 указанного Федерального закона под родом занятий понимается документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся, домохозяйка, временно неработающий.

Действующее избирательное законодательство не содержит прямого указания на вид документа (его наименование), подтверждающего сведения о статусе временно неработающего, и не предусматривает представление в подтверждение данного обстоятельства каких-либо документов.

Анализируя названные правовые нормы, принимая во внимание, что установленные действующим законодательством документы, подтверждающие статус «временно не работающий» отсутствуют, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда, что кандидат Андреев А.С. не нарушил требований избирательного законодательства в указанной части.

В соответствии с подп. «а» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты подписных листов.

Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, с кампанией референдума, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке, за исключением случая, если в соответствии с пунктом 11 статьи 58 настоящего Федерального закона избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета (ч. 4 ст. 59 Федерального закона № 67-ФЗ)

Из положений ч. 11 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что на выборах органов местного самоуправления сельских поселений законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено создание избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пятнадцати тысяч рублей. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата.

Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Пунктом 1 статьи 58 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 г. № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» предусмотрено, что сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого на должность главы муниципального образования, осуществляется со дня, следующего за днем представления гражданином в избирательную комиссию муниципального образования заявления о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 49 настоящего Закона.

В постановлении ЦИК России от 13 июня 2012 г. № 128/986/6 «О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» разъяснено, что подпись избирателя, собранная вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления - до дня уведомления избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата (подп. а п. 6.4 ст. 38 Федерального закона).

Согласно п. 5 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписи избирателей на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления - со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанной даты внесения подписи избирателем.

Таким образом, из анализа указанных норм в их совокупности, следует, что действующее законодательство позволяет учитывать подписи избирателей, собранных кандидатом в органы местного самоуправления после уведомления избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата. При этом Закон Иркутской области № 116-ОЗ при проведении выборов в органы местного самоуправления не связывает начало сбора подписей с оплатой изготовления подписных листов.

Факт непредставления договора на изготовление подписных листов и иных сопутствующих к этому договору документов правового значения не имеет, равно как и их наличие на момент принятия избирательной комиссией решения о регистрации Андреева А.С., так как на избирательную комиссию, исходя из указанных норм права, а также положений ст. 49 Закона Иркутской области № 116-ОЗ, не возложена обязанность на момент принятии решения о регистрации проверять наличие (отсутствие) указанных документов.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что подписи избирателей собраны после оплаты изготовления подписных листов именно за счет средств соответствующего избирательного фонда, что подтверждается совокупностью последовательных действий, направленных на достижение необходимой цели, в том числе открытие счета 9 июля 2022 г., внесение на него собственных средств кандидата 9 июля 2022 г., выдача денежных средств со счета кандидату Андрееву А.А. 11 июля 2022 г. и оплата услуг типографии 12 июля 2022 г. Приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовый чек, товарный чек достоверно позволяют определить, что Андреевым А.С. произведена оплата изготовления подписных листов для кандидата на выборах.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены по указанным административным истцом основаниям решения Шелеховской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2022 г. № 65/352 «О регистрации Андреева Александра Сергеевича кандидатом на должность главы муниципального образования «город Шелехов».

При рассмотрении и разрешении административного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Поскольку суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, в связи с чем, основания для его отмены либо изменения в апелляционном порядке отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со ст. 310 КАС РФ.

Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда также не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 августа 2022 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Н.Н. Исакова

Судьи

Л.Л. Каракич

О.С. Махмудова