НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 15.08.2022 № 2-89/2022

Судья Горбовская А.В.

Судья-докладчик Васильева И.Л. по делу № 33-6633/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2022 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,

судей Губаревич И.И., Жилкиной Е.М.,

при секретаре Богомоевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-89/2022 (38RS0019-01-2021-003116-29) по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Иркутской области о взыскании задолженности по денежному содержанию на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за задержку причитающихся выплат, недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, недоплаты по четырехмесячному денежному содержанию, компенсации морального вреда

по апелляционным жалобам представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Иркутской области – ФИО10, представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области – ФИО11

на решение Падунского районного суда города Братска Иркутской области от 15 апреля 2022 года

УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований истцы указали, что на момент обращения с исковыми заявлениями в суд они работали в межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области в должностях: начальника отдела, заместителя начальника отдела, главного государственного налогового инспектора, старшего государственного налогового инспектора, главного специалиста. 29 октября 2021 г. истцы были уволены в связи с сокращением численности штата. При расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации на период трудоустройства ответчиком в расчет среднего заработка истцов не включены выплачиваемые средства материального стимулирования. Поскольку материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, то исчисление денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска, компенсация четырехмесячного денежного содержания должны производиться с учетом фактически выплаченных сумм дополнительного материального стимулирования. Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, нарушение трудовых прав истцов не вызывает сомнения, в связи с чем, ответчик причинил истцам нравственные страдания, то есть моральный вред.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, просили суд с учетом уточнений, взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Иркутской области:

- в пользу ФИО1 задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 22 октября 2016 г. по 24 сентября 2021 г. в размере 773 932 рубля 89 копеек, компенсацию за задержку указанных выплат в сумме 238 115 рублей 90 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 25000 рублей, недоплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 72667 рублей 12 копеек, недоплату по 4-х месячному денежному содержанию в размере 370286 рублей 72 копейки;

- в пользу ФИО2 задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 6 декабря 2016 г. по 7 сентября 2021 г. в размере 230 514 рублей 47 копеек, компенсацию за задержку указанных выплат в сумме 70676 рублей 68 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 25000 рублей, недоплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 30397 рублей 90 копеек, недоплату по 4-х месячному денежному содержанию в размере 137 023 рубля 60 копеек;

- в пользу ФИО3 задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 1 декабря 2016 г. по 20 июля 2021 г. в размере 256 602 рубля 10 копеек, компенсацию за задержку выплаты денежного содержания на период нахождения в очередных отпусках в сумме 89412 рублей 07 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 25000 рублей, недоплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 44047 рублей 39 копеек, недоплату по 4-х месячному денежному содержанию в размере 139 523 рубля 64 копейки;

- в пользу ФИО4 задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 18 декабря 2017 г. по 5 октября 2021 г. в размере 137 752 рубля 32 копейки, компенсацию за задержку указанных выплат в сумме 32879 рублей 20 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 25000 рублей, недоплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 17040 рублей 40 копеек, недоплату по 4-х месячному денежному содержанию в размере 99856 рублей 88 копеек;

- в пользу ФИО5 задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 24 февраля 2017 г. по 17 сентября 2021 г. в размере 537 912 рублей 81 копейка, компенсацию за задержку указанных выплат в сумме 169 196 рублей 32 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 25000 рублей, недоплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 31376 рублей 52 копейки, недоплату по 4-х месячному денежному содержанию в размере 262 666 рублей 68 копеек;

- в пользу ФИО6 задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 14 сентября 2016 г. по 17 сентября 2021 г. в размере 175 362 рубля 61 копейка, компенсацию за задержку указанных выплат в сумме 61238 рублей 88 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 25000 рублей, недоплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 12325 рублей 20 копеек, недоплату по 4-х месячному денежному содержанию в размере 72225 рублей;

- в пользу ФИО7 задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 10 октября 2016 г. по 23 июля 2021 г. в размере 165 544 рубля 27 копеек, компенсацию за задержку выплаты денежного содержания на период нахождения в очередных отпусках в сумме 62888 рублей 08 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 25000 рублей, недоплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 15137 рублей 92 копейки, недоплату по 4-х месячному денежному содержанию в размере 31681 рубль 52 копейки;

- в пользу ФИО8 задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 19 декабря 2016 г. по 26 октября 2021 г. в размере 292 991 рубль 21 копейка, компенсацию за задержку выплаты денежного содержания на период нахождения в очередных отпусках в сумме 87664 рубля 52 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 25000 рублей, недоплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 73920 рублей 45 копеек, недоплату по 4-х месячному денежному содержанию в размере 151990 рублей 40 копеек;

- в пользу ФИО9 задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 13 октября 2016 г. по 18 июля 2021 г. в размере 300 474 рубля 17 копеек, компенсацию за задержку выплаты денежного содержания на период нахождения в очередных отпусках в сумме 114 021 рубль 07 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 25000 рублей, недоплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 96248 рублей 62 копейки, недоплату по 4-х месячному денежному содержанию в размере 131 166 рублей 68 копеек.

Определениями Падунского районного суда города Братска Иркутской области от 19 ноября 2021 г. и 23 декабря 2021 г. гражданские дела по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Иркутской области, объединены в одно производство.

Определением Падунского районного суда города Братска Иркутской области от 23 декабря 2021 г. произведена замена ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Иркутской области на правопреемника – Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №23 по Иркутской области.

Решением Падунского районного суда города Братска Иркутской области от 15 апреля 2022 г., дополнительным решением Падунского районного суда города Братска Иркутской области от 31 мая 2022 г., исковые требования удовлетворены частично. С межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №23 по Иркутской области:

- в пользу ФИО1 взыскана задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 28 декабря 2020 г. по 24 сентября 2021 г. в сумме 151557 рублей 11 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 22646 рублей); недоплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 63220 рублей 39 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 9447 рублей), недоплата по четырехмесячному денежному содержанию в размере 370 286 рублей 72 копейки, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, а всего 588 064 рубля 22 копейки;

- в пользу ФИО2 взыскана задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 16 декабря 2020 г. по 7 сентября 2021 г. в сумме 59 098 рублей (с учетом удержания НДФЛ в размере 8831 рубль); недоплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 26 446 рублей 17 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 3952 рубля), недоплата по четырехмесячному денежному содержанию в размере 137 023 рубля 60 копеек, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, а всего 225 567 рублей 77 копеек;

- в пользу ФИО3 взыскана задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 9 ноября 2020 г. по 20 июля 2021 г. в сумме 39040 рублей 50 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 5834 рубля); недоплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 38321 рубль 23 копейки (с учетом удержания НДФЛ в размере 5726 рублей), недоплата по четырехмесячному денежному содержанию в размере 139 523 рубля 64 копейки, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, а всего 219 885 рублей 37 копеек;

- в пользу ФИО4 взыскана задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 11 января 2021 г. по 5 октября 2021 г. в сумме 20338 рублей 95 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 3039 рублей); недоплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 14825 рублей 15 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 2215 рублей), недоплата по четырехмесячному денежному содержанию в размере 99856 рублей 88 копеек, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, а всего 138 020 рублей 98 копеек;

- в пользу ФИО5 взыскана задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 1 декабря 2020 г. по 17 сентября 2021 г. в сумме 94 363 рубля 76 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 14100 рублей); недоплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 27 297 рублей 57 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 4079 рублей), недоплата по четырехмесячному денежному содержанию в размере 262 666 рублей 68 копеек, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, а всего 387 328 рублей 01 копейка;

- в пользу ФИО6 взыскана задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 11 мая 2021 г. по 17 сентября 2021 г. в сумме 29 504 рубля 10 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 4409 рублей); недоплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 7624 рубля 51 копейка (с учетом удержания НДФЛ в размере 1139 рублей), недоплата по четырехмесячному денежному содержанию в размере 51 356 рублей 28 копеек, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, а всего 91 484 рубля 89 копеек;

- в пользу ФИО7 взыскана задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 25 июня 2021 г. по 23 июля 2021 г. в сумме 10 204 рубля 53 копейки (с учетом удержания НДФЛ в размере 1525 рублей), недоплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 13 169 рублей 99 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 1968 рублей), недоплата по четырехмесячному денежному содержанию в размере 31681 рубль 52 копейки, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, а всего 58 056 рублей 04 копейки;

- в пользу ФИО8 взыскана задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 14 декабря 2020 г. по 26 октября 2021 г. в сумме 74 754 рубля 09 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 11170 рублей); недоплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 64 310 рублей 79 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 9610 рублей), недоплата по четырехмесячному денежному содержанию в размере 151 990 рублей 40 копеек, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, а всего 294 055 рублей 28 копеек;

- в пользу ФИО9 взыскана задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 15 февраля 2021 г. по 18 июля 2021 г. в сумме 49 100 рублей 19 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 7337 рублей); недоплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 83736 рублей 30 копеек (с учетом удержания НДФЛ в размере 12512 рублей), недоплата по четырехмесячному денежному содержанию в размере 131 166 рублей 68 копеек, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, а всего 267 003 рубля 17 копеек.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Иркутской области – ФИО10 просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания федерального гражданского служащего, и является самостоятельным видом выплат. Отмечает, что материальное стимулирование не относится к иным выплатам, предусмотренным ч. 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, премиям за выполнение особо важны и сложных заданий, поскольку является денежными средствами, предоставляемыми сверх установленного фонда оплаты труда и не подлежат учету при определении размера спорных выплат истцам. При этом, судом не установлено на основании каких Указов и Постановлений выплачивались спорные суммы средств материального стимулирования. Кроме того, указывает, что взысканная сумма компенсации морального вреда, завышена.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области – ФИО11 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что при рассмотрении дела судом нарушены нормы материального и процессуального права, суд, не в полном объеме оценил фактические обстоятельства дела и не дал оценки доводам третьего лица. Полагает, что включение средств материального стимулирования в расчет среднего заработка для оплаты отпускных возможно только за счет экономии фонда оплаты труда и как следствие уменьшения размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий и ее выплаты только в конце года, что не приведет к получению работниками большего дохода. При этом, материальное стимулирование не относится к премиям в понятии п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, п.п. «д» п. 2 Правил № 562 и обоснованно не учтено Инспекцией при определении размера денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска, при расчете компенсации за неиспользованные отпуска и выплат при сокращении.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов ФИО12 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Иркутской области, представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Иркутской области – ФИО10, представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области – ФИО13, согласно заявлений просят о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Судебная коллегия в порядке ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав доклад судьи Васильевой И.Л., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью 13 ст. 46 названного Федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В соответствии с п. 3.1 ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 данной статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 20.07.2021 №07-02-09/136@ с 01.11.2021 г. межрайонная ИФНС России №15 по Иркутской области реорганизована путем присоединения к ИФНС по Центральному округу г.Братска Иркутской области, которая является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области. ИФНС по Центральному округу г.Братска Иркутской области переименована в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №23 по Иркутской области.

Истец ФИО1 с 25 ноября 2011 г. принята на должность заместителя начальника отдела финансового обеспечения МИФНС №15 по Иркутской области, что подтверждается копией приказа №"номер" от 25 ноября 2011 г. Впоследствии проходила государственную гражданскую службу в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области в должности начальника отдела общего обеспечения.

Из служебного контракта истца ФИО1 от 28 декабря 2012 г. и дополнительных соглашений к контракту от 16 октября 2017 г., 29 декабря 2017 г., 30 сентября 2019 г., 29 сентября 2020 г. следует, что в состав ежемесячного денежного содержания входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью, месячный оклад в соответствии с классным чином, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет и особые условия гражданской службы, районный коэффициент в размере 0,3 денежного содержания в месяц, ежемесячная надбавка за проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 процентов денежного содержания, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.9). Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.10).

Согласно расчетным листкам истца ФИО1 за период с января 2016 года по октябрь 2021 года, помимо прочих выплат ей производились начисления в виде материального стимулирования.

18 октября 2021 г. межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области издан приказ №"номер" о прекращении (расторжении) с ФИО1 служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с 29 октября 2021 г. с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно расчетному листку за октябрь 2021 года, при увольнении ФИО1 начислена компенсация денежного содержания в размере 268 114 рублей 92 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 50 735 рублей 47 копеек.

С 21 июня 2021 г. ФИО2 принята на должность специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок №1 МИФНС №15 по Иркутской области, что подтверждается копией приказа №"номер" от 21.06.2012 г. Впоследствии проходила государственную гражданскую службу в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №2.

Из служебного контракта истца ФИО2 от 04.09.2013, 01.03.2017 и дополнительных соглашений к контракту от 01.09.2016, 01.06.2017, 16.10.2017, 29.12.2017, 30.09.2019, 29.09.2020 следует, что в состав ежемесячного денежного содержания входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью, месячный оклад в соответствии с классным чином, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет и особые условия гражданской службы, районный коэффициент в размере 0,3 денежного содержания в месяц, ежемесячная надбавка за проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 процентов денежного содержания, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.9). Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.10).

Согласно расчетным листкам истца ФИО2 за период с января 2016 года по октябрь 2021 года, помимо прочих выплат ей производились начисления в виде материального стимулирования.

18 октября 2021 г. межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области издан приказ №"номер" о прекращении (расторжении) с ФИО2 служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с 29.10.2021 г. с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно расчетному листку за октябрь 2021 года, при увольнении ФИО2 начислена компенсация денежного содержания в размере 160 108 рублей 12 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 33 716 рублей 80 копеек.

С 14.07.2004 ФИО3 принята на должность специалиста 1 категории отдела регистрации и учета налогоплательщиков МИФНС №15 по Иркутской области, что подтверждается копией приказа №"номер" от 13.07.2004. Впоследствии проходила государственную гражданскую службу в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области в должности старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №2.

Из служебного контракта истца ФИО3 от 03.08.2012, 01.03.2017 и дополнительных соглашений к контракту от 12.10.2015, 20.07.2017, 29.12.2017, 30.08.2018, 30.09.2019, 29.09.2020 следует, что в состав ежемесячного денежного содержания входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью, месячный оклад в соответствии с классным чином, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет и особые условия гражданской службы, районный коэффициент в размере 0,3 денежного содержания в месяц, ежемесячная надбавка за проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 процентов денежного содержания, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.9). Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.10).

Согласно расчетным листкам истца ФИО3 за период с марта 2016 года по октябрь 2021 года, помимо прочих выплат ей производились начисления в виде материального стимулирования.

18 октября 2021 года межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области издан приказ №"номер" о прекращении (расторжении) с ФИО3 служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с 29.10.2021 с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно расчетному листку за октябрь 2021 года, при увольнении ФИО3 начислена компенсация денежного содержания в размере 171 377 рублей 16 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 51 539 рублей 52 копейки.

С 10.01.1997 ФИО5 принята на должность налогового инспектора в отдел учета и отчетности Падунской государственной налоговой инспекции, что подтверждается копией приказа №"номер". Впоследствии проходила государственную гражданскую службу в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области в должности начальника отдела учета, отчетности и анализа.

Из служебного контракта истца ФИО5 от 16.08.2005 и дополнительных соглашений к контракту от 16.10.2017, 29.12.2017, 30.09.2019, 29.09.2020 следует, что в состав ежемесячного денежного содержания входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью, месячный оклад в соответствии с классным чином, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет и особые условия гражданской службы, районный коэффициент в размере 0,3 денежного содержания в месяц, ежемесячная надбавка за проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 процентов денежного содержания, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.9). Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.10).

Согласно расчетным листкам истца ФИО5 за период с января 2016 года по октябрь 2021 года, помимо прочих выплат ей производились начисления в виде материального стимулирования.

18 октября 2021 года межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области издан приказ №"номер" о прекращении (расторжении) с ФИО5 служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с 29.10.2021 с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно расчетному листку за октябрь 2021 года, при увольнении ФИО5 начислена компенсация денежного содержания в размере 203 946 рублей 24 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 23 217 рублей 32 копейки.

С 27.06.1994 ФИО6 принята на должность специалиста 1 категории в отдел по налогообложению физических лиц в государственную налоговую инспекцию по Иркутской области, что подтверждается копией приказа №"номер". Впоследствии проходила государственную гражданскую службу в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области в должности старшего государственного налогового инспектора в отделе регистрации и учета налогоплательщиков.

Из служебного контракта истца ФИО6 от 15.08.2005 и дополнительных соглашений к контракту от 27.08.2008, 29.12.2017, 30.09.2019, 29.09.2020 следует, что в состав ежемесячного денежного содержания входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью, месячный оклад в соответствии с классным чином, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет и особые условия гражданской службы, районный коэффициент в размере 0,3 денежного содержания в месяц, ежемесячная надбавка за проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 процентов денежного содержания, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.9). Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.10).

Согласно расчетным листкам истца ФИО5 за период с января 2016 года по ноябрь 2021 года, помимо прочих выплат ей производились начисления в виде материального стимулирования.

2 ноября 2021 г. межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области издан приказ №"номер" о прекращении (расторжении) с ФИО6 служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении со 02.11.2021 с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно расчетному листку за ноябрь 2021 года, при увольнении ФИО6 начислена компенсация денежного содержания в размере 178 895 рублей 56 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 29 142 рубля 20 копеек.

С 17.03.1998 г. ФИО7 принята на должность налогового инспектора в отдел информатизации Падунской государственной налоговой инспекции, что подтверждается копией приказа №"номер". Впоследствии проходила государственную гражданскую службу в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области в должности главного специалиста-эксперта отдела информатизации.

Из служебного контракта истца ФИО7 от 01.02.2016 и дополнительных соглашений к контракту от 19.07.2016, 29.12.2017, 30.09.2019, 29.09.2020 следует, что в состав ежемесячного денежного содержания входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью, месячный оклад в соответствии с классным чином, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет и особые условия гражданской службы, районный коэффициент в размере 0,3 денежного содержания в месяц, ежемесячная надбавка за проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 процентов денежного содержания, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.9). Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.10).

Согласно расчетным листкам истца ФИО7 за период с января 2016 года по октябрь 2021 года, помимо прочих выплат ей производились начисления в виде материального стимулирования.

18 октября 2021 г. межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области издан приказ №"номер" о прекращении (расторжении) с ФИО7 служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с 29.10.2021 с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно расчетному листку за октябрь 2021 года, при увольнении ФИО7 начислена компенсация денежного содержания в размере 162 177 рублей 24 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 73 609 рублей 76 копеек.

С 10.04.1996 ФИО8 принята на должность государственного налогового инспектора в отдел по местным налогам Падунской государственной налоговой инспекции, что подтверждается копией приказа №"номер". Впоследствии проходила государственную гражданскую службу в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области в должности главного специалиста-эксперта отдела информатизации.

Из служебного контракта истца ФИО8 от 25.05.2015 и дополнительных соглашений к контракту от 16.10.2017, 29.12.2017, 30.09.2019, 29.09.2020 следует, что в состав ежемесячного денежного содержания входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью, месячный оклад в соответствии с классным чином, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет и особые условия гражданской службы, районный коэффициент в размере 0,3 денежного содержания в месяц, ежемесячная надбавка за проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 процентов денежного содержания, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.9). Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.10).

Согласно расчетным листкам истца ФИО8 за период с января 2016 года по октябрь 2021 года, помимо прочих выплат ей производились начисления в виде материального стимулирования.

18 октября 2021 г. межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области издан приказ №"номер" о прекращении (расторжении) с ФИО8 служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с 29.10.2021 с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно расчетному листку за октябрь 2021 года, при увольнении ФИО8 начислена компенсация денежного содержания в размере 185 753 рубля 72 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 85 897 рублей 29 копеек.

С 23 декабря 2003 г. ФИО9 принята на должность специалиста 1 категории отдела финансового и общего обеспечения межрайонной ИМНС России №15 по Иркутской области, что подтверждается копией приказа №"номер". Впоследствии проходила государственную гражданскую службу в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области в должности главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения.

Из служебного контракта истца ФИО9 от 23.11.2012 и дополнительных соглашений к контракту от 29.12.2017, 30.11.2018, 30.09.2019, 29.09.2020, 27.10.2020 следует, что в состав ежемесячного денежного содержания входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью, месячный оклад в соответствии с классным чином, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет и особые условия гражданской службы, районный коэффициент в размере 0,3 денежного содержания в месяц, ежемесячная надбавка за проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 процентов денежного содержания, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.9). Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.10).

Согласно расчетным листкам истца ФИО9 за период с января 2016 года по октябрь 2021 года, помимо прочих выплат ей производились начисления в виде материального стимулирования.

18 октября 2021 г. межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области издан приказ №"номер" о прекращении (расторжении) с ФИО9 служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с 29.10.2021 с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно расчетному листку за октябрь 2021 года, при увольнении ФИО9 начислена компенсация денежного содержания в размере 198 461 рубль 52 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 139 668 рублей 30 копеек.

С 16.05.2017 ФИО14 (согласно копии свидетельства "номер" от 24.11.2018 фамилия изменена на ФИО15 в связи с регистрацией брака) принята на должность государственного налогового инспектора межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области, что подтверждается копией приказа №"номер". Впоследствии проходила государственную гражданскую службу в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №2.

Из служебного контракта истца ФИО16 от 16.05.2017, 17.11.2017, 23.08.2019 и дополнительных соглашений к контракту от 17.05.2017, 29.12.2017, 30.09.2019, 13.01.2020, 04.03.2020, 29.09.2020 следует, что в состав ежемесячного денежного содержания входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью, месячный оклад в соответствии с классным чином, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет и особые условия гражданской службы, районный коэффициент в размере 0,3 денежного содержания в месяц, ежемесячная надбавка за проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 процентов денежного содержания, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.9). Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.10).

Согласно расчетным листкам истца ФИО4 за период с января 2016 года по октябрь 2021 года, помимо прочих выплат ей производились начисления в виде материального стимулирования.

20 октября 2021 г. межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области издан приказ №"номер" о прекращении (расторжении) с ФИО4 служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с 29.10.2021 с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно расчетному листку за октябрь 2021 года, при увольнении ФИО4 начислена компенсация денежного содержания в размере 137 668 рублей 44 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 22 279 рублей 80 копеек.

Согласно копии выписки из протокола заседания Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от 01.12.2020 №9дсп определен механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 3 квартал 2020 года.

Приказами УФНС России по Иркутской области от 29.06.2020 №09-17/343дсп@, от 24.09.2020 №09-17/483дсп@, от 08.12.2020 №09-17/698дсп@, от 15.04.2021 №09-17/237дсп@, от 16.09.2021 №09-17/571дсп@ в соответствии с решениями Комиссии УФНС России по Иркутской области по оценке эффективности деятельности подведомственных инспекций и сотрудников аппарата Управления и во исполнение приказов ФНС России «О материальном стимулировании» утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов УФНС России по Иркутской области сверх установленного фонда оплаты труда (материальное стимулирование) за I-IV кварталы 2020 года, I-II кварталы 2021 года.

Во исполнение указанных приказов УФНС России по Иркутской области, в соответствии с решениями Комиссии УФНС России по Иркутской области по оценке эффективности деятельности подведомственных инспекций и сотрудников аппарата, межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области изданы приказы от 06.07.2020 №02-03-01/5, от 28.09.2020 №02-03-01/5/082, от 14.12.2020 №02-03-01/4/024дсп, от 19.04.2021 №02-03-01/4/010дсп, от 13.07.2021 №02-03-01/5/075дсп, от 17.09.2021 №02-03-01/5/053дсп о материальном стимулировании сотрудников инспекции за I-IV кварталы 2020 года, I-II кварталы 2021 года, которыми утверждены Протоколы заседаний Комиссии межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области по оценке эффективности деятельности и распределению средств материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим инспекции, распределены средства материального стимулирования из фонда начальника сотрудникам инспекции. Выплата производилась в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на материальное стимулирование, в том числе истцам.

В соответствии с приказами межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области от 18.10.2021, 20.10.2021, 02.11.2021 ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО4 с 29.10.2021, а ФИО6 со 02.11.2021 уволены с государственной гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

30 сентября 2021 г. на имя начальника межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области истцами написаны заявления с просьбой произвести перерасчет произведенных выплат сохраняемого денежного содержания за периоды отпусков с учетом дополнительных стимулирующих выплат.

26 октября 2021 г. на имя начальника межрайонной России ИФНС №15 по Иркутской области истцами написаны заявления с просьбой произвести перерасчет произведенных выплат компенсации отпуска при увольнении и 4-х месячного денежного содержания с учетом дополнительных стимулирующих выплат.

Из ответов межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области на заявления истцов следует, что расчеты выплаченной им компенсации были произведены в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562, а выплаченные дополнительные стимулирующие выплаты не входят в систему оплаты труда гражданских служащих и не являются гарантированной выплатой в структуре денежного содержания.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что суммы материального стимулирования подлежат включению в расчет денежного содержания за период нахождения в очередном отпуске, при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, в соответствии с ч.3.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ.

Средства материального стимулирования и премии выплачены истцам в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и указанные суммы следует учитывать в порядке пп. 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. №562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Вместе с тем, при увольнении истцам выплачена компенсация, предусмотренная ч.3.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсация за неиспользованный отпуск, которые рассчитаны без учета средств материального стимулирования. Также в период трудовой деятельности истцам предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска, при расчете отпускных выплат суммы материального стимулирования также не учитывались.

Таким образом, принимая во внимание заявление ответчика о пропуске истцами срока обращения в суд, суд первой инстанции обоснованно взыскал в пользу истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках (с учетом удержания НДФЛ), недоплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (с учетом удержания НДФЛ), недоплату по четырехмесячному денежному содержанию, в пределах сроках исковой давности.

Установив факт нарушения трудовых прав истцов, при расчете причитающихся истцам выплат при увольнении, суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований для компенсации морального вреда, определив ее размер, с учетом требований разумности и справедливости, в сумме 3000 рублей в пользу каждого истца.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч. 3 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении.

Доводы апелляционных жалоб о том, что дополнительное материальное стимулирование не подлежит учету при расчете отпускных, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, поскольку не входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1).

Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного Федерального закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении.

Довод апелляционной жалобы представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Иркутской области о том, что взысканная сумма компенсации морального вреда, завышена, судебная коллегия отклоняет как необоснованный, поскольку при определении размера компенсации морального вреда, суд первой инстанции учел все заслуживающие внимания обстоятельства, а именно факт нарушения трудовых прав истцов, характер и степень нравственных страданий претерпеваемых истцами, требования разумности и справедливости, в связи с чем оснований для изменения взысканной суммы компенсации морального вреда не усматривается.

Таким образом, доводы апелляционных жалоб повторяют позицию ответчика и третьего лица при рассмотрении дела судом первой инстанции, были предметом оценки суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут поставить под сомнение правильные выводы суда первой инстанции.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Падунского районного суда города Братска Иркутской области от 15 апреля 2022 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.Л. Васильева

Судьи И.И. Губаревич

Е.М. Жилкина

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 16 августа 2022 г.