НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 15.05.2014 № 33-3850/14

      Судья Долбня В.А.

 Судья-докладчик Сальникова Н.А.

  По делу № 33-3850/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     15 мая 2014 года

  г. Иркутск

 Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

 Председательствующего Давыдовой О.Ф.,

 Судей Быковой Н.А., Сальниковой Н.А.,

 при секретаре Ободоевой О.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога, взыскании излишне уплаченных сумм

 по апелляционной жалобе истца ФИО1

 на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 14 ноября 2013 года,

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного НДС на товары, взыскании излишне уплаченных сумм. В обоснование заявленных требований, истцом указано, что в Дата изъята  ему ответчиком сообщено о наличии переплаты по налогам. Согласно справке по состоянию расчетов на Дата изъята  Номер изъят, акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам Номер изъят выявлена переплата по следующим налогам: НДФЛ в размере (данные изъяты)

 (данные изъяты)

 (данные изъяты)

 (данные изъяты)

 (данные изъяты)

 (данные изъяты)

 (данные изъяты)

 (данные изъяты)

 (данные изъяты)

 (данные изъяты)

 (данные изъяты)

 Переплата по налогам подтверждается актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам Номер изъят

 НДФЛ в размере (данные изъяты) и пени по указанному налогу в размере (данные изъяты) зачислены истцу на лицевой счет в филиале ОАО «Байкальский банк СБ» г. Иркутска.

 В устном порядке представителем налоговой службы истцу отказано в возврате остальных указанных сумм. Дата изъята  ФИО1 в МИФНС № 19 по Иркутской области подано заявление о возврате НДС в размере (данные изъяты). Однако решением налогового органа в возврате НДС отказано. Истец просил суд, с учетом уточнения требований, признать незаконным решение МИФНС № 19 по Иркутской области от Номер изъят об отказе в возврате истцу излишне уплаченного НДС на товары, взыскать с ответчика излишне уплаченный НДС в размере (данные изъяты) и пени в размере (данные изъяты), НДФЛ в размере (данные изъяты) и пени в размере (данные изъяты); НДФЛ в размере (данные изъяты); ЕНВД в размере (данные изъяты); ЕСН ФБ в размере (данные изъяты) ЕСН ФБ (Н/А) в размере (данные изъяты) и пени в размере (данные изъяты); ЕСН ФСС РФ в размере (данные изъяты) и пени в размере (данные изъяты) и штрафа в размере (данные изъяты); ЕСН ФФОМС в размере (данные изъяты) ЕСН ФФОМС в размере (данные изъяты) и пени в размере (данные изъяты) ЕСН ТФОСМ в размере (данные изъяты); ЕСН ТФОМС в размере (данные изъяты).

 Определением Ленинского районного суда г. Иркутска от 14.11.2013 исковые требования ФИО1 в части взыскания с МИФНС № 19 по Иркутской области НДФЛ в размере (данные изъяты) и пени в размере (данные изъяты); НДФЛ в размере (данные изъяты); ЕНВД в размере (данные изъяты); ЕСН ФБ в размере (данные изъяты) ЕСН ФБ (Н/А) в размере (данные изъяты) и пени в размере (данные изъяты); ЕСН ФСС РФ в размере (данные изъяты) и пени в размере (данные изъяты) и штрафа в размере (данные изъяты); ЕСН ФФОМС в размере (данные изъяты) ЕСН ФФОМС в размере (данные изъяты) и пени в размере (данные изъяты) ЕСН ТФОСМ в размере (данные изъяты); ЕСН ТФОМС в размере (данные изъяты) оставлены без рассмотрения в силу абз. 2 ст. 222 ГПК РФ.

 Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 14.11.2013 суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного НДС на товары и взыскании излишне уплаченных сумм – отказано.

 В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 ФИО2 просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм права, подлежащих применению.

 Отмечает, что судом неверно определен момент, когда истцу стало известно о наличии переплаты налогов. Указывает, что только в Дата изъята  истцу посредством телефонного звонка стало известно о наличии переплаты по налогам и поступило предложение провести совместную с инспекцией сверку. То есть, данное сообщение было сделано истцу за пределами трехгодичного срока, установленного НК РФ. Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, налог подлежит возврату не только с момента уплаты излишних сумм налога или подачи декларации, а именно с того момента, когда налогоплательщик узнал о нарушении своего права. Отмечает, что истец достоверно узнал о факте переплаты по НДС и ее размере при подписании акта сверки. Таким образом, заявитель жалобы считает неверным вывод суда о том, что истец должен был знать о наличии переплаты без получения извещения (акта сверки) инспекции. В момент подачи налоговой декларации, исходя из собственных расчетов, налогоплательщик лишь предполагает о верности его расчетов и возможности возврата излишней уплаты налога, при условии, что за предыдущий период у него отсутствует недоимка по налогу. В связи с чем, подавая декларацию с суммой налога исчисленной к возмещению из бюджета, истец не мог достоверно знать о наличии переплаты, и именно в заявленном размере, до того момента, пока переплата по налогу не будет утверждена налоговой инспекцией и возвращена налогоплательщику.

 Кроме того, заявитель жалобы указывает, что сообщение налогоплательщику о возникновении переплаты является обязанностью инспекции. В соответствии с п.3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшим известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. А во избежание пропуска присекательного срока давности установленного НК РФ для налоговых органов предусмотрен обязательный порядок по своевременному возврату излишне уплаченных налогов налогоплательщикам. Так, при подаче налоговой декларации в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Считает, что в данном случае судом не учтена обязанность налогового органа, в соответствии с п. 9 ст. 176 НК РФ, сообщать в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, либо об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Таким образом, из изложенного следует, что налогоплательщик достоверно мог узнать об утвержденной ему сумме переплаты по налогу только из полученного решения налогового органа о возврате излишне уплаченных налогов, а не из декларации от Дата изъята  по НДС за (данные изъяты), которую налогоплательщик заполняет сам.

 Не согласился с выводом суда о подтвержденности суммы излишне уплаченного налога решением Номер изъят, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Так, в решении суд указал, что «... решением налогового органа Номер изъят данная сумма по НДС в размере (данные изъяты) подтверждена налогоплательщику», тогда как материалы дела не содержат данного решения Номер изъят и доказательства вручения данного решения ответчиком не представлялись. Отмечает, что истец неоднократно обращал внимание на указанное обстоятельство.

 В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Межрайонная ИФНС России № 19 по Иркутской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

 Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены (л.д.136-140).

 Заслушав доклад судьи, пояснения представителя истца ФИО1 ФИО2, действующей по доверенности (данные изъяты), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика МИФНС России № 19 по Иркутской области ФИО3, поддержавшего возражения против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах ее доводов, судебная коллегия приходит к следующему.

 Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истцом пропущен трехгодичный срок исковой давности, поскольку ФИО1 узнал о переплате в (данные изъяты) при подаче деклараций за отчетный период (данные изъяты) (уточненных сведений за отчетный период (данные изъяты)) и пришел к выводу о правомерности отказа налогового органа в возврате сумм излишне уплаченного налога в связи с истечением трехлетнего срока на подачу заявления в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ с момента возникновения переплаты.

 С данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

 В соответствии с подпунктом 5 п.1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Данному пункту корреспондирует установленная подпунктом 5 п.1 ст. 32 НК РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке предусмотренном НК РФ.

 Положения статей 165, 176 НК РФ устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых названным налогом. Согласно этому порядку рассмотрение заявлений налогоплательщиков о возмещении НДС и принятие по ним решений отнесены к компетенции налоговых органов, которые принимают такие решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а также дополнительно истребованных на основании п.8 ст. 88 НК РФ документов, подтверждающих в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

 В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

 В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

 В силу п. 6, п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

 Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

 Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

 Порядок возмещения налога определен ст. 176 НК РФ.

 Судом апелляционной инстанции установлено, что Дата изъята  ФИО1 обратился в МИФНС России № 19 по Иркутской области с заявлением о возврате ему переплаты по НДС в сумме (данные изъяты), которое зарегистрировано в налоговой инспекции этим же числом.

 Решением МИФНС России № 19 по Иркутской области от Номер изъят отказано в удовлетворении его заявления от Дата изъята  о возврате излишне уплаченного НДС, в связи с пропуском трехлетнего срока для подачи заявления, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.

 Из документов, представленных налоговым органом, следует, что переплата по налогу на добавленную стоимость (далее НДС) в размере (данные изъяты), взимаемому с налогоплательщика, возникла в связи с представлением заявителем в налоговый орган Дата изъята , Дата изъята  деклараций по НДС, уплачиваемому за (данные изъяты). Истцом Дата изъята  предоставлена в налоговый орган налоговая декларация по НДС за (данные изъяты) с суммой налога к уплате в размере (данные изъяты), сумма налога истцом оплачена самостоятельно в полном объеме. Дата изъята  истцом представлена в налоговый орган уточненная декларация по НДС за (данные изъяты) с суммой налога к уплате в размере (данные изъяты). Размер излишне уплаченного НДС за (данные изъяты) составил (данные изъяты). После зачета суммы НДС в счет погашения текущих платежей, сумма переплаты по налогу составила (данные изъяты). Дата изъята  истцом в налоговый орган предоставлена уточненная налоговая декларация по НДС за (данные изъяты) с суммой налога, исчисленной к возмещению из бюджета в размере (данные изъяты).

 Из пояснений истца ФИО1 следует, что по телефонному звонку представителя налогового органа ему стало известно об имеющейся у него переплате по НДС (также подтверждено справкой по состоянию расчетов на (данные изъяты)), в связи с чем, ему предложено прийти для проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам.

 Дата изъята  ФИО1 в МИФНС № 19 по Иркутской области подано заявление о возврате НДС в размере (данные изъяты) Однако решением налогового органа в возврате НДС отказано.

 Согласно справке по состоянию расчетов на (данные изъяты), акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам Номер изъят выявлена переплата по следующим налогам: (данные изъяты)

 Переплата по НДС в размере (данные изъяты) подтверждается актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам Номер изъят (акт сверки).

 НДФЛ в размере (данные изъяты) и пени по указанному налогу в размере (данные изъяты) зачислены истцу на лицевой счет в филиале ОАО «Байкальский банк СБ» г. Иркутска.

 В устном порядке представителем налоговой службы истцу отказано в возврате НДФЛ в размере (данные изъяты)

 Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 № 173-О, ст. 78 НК РФ, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).

 В соответствии с абз. 2 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-0, положения ст. 78 НК РФ позволяют налогоплательщику, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

 Таким образом, обратившись с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов, лишь после получения справки МИФНС №19 России по Иркутской области от Дата изъята  о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам на Дата изъята , актов совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам Номер изъят ФИО1 узнал о нарушении своего права, обратившись с иском в суд Дата изъята , то есть в пределах срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ.

 При этом, доказательств того, что МИФНС № 19 России по Иркутской области в установленном законом порядке сообщало истцу о фактах излишней уплаты им налогов в десятидневный срок (ч.3 ст. 78 НК РФ) материалы дела не содержат. Ссылка ответчика на Решение налогового органа Номер изъят об утверждении ФИО1 к возмещению суммы по НДС в размере (данные изъяты) не может быть принята во внимание, так как данный документ ответчиком не представлен, доказательств получения данного решения ФИО1 также материалы дела не содержат.

 Принимая во внимание, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.06.2001 № 173-0, положения п. 7 ст. 78 НК РФ, позволяющие налогоплательщику в случае пропуска срока обратиться с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с общими правилами исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ), у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

 Судебная коллегия также учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 24.09.2013 № 1277-ОВ, случае образования у налогоплательщика переплаты суммы налога на нее распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим ст.ст. 78 и 79 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат излишне уплаченной либо взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая задолженность. Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного либо взысканного налога в счет погашения данной задолженности (абз.2 п. 1 ст. 79НК РФ).

 Определяя размер излишне уплаченных истцом налогов, подлежащих возврату из бюджета, в который произведена переплата в соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 13.03.2001 № 09-5-02/714-Е016, судебная коллегия полагает возможным принять акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам Номер изъят, который отвечает признакам относимости и допустимости доказательств.

 Общая сумма излишне уплаченных налогов, подлежащих взысканию с Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области, составила (данные изъяты).

 Оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, в том числе, с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 № 173-О, от 24.09.2013 № 1277-ОВ суд апелляционной инстанции установив, что ФИО1 о переплате НДС стало известно в апреле 2013 года, обращение истца в налоговый орган совершено в пределах срока предусмотренного п.7 ст.78 НК РФ с учетом требований ст. 200 ГК РФ, пришел к выводу о том, что решение налогового органа об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 от Дата изъята  о возврате излишне уплаченного НДС, в связи с пропуском трехлетнего срока для подачи заявления, не может быть признано законным.

 В связи с изложенными обстоятельствами, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.

 Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, а судом допущено неправильное применение норм материального права, регулирующих спорные отношения, судебная коллегия полагает возможным, отменить решение суда и постановить новое решение, которым удовлетворить соответствующие исковые требования ФИО1

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п.п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 отменить решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 14 ноября 2013 года полностью и принять по делу новое решение.

 Требование ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога, взыскании излишне уплаченных сумм удовлетворить.

 Признать незаконным решение МИФНС № 19 по Иркутской области от Номер изъят об отказе в возврате ФИО1 излишне уплаченного НДС на товары.

 Взыскать с Межрайонной ИФНС № 19 по Иркутской области в пользу ФИО1 излишне уплаченный НДС на товары в размере (данные изъяты) в порядке, установленным законом.

 Председательствующий судья О.Ф. Давыдова

 Судьи Н.А. Быкова

 Н.А. Сальникова