Судья Леонова И.Н.
Судья-докладчик Губаревич И.И. по делу № 33-11392/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2017 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Губаревич И.И.,
судей Жилкиной Е.В., Николаевой Т.В.,
при секретаре Яковенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты неработающим пенсионерам, обязании назначить выплату
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 19 сентября 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» (далее по тексту – ОГКУ «Управление социальной защиты по Ангарскому району»).
В обоснование исковых требований истец указала, что соответствии с Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области» она имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, поскольку является неработающим пенсионером – получателем страховой пенсии по старости и имеет стаж работы 41 год. 4 декабря 2005 года ей назначена пенсия по старости досрочно, поскольку её работа была связана с тяжелыми условиями труда. В связи с прекращением трудовой деятельности 31 октября 2016 года она обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячной денежной выплаты. Ответчиком было отказано в выплате в связи с тем, что ее стаж на дату назначения пенсии не составлял положенных 30 лет. Считает, что ей необоснованно отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты, поскольку на дату назначения досрочной трудовой пенсии 4 декабря 2005 года её трудовой стаж составлял более 30 лет. Полагает, что ежемесячная денежная выплата ей должна производиться с 1 декабря 2016 года.
С учетом уточнений исковых требований истец просила суд признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» об отказе ФИО1 в назначении ежемесячной денежной выплаты, признать за нею право на получение ежемесячной денежной выплаты как неработающему пенсионеру в соответствии с Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года №128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области», обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» назначить ей ежемесячную денежную выплату с 1 декабря 2016 года.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 19 сентября 2017 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 30 октября 2017 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение по делу об удовлетворении исковых требований.
В качестве доводов к отмене решения указано, что по состоянию на 31 декабря 2004 года страховой стаж истца составлял 29 лет 6 месяцев 25 дней и после этой даты до назначения досрочной пенсии по старости 4 декабря 2005 года она продолжала работать, что подтверждается записями её трудовой книжки и сведениями, указанными в форме СЗИ-6. Следовательно, продолжительность ее страхового стажа на дату назначения досрочной пенсии по старости составила 30 лет 5 месяцев 29 дней. Согласно Закону Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области», женщинам для назначения ежемесячной денежной выплаты необходимо не менее 30 лет стажа.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы и представления.
Выслушав истца ФИО1, представителя истца ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области» ежемесячная денежная выплата назначается проживающим на территории области неработающим пенсионерам, получающим страховую пенсию в связи с досрочным назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочным назначением страховых пенсий по старости в соответствии со статьями 30, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при наличии у них страхового стажа, учтенного при установлении соответствующей пенсии, не менее 35 лет для мужчин и не менее 30 лет для женщин.
Организация назначения и предоставления выплаты осуществляется уполномоченным Правительством Иркутской области исполнительным органом государственной власти области, в данном случае ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» (ст. 4).
Выплата назначается пенсионеру с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер или его представитель обратился за назначением выплаты, но не ранее даты возникновения права на нее (ст. 4).
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 4 декабря 2005 года является получателем страховой пенсии по старости в связи с назначением ей трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
31 октября 2016 года истец прекратила трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию.
В ноябре 2016 года истец обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области».
Уведомлением от 29 ноября 2016 года ответчик отказал истцу в назначении ежемесячной денежной выплаты, так как отсутствуют условия для ее назначения и предоставления, установленные ст. 2 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области», страховой стаж заявителя по данным пенсионного органа составил 29 лет 6 месяцев 25 дней при необходимом 30 лет для женщин.
Уведомлением от 16 января 2017 года истцу повторно отказано в назначении ежемесячной денежной выплате по тем же основаниям.
Из письма УПФР (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области следует, что с 4 декабря 2005 года ФИО1 является получателем пенсии по старости, установленной в соответствии с ч. подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно нормам Закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии по старости зависит от продолжительности трудового стажа, учитываемого в календарном порядке за периоды работы до 1 января 2002 года, среднемесячного заработка застрахованного лица и суммы страховых взносов за периоды работы после 1 января 2002 года, начисленных работодателем для уплаты в ПФР. В соответствии с п. 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, то есть при назначении страховой пенсии запрашивается выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. Запрос выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица был сделан 25 октября 2005 года при подаче ФИО1 заявления о назначении страховой пенсии по старости. Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь предоставляет на бумажном носители не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Начисленные страховые взносы за 2005 год не вошли в выписку индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 12 декабря 2005 года, так как работодатели отчитывались за 2005 год с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года до 1 марта 2006 года и, как следствие, на дату назначения ФИО1 пенсии информация о страховых взносах была разнесена на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица только за 2004 года – 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года.
Истцом заявлены требования о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты как неработающему пенсионеру и возложении обязанности назначить указанную выплату.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты неработающим пенсионерам, обязании назначить выплату, суд первой инстанции исходил из того, что страховой стаж, учтенный при установлении истцу соответствующей пенсии, составил 29 лет 6 месяцев 25 дней, периоды работы после установления страховой пенсии в подсчет не принимаются.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действующего на момент назначения истцу трудовой пенсии по старости), в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Между тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Из материалов дела следует, что на дату назначения истцу трудовой пенсии по старости пенсионным органом – 4 декабря 2005 года, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о стаже отражены только до 31 декабря 2004 года, индивидуальные сведения за межрасчетный период с 1 января 2005 года по 4 декабря 2005 года в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отражены не были, в связи с чем, общий трудовой стаж истца составил 29 лет 6 месяцев 25 дней.
Вместе с тем, согласно данным трудовой книжки истца, сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в период с 1 января 2005 года по 4 декабря 2005 года (11 месяцев 4 дня) истец продолжала осуществлять трудовую деятельность. В связи с чем, страховой стаж истца на дату установления пенсии фактически составлял более 30 лет, установленных для женщин Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 128-оз.
С учетом изложенного, а также обстоятельств, установленных по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец в данной ситуации является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем, в частности АО «Ангарская нефтехимическая компания», своих обязанностей, установленных законом.
Судебная коллегия также учитывает тот факт, что, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с уплатой страховых платежей на обязательное пенсионное страхование, истец не имела реальной возможности обеспечить уплату работодателем удержанных с нее страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в межрасчетный период.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 19 сентября 2017 года по данному делу отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты неработающим пенсионерам, обязании назначить выплату удовлетворить.
Признать незаконным решение Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» об отказе ФИО1 в назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области».
Признать за ФИО1 право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области».
Обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату с 1 декабря 2016 года.
Судья - председательствующий: И.И. Губаревич
Судьи: Е.В. Жилкина
Т.В. Николаева