Судья Исакова Н.Н.
Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33а-4170/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,
судей Полозовой Н.Ф. и Харина Р.И.,
при секретаре Шеине М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Жигаловского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании распоряжения № 1612-агр от 15.09.2015 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» незаконным,
по апелляционной жалобе и дополнение к ней представителей заинтересованного лица ООО «Компания «Госстрой» Ермакова С.В. и Юдалевич И.В. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 05 марта 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Жигаловского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании распоряжения № 1612-агр от 15.09.2015 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» незаконным.
В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что прокуратурой Иркутской области проведена проверка исполнения лесного законодательства в отношении Министерства лесного комплекса Иркутской области. Установлено, что 27.04.2015г. между Агентством лесного комплекса Иркутской области (арендодателем) и ООО «Компания «Госстрой» (арендатором) заключен договор аренды № 91-80/15 лесного участка, расположенного в Иркутской области, муниципальное образование «Жигаловский район», Жигаловское лесничество, Жигаловское участковое лесничество, Жигаловская дача, кварталы №№ 717-725, 743-746, 764-766, 786-790, 810-813, 818, 819, 832-836, 838-841, 855-858, 862-868, 877-880, 883-887, 899-904, 906, 907, эксплуатационные леса, общей площадью 53 529 га, в целях использования лесов для заготовки древесины с возможным ежегодным объемом заготовки древесины 91,7 тыс. куб.метров, в том числе по хвойному хозяйству 38,2 куб.метров. 15.09.2015г. экспертной комиссией государственной экспертизы в составе, утвержденном распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области «Об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов» от 27.06.2015г. № 1070-агр, проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО Компания «Госстрой)) в целях заготовки древесины на территории Жигаловского лесничества муниципального образования «Жигаловский район» Иркутской области, по результатам которой, комиссией сделаны выводы о соответствии указанного проекта освоения лесов требованиям приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 и предложено утвердить положительное заключение экспертной комиссии. Распоряжением временно замещающего должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 1612-агр 15.09.2015г. утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых является ООО «Компания «Госстрой)). По результатам проведенной проверки установлено, что указанное распоряжение Агентства лесного хозяйства Иркутской области противоречит ч.5 ст. 12 и ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса РФ и принятым во исполнение указанного федерального закона приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» - пунктам 6, 9, 10, и приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» - пунктам 3, 8, 10.
В нарушение положений указанных нормативных правовых актов не достигнута цель экспертизы, так как представленный проект освоения лесов ООО «Компания «Госстрой» не соответствует принципам сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации: отсутствуют обязательные мероприятия по сохранению животного мира и водных объектов; тематическая лесная карта, отображающая их пространственное размещение; сведения о наличии на территории лесных участков лесов, расположенных в водоохранной зоне; сведения о местонахождении требуемой пожарной техники, оборудования, инвентаря.
Проверкой установлено, что территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины Обществом в соответствии с указанным договором аренды, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству (ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52- ФЗ «О животном мире»).
Проверка показала, что в проекте освоения лесов, разработанном в отношении лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-80/15 от 27.04.2015г. (приложение № 3: Распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса) отсутствуют сведения о наличии на территории лесных участков защитных лесов - лесов, расположенных в водоохранной зоне, несмотря на наличие на территории арендуемых ООО «Компания «Госстрой» лесных участков водных объектов, а именно рек Левый Кичей, Правый Кичей, Мальтуй, Олентуй, Ушама, Бигар, Волков, Кавылей, Курунтей, Мальгуйский, Шамашик, ручьев без названия, общей протяженностью по участку 213,9 км. Наличие водных объектов на территории участка подтверждается сведениями, отраженными в подразделе 5.1 проекта освоения лесов. Это свидетельствует о нарушении ст.ст. 5, 65 Водного кодекса РФ, п.6 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов. В связи с этим, местонахождение лесов, расположенных в водоохранной зоне, на тематической лесной карте не отображено.
Действующие нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 г. № 161. В проекте освоения лесов ООО «Компания «Госстрой» отсутствует тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря. На карте № 3 отображено расположение кварталов по классам природной пожарной опасности, размещение объектов противопожарного назначения. Места размещения техники, оборудования, инвентаря в проекте освоения лесов не отражены.
Приказом руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от 23.12.2011 г. № 545 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Пунктом 9 приказа предусмотрено, что экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным. В силу п. 10 указанного Приказа положительное заключение экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации. Ввиду несоответствия предусмотренных указанным проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, законодательству Российской Федерации, оснований для вынесения временно вмещающим должность руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области распоряжения об утверждении положительного заключения экспертизы не имелось.
Указанным незаконным распоряжением нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 52 Конституцией РФ. Кроме того, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, так как не проведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и лесные ресурсы. Не отражение в проекте освоения лесов, являющимся основным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, мест размещения пожарной техники, оборудования, инвентаря на лесном участке, может привести к чрезвычайной ситуации в пожароопасный период.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Кировского района г. Иркутска по доверенности прокурора Жигаловского района Кирчанова Е.А. поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области Миленьких С.М. заявленные требования полагал законными и обоснованными по основаниям и доводам, указанным в письменном отзыве.
Представители заинтересованного лица ООО «Компания «Госстрой» Ермаков С.В., Юдалевич И.В. в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Решением суда требования прокурора Жигаловского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворены.
Признано незаконным распоряжение временно замещающего должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 1612-агр от 15.09.2015 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор ООО «Компания «Госстрой»)».
В апелляционной жалобе и дополнение к ней представители заинтересованного лица ООО «Компания «Госстрой» Ермакова С.В. и Юдалевич И.В. выражают несогласие с решением суда, указывая в обоснование доводов к его отмене следующее.
На момент обращения прокурора в суд с иском, уже отсутствовал предмет спора, поскольку на основании представления прокурора оспариваемое распоряжение было отменено, что свидетельствует о недобросовестном поведении административного истца.
Производство по делу подлежало прекращению по основаниям пункта 1 части 2 статьи 214, части 2 статьи 194 КАС РФ.
Судом необоснованно отказано в удовлетворении заявленных ходатайств о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица разработчика проекта ФГБУ «Прибайкаллеспроект» и о допросе в судебном заседании в качестве специалиста сотрудника данного учреждения.
Требования административного иска носят не конкретизированный характер, сам проект освоения лесов не исследовался, лишь выкопировка из проекта; не давалось оценка соответствия проекта лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Административным истцом нарушены сроки обращения с иском в суд.
Иск заявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку оспаривается по существу Проект освоения лесов, правообладателем которого является ООО «Компания «Госстрой».
По доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней имеются письменные возражения представителей административных истца и ответчика.
Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица ООО «Компания «Госстрой» Белых Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела Иркутской областной прокуратуры Альбрехт О.А., возражавшей против их удовлетворения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире», Лесного кодекса РФ, подзаконными нормативными актами-
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов», приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов».
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 27.04.2015г. между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодателем) и ООО «Компания «Госстрой» (арендатором) заключен договор аренды № 91-80/15 лесного участка, расположенного в Иркутской области, муниципальное образование «Жигаловский район», Жигаловское лесничество, Жигаловское участковое лесничество, Жигаловская дача, кварталы №№ 717-725, 743-746, 764-766, 786-790, 810-813, 818, 819, 832-836, 838-841, 855-858, 862-868, 877-880, 883-887, 899-904, 906, 907, эксплуатационные леса, общей площадью 53 529 га, в целях использования лесов для заготовки древесины с возможным ежегодным объемом заготовки древесины 91,7 тыс. куб.метров, в том числе по хвойному хозяйству 38,2 куб.метров. Срок действия договора установлен на 49 лет. Экспертной комиссией государственной экспертизы была проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «СибирьЛесТорг» для заготовки древесины на территории Жигаловского лесничества муниципального образования «Жигаловский район» Иркутской области по договору аренды лесного участка от 27.04.2015г. № 91-80/15, по результатам которой комиссией сделаны выводы о соответствии указанного проекта освоения лесов требованиям приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 и предложено утвердить положительное заключение экспертной комиссии.
Распоряжением временно замещающего должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 1612-агр от 15.09.2015г. утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых является ООО «Компания «Госстрой».
Актом о результатах прокурорской проверки от 06.02.2018, проведенной прокуратурой Иркутской области выявлены нарушения природоохранного законодательства, так как территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины Обществом в соответствии с указанным договором аренды, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира, также на территории установлено нахождение водных объектов.
Давая оценку проекту освоения лесов, переданных в аренду ООО «Компания «Госстрой» по договору аренды лесного участка от 27.04.2015г. № 91-80/15 суд обоснованно пришел к выводу, что в нарушение требований закона, в проекте освоения лесов, переданных в аренду ООО «Компания «Госстрой» для заготовки древесины на указанных территориях, отсутствуют: перечень конкретных мероприятий по сохранению животного мира и водных объектов, тематическая лесная карта, отображающая их пространственное размещение, сведения о наличии на территории лесных участков лесов, расположенных в водоохранной зоне, сведения о местонахождении требуемой пожарной и техники, оборудования, инвентаря, предусмотренные Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
Установив, что ответчиком нарушаются требования федерального законодательства в области охраны окружающей среды и животного мира, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Жигаловского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения, не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, так как приказ Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 является действующим.
Судебная коллегия отклоняет довод жалобы о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд по данному спору, поскольку как установлено судом и следует из материалов дела, о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации – о незаконности оспариваемого распоряжения, прокурору стало известно из акта по результатам проведенной проверки от 06.02.2018. Согласно штампу на административном исковом заявлении, с административным исковым заявлением по данному делу прокурор обратился в Кировский районный суд 09.02.2018, то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Также несостоятельным является довод жалобы о предъявлении прокурором административных исковых требований к ненадлежащему ответчику, поскольку в данном случае министерство лесного комплекса Иркутской области является государственным органом, наделенным публичными полномочиями, решение которого оспаривается административным истцом.
Не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда довод апелляционной жалобы о неправомерном отказе в удовлетворении судом первой инстанции ходатайства ООО «Компания «Госстрой» о прекращении производства по делу, поскольку при оспаривании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, суд обязан рассмотреть заявленные требования по существу, установив, соответствует ли закону или иному нормативному правовому акту обжалуемый ненормативный правовой акт, решение государственного органа, а также нарушает ли он права и законные интересы заявителя, неопределенного круга лиц на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм права, и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции судом не допущено, в связи с чем оснований к отмене либо изменению постановленного по делу решения не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 309, ст.311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 05 марта 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней ООО «Компания «Госстрой» – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Н.Ф.Полозова
Р.И.Харин