НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 14.03.2019 № 33-1571/19

Судья Овчинникова В.М.

Судья-докладчик Жилкина Е.М. по делу № 33-1571/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2019 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Александровой М.А.,

судей Жилкиной Е.М. и Васильевой И.Л.,

при секретаре Новоселове Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в интересах Аншиц В.Н. к Областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района» о взыскании недоначисленной заработной платы

по апелляционной жалобе ответчика Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района» на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 13 декабря 2018 года

установила:

Прокурор Мамско-Чуйского района обратился в суд с иском в интересах Аншиц В.Н. к ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района» о взыскании недоначисленной заработной платы, указав в обоснование иска, что Аншиц В.Н. работает уборщиком служебных помещений в ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района». Согласно расчетному листку, Аншиц В.Н. в мае 2018 года была начислена заработная плата в размере 24558,60 руб., из них: 3724 руб. - оклад, 6629,20 руб. - районный коэффициент, 4735,13 руб. - северная надбавка, 558,60 руб. - надбавка за работу с опасными условиями труда, 4070,47 руб. - доплата до МРОТ, 1117,20 руб. - надбавка за стаж непрерывной работы, 3724 руб. - разовая премия к профессиональному празднику. Однако в данную сумму были включены выплаты за опасные условия труда и премия к профессиональному празднику в нарушение положений закона об оплате труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в повышенном размере, а также правил не включения в минимальный размер оплаты труда социальных разовых выплат, к которым относится премия к профессиональному празднику. В результате недоначисленная и невыплаченная заработная плата Аншиц В.Н. в мае 2018 года составила 4282,6 руб., согласно следующему расчету: 558,60 руб. (надбавка за работу с опасными условиями труда) + 3724 руб. (разовая премия к профессиональному празднику). С учетом НДФЛ за май 2018 года, Аншиц В.Н. подлежит выплате 3725,87 руб.

Согласно расчетному листку, Аншиц В.Н. в июне 2018 года была начислена заработная плата в размере 29027,40 руб., из них: 3724 руб. - оклад, 7814,10 руб. - районный коэффициент, 5581,50 руб. - северная надбавка, 558,60 руб. - надбавка за работу с опасными условиями труда, 5763,20 руб. - доплата до МРОТ, 1117,20 руб. - надбавка за стаж непрерывной работы, 3724 руб. - перерасчет разовой премии к профессиональному празднику за май 2018 года. Таким образом, в июне 2018 года заработная плата Аншиц В.Н. начислена выше МРОТ, при этом в минимальную заработную плату не вошла выплата перерасчета премии к профессиональному празднику за май 2018 года. С учетом изложенного, недоначисленная заработная плата Аншиц В.Н. за июнь 2018 года составила 558,60 руб., поскольку работодателем, в нарушение положений закона об оплате труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в повышенном размере, надбавка за работу с опасными условиями труда включена в минимальный размер оплаты труда. С учетом НДФЛ, за июнь 2018 года Аншиц В.Н. подлежит выплате 485,98 руб.

Дополнительным соглашением № 13 от 29.06.2018 Аншиц В.Н. переведена на неполный рабочий день, в связи с чем ставка уменьшилась с 1 до 0,75, оклад Аншиц В.Н. с июля 2018 года составляет 2793 руб. Вместе с тем, минимальный размер оплаты труда работников, занятых неполный рабочий день, должен быть уменьшен пропорционально отработанному времени. Таким образом, в июле 2018 года Аншиц В.Н. должна была получить заработную плату не менее 18418,95 руб., из расчета: 8372,25 руб. (минимальный размер оплаты труда за 0,75 ставки) X 2,2 (районный коэффициент и северная надбавка). Согласно расчетному листку, Аншиц В.Н. в июле 2018 года начислена заработная плата в размере 18418,96 руб., из них: 2793 руб. - оклад, 3633,31 руб. - районный коэффициент, 2595,22 руб. - северная надбавка, 418,95 руб. - надбавка за работу с опасными условиями труда, 1140,58 руб. - доплата до МРОТ, 837,90 руб. - надбавка за стаж непрерывной работы, 7000 руб. - разовая премия к юбилею. Однако в данную сумму были включены выплаты за опасные условия труда и премия к юбилею, в нарушение положений закона об оплате труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в повышенном размере, а также правил не включения в минимальный размер оплаты труда социальных разовых выплат, к которым относится премия к юбилею. Таким образом, недоначисленная заработная плата Аншиц В.Н. за июль 2018 года составила 7418,95 руб., исходя из следующего расчета: 418,95 руб. (надбавка за работу с опасными условиями труда) + 7000 руб. (разовая премия к юбилею). С учетом НДФЛ, за июль 2018 года Аншиц В.Н. подлежит выплате 6454,49 руб.

На основании изложенного, Прокурор Мамско-Чуйского района просил суд, с учетом уточнений, взыскать с ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района» в пользу Аншиц В.Н. недоначисленную заработную плату за май 2018 года в размере 3725,87 руб., за июнь 2018 года - 485,98 руб., за июль 2018 года - 6454,49 руб.

Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 13.12.2018 исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в интересах Аншиц В.Н. удовлетворены частично. Суд взыскал с ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района» в пользу Аншиц В.Н. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за май 2018 года в размере 3239,88 руб., за июль 2018 года - 6090 руб. В удовлетворении требований о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за май 2018 года в размере 485,99 руб., за июнь 2018 года - 485,98 руб., за июль 2018 года - 364,49 руб. отказал.

Директор ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района» Швороб Ю.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда о частичном удовлетворении иска и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указав, что выводы суда в части установления должностных окладов и тарифных ставок в размере не менее федерального минимального размера оплаты труда, а также о начислении стимулирующих выплат сверх минимального размера оплаты труда, противоречат действующему трудовому законодательству и выводам Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в его постановлениях. Полагает, что дифференциация оплаты труда ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района» соблюдается в полной мере путем установления разных должностных окладов по разным должностям, что подтверждается штатным расписанием учреждения. Кроме того, ответчиком соблюдены нормы трудового законодательства по выплате заработной платы работникам не ниже минимального размера оплаты труда, так как при расчете заработной платы работникам учреждения производится доплата до МРОТ с районным коэффициентом и надбавками за стаж работы. Аншиц В.Н. работала с 01.10.2013 на 1 ставку, с 01.07.2018 в связи с производственной необходимостью на основании проведенного нормирования труда приказом от 29.06.2018 № 38 г/л переведена на 0,75 ставки. Согласно действующей системы оплаты труда в ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района», заработная плата работника учреждения состоит из: 1) оклада (должностного оклада); 2) выплат компенсационного характера; 3) выплат стимулирующего характера (п. 10 Положения об оплате труда, утвержденного приказом № 41 от 28.04.2017, являющегося приложением № 3 к Коллективному трудовому договору, утвержденному 14.03.2018). В соответствии с п. 27 Положения об оплате труда премиальные выплаты относятся к выплатам стимулирующего характера. Положением о премировании работников учреждения, являющимся приложением № 4 к Коллективному трудовому договору, установлены виды премирования, в том числе премия, ко дню профессионального праздника «день социального работника» - 8 июня и премия к юбилейным датам рождения работника учреждения (п. 1.3). Указанные премии не являются социальными выплатами, так как входят в систему оплаты труда ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района», при расчете размера указанных премий учитывается стаж работы и величина заработной платы работника, за нарушения трудовой дисциплины работник может быть лишен указанного вида премий. Кроме того, с указанных премий удерживается НДФЛ. Исходя из системного толкования норм трудовогозаконодательства, премия, исчисленная работодателем с учетом районногокоэффициента и процентной надбавки к заработной плате, являетсяэлементом заработной платы и входит в систему оплаты труда, в связи с чемне может являться социальной выплатой.

Относительно апелляционной жалобы поступили письменные возражения от прокуратуры Мамско-Чуйского района, в которых прокурор просит оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрела дело в отсутствие Аншиц В.И., ответчика, извещенных о дне и времени рассмотрения спора надлежащим образом.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Жилкиной Е.М., прокурора Вокиной А.А., полагавшую решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьями 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.08.2018 Аншиц В.Н. обратилась к прокурору Мамско-Чуйского района Иркутской области за защитой своих прав, поскольку работодатель выплачивает ей заработную плату ниже минимального размера оплаты труда.

Ежемесячная заработная плата работника, осуществляющего свои трудовые функции на территории Мамско-Чуйского района, не должна быть меньше 24558,60 руб.

Из представленных суду трудовой книжки Аншиц В.Н., расчетных листков по заработной плате за май, июнь, июль 2018 года, приказа о приеме работника на работу от 01.10.2013 № 40 следует, что Аншиц В.Н. с 01.10.2013 состоит в трудовых правоотношениях с ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района» в должности уборщицы служебных помещений, что сторонами не оспаривается. Истцу установлен оклад в размере 3724 руб., предусмотрен районный коэффициент в размере 70 % (3779,86 руб.), северная надбавка в размере 50 % (2699,90 руб.), надбавка за стаж непрерывной работы в размере 30% (1117,20 руб.), надбавка за работу с опасными условиями труда в размере 15 % (558,60 руб.).

В соответствии с дополнительным соглашением от 29.06.2018 № 13 к трудовому договору, Аншиц В.Н. принята на должность уборщицы служебных помещений на 0,75 ставки, ей установлен должностной оклад в размере 2793 руб., районный коэффициент в размере 70%, северная надбавка в размере 50%, надбавка за стаж непрерывной работы в размере 30% и надбавка за работу с опасными условиями труда в размере 15%.

Согласно расчетному листку, за май 2018 года Аншиц В.Н. отработано 20 дней, при норме рабочего времени за май 2018 года 20 дней, заработная плата истцу начислена в размере 24558,60 руб., из них: 3724 руб. - оклад, 6629,20 руб. - районный коэффициент, 4735,13 руб. - северная надбавка, 558,60 руб. - надбавка за работу с опасными условиями труда, 4070,47 руб. - доплата до МРОТ и 1117,20 руб. - надбавка за стаж непрерывной работы. Кроме того, приказом № 60 от 25.05.2018 Аншиц В.Н. начислена разовая премия к профессиональному празднику в размере 3724 руб., которая также включена в состав заработной платы.

Согласно расчетному листку, за июнь 2018 года Аншиц В.Н. отработано 20 дней, при норме рабочего времени за июнь 2018 года 20 дней, заработная плата истцу начислена в размере 29027,40 руб., из них: 3724 руб. - оклад, 7814,10 руб. - районный коэффициент, 5581,50 руб. - северная надбавка, 558,60 руб. - надбавка за работу с опасными условиями труда, 5763,20 руб. - доплата до МРОТ и 1117,20 руб. - надбавка за стаж непрерывной работы. Кроме того, приказом № 66 от 05.06.2018 произведен перерасчет разовой премии к профессиональному празднику за май 2018 года в размере 4468,80 руб.

Согласно расчетному листку, за июль 2018 года истцом отработано 22 дня, при норме рабочего времени за июль 2018 года 22 дня, заработная плата Аншиц В.Н. начислена в размере 18418,96 руб., из них: 2793 руб. - оклад, 3633,31 руб. - районный коэффициент, 2595,22 руб. - северная надбавка, 418,95 руб. - надбавка за работу с опасными условиями труда, 1140,58 руб. - доплата до МРОТ и 837,90 руб. - надбавка за стаж непрерывной работы. Кроме того, приказом № 85 от 19.07.2018 Аншиц В.Н. начислена разовая премия к юбилею в размере 7000 руб., которая также включена в состав заработной платы.

Рассматривая заявленные требования о взыскании задолженности по заработной плате за май, июнь, июль 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что надбавка за работу с опасными условиями труда входит в состав заработной платы, разовая премия к юбилею работника, а также разовая премия к профессиональному празднику не подлежала включению в состав заработной платы, однако работодателем указанные премии включены в состав заработной платы. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что задолженность ответчика перед истцом по заработной плате за май 2018 года составляет 3 724 руб., за июль 2018 года- 7000 руб. Учитывая, что ко взысканию истцом предъявлена задолженность за май 2018 года в размере 3 239 руб. 88 коп., (без учета надбавки за работу в опасных условиях труда, включенной ответчиком в состав заработной платы), за июль 2018 года (без учета надбавки за работу в опасных условиях труда, включенной ответчиком в состав заработной платы) ко взысканию предъявлено 6 090 руб., руководствуясь требованиями ст. 196 ГПК РФ, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу Аншиц В.Н. недоначисленную и не выплаченную заработную плату за май 2018 года в размере 3239,88 руб., за июль 2018 года- 6090 руб., отказав в удовлетворении требований о взыскании задолженности по заработной платы в большем размере.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что разовая премия к юбилею, а также разовая премия к профессиональному празднику входят в систему оплаты труда ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района», при расчете размера указанных премий учитывается стаж работы и величина заработной платы работника, за нарушения трудовой дисциплины работник может быть лишен указанного вида премий, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Часть 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

По смыслу вышеприведенных норм права институт минимального размера оплаты труда по своей правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (ст. ст. 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Согласно п. 2.6, 2.7. Положения о премировании работников ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района», премия к дню профессионального праздника выплачивается каждому работнику вместе с выплатой заработной платы за месяц май.

Премия к юбилейным датам рождения работников устанавливается в размере 7000 руб. и выплачивается вместе с выплатой заработной платы в ближайший день к юбилею работника.

Таким образом, премия к профессиональному празднику и юбилейной дате работника начисляется вне зависимости от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, в связи с чем выводы суда первой инстанции о том, что указанные премии не подлежали включению в состав минимальной заработной платы, подлежащей выплате истцу за спорные периоды, являются правомерными.

Иных доводов, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, и нарушения норм материального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 13 декабря 2018 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения Мамско-Чуйского района» – без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А. Александрова

Судьи Е.М. Жилкина

И.Л. Васильева