Судья Мельникова Е.М.
Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-7935/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2018 года г.Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Александровой М.А.,
судей Коваленко В.В., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Мельниковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой Ольги Викторовны, действующей в интересах несовершеннолетней Р., к Государственному учреждению – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Братске и Братском районе Иркутской области о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет федеральной социальной доплаты к пенсии, взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе представителя истца Максимовой О.В. Клещёнок Е.И. на решение Братского городского суда Иркутской области от 19 июня 2018 года,
установила:
Истец Максимова О.В., действуя в интересах несовершеннолетней Р., в лице своего представителя Клещёнок Е.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Братске и Братском районе Иркутской области, в обоснование указав, что ее внучка Распутина Е.Н. является получателем пенсии по потере кормильца и ей положена региональная социальная доплата, осуществляемая органами социальной защиты субъекта, а значит, она имеет право на перерасчет размера пенсии по потере кормильца в сторону увеличения с фактической даты смерти матери несовершеннолетней.
Если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания, то федеральная социальная доплата выплачивается учреждениями Пенсионного фонда, а региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточным минимум пенсионера в субъекте Российской Федерации выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации.
Отдельного заявления для установления социальной доплаты по случаю потери кормильца, назначенной детям, не достигшим 18 лет подавать не нужно.
В связи с изложенным, Максимова О.В., в лице своего представителя по доверенности Клещёнок Е.И. просила признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в г.Братске и Братском районе Иркутской области от 19.12.2017 об отказе в перерасчете пенсии по потере кормильца; обязать ГУ-УПФ РФ в г.Братске и Братском районе Иркутской области произвести перерасчет и выплату Распутиной Е.Н. федеральной социальной доплаты к пенсии с 31.10.2015; установить Р. размер пенсии по потере кормильца с учетом федеральной социальной доплаты к пенсии не ниже величины прожиточного минимума, установленного в Иркутской области в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, группа «дети» до ее совершеннолетия; взыскать с ГУ-УПФ РФ в г.Братске и Братском районе Иркутской области в пользу Максимовой О.В., действующей в интересах Р. 122 011,16 руб.
В судебном заседании истец Максимова О.В. и её представитель по доверенности Клещёнок Е.И. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Братске и Братском районе Иркутской области по доверенности Корчагина Е.Ю. в судебном заседании иск не признала.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по Иркутской области Ступина Е.М. в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерство финансов Российской Федерации в судебном заседании не участвовал.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 19.06.2018 в удовлетворении исковых требований Максимовой О.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Максимовой О.В. Клещёнок Е.И. просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что социальная пенсия, назначаемая потерявшим кормильца лицам, пересматривается каждый год с целью ее доведения до уровня прожиточного уровня. Разрешение вопросов, касающихся указанной доплаты возложено на ПФР России, осуществляющей социальные платежи.
Под федеральной социальной доплатой подразумевается дополнительная выплата, позволяющая увеличить общий материальный доход лиц, получающих пенсию из-за потери кормильца до уровня регионального прожиточного минимума. Ее регулирование проводится по предписаниям Административного регламента, который был утвержден Министерством труда и социальной защиты населения. Ее величина на каждый наступивший год определяется, исходя из размера прожиточного минимума, устанавливаемого в целом по Федерации и отдельно по ее регионам.
Размер прожиточного минимума устанавливается ежегодно в конце года на предстоящий год. Как правило, информация о прожиточном минимуме доводится до ПФР не позже чем 01 ноября года текущего года, когда планируются средства федерального бюджета на будущий год.
Помимо социальной пенсии по потере кормильца нетрудоспособные иждивенцы получают социальную доплату, предоставляемую государством.
Пенсионеры относятся к наименее социально защищенной группе населения, среди них в отдельную категорию выделены нетрудоспособные лица. Чтобы поднять их степень социальной защищенности, обеспечить им более или менее достойный уровень жизни государство рядом нормативно-правовых актов предусмотрел социальную помощь в виде дополнительных социальных субсидий.
Пенсионеры, ранее получавшие федеральную социальную доплату к пенсии, могут не обращаться за назначением в Пенсионный фонд.
С заявлением о ее назначении должны обратиться лица, которые впервые начали получать социальную пенсию. Чтобы начать получать с начала нового года необходимо подать заявление в конце текущего года, а именно в декабре. При вышеуказанных обстоятельствах усматриваются все основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 29.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии, это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Нормами Федерального закона от 29.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность оспаривания в судебном порядке решения об отказе в удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии по потере кормильца.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, согласно решению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Братске и Братском районе Иркутской области от 03.12.2015 Р. является получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 31.10.2015, размер которой составляет 3 761,46 руб.
20.11.2017 истец направила обращение на официальный сайт Пенсионного фонда РФ, из которого следует просьба представить расчет начисления и выплаты пенсии по потере кормильца Р., Дата изъята года рождения, предоставлении информации о начислении и размере федеральной социальной доплаты к пенсии по потере кормильца.
Согласно ответу Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 19.12.2017 № ИБ-14/15101, истцу представлена информацию о расчете размера пенсии по случаю потери кормильца Р., которая носит разъяснительный характер.
Кроме того, согласно справке Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Братске и Братском районе Иркутской области от 18.12.2017, а также справке Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Братске и Братском районе Иркутской области от 09.02.2018 общая сумма материального обеспечения несовершеннолетней Р. с учетом установления федеральной социальной доплаты, составила в 2015 году 7 109 руб., в 2016-2017 годах 8 801 руб., в 2018 году 8 723 руб.
Разрешая спор по существу с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании собранных по делу доказательств и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии по потере кормильца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Братске и Братском районе Иркутской области от 19.12.2017, суд первой инстанции исходил из того, что какого-либо отказа пенсионного органа в перерасчете размера пенсии Р., дающего основание для обращения в суд, истец, действующая в ее интересах, не получала и такое решение не принималось, поэтому право несовершеннолетней ответчиками не нарушалось.
При этом оставлены без удовлетворения требования о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет и выплату Р. федеральной социальной доплаты к пенсии с 31.10.2015, установлении размера такой пенсии с учетом федеральной социальной доплаты к пенсии не ниже прожиточного минимума, установленного в Иркутской области в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, группа «дети» несовершеннолетней Р. дата рождения Дата изъята , до ее совершеннолетия, взыскании денежных средств в размере 122 011,16 руб., как производные от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела имелись все основания для удовлетворения заявленных исковых требований, не принимаются судебной коллегией во внимание, как необоснованные. Ссылка истца на необходимость установления несовершеннолетней Р. федеральной социальной доплаты к пенсии не ниже величины прожиточного минимума, установленного в Иркутской области в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, группа «дети», не состоятельна, поскольку основана на неверном толковании закона.
В соответствии с п.п.1,4,8 ст.12.1 Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с настоящей статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", при изменении, индексации, увеличении размеров денежных выплат, перечисленных в части 2 настоящей статьи, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи. Пересмотр размеров социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации производится с 1 января года, на который установлена указанная величина прожиточного минимума пенсионера. При пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.4 ст.4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.
Судом достоверно установлено, что размер пенсии по потере кормильца Р., исчисленный с применением районного коэффициента в размере 1,3, соответствует действующему законодательству, отвечает требованиям Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи», доказательства нарушений прав Р. отсутствуют.
Пенсионное обеспечение Р. правильно осуществляется с федеральной социальной доплатой к пенсии для материального обеспечения истца, до величины прожиточного минимума как пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации – Иркутской области.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на неверном толковании норм права, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку фактически повторяют доводы иска, сводятся к позиции, занятой стороной истца в ходе рассмотрения дела, являлись предметом судебного разбирательства, о чем в судебном решении имеются подробные суждения суда, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 19 июня 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий М.А. Александрова
Судьи В.В. Коваленко
Н.А. Сальникова