Судья 1 инстанции Заблоцкая М.Н. | УИД 38RS0034-01-2019-002918-87 |
Судья - докладчик Гусарова Л.В. | № 33а - 2388/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 мая 2020 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,
при секретаре Рыковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2a-3013/2019 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сергиеву Посаду Московской области к ФИО1 О,Н. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сергиеву Посаду Московской области на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 19 ноября 2019 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска указано, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по (адрес изъят), признаваемого объектом налогообложения. В связи с тем, что административный ответчик в установленный законом срок не исполнил обязанности по уплате земельного налога за 2016 год, в его адрес почтовой корреспонденцией направлено требование об уплате налоговой недоимки и пени, которое не исполнено.
Требованием об уплате сумм налога, пени от 12 февраля 2018 г. (номер изъят) ФИО1 предлагалось уплатить недоимку по земельному налогу. Требование направлено в адрес административного ответчика почтовым отправлением.
Поскольку задолженность погашена не была, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Вынесенный по указанным требованиям судебный приказ мирового судьи о взыскании задолженности по земельному налогу, а также пеней, был отменен 30 января 2019 г., в связи с поступившими возражениями
ФИО1
Определение об отмене судебного приказа от 30 января 2019 г. поступило в Инспекцию 28 февраля 2019 г., что подтверждается штампом Инспекции вх. (номер изъят).
Как указано в административном иске, срок на подачу административного искового заявления пропущен административным истцом в связи со значительным объемом документооборота, требующего дополнительного времени для формирования данных заявлений и соответствующего пакета документов.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сергиеву Посаду Московской области административным иском просила суд восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере (данные изъяты), пени в размере (данные изъяты) за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 19 ноября 2019 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сергиеву Посаду Московской области, по доверенности, ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагала срок для обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки не пропущенным, исходя из даты получения определения об отмене судебного приказа, указала на соблюдение порядка взыскания. Ссылается на заявительный характер предоставления льгот по уплате налога и отсутствие в налоговом органе документов, подтверждающих право на льготу ФИО1
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения административного ответчика ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 48 (НК РФ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что в собственности ФИО1 в 2016 году находился земельный участок, расположенный по (адрес изъят), а потому он являлся плательщиком земельного налога.
Административный истец начислил сумму земельного налога в соответствии Решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Московской области от 28 ноября 2013 г. № 3-06/28-ГС «Об установлении земельного налога на территории городского поседения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» и направил в его адрес налоговое уведомление (номер изъят) от
12 октября 2017 г. за уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год, где указано о необходимости уплаты суммы налога не позднее – 1 декабря 2017 г. Факт направления уведомления подтверждается почтовым списком от 19 октября 2019 г.
Однако данная обязанность административным ответчиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты транспортного налога не была исполнена.
В связи с чем, 20 февраля 2018 г. налоговый орган заказным письмом в адрес налогоплательщика направил требование (номер изъят) об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 12 февраля 2018 г. в сумме недоимки по земельному налогу за земельный участок, расположенный (адрес изъят) в размере (данные изъяты), пени за неуплату земельного налога в размере (данные изъяты). Срок исполнения требования до 3 апреля 2018 г.
2 ноября 2018 г. мировым судьей судебного участка № 20 Ленинского района г. Иркутска вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиеву Посаду, Московской области задолженности по земельному налогу в размере (данные изъяты), пени, начисленной за несвоевременную уплату земельного налога в размере (данные изъяты).
30 января 2019 г. указанный выше судебный приказ от 2 ноября 2018 г. был отменен по заявлению должника, на основании определения мирового судьи судебного участка № 20 Ленинского района г. Иркутска.
14 августа 2019 г. инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сергиеву Посаду, Московской области обратилась в суд с настоящим иском, что следует из штампа на почтовом конверте.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным иском, а причина, указанная в ходатайстве о восстановлении срока подачи административного искового заявления, значительный объем документооборота, не может служить основанием для восстановления срока подачи административного иска, так как не может быть признана судом уважительной.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения ст. 95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27 марта 2018 г. №611-О и от
17 июля 2018 года № 1695-О).
Определение мирового судьи судебного участка №21 Ленинского района города Иркутска об отмене судебного приказа от 30 января 2019 г., согласно оттиска печати Налогового органа, поступило в инспекцию
28 февраля 2019 г.
Пресекательный срок на обращение в суд, согласно ст. 48 НК РФ,
30 июля 2019 г. Шестимесячный срок с момента получения административным истцом определения об отмене судебного приказа истекает 01.09.2019.
Инспекция обратилась с административным исковым заявлением (номер изъят) 14 августа 2019 г., то есть в пределах шестимесячного срока с момента получения определения об отмене судебного приказа, что является уважительной причиной для восстановления срока на подачу административного иска.
Так, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Как следует из абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Расчет налога соответствует Налоговому законодательству РФ.
Кроме того, согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Руководствуясь указанными положения, судебная коллегия, установив, что административный ответчик, являясь собственником объекта налогообложения, обязанность по оплате земельного налога за 2016 год добровольно в полном объеме не исполнил, приходит к выводу о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу и пени.
Доводы административного ответчика о том, что он имеет льготы по оплате земельного налога не могут быть приняты во внимание, в связи с тем, что предоставление льгот по имущественным налогам физических лиц носит заявительный характер. ФИО1 с таким заявлением в налоговый орган не обращался.
Доводы административного ответчика об уплате земельного налога также отклоняются судебной коллегией в связи с не предоставлением доказательств по данному факту.
С учетом установленных обстоятельств дела, решение суда, которым эти обстоятельства учтены не были, не может быть признано законным и обоснованным; оно в силу части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 309, частью 2 статьи 310, статьи 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 19 ноября 2019 г. отменить и принять по настоящему административному делу новое решение, которым административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиеву Посаду Московской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по
г. Сергиеву Посаду Московской области задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере (данные изъяты), пени в размере (данные изъяты)
Председательствующий | Н.И. Медведева | |
Судьи | Л.В. Гусарова | |
Р.И. Харин |