НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 12.09.2017 № 33А-7828/17

Судья: Орлова О.В.

Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-7828/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 12 сентября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.

судей Харина Р.И., Папуши А.С.

при секретаре Матрозе Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

по апелляционной жалобе Министерства лесного комплекса Иркутской области

на решение Братского городского суда Иркутской области от 22 июня 2017 года,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства в части исполнения мер пожарной безопасности, которой установлено, что 25 апреля 2017 года в 19 часов 21 минуту в Единую диспетчерскую службу Братского района (далее ЕДДС) от главы Калтукского муниципального образования Гутенко А.Ю. поступило сообщение о том, что в районе п. Черемшанка Братского района зафиксирован очаг возгорания. В 19 часов 22 минуты 25 апреля 2017 года данная информация была доведена до дежурного диспетчера Братского лесничества, о чем сделана запись в журнале ЕДДС. Указанное сообщение было проверено мастером участка Тарминского участкового лесничества Братского лесничества Б.Е., который обнаружив лесной пожар в квартале 36 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества на площади 5 га, передал сообщение дежурному диспетчеру Братского лесничества. В период времени с 22 часов 47 минут 25 апреля 2017 года по 18 часов 30 минут 26 апреля 2017 года работы по тушению пожара в квартале 36 выдел 15, 19 Калтукской дачи производила бригада ПСХ 3 типа ОГАУ «Братский лесхоз», ликвидировав лесной пожар на площади 12,3 га. При этом, должностными лицами Братского лесничества данный пожар зарегистрирован не был, документы учета лесного пожара не составлены и не переданы в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти субъекта Российской Федерации и в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства, что указывает на бездействие должностных лиц Братского лесничества по осуществлению мониторинга пожарной безопасности в лесах на территории лесного фонда Братского лесничества.

В соответствии с Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016г. № 178-пп (далее Положение), Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее Министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, в том числе осуществляет функции охраны лесов, осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (пп.7 п.7 Положения).

В соответствии с Положением о территориальном отделе Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденным Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 16.09.2016г. № 25-мпр (далее Положение), территориальный отдел министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, основной задачей которого является в том числе обеспечение охраны и защиты лесов в пределах земель лесного фонда Братского лесничества (п.8 Положения о Братском лесничестве).

В соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Братского лесничества территориальный отдел кроме всего прочего осуществляет функции по организации охраны лесов, осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, организации мониторинга пожарной опасности в лесах и мониторинга лесных пожаров; осуществлению приемки работ по предупреждению и тушению лесных пожаров в соответствии с действующими Соглашениями, составлению актов о лесных пожарах, ведение учета лесных пожаров и затрат на их тушение с последующим представлением отчетности в Министерство (пп. 20, 24 п. 9 Положения о Братском лесничестве).

Как установлено проверкой лицо, выполняющее работы по мониторингу лесных пожаров в Братском лесничестве является начальник лесничества и главный оператор ПДУ лесничества (п.1, пп.7 п.2 раздела 3 Плана тушения лесных пожаров на территории Братского лесничества на период 2017 года). Указанными лицами при обнаружении 25 апреля 2017 года лесного пожара в квартале 36 выделах 15, 19 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества карточка учета лесного пожара заполнена и подписана не была, в специализированную диспетчерскую службу Министерства лесного комплекса Иркутской области, которая осуществляет сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров, а затем представляет сведения о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства передана не была.

Таким образом, незаконное бездействие должностных лиц Братского лесничества по не исполнению мер пожарной безопасности в лесах, по не ведению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ведет к неправильной оценке лесопожарной обстановки, как на территории лесного фонда Братского лесничества, так как и на территории лесного фонда Иркутской области в целом. Не предоставление достоверной отчетности о лесных пожарах в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства, ведет и к тому, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не обладал объективной информацией о пожарной ситуации в лесах Братского лесничества, что привело к искажению результатов мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, на основании которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования. Кроме того, указанное бездействие ведет к растрате бюджетных средств, выделяемых на тушение лесных пожаров, а также невыплате заработной платы работникам лесопожарных формирований, участвовавших в тушении лесного пожара, чем нарушаются Конституционные права граждан на вознаграждение за труд.

Кроме того, бездействия должностных лиц территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству по неисполнению мер пожранной безопасности в лесах, по не ведению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, не составлению карточки учета лесного пожара в квартале 36 выделах 15, 19 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества и не предоставлению информации об указанном лесном пожаре в специализированную диспетчерскую службу Министерства лесного комплекса Иркутской области специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства нарушают принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, права уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принимающего на основании вышеуказанных сведений решения о своевременном маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.

Решением Братского городского суда Иркутской области от 22 июня 2017 года, удовлетворены требования административного искового заявления.

В апелляционной жалобе представитель министерства лесного комплекса Иркутской области по доверенности С.В.. выражает несогласие с судебным решением, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы повторяет доводы возражений на административное исковое заявление и приводит свое толкование норм права регулирующих спорные правоотношения.

Указывает, что суд при принятии решения по иску неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Дополнительно указывает, что у прокуратуры отсутствовали основания для проведения проверки, проверка прокуратурой осуществлялась без уведомления Министерства лесного комплекса и судом при рассмотрении дела были нарушены правила подсудности.

В возражении на апелляционную жалобу и.о. Братского межрайонного прокурора С.Е., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель прокуратуры Иркутской области Мусаев А.Ф., возражал по доводам апелляционной жалобы.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, что включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии со ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах (ст.52 ЛК РФ).

В соответствии с ч.7 ст. 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016г. № 178-пп утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, которое является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, в том числе охраны лесов, осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (пп.7 п.7 Положения).

В соответствии с Положением о территориальном отделе Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденным Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 16.09.2016г. № 25-мпр (далее Положение), территориальный отдел министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству является территориальным подразделением Министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, основной задачей которого является в том числе обеспечение охраны и защиты лесов в пределах земель лесного фонда Братского лесничества (п.8 Положения о Братском лесничестве).

В соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Братского лесничества территориальный отдел кроме всего прочего осуществляет функции по организации охраны лесов, осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, организации мониторинга пожарной опасности в лесах и мониторинга лесных пожаров; осуществлению приемки работ по предупреждению и тушению лесных пожаров в соответствии с действующими Соглашениями, составлению актов о лесных пожарах, ведение учета лесных пожаров и затрат на их тушение с последующим представлением отчетности в Министерство (пп. 20, 24 п. 9 Положения о Братском лесничестве).

В соответствии со ст. 53, 53.2 Лесного Кодекса Российской Федерации одной из мер пожарной безопасности в лесах является мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя кроме всего прочего организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, а также прием и учет сообщений о лесных пожарах, оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.

По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пунктам 16, 17, 18 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 23.06.2014г. № 276 лицо, выполняющее работы по мониторингу лесных пожаров, при обнаружении лесного пожара заполняет карточку учета лесного пожара, в которой указывается: географические координаты лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды; азимут и удаление лесного пожара от ближайшего населенного пункта; лесничество (лесопарк), участковое лесничество, урочище, квартал (если есть возможность - выдел); дата и время обнаружения лесного пожара; площадь лесного пожара на момент обнаружения (общая и покрытая лесом); целевое назначение лесов и категория земель; сведения о гражданах, юридических лицах, которым предоставлен лесной участок, на котором обнаружен лесной пожар (при наличии); основные лесоустроительные характеристики в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений); предварительная причина лесного пожара; дополнительная информация, которая может оказать помощь при организации тушения лесного пожара. Карточка учета лесного пожара подписывается лицом, обнаружившим лесной пожар, и передается в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК РФ. Специализированные диспетчерские службы осуществляют сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров. Сведения о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки представляются через специализированную диспетчерскую службу органа государственной сласти субъекта Российской Федерации в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Калтукского муниципального образования с 17.04.2107 года по 27.04.2017 года были обнаружены следующие пожары: 17.04.2017г. в 16 часов было обнаружено возгорание в районе 2,5 км. отп. Черемшанка в Калтукской Даче в 36 квартале главой Калтукского МО Гутенко А.Ю., который при уточнении в 16 часов 14 минут передал сообщение в ЕДДС Братского района сообщил, что на месте возникновения пожара он видел следы от легкового автомобиля. Тушением лесного пожара занимался арендатор УЛИЛ.

25.04.2017г. в 19 часов вечера главой поселения было передано сообщение в ЕДДС Братского района о возгорании в Калтукской Даче в том же 36 квартале. Тушением этого лесного пожара так же занимался арендатор УЛИЛ. Площадь пожара примерно составила 12 га.

25.04.2017г. примерно в 10 часов 30 минут увидели дым, позвонили вКалтукское участковое лесничество, где им сказали, что загорелось поле в 24 квартале, туда выехали рабочие из Калтукского производственного участка Братского лесхоза, пожар перебросился на лесной массив 23 квартала на территории Ключи - Булакского МО, затем пожар перекинулся на территорию их поселения в кварталы 45, 44, 43, 42 и 34. Занимались тушением этого лесного пожара Калтукский производственный участок Братского лесхоза. Площадь пожара примерно составила 500 га, из них 100 га лесной массив и 400 га сухая растительность.

Согласно ответу Муниципального казенного учреждения «Единая дежурная диспетчерская службы» Братского района установлено, что в 19:21 25.04.2017 года от главы Катукского МО Гутенко А.Ю. поступила информация о том, что в районе п. Черемшанка 20 минут назад был зафиксирован очаг возгорания. В 19:22 информация была доведена до дежурного Братского лесничества Ф.В., о чем сделана запись в журнале.

При проведении проверки сотрудниками прокуратуры были отобраны объяснения сотрудников ОГАУ «Братский лесхоз», Братского лесничества, МКУ «Единая дежурная диспетчерская служба».

Кроме того, судом установлено, что путевым листом трактора № 34 и путевым листом легкового автомобиля от 25 апреля 2017 года в котором указано место тушения пожара п. Черемшанка, время и дата выезда и возвращения техники на пожар подтверждается факт выезда бригады ПХС 3 типа на место пожара в квартале 36 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества.

Исходя из изложенного судом первой инстанции обоснованно установлено, что при обнаружении лесного пожара в квартале 36 выделах 15, 19 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества карточка учета лесного пожара заполнена и подписана не была, в специализированную диспетчерскую службу Министерства лесного комплекса Иркутской области, которая осуществляет сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров, а затем представляет сведения о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства передана не была, что также подтверждается исследованными в судебном заседании документами и не оспаривается административным ответчиком. Оглашенные показания перечисленных лиц стороной административного ответчика не оспорены, ходатайство об их вызове в судебное заседание для допроса в качестве свидетелей не заявлялось.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что административным ответчиком, что при обнаружении лесного пожара 25.04.2017 года в квартале 36 выделах 15, 19 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества карточка учета лесного пожара административным ответчиком заполнена и подписана не была, в специализированную диспетчерскую службу Министерства лесного комплекса Иркутской области, которая осуществляет сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров, а затем представляет сведения о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства передана не была.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, о том что у прокуратуры имелись основания для проведения проверки.

Из выписки из решения КЧС и ОПБ № 4 от 18.04.2017 года прокуратуре Братского района рекомендовано рассмотреть вопрос о своевременности принятых решений обнаружения и ликвидации по лесным пожарам 17.04.2017-18.04.2017 руководителем Братского лесничества.

В соответствии с указанием прокурора Иркутской области от 21.03.2017 года № 21/7у об организации в 2017 году надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ими обусловленных прокурор области обязал городских и районных прокуроров Иркутской области: проанализировать фактическое исполнение территориальными отделами Министерства лесного комплекса области, специализированными бюджетными, автономными учреждениями (их филиалами), органами местного самоуправления МЧС России, лесопользователями, администрациями особо охраняемых природных территорий (далее – администрациями ООПТ) требований ранее принятых актов прокурорского реагирования, решений судов, вынесенных по искам прокуроров, направленных на профилактику и надлежащее тушение лесных пожаров, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами. В течение пожароопасного периода обеспечить постоянный надзор за исполнением территориальными отделами Министерства лесного комплекса области, специализированными бюджетными, автономными учреждениями (их филиалами), администрациями особо охраняемых природных территорий, органами местного самоуправления, МЧС, лесопользователями законодательства об охране лесов от пожаров, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами. Пресекать факты неосуществления (ненадлежащего осуществления) органами лесного хозяйства области, местного самоуправления, администрациями ООПП мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. По каждому лесному пожару оперативно оценивать своевременность его обнаружения, достоверность учета сведений о нем.

Так же вопреки доводам жалобы судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о надлежащем уведомлении ответчика о проведении проверки.

И.о. Братского межрайонного природоохранного прокурора 26.04.2017 года в отношении территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству вынесено решение о проведении проверки, с целью исполнения требований законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, в связи со сложившееся пожароопасной обстановкой на землях гослесфонда на территории Братского лесничества, с установлением срока проведения проверки с 26.04.2017 года по 25.05.2017 года.

26.04.2017 года в адрес начальника ТО Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничества Н.Е. направлено уведомление о проведении проверки.

Относительно довода жалобы о нарушении правил подсудности при рассмотрении дела судом, то судебная коллегия находит его не подлежащим удовлетворению по нижеизложенным основаниям.

Суд первой инстанции исследовав материалы дела, обоснованно пришел к выводу, что согласно Положению о территориальном отделе Министерства лесного комплекса Иркутской области, Братское лесничество является территориальным подразделением Министерства лесного комплекса Иркутской области. Правовые последствия действий(бездействий), оспариваемые административным истцом возникли по месту нахождения территориального отдела в г. Братске, в связи с чем судом обоснованно рассмотрено указанное административное дело без нарушений правил подсудности.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, основания для признания их неправильными отсутствуют. Нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений не допущено.

Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.

Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Братского городского суда Иркутской области от 22 июня 2017 года, по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи: Р.И. Харин

А.С. Папуша