Судья Луст О.В.
Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-8493/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 октября 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Александровой М.А.,
судей Васильевой И.Л. и Черемных Н.К.,
при секретаре Андреевой С.В.,
с участием прокурора Альбрехт О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным распоряжения от 24.01.2018г. о расторжении служебного контракта и увольнении, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – ФИО2 на решение Кировского районного суда г.Иркутска от 26 июля 2018 года,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к министерству лесного комплекса Иркутской области, просил признать незаконным распоряжение заместителя министра лесного комплекса Иркутской области № 65-мр-п от 24.01.2018; восстановить в должности начальника территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству - старшего государственного лесного инспектора; взыскать заработную плату за период вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
В обоснование исковых требований указал, что проходил государственную гражданскую службу в министерстве лесного комплекса Иркутской области, последняя занимаемая им должность - начальник территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству – старший государственный лесной инспектор, что подтверждается служебным контрактом от 15.10.2015, дополнительным соглашением от 15.06.2016. Согласно п. 13 служебный контракт заключен с 15.10.2015 по 14.10.2018.
Уведомлениями № 02-91-5055-28/17 от 24.07.2017, № 1228 от 11.08.2017 он был извещен о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой им должности 15.10.2017. 13.10.2017 ему было направлено уведомление № 321 с предложением для замещения должности государственной гражданской службы Иркутской области: начальник отдела Усть-Кутского участкового лесничества территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству - старшего государственного лесного инспектора. В период с 04.09.2017 по 14.10.2017 он находился в очередном отпуске. В период с 17.10.2017 по 23.01.2018 он находился в состоянии временной нетрудоспособности. 24.01.2018 ему было вручено под роспись уведомление № 321 от 13.10.2017, с предложенной вакансией он не согласился.
24.01.2018 распоряжением заместителя министра лесного комплекса Иркутской области № 65-мр-п служебный контракт с ним расторгнут и он уволен с государственной гражданской службы Иркутской области в связи с сокращением должности гражданской службы (пункт 8.2. части 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Полагает, что увольнение является незаконным, поскольку в нарушение норм действующего законодательства ему была предложена только одна вакансия - начальника отдела Усть-Кутского участкового лесничества территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству - старшего государственного лесного инспектора. Иные должности, не предложены должности начальника и заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству. На указанные должности назначены иные лица Д.В. и С.В.. При этом внеочередная аттестация гражданских служащих не проводилась, преимущественное право на замещение должностей гражданской службы не устанавливалось. При таких обстоятельствах, распоряжение заместителя министра лесного комплекса Иркутской области № 65-мр-п от 24.01.2018 подлежит признанию незаконным, а он должен быть восстановлен в прежней должности.
В судебное заседание истец ФИО1, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие. Представители истца ФИО2, ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме. Представители ответчика министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО4, ФИО5 исковые требования не признали.
Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 26.07.2018 исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 – ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что при утверждении новой структуры министерства лесного комплекса Иркутской области, сокращение подразделений не произошло, изменилось только наименование структурного подразделения, а именно 37 территориальных отделов переименованы в 37 территориальных управлений. При этом функции территориального отдела и территориального управления не изменились, как и полномочия начальника. Таким образом, фактического сокращения должности, занимаемой истцом, не произошло, она была переименована в должность начальника территориального управления. Изменение наименования замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа, прав и обязанностей гражданского служащего, должностного регламента в силу ч. 3 ст. 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является изменением существенных условий служебного контракта, а не сокращением штата.
Ссылается на ошибочность выводов суда о соблюдении ответчиком процедуры увольнения. Обращает внимание, что в установленный двухмесячный срок перед сокращением истцу не были предложены все имеющиеся вакантные должности, а именно должность начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству. На должность начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству назначен Д.В. хотя аттестация не проводилась, преимущественное право оставления на работе не рассматривалось. Только 24.01.2018 ФИО1 была предложена должность начальника отдела Усть-Кутского участкового лесничества. Также истцу необоснованно не предлагались должности в иных государственных органах. Указывает на дискриминацию в сфере труда.
Полагает, судом необоснованно отклонено заявление о подложности доказательств. Так копия уведомления №323 от 05.10.2017 о предложении С.В. вакансии не идентична исследованному в судебном заседании подлиннику. Копия уведомления № 324 от 05.10.2017 о предложении вакансии ФИО6 в журнале регистрации уведомлений вообще не зарегистрирована, а нумерация уведомлений свидетельствует о дате их изготовления не ранее 13.10.2017. Таким образом, факт подписания уведомлений 05.10.2017 опровергается материалами дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО4, прокурор, участвующий в деле, Крючкова А.А. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 названной статьи регламентировано, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 проходил государственную гражданскую службу в Министерстве лесного комплекса Иркутской области, последняя занимаемая им должность - начальник территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству – старший государственный лесной инспектор, что подтверждается служебным контрактом от 15.10.2015, дополнительным соглашением от 15.06.2016.
Постановлением Правительства Иркутской области № 178-пп от 31.03.2016 Агентство лесного хозяйства Иркутской области было переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области, в структуру которого входили, в том числе территориальные отдела.
Указом Губернатора Иркутской области от 14.07.2017 № 122-уг утверждена новая структура Министерства лесного комплекса Иркутской области, в структуру включены территориальные управления как самостоятельные юридические лица, территориальные отделы как территориальные подразделения министерства из структуры исключены.
Постановлением Правительства Иркутской области от 14.07.2017 № 456-пп, в постановление Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» внесены изменения, в том числе в п. 5, который изложен в следующей редакции: «установить предельную штатную численность министерства лесного комплекса Иркутской области в количестве 1724 единиц, в том числе – 1 единица – лица, замещающие государственную должность Иркутской области, 476 единиц государственных гражданских служащих Иркутской области, 787 единиц работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Иркутской области». Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденное постановлением, дополнить новым пунктом 5? следующего содержания: «5?. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения (управления) министерства, обладающие правами юридического лица».
Распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 09.08.2017 № 2395-мр «О проведении организационно-штатных мероприятий», в связи с утверждением новой структуры министерства лесного комплекса Иркутской области утверждено штатное расписание министерства, а также штатные расписания территориальных подразделений (управлений) министерства в соответствии с приложениями № 1-38 к распоряжению. Предписано ввести в действие с 16.10.2017 штатные расписания, указанные в пункте 1 распоряжения. Согласно штатным расписаниям из структуры министерства лесного комплекса Иркутской области исключены структурные подразделения территориальные отделы по участковым лесничествам министерства лесного комплекса Иркутской области.
Территориальные управления участковых лесничеств министерства лесного комплекса Иркутской области созданы как самостоятельные юридические лица. Так, согласно Положению о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, утвержденному приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 № 90-мпр, территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области, обладает правами юридического лица. Территориальное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром лесного комплекса Иркутской области. Решения о приеме и увольнении лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Иркутской области в территориальном управлении и иных работников принимает начальник территориального управления.
14.08.2017 ФИО1 было вручено уведомление № 1228 от 11.08.2017 о сокращении должности, о чем свидетельствует его подпись.
13.10.2017 уведомлением № 321 ФИО1 была предложена должность государственной гражданской службы Иркутской области – начальника отдела участкового лесничества территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству – старшего государственного лесного инспектора. От предложенной должности ФИО1 отказался 24.01.2018.
Распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 24.01.2018 № 65-мп-р в соответствии с пунктом 8.2. части 1 статьи 37, пунктом 3.1. части 3 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», руководствуясь Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп, расторгнут служебный контракт, освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Иркутской области начальник территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству ФИО1 с 24.01.2018, в связи с сокращением должности гражданской службы.
Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 09.08.2017 № 2395-мр «О проведении организационно-штатных мероприятий», штатным расписанием, введенным в действие с 16.10.2017, подтвержден факт исключения из структуры министерства лесного комплекса Иркутской области территориальных отделов и сокращения должности начальника территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, которую занимал ФИО1 Таким образом, ответчиком доказана законность основания увольнения ФИО1 по п. 8.2 ч. 1 ст. 37, п. 3.1. ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Нарушений порядка увольнения истца министерством лесного комплекса Иркутской области не допущено. Истец надлежащим образом, с соблюдением установленного двухмесячного срока, предупрежден о сокращении занимаемой им должности и предстоящем увольнении, ему предложена для замещения должность начальника отдела участкового лесничества территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству – старшего государственного лесного инспектора, от замещения которой он отказался. Иных вакантных должностей, соответствующих квалификации истца, у ответчика не имелось. Первичная профсоюзная организация, членом которой являлся ФИО1, была уведомлена ответчиком о предстоящем увольнении государственных гражданских служащих, в числе которых был указан и ФИО1
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы о недоказанности сокращение штата, изменении лишь наименований структурных подразделений министерства, являются необоснованными. Факт реального сокращения штата и занимаемой истцом должности подтвержден материалами дела, в том числе штатным расписанием, положениями о территориальном отделе и территориальном управлении, из которых следует, что территориальные отделы, один из которых возглавлял истец, как территориальные подразделении министерства исключены из его структуры. В структуре министерства созданы новые территориальные подразделения – территориальные управления, обладающие правами юридического лица. В связи с этим должность, замещаемая истцом, исключена из штатного расписания министерства. При этом ранее территориальный отдел не являлся юридическим лицом, начальник отдела действовал на основании доверенности, выданной министром. Вновь созданное Территориальное управление обладает правами юридического лица, начальник управления действует самостоятельно (в том числе при решении кадровых вопросов и д.т.).
Не принимаются во внимание и доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры увольнения в связи с не предложением истцу вакантных должностей начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству и заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству.
Как следует из материалов дела, должности начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству и заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству в связи с проведением процедуры сокращения были предложены другим работникам министерства, Д.В. и С.В. на замещение должностей они дали согласие.
Ссылка в жалобе на то, что должность начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству преимущественно должна была быть предложена истцу, а не Д.В. который имеет меньший стаж службы, меньший опыт работы и занимал нижестоящую должность в сравнении с истцом, не может повлечь отмену решения суда.
Материалами дела подтверждено, что в период организационно-штатных мероприятий в связи с изменениям структуры министерства, по представлению прокурора в отношении ФИО1 была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установлены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции. В ходе изучения справок, представленных ФИО1, установлено, что его супруга является учредителем и единственным участником ООО «ЯНТ», к дополнительным видам деятельности которого относится лесохозяйственная деятельность, сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, дикорастущих грибов, плодов, ягод, орехов, сбор лекарственных растений, заготовка недревесных лесных ресурсов, предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о возможном возникновении конфликта интересов в случае назначения истца на должность начальника территориального управления как самостоятельного юридического лица в совокупности иными обстоятельствами, характеризующими личность истца, были учтены ответчиком при решении вопроса о назначении начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, что соответствует законодательству о противодействии коррупции.
Таким образом, должность начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству обоснованно не предложена истцу.
Сведений о том, что в министерстве лесного комплекса Иркутской области имелись иные должности, которые бы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, должны были быть ему предложены для замещения, материалы дела не содержат.
Так, должность заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству в соответствии с законом Иркутской области от 24.12.2007 № 137-оз «О реестре должностей государственной гражданской службы Иркутской области» относится к ведущей группе должностей категории «руководители», в то время как истец занимал должность, относящуюся к главной группе должностей категории «руководители».
Доводы представителя истца о том, что истцу необоснованно не были предложены должности в иных государственных органах, в частности не предложена должность заместителя начальника Межрайонного отдела в Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, не принимаются во внимание. Согласно должностному регламенту для занятия указанной должности необходимо наличие высшего образования по направлению подготовки «юриспруденция», «социальная работа», «государственное или муниципальное управление», «педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование», «психология». Образование ФИО1 не соответствует указанным требованиям.
В связи с этим должность заместителя начальника Межрайонного отдела в Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обоснованно не предложена истцу.
Доказательств того, что в иных органах государственной власти имелись вакантные должности, которые бы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, могли быть ему предложены для замещения, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для отклонения заявления стороны истца о подложности доказательств, несостоятельны. Судебной коллегией установлено, что должности начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству и заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству не предложены истцу обоснованно, действия ответчика в этой части не противоречат закону. В связи с этим ссылка на несоответствия представленных ответчиком документов в части даты уведомления гражданских служащих Д.В. и С.В. о наличии вакансий правового значения не имеет.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Иркутска от 26 июля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий М.А. Александрова
Судьи И.Л. Васильева
Н.К. Черемных