Судья Якушенко И.С.
Судья-докладчик Трофимова Е.Н. по делу 33-8445/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 сентября 2017 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Чертковой С.А.,
судей Трофимовой Е.Н. и Астафьевой О.Ю.,
при секретаре Шистеевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Нижнеудинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение для сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское», направлении проекта в Росприроднадзор на утверждение,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис»
на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 21 июня 2017 года,
установила:
В обоснование исковых требований указано, что ООО «ТМХ-Сервис» в рамках договора на сервисное обслуживание локомотивов, заключенного с ОАО «РЖД» № 285 от 30.04.2014, осуществляет деятельность по обслуживанию и ремонту локомотивов ОАО «РЖД». В ходе проведения проверки по исполнению законодательства об охране окружающей среды, а также исполнению законодательства о лицензировании при осуществлении деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в сервисном локомотивном депо «Нижнеудинское» филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис» выявлены нарушения действующего законодательства. Так, на основании договора от 30.04.2014, ответственным за хранение, организацию, накопление и отгрузку отходов: масла индустриальные отработанные (ТР-1); масла компрессорные отработанные (обслуживание оборудования цехов); лом меди несортированный (ТР-1, ТР-2, ТР-3); пыль черных металлов незагрязненная (ТР-3); лом черных металлов несортированный; стружка черных металлов незагрязненная; тормозные колодки отработанные, является ООО «ТМХ-Сервис». Отходы производства и потребления образуются в результате деятельности ответчика, а именно в результате сервисного обслуживания. Помимо прочего ответчик осуществляет хранение, накопление и отгрузку отходов, т.е. осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, в связи с чем ООО «ТМХ-Сервис» как сервисная компания обязана разрабатывать и согласовывать в федеральных органах исполнительной власти проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта отходов в рамках осуществления сервисного обслуживания локомотивов ОАО «РЖД». Кроме того, в ходе деятельности сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское» образуются отходы баббита на основе олова (3 класс опасности); лом и отходы латуни в кусковой форме незагрязненные (5 класс опасности), но в договоре от 30.04.2014 и иных документах эти отходы не указаны.
Истец с учетом уточненного искового заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд обязать ООО «ТМХ-Сервис» разработать новый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское», отвечающий требованиям действующего законодательства и договорным обязательствам, содержащий следующий виды опасных отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия: масла индустриальные отработанные (образующиеся в результате проведения ТР-1) – 3 класса опасности; масла компрессорные отработанные (обслуживание оборудования цехов) – 3 класса опасности; лом меди несортированный (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3); лом черных металлов несортированный (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3) - 5 класс опасности; стружка черных металлов незагрязненная (обточка колесных пар) - 5 класс опасности; тормозные колодки отработанные (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3) - 5 класс опасности, отходы баббита на основе олова 3 класс опасности, лом и отходы латуни в кусковой форме незагрязненные - 5 класс опасности; направить новый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на утверждение в Росприроднадзор.
Определением суда производство по делу в части исковых требований Нижнеудинского транспортного прокурора к ООО «ТМХ-Сервис» о включении в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следующих видов отходов: масла индустриальные отработанные 3 класс опасности, масла компрессорные отработанные 3 класс опасности, прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 21 июня 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал общество с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» разработать для сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, содержащий следующие виды опасных отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия: лома меди несортированного(техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3; лома черных металлов несортированного( техническое обслуживание электровозов по цикл ТР-1, ТР-2, ТР-3) 5 класс опасности; стружка черных металлов незагрязненная обточка колесных пар) 5 класс опасности; тормозных колодок отработанных (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3) - 5 класс опасности; отходов баббита на основе олова - 3 класс опасности, лома и отходов латуни в кусковой форме незагрязненных - 5 класс опасности.
На общество с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» возложена обязанность направить в Росприроднадзор на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов.
В апелляционной жалобе представитель ООО «ТМХ-Сервис» ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, ввиду неверного толкования положений пункта 4 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 (далее - Закон № 89-ФЗ). Оспариваемое решение суда нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.
Ответчик не согласен с выводом суда о возложении обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) на ООО «ТМХ-Сервис».
В соответствии с условиями договора сервисного обслуживания локомотивов от 30.04.2014 № 285, заключенного между ООО «ТМХ-Сервис» и ОАО «РЖД», право собственности на отходы черных и цветных металлов принадлежит заказчику, то есть ОАО «РЖД». Обязанность по утилизации отходов также возложена на ОАО «РЖД». В обязанности Исполнителя (ООО «ТМХ-Сервис») включены лишь обязанности по хранению, накоплению и отгрузку этих отходов (пункт 4.1.32 Договора и приложение № 25 к Договору).
В силу статьи 210 ГК РФ ОАО «РЖД» как собственник отходов, перечисленных в приложении № 25 Договора, несет бремя их содержания, в том числе обязанность по выполнению требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ.
Полагает, что понятие «собственник отхода» идентично понятию «лицо, в процессе хозяйственной и(или) иной деятельности которого образуются отходы».
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что спорные отходы образуются в результате деятельности ответчика. Суд оставил без внимания доводы ответчика о том, что спорные отходы образовались в результате эксплуатации локомотива (движения локомотива по железнодорожным путям) ОАО «РЖД», а не в результате проведения ответчиком сервисного обслуживания.
Ссылка суда на пункт 3.1.2 Регламента взаимодействия структурных подразделений Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, филиалов и подразделений ОАО «РЖД» с сервисными компаниями при полном сервисном обслуживании локомотивов ОАО «РЖД» (Приложение № 14 к Договору) не обоснована, так как указанные в данном регламенте обязанности ответчика по разработке ПНООЛР относятся только к отходам, которые образуются в результате деятельности ремонтных локомотивных депо - структурных подразделений Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» (п. 1.1.1 и 1.1.2 Регламента).
Согласно п. 15.12 Договора исполнение обязательств по договору со стороны Заказчика закреплено за филиалом ОАО «РЖД» - Дирекцией тяги. Следовательно, собственником отходов, указанных в приложении № 25 договора, является Дирекция тяги, а условия п. 3.1.2 вышеназванного регламента не распространяются на отходы, указанные в приложении № 25.
В возражениях на апелляционную жалобу Нижнеудинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., объяснения представителей ООО «ТМХ-Сервис» ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Кравцовой Е.А. и представителя ОАО «РЖД» ФИО3, согласившихся с решением суда, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Статьей 11 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу ст. 18 Закона № 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и(или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом ст. 1 Закона № 89-ФЗ, действовавшей на момент возникновения договорных отношений между ответчиком и третьим лицом, отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Как видно из материалов дела 30.04.2014 между ОАО «РЖД» и ООО «ТМХ-Сервис» заключен договор № 285 на сервисное обслуживание локомотивов, по условиям которого ОАО «РЖД» поручает и обязуется оплатить, а ООО «ТМХ-Сервис» принимает на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов, в порядке и сроки, определенные настоящим договором. В период нахождения локомотивов на сервисном обслуживании ООО «ТМХ-Сервис» берет на себя обязательства по обеспечению исправного состояния локомотивов и устранению всех неисправностей и недостатков локомотивов.
В соответствии с пунктом 4.1.32 договора на ООО «ТМХ-Сервис» возложена обязанность «организовать обращения с отходами, образовавшимися в результате выполнения настоящего договора, в том числе, но, не ограничиваясь: сбор, накопление и передачу на обезвреживание, использование или размещение отходов, включая сбор и передачу ОАО «РЖД» или привлеченному им третьему лицу лома металлов (включая лом драгоценных металлов) и отработанных нефтепродуктов, образовавшихся в результате сервисного обслуживания, в соответствии с разграничением обязанностей сторон по утилизации и собственности отходов согласно приложению № 25 к настоящему договору».
В приложении № 25 к договору указано разграничение ответственности за утилизацию отходов производства и потребления, образующихся в результате сервисного облуживания локомотивов и эксплуатации, переданных в качестве содействия зданий/сооружений, оборудования и техники, в соответствии с которым ответственность за хранение, организацию, накопление и отгрузку отходов в виде: лома меди несортированного (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3) - 3 класс опасности; лома черных металлов несортированного (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3) - 5 класс опасности; стружки черных металлов незагрязненной (обточка колесных пар) - 5 класс опасности; тормозных колодок отработанных (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3) - 5 класс опасности, возложена на исполнителя ООО «ТМХ-Сервис».
Таким образом, условиями договора № 285 от 30.04.2014 предусмотрена обязанность ООО «ТМХ-Сервис» по сервисному обслуживанию локомотивов на территории локомотивных депо ОАО «РЖД», что предполагает ведение хозяйственной деятельности ответчиком и обязанность в соответствии с условиями договора, приложения № 25 осуществлять хранение, накопление и отгрузку отходов.
В ходе проведенной Нижнеудинской транспортной прокуратурой проверки в ООО «ТМХ-Сервис» установлено, что в процессе производственной деятельности ООО «ТМХ-Сервис» образуются следующие отходы: лом меди несортированный (ТР-1, ТР-2, ТР-3); лом черных металлов несортированный; стружка черных металлов незагрязненная; тормозные колодки отработанные; отходы баббита на основе олова; лом и отходы латуни в кусковой форме незагрязненные. При этом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское», утвержденные приказом Росприроднадзора по Иркутской области № 2248-од от 01.11.2016, не содержат полный перечень отходов, образующихся в результате деятельности предприятия. Кроме того, отходы баббита на основе олова; лом и отходы латуни в кусковой форме незагрязненные в приложении № 25 договора № 285 от 30.04.2014 не указаны. Все вышеуказанные отходы не включены в документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское» - филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис».
Как видно из приказа Росприроднадзора от 01 ноября 2016 года № 2248-од «О выдаче Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» на основании представленных ООО «ТМХ-Сервис» заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское» - филиала «Восточно-Сибирский» Общества с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» сроком действия с 01 ноября 2016 года по 31 октября 2021 года.
В соответствии с пунктом 3.1.2 Регламента взаимодействия структурных подразделений Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, филиалов и подразделений ОАО «РЖД» с сервисными компаниями при полном сервисном обслуживании локомотивов ОАО «РЖД» (Приложение № 14 к договору от 30.04.2014) установлен порядок взаимодействия, на сервисные компании возложены обязанности:
- разрабатывать и согласовывать в Федеральных органах власти проекты допустимых выбросов, получать разрешения на выбросы от имени ОАО «РЖД»;
- обеспечивать исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами;
- разрабатывать и согласовывать в ФОИВ проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта отходов в рамках осуществления сервисного обслуживания локомотивов ОАО «РЖД»;
- включать в проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходы от производственной деятельности ремонтных локомотивных депо ОАО «РЖД» по письменной согласованной заявке от ОАО «РЖД» с указанием объемов отходов производства потребления;
- обеспечивать сбор, временное накопление своевременный вывоз и утилизацию отходов от собственной деятельности, от производственной деятельности ремонтных локомотивных депо с указанием объемов отходов производства и потребления;
- направлять в ОАО «РЖД» запрос объемов отходов производства и потребления от производственной деятельности ремонтных локомотивных депо для включения в проекты нормативов образования отходов и лимитов на вывоз и утилизацию отходов;
- производить расчет и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду ( в части обращения с отходами).
В соответствии с п. 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Доводы представителя ответчика о том, что ОАО «РЖД», как собственник отходов, обязано производить разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и включение в него образующихся отходов, обоснованно был отклонен судом как несостоятельный, противоречащий условиям заключенного договора с учетом его приложений. Как правильно указал суд первой инстанции деятельность по сервисному обслуживанию локомотивов в Эксплуатационном локомотивном депо «Нижнеудинское» с 30.04.2014 осуществляет ООО «ТМХ-Сервис» на основании договора № 285 от 30.04.2014, заключенного с ОАО «РЖД», в связи с чем, отходы производства образуются в результате деятельности ответчика. Кроме того, такая обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, содержащий заявленные в иске виды опасных отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия и направление в Росприроднадзор на утверждение проекта нормативов образования отходов и лимитов возложена на ответчика ООО «ТМХ-Сервис» в соответствии с условиями Приложения № 14 к договору от 30.04.2014 (Регламентом).
При таких обстоятельствах, судом сделан правильный и обоснованный вывод об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении обязанности на ООО «ТМХ-Сервис» разработать проект для сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, содержащий следующие виды опасных отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия: лома меди несортированного (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3; лома черных металлов несортированного( техническое обслуживание электровозов по цикл ТР-1, ТР-2, ТР-3) 5 класс опасности; стружка черных металлов незагрязненная обточка колесных пар) - 5 класс опасности; тормозных колодок отработанных(техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3) - 5 класс опасности; отходов баббита на основе олова - 3 класс опасности, лома и отходов латуни в кусковой форме незагрязненных - 5 класс опасности; и направить проект нормативов образования отходов и лимитов в Росприроднадзор на утверждение.
Выводы суда, изложенные в решении, подробно и убедительно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на полном, всестороннем, непосредственном и объективном исследовании представленных сторонами доказательств, не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
В целом все доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу, не содержат обстоятельств, установленных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда, основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы жалобы о ненадлежащем ответчике и ссылка на определение судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по делу № 301-КГ14-3251 от 16.02.2015 основаны на неправильном понимании норм материального права. Вышеуказанное определение Верховного Суда Российской Федерации касалось иного спора и определения лица, обязанного вносить оплату за негативное воздействие на окружающую среду и соответственно права требовать оплаты излишне уплаченных платежей.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении п. 3.1.2 Регламента нельзя признать обоснованным, поскольку данные доводы не учитывают положения раздела 1, п. 3.1.11 договора № 285 от 30 апреля 2014 года, в соответствии с которым исполнитель (ООО «ТМХ-Сервис») выполняет сервисное обслуживание локомотивов, обязан соблюдать порядок взаимодействия между Заказчиком и Исполнителем в части требований охраны труда, пожарной, экологической и промышленной безопасности, метрологического обеспечения, эксплуатации электроустановок, приведенный в приложении № 14 к настоящему договору. Регламент является приложением № 14 к договору от 30 апреля 2014 года № 285, и в п. 1.1.2 содержит сведения об участниках взаимодействия, в том числе о сервисных компаниях, осуществляющих полное сервисное обслуживание локомотивов ОАО «РЖД».
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 21 июня 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» - без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.А. Черткова
Судьи Е.Н. Трофимова
О.Ю. Астафьева