НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 11.07.2019 № 33-4640/19

Судья Дятлов А.Ю.

Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-4640/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2019 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Александровой М.А.,

судей Коваленко В.В., Кузиной Т.М.,

при секретаре Тарасенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ксеневич Натальи Ивановны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району Иркутской области о перерасчете страховой и фиксированной частей пенсии, взыскании недополученной пенсии

по апелляционной жалобе Ксеневич Н.И. на решение Усольского городского суда Иркутской области от 14 марта 2019 года,

установила:

Истец обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району Иркутской области (далее ГУ – УПФ РФ по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району Иркутской области), указав в обоснование исковых требований, что 05.08.2017 обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, 04.10.2017 ответчиком в удовлетворении данного требования было отказано, но решением Усольского городского суда от 30.01.2018 по гражданскому делу № 2-52/2018 данный отказ признан незаконным, после чего пенсионным фондом 04.05.2018 принято решение о назначении страховой пенсии по старости.

Согласно справке от 04.05.2018 размер пенсии составил 16 297,83 руб. Согласно справке от 13.07.2018 сумма пенсии была увеличена на сумму баллов за работу в 1 полугодии 2017 года и за не страховые периоды ухода за детьми до 16 891,66 руб., При этом, не было учтено повышение с 01.01.2018 фиксированной части пенсии до 4 982,9 руб. и надбавки за иждивенца до 1 660,97 руб., а также размер пенсии установлен без учета величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стажа за 2017, за 2018, не учтены период ухода за детьми до 1,5 лет, расчет пенсии выполнен с искажением величины ИПК до 2015 года.

Так, ответчик при оценке пенсионных прав занизил количество лет трудового стажа на 1 полный год, незаконно не засчитав в трудовой стаж период ухода за первым ребенком до полутора лет с 24.09.1988 по 16.10.1988, а именно период с 22.08.1987 по 23.09.1988 учтен как трудовой стаж, а период с 24.09.1988 по 16.10.1988 (23 дня) учтен в баллах. Кроме того, по расчету пенсионного органа общий стаж на 01.01.2002 занижен на 7 дней и составил 15 лет 11 месяцев 6 дней, в том числе по состоянию на 01.01.1991 – 4 года 11 месяцев 13 дней, но с учетом включения в стаж периода ухода за ребенком с 24.09.1988 по 16.10.1988 (23 дня) и неучтенные ответчиком 7 дней, общий стаж по состоянию на 01.01.2002 составит 16 лет 0 месяцев 6 дней, в связи с чем, коэффициент неполного стажа к требуемому возрастет до 0,80083333, а НПК при валоризации увеличится на 15 % (10 +5).

Пенсионный орган при конвертации пенсионных прав не применил вместо общего трудового стажа - стаж на соответствующих видах работ. Исходя из фактически выработанного на 01.01.2002 стажа на соответствующих видах работ в льготном исчислении в размере 6 лет 12 дней, расчет размера пенсии был произведен не по наиболее выгодным для истца правилам пункта 3 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 9 статьи 30, в результате чего, согласно расчету истца, в связи с занижением стажевого коэффициента за период до 01.01.2002 было занижено количество пенсионных баллов на 16,437.

Кроме того, ответчиком неправомерно не учтено в полном размере в баллах время нахождения в отпуске по уходу за вторым ребенком до полутора лет с 14.02.2008 по 14.08.2009 – 540 дней, учтен отпуск по уходу за ребенком в количестве 1 год 2 месяца 26 дней (446 дней/360*3,6=4,460 баллов), тогда как весь этот период истец находилась в отпуске по уходу за ребенком и страховые взносы за этот период работодателем не начислялись и не уплачивались, в связи с чем, должно быть учтено 540, следовательно, количество баллов составляет 5,4 (540/360*3,6).

Также за 2017 год не в полном размере учтен ИПК, а также не учтены страховые взносы за 1 квартал 2018, не произведен перерасчет пенсии за апрель 2018, неверно определена стоимость пенсионного балла и фиксированная выплата. Истец обратилась с заявлением о назначении пенсии 05.08.2017, однако, пенсия назначена на основании решения Усольского городского суда 04.05.2018. При этом, были учтены только заработанные истцом за первое полугодие 2017 3,097 баллов, то есть не учтены баллы за второе полугодие 2017 года и 1 квартал 2018 года, хотя в письмах ответчика указано, что за 2017 ИПК составляет 8,26 баллов. Также не учтены ИПК за 1 квартал 2018 в размере 1,22 балла, за апрель 2018 в размере 0,574 балла. Полагает, что должны были учитываться сведения по состоянию на дату принятия решения о назначении пенсии, а не на дату, с которой назначена пенсии.

Кроме того, ответчиком не применены коэффициенты повышения ИПК в соответствии с положением ч.15 ст.15 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку право на назначение досрочной пенсии у истца возникло 25.06.2015, однако с заявлением о назначении истец обратилась только 05.08.2017, а назначена она была лишь 04.05.2018, то есть через 34 полных месяца со дня возникновения права, следовательно, коэффициент ИПК составляет 1,16, фиксированной выплаты 1,12.

В связи с чем, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просила суд возложить на ответчика обязанности включить в трудовой стаж период ухода за ребенком до полутора лет с 24.09.1988 по 16.10.1988 – 23 дня и 7 дней трудового периода с целью увеличения продолжительности трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 в календарном исчислении до 16 лет 0 месяцев 6 дней, в том числе стажа на 01.01.1991 – до 5 лет 0 месяцев 6 дней; произвести перерасчет размера пенсии (конвертацию пенсионных прав при определении размера пенсии) по наиболее выгодным правилам пункта 3 во взаимосвязи с пунктом 9 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ исходя из фактически выработанного на дату 01.01.2002 стажа на соответствующих видах работ в размере 6 лет 0 месяцев 12 дней в льготном исчислении, с применением стажевого коэффициента 0,56; учесть в полном размере в баллах время нахождения в отпуске по уходу за вторым ребенком до полутора лет с 14.02.2008 по 14.08.2009 – 540 дней как период ухода за ребенком с даты рождения в размере 5,4 балла; определить пенсионные права на дату назначения пенсии 04.05.2018 в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ, в том числе: суммировать ИПК за 2017 в полном размере – 8,26 баллов; учесть страховые взносы за 1 квартал 2018 в размере 1,221 баллов; произвести перерасчет пенсии согласно части 7 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ за апрель 2018 с учетом 0,574 баллов; определить стоимость пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.16 ФЗ № 400-ФЗ (в редакции от 28.12.2017) с учетом одного нетрудоспособного иждивенца в сумме 6 643,87 руб., стоимость одного пенсионного коэффициента 81, 49 руб.; произвести перерасчет страховой пенсии по старости с применением коэффициентов, повышающих размер ИПК и фиксированной выплаты за более позднее обращение за досрочной пенсией с даты возникновения права до даты назначения пенсии из расчета 34 полных месяца; произвести перерасчет пенсии с учетом всех коэффициентов, с восстановлением пенсии за прошедшее время с даты обращения по дату назначения, в том числе: за август 2017 – 17 500,89 руб.; за сентябрь 2017 – 20 223,43 руб.; за октябрь 2017 – 20 406,57 руб.; за ноябрь 2017 – 20 536,27 руб.; за декабрь 2017 – 20 727,89 руб.; за январь 2018 – 21 620 руб.; за февраль 2018 – 21 735,89 руб.; за март 2018 – 21 852 руб.; за апрель 2018 – 22 004,17 руб.; установить размер пенсии с мая 2018 в размере 22 148, 54 руб.; произвести выплату не начисленной за период с 5 августа 2017 года по октябрь 2018 года пенсии в сумме 68 163,01 руб., уточненной на дату предполагаемого решения суда по настоящему делу.

Истец Ксеневич Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району Иркутской области Кудриенко Т.И. исковые требования не признала.

Решением Усольского городского суда Иркутской области от 14.03.2019 исковые требования удовлетворены частично.

На ГУ – УПФ РФ по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району Иркутской области возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости Ксеневич Н.И. с применением предусмотренного ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» повышающего коэффициента в размере 1,1, с даты назначения пенсии.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец Ксеневич Н.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, повторяя доводы иска, указывает, что суд первой инстанции не дал правовую оценку доводам, представленным в возражениях от 06.03.2019 на отзыв ответчика от 17.01.2019. Между тем истец просила суд учесть доводы возражений как дополнение к позиции истца по заявленному иску.

Кроме того, суд первой инстанции неправильно установил фактическую дату назначения пенсии, неправомерно не установил наличие вины ответчика в несвоевременном назначении и выплате пенсии, не рассмотрел некоторые заявленные в иске требования и подлежащие применению нормы пенсионного законодательства, чем нарушил нормы процессуального и материального права, в связи с чем неправильно оценил право истца на установленный законом размер пенсии.

Учитывая наличие возможности замены периода ухода за ребенком с 24.09.1988 по 16 10.1988 - 23 дня периодом работы, непосредственно предшествующим или следующим за ним, имелись все основания для включения этого периода в трудовой (страховой) стаж и стаж на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ, и возможности расчета за этот период пенсии как за период работы.

Кроме того, судом вообще не исследованы и не нашли в решении суда никакой оценки представленные существенные и важные доказательства, такие как Сведения о состоянии ИЛС застрахованного лица Форма СЗИ-6 от 01.11.2017, от 23.12.2017, от 31.01.2018, от 01.04.2018, от 10.04 2018, от 18.04.2018, от 03.05.2018, от 04.05.2018, от 05.05.2018, 15.05.2018, от 18.05.2018, от 11 07.2018, от 05.08.2018; Справка Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области от 24.07.2018 № 02-02/111/52; индивидуальные сведения по Форме СЗВ-4-1 от 16.02.2009 за 2008 год и от 04.02.2010 за 2009 год, приказ о выходе из отпуска по уходу за ребенком № НА 09-02.6/108 от 01.09.2009; сведения, полученные налоговым органом от моего страхователя Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области, о суммах исчисленных страховых взносов за 1 квартал 2017, за 2 квартал 2017, за 3 квартал 2017, за 4 квартал 2017, за 1 квартал 2018, за 2 квартал 2018; копия трудовой книжки, копия расчетного листка за март 2008 года.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что по состоянию на 01.01.2002 у истца не было достаточного стажа на соответствующих видах работ, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ.

Считает необоснованными выводы суда о невозможности конвертации ее пенсионных прав по правилам пункта 3 во взаимосвязи с пунктом 9 Федерального закона № 173-ФЗ исходя из фактически выработанного на дату 01.01.2002 стажа на соответствующих видах работ в размере 6 лет, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии.

Обращает внимание на то, что суд не учел именно те правовые нормы пенсионного закона, которые определяют размер пенсии до даты назначения, а именно ч.7 ст.18 Закона № 400-ФЗ, на которую ссылалась истец. Вместо этой важной нормы закона суд приводит не относящиеся к исковым требованиям положения частей 2 и 4 ст.18 Закона № 400-ФЗ, фактически подменил одни нормы закона на другие.

Настаивает на том, что полагающаяся ей пенсия не была назначена своевременно с даты обращения 05.08.2017 в связи с неправомерным отказом пенсионного органа, судебными тяжбами и волокитой со стороны пенсионного фонда. Назначение пенсии состоялось лишь в мае 2018, в связи с чем, страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 400-ФЗ), что гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию. Расчет с восстановлением пенсии с 05.08.2017 по 04.05.2018 приведен в исковом заявлении от 31.10.2017.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения истца Ксеневич Н.И., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Иркутской области Викуловой О.П., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно п.2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в ст. 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) (п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01.01.2002, определенная в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1 настоящего Федерального закона (п. 10 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, имея в виду, в том числе, что право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1, при условии наличия по состоянию на 01.01.2002 у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца применяется в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в том числе позднее возраста, предусмотренного приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону, и сроков ее назначения, предусмотренных приложением 7 к настоящему Федеральному закону.

Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости (а в случае смерти застрахованного лица - до даты его смерти), и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 01.01.2015 до дня ее восстановления или назначения указанной пенсии вновь (в случае, если до даты смерти умерший кормилец после отказа от получения страховой пенсии по старости не обращался за ее восстановлением или назначением указанной пенсии вновь) по таблице согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону (ч. 17 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в ч. 12 ст. 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 01.01.2015 до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном п. 3 ч. 2 настоящей статьи, учитывается в размере:

1) 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

2) 1,875 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 01.01.2015, определяется по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме 4 982,90 руб. в месяц (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, согласно решению Усольского городского суда Иркутской области от 30.01.2018 право на назначение страховой пенсии по старости возникло у истца при достижении 52 лет, то есть 25.06.2015, с учетом уменьшения возраста для назначения пенсии на один год за каждые 2 года работы с тяжелыми условиями труда. Решение о назначении истцу пенсии с 05.08.2017 принято пенсионным органом 04.05.2018, что сторонами не оспаривается.

Истец свои требования мотивирует тем, что при определении размера пенсии ответчик должен был учитывать страховые взносы, уплаченные после 05.08.2017, то есть на дату принятия решения, а также учитывать увеличение с 01.01.2018 размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

14.02.2008 у истца родился второй ребенок, что подтверждается свидетельством о рождении. Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица истцу учтен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в период с 18.05.2008 по 14.08.2009, а период с 14.02.2008 по 17.05.2018 учтен как работа в связи с начислением страховых взносов, уплата которых также подтверждается индивидуальными сведениями о страховом стаже и начисленных страховых взносах.

Также истец указывает, что ответчиком не в полном объеме суммирован индивидуальный пенсионный коэффициент за 2017 год, не учтены страховые взносы за 1 квартал и апрель 2018, неверно определена стоимость пенсионного балла и фиксированная выплата.

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя требования истца, исследовав представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии истец обратилась 05.08.2017, то есть по истечении 25 полных месяцев, в связи с чем при назначении пенсии должен быть применен повышающий коэффициент для лиц, которым назначается страховая пенсия по старости досрочно в размере 1,1.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований о перерасчете размера пенсии исходя из фактически выработанного на 01.01.2002 стажа на соответствующих видах работ, суд указал, что по состоянию на 01.01.2002 у истца не было достаточного как страхового стажа, так и стажа на соответствующих видах работ, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Кроме того, оставляя без удовлетворения требования истца о необходимости учитывать в полном размере в баллах время нахождения в отпуске по уходу за вторым ребенком до полутора лет с 14.02.2008 по 14.08.2009 (540 дней), судом достоверно установлено, что указанный период учтен ответчиком на лицевом счете на основании сведений, представленных работодателем истца, в данной части истец не обращалась к ответчику с требованиями об учете спорного периода иным способом, не оспаривала достоверность представленных работодателем сведений и уплаченных страховых взносах за спорный период, в связи с чем, оснований для признания в данном случае действий ответчика незаконными не имелось.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Выводы суда о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, доказательствам по делу дана надлежащая оценка.

Довод апелляционной жалобы о необходимости применять коэффициент к дате принятия решения о назначении пенсии, основан на неверном толковании положений действующего законодательства.

Как верно указал суд первой инстанции, коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента определяется до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости, а не до дня, в котором принимается решение о назначении пенсии.

Иное применение норм действующего законодательства привело бы к тому, что истец получала бы пенсию в большем размере, чем имела права получать на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии. Истцу была назначена пенсия на основании решения Усольского городского суда и выплачена пенсия, начиная с 05.08.2017, то есть её пенсионные права были восстановлены, однако, восстановление прав не должно приводить к их необоснованному увеличению.

Действующим законодательством, а именно статьей 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность пересчета пенсий с 1 августа каждого года с применением максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с частью 4 указанной статьи. Также произведен перерасчет пенсии с 01.01.2018 в связи с увеличением стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты, что истцом не оспаривается.

При установлении страховой пенсии учитываются два вида стажа: страховой стаж - при определении права на трудовую пенсию и общий трудовой стаж - при проведении оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002.

Учитывая, что оценка пенсионных прав истца произведена по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, как по наиболее выгодному варианту, основания для удовлетворения иска, в той части, в которой истцу отказано, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную истцом в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Усольского городского суда Иркутской области от 14 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А. Александрова

Судьи В.В.Коваленко

Т.М. Кузина