НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 11.02.2016 № 33-1407/2016

Судья Тирская А.С.

Судья-докладчик Кравченко Е.Г. № 33-1407/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 февраля 2016 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Орловой Е.Ю.,

судей Малиновской А.Л. и Кравченко Е.Г.,

при секретаре Кайгородцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мишариной А.Н. к областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Черемхово о признании права на получение пособия по безработице в повышенном размере

по апелляционной жалобе ответчика Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Черемхово

на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 08 декабря 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Мишарина А.Н. обратилась в Черемховский городской суд Иркутской области с иском к областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Черемхово о признании права на получение пособия по безработице в повышенном размере. В обоснование иска указала, что она обратилась в ОГКУ ЦЗН города Черемхово в целях поиска подходящей работы, ранее с данной целью в центр занятости не обращалась. При обращении была предоставлена справка о том, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. (дата изъята) ее признали безработной и назначили минимальное пособие по безработице в сумме (данные изъяты) руб. Однако, так как она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она подлежала регистрации в качестве безработного как лицо, впервые ищущее работу, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот, с назначением пособия по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Иркутской области. При регистрации в качестве безработной специалисты центра занятости пояснили, что претендовать на повышенное пособие как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она не может, так как во время нахождения в детском доме принимала участие в программе «Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время», то есть имела оплачиваемую работу и не может считаться обратившейся в целях поиска работы впервые. Считает, что решение центра занятости является незаконным, так как, участвуя в программе «Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в свободное от учебы время она не могла быть отнесена к категории «занятые», поскольку программа имеет своей целью социально-трудовую адаптацию несовершеннолетних на время летних каникул и в свободное от учебы время на специально созданных временных рабочих местах и не нацелена на решение проблемы занятости или сокращения безработицы. В первую очередь программа направлена на решение социальных задач, связанных с адаптацией детей-сирот в новой социальной среде (трудовом коллективе), с профилактикой безнадзорности, совершения правонарушений несовершеннолетними и пр. А вознаграждение, которое выплачивалось во время участия в этой программе, являлось мерой социальной поддержки, а не заработной платой. Соответственно, временное трудоустройство ее в период несовершеннолетия не может выступать как основание для лишений гарантий, установленных ей, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Просила суд обязать ОГКУ ЦЗН города Черемхово назначить ей пособие по безработице, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в размере средней заработной платы, сложившейся в Иркутской области, пересчитать уже выплаченное пособие и взыскать с ОГКУ ЦЗН города Черемхово в ее пользу расходы на уплату госпошлины в сумме (данные изъяты) руб.

В судебном заседании истец Мишарина А.Н. исковые требования поддержала. Представитель ответчика ОГКУ Центр занятости населения города Черемхово в судебное заседание не явился. В письменных возражениях на иск директор ОГКУ Центр занятости населения города Черемхово Туймухаметова З.А. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, исковые требования не признала.

Решением суда от 08 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе директор ОГКУ Центр занятости населения города Черемхово Туймухаметова З.А просит решение суда по данному делу отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм права (Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации). Мишарина А.Н. ранее осуществляла временно трудовую деятельность на основании трудовых договоров в свободное от учебы время, получала заработную плату, что не позволяет отнести ее к категории «впервые ищущих работу», что является необходимым условием при назначении пособия по безработице в размере, предусмотренном ч. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Кроме того, при назначении истцу пособия по безработице ответчик руководствовался письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №16-5/В-484 от 17.07.2014, согласно которому при обращении гражданина из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срочного трудового договора об участии во временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в случае признания его в установленном порядке безработным пособие по безработице назначается в соответствии со статьей 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В письменных возражениях на иск Мишарина А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу судьи Кравченко Е.Г., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу части 5 статьи 9 приведенного выше Закона, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Установив, что Мишарина А.Н., (дата изъята) года рождения, относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поставлена на учет по безработице в ОГКУ Центр занятости населения города Черемхово впервые, однако, приказом ОГКУ Центр занятости населения города Черемхово (номер изъят) от (дата изъята) Мишариной А.Н. установлено пособие по безработице с (дата изъята) по (дата изъята) в размере (данные изъяты) руб., суд обязал ОГКУ Центр занятости населения города Черемхово произвести перерасчет пособия по безработице Мишариной А.Н. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, исходя из размера уровня средней заработной платы, сложившегося в Иркутской области, за период с (дата изъята) по (дата изъята) , правильно применив положения ст. 1, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2 Закона РФ «О занятости населения». При этом мотивированно опроверг доводы ответчика о том, что положения ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о выплате пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в области на Мишарину А.Н., ранее имевшую временную работу, не распространяются.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции как соответствующим установленным по делу обстоятельствам и основанном на нормах материального права.

Из анализа вышеуказанных норм права вытекает, что для назначения пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в области в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» необходимо наличие следующих условий: обращение с вопросом трудоустройства впервые, факт регистрации в органах государственной службы занятости в статусе безработного, наличие у обратившегося за данным пособием статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный вид социального пособия направлен на предоставление дополнительных социальных гарантий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после прекращения их занятости.

Поскольку Мишарина А.Н. на момент обращения в ОГКУ Центр занятости населения города Черемхово относилась к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые после окончания обучения обратилась в поисках работы, зарегистрирована в органах государственной службы занятости в статусе безработного, суд пришел к правильному выводу о праве истца на дополнительные гарантии, установленные ч. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Временное трудоустройство данной категории лиц в период их занятости (прохождения ими обучения), не может лишать их права на дополнительные социальные гарантии, установленные действующим законодательством, в том числе вышеуказанной нормой Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Доводы апелляционной жалобы о трудовых отношениях истца не заслуживают внимания судебной коллегии, поскольку судом достоверно установлено и не опровергается ответчиком, что данные отношения возникли в период обучения истца и носили временный характер. Наличие таких трудовых отношений не является основанием для утраты истцом права на получение дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством и гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Ссылка в апелляционной жалобе на применение ответчиком разъяснений, содержащихся в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №16-5/В-484 от 17.07.2014, согласно которому при обращении гражданина из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срочного трудового договора об участии во временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в случае признания его в установленном порядке безработным пособие по безработице назначается в соответствии со статьей 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», на законность и обоснованность правильных выводов суда не влияет, поскольку указанное письмо нормативным правовым актом не является, носит рекомендательный характер.

Доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Решение суда судебная коллегия признает законным и обоснованным, и не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Черемховского городского суда Иркутской области от 08 декабря 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Ю. Орлова

Судьи А.Л. Малиновская

Е.Г. Кравченко