Судья 1 инстанции Галата С.В. УИД 38RS0036-01-2020-003944-23
Судья-докладчик Гусарова Л.В. № 33а-1684/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2021 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,
судей Гусаровой Л.В., Банщиковой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Ермилиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3021/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к Титову Олегу Владимировичу о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени
по апелляционной жалобе и дополнению к ней ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 5 ноября 2020 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска указано, что Титов О.В. с 29.06.2005 зарегистрирован в качестве адвоката и состоит на учете в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) исчисление и уплату налога производят нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Согласно п. 2 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 данной статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
31.03.2019 Титовым О.В. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 год с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет в размере 82 550,00 руб.
08.10.2019 Титовым О.В. произведена оплата задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 44 000 руб. Остаток задолженности в размере 38 550 руб. не погашен.
Учитывая, что в установленные п. 6 ст. 227 НК РФ сроки (15.07.2019) сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, не уплачена, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 165,1 руб.
Кроме того, согласно сведениям реестра адвокатов субъектов Российской Федерации Титов О.В. осуществлял деятельность адвоката в спорный период (2018) и осуществляет по настоящее время, в связи с чем является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) в случае, если величина дохода плательщика за учетный период превышает 300 000 руб., в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) в фиксированном размере 5 840 руб. за расчетный период 2018 года.
В части доходов, превышающих 300 000 руб., подлежат уплате страховые взносы на ОПС в размере (885 000- 300 000) *1=5 850 руб.
В нарушение указанных выше норм законодательства административный ответчик в установленные сроки сумму страховых взносов не уплатил.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налогов начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которые составили 87,04 руб. за неуплату страховых взносов на ОПС, 12,07 руб. за неуплату страховых взносов на ОМС.
03.05.2018, 24.08.2018 Титовым О.В. в инспекцию представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год, в соответствии с которыми установлено, что сумма дохода Титова О.В. за 2017 год превысила 300 000 руб., поэтому сумма страховых взносов на ОПС составила: (390 000,00 руб. (сумма дохода) - 300 000 руб.) х 1% = 900 руб.
Всего пени за неуплату страховых взносов на ОПС за 2017 год (в случае, если величина дохода превышает 300 000 руб.) – 23,73 рубля.
В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику направлены требования об уплате страховых взносов, налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 778877, № 783048, № 50915, которыми налогоплательщику предлагалось погасить задолженность по налогам, страховым взносам и пеням по состоянию на 19.10.2018, 18.01.2019, 24.07.2019 в срок до 09.11.2018, 07.02.2019 и 17.09.2019 соответственно.
Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путем обращения к мировому судье судебного участка № 18 Свердловского района г. Иркутска с заявлениями о вынесении судебных приказов. При этом вынесенные мировым судьей судебные приказы о взыскании задолженности от 08.05.2019 № 2-1369/2019, от 29.11.2019 № 2а-5006/2019 отменены 27.11.2019 и 18.02.2019 в связи с поступлением от Титова О.В. возражений относительно его исполнения.
Административный истец просил суд взыскать с Титова О.В. в свою пользу задолженность в общем размере 77 972,94 руб., а именно: задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год и пеням в общем размере 38 715,10 руб., в том числе по налогу - в размере 38 550 руб., по пеням - в размере 165,10 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в фиксированном размере за 2018 год в размере 26 545 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2018 год в случае, если величина дохода плательщика превышает 300 000 руб. в размере 5 850 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в общем размере 87,04 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 12,07 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в случае, если величина дохода плательщика превышает 300 000 руб. в размере 900 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год на выплату страховой пенсии, если величина дохода плательщика превышает 300 000 руб. в размере 23,73 руб.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 05.11.2020 административный иск удовлетворен частично.
Суд взыскал с Титова О.В. в пользу ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска задолженность в общем размере 44 652,14 руб., а именно: задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год и пеням в общем размере 38 715,10 руб., в том числе по налогу - в размере 38 550 руб., по пеням - в размере 165,10 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2018 год в случае, если величина дохода плательщика превышает 300 000 руб., в размере 5 850 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в общем размере 87,04 руб.
В удовлетворении требований о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в фиксированном размере за 2018 год в размере 26 545 руб.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 12,07 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в случае, если величина дохода плательщика превышает 300 000 руб., в размере 900 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год на выплату страховой пенсии, если величина дохода плательщика превышает 300 000 руб., в размере 23,73 руб. отказано.
В апелляционной жалобе представитель ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска Дьячкова Н.А. просит решение в части отказа в удовлетворении административного иска отменить, принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что налоговым органом направлено административное исковое заявление в суд 31.07.2020, в то время как следовало представить административное исковое заявление в срок до 27.05.2020, по причине сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Иркутской области, связанной с распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а именно установлением нерабочих дней с 30.03.2020 по 08.05.2020, а также введением режима самоизоляции с 18.03.2020 по 28.08.2020. Суд необоснованно отказал в восстановлении срока, без учета перебоев в работе национальной почтовой службы «Байкал» в период пандемии, а также работы инспекции в дежурном режиме.
В дополнении к апелляционной жалобе представитель ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска Дьячкова Н.А. указывает, что суд не учел, что определение об отмене судебного приказа от 27.11.2019 получено налоговым органом только 31.03.2020, о чем свидетельствует ответ мирового судьи судебного участка № 18 Свердловского района г. Иркутска, что препятствовало подаче административного искового заявления в течение четырех месяцев до начала действия ограничительных мер, как указывает суд первой инстанции. Кроме того, считает, что инспекция была вправе обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа не позднее 07.08.2019, а с учетом пяти дней на его вынесение и трех дней на его направление в срок до 19.08.2020, вместе с тем, инспекция обратилась к мировому судье 08.05.2019, тем самым у нее осталось три месяца нереализованного совокупного срока. Таким образом, после отмены судебного приказа 27.11.2019 с учетом этих трех месяцев инспекция была вправе обратиться в порядке искового производства не позднее 27.08.2020.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного истца Мерчук К.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Романовой М.Е., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу статьи 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К числу таких плательщиков относятся, в том числе адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой (подпункт 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 227 НК РФ).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (пункта 5 статьи 227 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).
Судом установлено, что Титов О.В. с 29.06.2005 зарегистрирован в качестве адвоката и состоит на учете в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска.
В силу данного обстоятельства, а также на основании ст. 419 НК РФ Титов О.В. является плательщиком страховых взносов.
Согласно положениям ст. 52 НК РФ плательщики страховых взносов самостоятельно исчисляют сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы исчисления страховых взносов и тарифа.
В силу ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Судом установлено, что Титовым О.В. в инспекцию 03.05.2018, 24.08.2018, 31.03.2019 года представлены налоговые декларации по форме 3 НДФЛ, согласно которым его доход в 2017 и 2018 году превысил 300 000 рублей и сумма для исчисления налога (налоговая база) за 03.05.2018 составила - 312 000 рублей, за 24.08.2018 года – 390 000 рублей, за 31.03.2019-885 000.
Согласно ч. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей для исчисления платежей за период 2017 года) плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Пунктом 2 ст. 425 НК РФ установлено, что тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:
1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;
В силу п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьёй: в случае, если величина дохода плательщика за расчётный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, + 1% от суммы дохода налогоплательщика превышающий 300 000 рублей за расчетный период. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В соответствии со ст.75 НК РФ за несвоевременную уплату налогов начисляются пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
В соответствии с п. 1. ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Как установлено в судебном заседании, Титовым О.В. согласно поданным налоговым декларациям за 2017- 2018 годы надлежало уплатить: по декларации от 03.05.2018 года налог в размере 40 560 рублей, с учетом уплаты авансового платежа 24 700, остаток составил 15 860 рублей; по декларации от 24.08.2018 – 50 700, с учетом уплаты авансового платежа в размере 24 700 остаток составил 26 000 рублей; по декларации от 03.04.2019 года – 115050, с учетом оплаты авансового платежа в размере 32 500 рублей, остаток составил 82 550 рублей.
Титовым О.В. произведена оплата по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 44 000 рублей и на дату подачи искового заявления задолженность составила 38 550 рублей.
Из карточки расчета с бюджетом усматривается, что на дату подачи искового заявления Титовым О.В. 08.10.2019 произведена уплата задолженности НДФЛ в размере 44 000,000 рублей, из которых налоговым органом, в связи с не указанием назначения платежа зачтены: 7 860,00 руб. - сумма погашения задолженности по НДФЛ за 2018 год; 36 140 руб. - сумма погашения задолженности по НДФЛ за 2016 - 2017 годы. Таким образом, задолженность по НДФЛ за 2018 год составила 74 690,00 руб. (82 550,00 руб. - 7 860,00 руб.) (требование от 24.07.2019 № 50915).
Кроме того, до обращения инспекции в порядке искового производства в Свердловский районный суд г. Иркутска (п. 3 ст. 48 НК РФ) с административным исковым заявлением от 24.07.2020 № 08-11/203 налоговым органом 10.07.2020 уточнена часть суммы платежа Титова О. В. в размере 36 140,00 руб. в счет уплаты НДФЛ за 2018 год, что подтверждается карточкой расчетов с бюджетом налогоплательщика.
Таким образом, остаток задолженности по НДФЛ за 2018 год составил 38 550 руб. (82 550,00 руб. - 7 860,00 руб. - 36 140,00 рублей).
Налогоплательщиком самостоятельно обязанность по оплате обязательных платежей (налогов и пени) не исполнена в срок, установленный законом, в связи с чем ему начислены пени за неуплату страховых взносов за 2017 года в размере 23,73 рубля, за 2018 год за неуплату страховых взносов на ОПС – 54,86 рублей, на ОМС – 12,07 рублей и дополнительно за неуплату взноса на ОПС с дохода превышающего 300 000 рублей (5850 руб.) – 32,18 рублей.
Поскольку Титовым О.В. страховые взносы, НДФЛ и пени не уплачены, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику направлены требования об уплате страховых взносов, налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 778877, № 783048, № 50915, которыми налогоплательщику предлагалось погасить задолженность по налогам, страховым взносам и пени, образовавшуюся по состоянию на 19.10.2018, 18.01.2019, 24.07.2019 в срок до 09.11.2018, 07.02.2019, 17.09.2019 соответственно.
Согласно требованию от 19.10.2018 № 778877 Титову О.В. налоговым органом предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 900,00 руб., пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 563,85 руб., пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год, в размере 302,1 1 руб. Требованием от 18.01.2019 № 783048 Титову О.В. налоговым органом предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545,00 руб., пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год, в размере 456,24 руб., пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год, в размере 516,77 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840,00 руб., пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год, в размере 99,33 руб. Требованием от 24.07.2019 № 50915 Титову О.В. налоговым органом предложено уплатить НДФЛ за 2018 год в размере 82 550,00 руб., пени, начисленные за неуплату НДФЛ за 2017 год, в размере 165,10 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 5 850,00 руб., пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год, в размере 32,18 рублей.
В связи с неоплатой налогов инспекцией принимались меры по взысканию данной задолженности путем обращения к мировому судье судебного участка № 12 Свердловского района г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа.
При этом вынесенный мировым судьей судебного участка № 18 Свердловского района г. Иркутска судебный приказ о взыскании задолженности от 08.05.2019 № 2-1369/2019 отменен 27.11.2019 в связи с поступлением от Титова О.В. возражений относительно его исполнения.
Кроме того, поскольку вышеуказанная задолженность по требованию об уплате налога и пени от 24.07.2019 № 50915 Титовым О.В. не уплачена, инспекцией принимались меры по взысканию данной задолженности путем обращения к мировому судье судебного участка № 18 Свердловского района г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа.
При этом вынесенный мировым судьей судебного участка № 18 Свердловского района г. Иркутска судебный приказ о взыскании задолженности от 29.11.2019 № 2а-5006/2019 отменен 18.02.2020 в связи с поступлением от Титова О.В. возражений относительно его исполнения.
ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска 06.08.2020 обратилась в Свердловский районный суд г. Иркутска с настоящим иском.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
Разрешая административные исковые требования ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к Титову О.В., суд первой инстанции, установив, что административным истцом по части требований (указанных в заявлении о вынесении судебного приказа и судебном приказе № 2а-1369/2019) пропущен срок на обращение в суд с административным иском, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска только в части требований указанных в заявлении о вынесении судебного приказа и судебном приказе № 2а-5006/2019.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, считая их правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Согласно материалам дела административный иск к Титову О.В. инспекция подала в Свердловский районный суд г. Иркутска 31.07.2020 (согласно оттиску штемпеля почтовой службы на конверте) и иск поступил в суд 06.08.2020, то есть до истечения шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа № 2а-5006/2019 и с пропуском шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа № 2а-1369/2019 (надлежало подать не позднее 27.05.2020).
Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела и относится к исключительной компетенции суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным истцом срок обращения в районный суд пропущен по уважительным причинам, был предметом рассмотрения суда первой инстанции. Указанному доводу судом оценка дана, и с учетом фактических обстоятельств дела суд пришел к выводу о том, что срок административным истцом пропущен по неуважительной причине и отказал в его восстановлении.
Оснований для переоценки наличия (отсутствия) уважительных причин пропуска налоговым органом срока обращения в суд не имеется.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с изложенными выводами суда первой инстанции, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, однако, оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку суда с учетом требований статьи 84 КАС РФ. Несогласие заявителей с данной оценкой направлено на переоценку доказательств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 5 ноября 2020 г. по настоящему административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Е.Г. Бутина
Судьи Л.В. Гусарова
С.Н. Банщикова