НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 10.03.2020 № 2-3738/19

Судья Захаренко В.В.

Судья-докладчик Ринчинов Б.А.

по делу №33-1679/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Ананиковой И.А.,

судей Шовкомуда А.П., Ринчинова Б.А.,

при секретаре Васильевой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3738/2019 по иску Рудова Максима Сергеевича, Павленко Дмитрия Александровича, Сальник Татьяны Викторовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Острог», Акционерному обществу «Управление капитального строительства города Иркутска» об обязании предоставить техническую документацию, документы, связанные с управлением многоквартирным домом, проектную документацию, положительное заключение негосударственной экспертизы, исполнительную документацию, акты освидетельствования скрытых работ, документы качества на использованные материалы, бухгалтерскую отчетность в форме электронных документов,

по апелляционной жалобе представителя Рудова М.С., Павленко Д.А., Сальник Т.В. Муклинова С.Х.

на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 4 октября 2019 года,

установила:

в обоснование исковых требований указано, что Дата изъята собственниками многоквартирного жилого дома (данные изъяты), подано коллективное требование к ООО «УК Острог» о предоставлении в электронной форме для проверки технической и иной документации на МКД, в чем им было отказано на основании ответа от Дата изъята . Кроме того, Дата изъята собственниками МКД подано коллективное обращение к АО «УКС г. Иркутска» с требованием предоставить для изучения в электронной форме всю техническую и иную документацию, в чем им также было отказано. Уточнив исковые требования, истцы просили суд обязать ответчиков предоставить техническую документацию, документы, связанные с управлением многоквартирным домом, проектную документацию, положительное заключение негосударственной экспертизы, исполнительную документацию, акты освидетельствования скрытых работ, документы качества на использованные материалы, бухгалтерскую отчетность в форме электронных документов.

Решением от 4 октября 2019 года суд постановил исковые требования оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Рудова М.С., Павленко Д.А., Сальник Т.В. Муклинов С.Х. просит решение отменить, ссылаясь на статьи 30, 39, 156 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, от 03.04.2013 № 290, от 27.10.2005 № 645, Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В возражениях на апелляционную жалобу представитель АО «УКС города Иркутска Слободчикова М.С.. просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Ринчинова Б.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы и возражений на неё, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в том числе: выбор способа управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ (действующей на момент возникновения спорных правоотношений), управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

Согласно п. 26 вышеуказанных Правил, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме); договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, а в соответствии с пунктом 27 данных Правил ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых исполнителем работах и услугах.

Пунктом 1 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт), (действующий на момент обращения истцов к ООО «УК Острог»).

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Из содержания пп. «а», «в», «г», «з», «и» п. 3 Стандарта следует, что управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.

В п. п. 17, 21, 23 Стандарта предусмотрены: раскрытие информации на основании письменного запроса и запроса в электронном виде; в письменном запросе, подписанном потребителем, указываются управляющая организация, товарищество или кооператив, в адрес которых направляется запрос, фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, излагается суть заявления, а также в случае направления письменного запроса управляющей организации указывается почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, и способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю); обязанность управляющей организации предоставить информацию по письменному запросу в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.

В пункте 5 Стандарта перечислены способы раскрытия информации управляющими организациями (1) обязательное опубликование на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости), который устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

В статье 3.1 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (действующей на момент рассмотрения дела) закреплен перечень информации, которую застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрыть путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Так, застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать следующую информацию: разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона; документы, указанные в пункте 1 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона; проектная декларация; заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона; проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям настоящего Федерального закона; условия привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями статей 15.4 и 15.5 настоящего Федерального закона в случае размещения таких средств на счетах эскроу; документы, указанные в части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона; фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания); градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика; сведения о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер); иная информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом.

Статья 20 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости устанавливает перечень информации, которую застройщик обязан раскрыть о себе, при этом в силу части 2 статьи 20 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости застройщик обязан, если предусмотренные настоящей частью документы не размещены в открытой части единой информационной системы жилищного строительства, представить для ознакомления любому обратившемуся лицу: 1) учредительные документы застройщика; 2) свидетельство о государственной регистрации застройщика; 3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; 5) утвержденные годовые отчеты, бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения за период осуществления деятельности застройщиком, но не более чем за три года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности или при осуществлении застройщиком такой деятельности менее чем три года за фактический период предпринимательской деятельности либо при применении застройщиком упрощенной системы налогообложения книги учета доходов и расходов застройщика за указанный в настоящем пункте период.

Аналогичная обязанность застройщика по раскрытию информации о проекте строительства закреплена в статье 21 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Согласно части 2 статьи 21 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости по требованию участника долевого строительства застройщик обязан представить для ознакомления: 1) разрешение на строительство; 2) технико-экономическое обоснование проекта строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; 3) заключение экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом; 4) проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения; 5) документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок.

В соответствии со статьей 7 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

При передаче объекта долевого строительства застройщик обязан передать участнику долевого строительства инструкцию по эксплуатации объекта долевого строительства, содержащую необходимую и достоверную информацию о правилах и об условиях эффективного и безопасного его использования, сроке службы объекта долевого строительства и входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий (далее - инструкция по эксплуатации объекта долевого строительства) (часть 1.1 статьи 7 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости).

В части 2 статьи 8 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости установлено, что передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

В силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что управление многоквартирным домом <адрес изъят> осуществляет ООО «УК Острог» на основании протокола общего собрания собственников Номер изъят, что сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Дата изъята истцы обратились в ООО «УК Острог» с требованием, из буквального содержания которого следует, что истцы требуют в течение пяти дней предоставить для изучения в форме электронных документов всю техническую и иную документацию на МКД <адрес изъят>, документы должны быть систематизированы и занесены в опись.

Дата изъята в адрес представителя Друзь В.Г. ООО «УК Острог» дан ответ в котором указано, что требование о предоставлении запрашиваемой информации рассмотрению не подлежит ввиду отсутствия адреса для обратной связи (адрес электронной почты) и отсутствия обязанности вести учет и хранение такой документации в электронном виде.

Возражая против заявленных требований ООО «УК Острог» указало, что часть технической документации была предоставлена представителю истцов Друзь В.Г., однако проектная документация не может быть предоставлена ввиду специфичности ее размера, в связи с чем, скопировать и сканировать ее не предоставляется возможным. Заявителю предлагалось в рабочее время произвести копирование данной документации в офисе управляющей компании посредством фотофиксации, однако до настоящего времени заявитель не ознакомился. Техническая документация отражена в установленном законом объеме на портале ГИС ЖКХ, а также в облачном хранилище, часть технической документации направлена по электронной почте.

Из материалов дела следует, что Дата изъята истцы обратились в АО «УКС города Иркутска» с заявлением о предоставлении для изучения в течение пяти дней в форме электронных документов всей технической и иной документации на МКД <адрес изъят>, с обязательным предоставлением проектной документации со сметами, исполнительной документации, договоров подряда и актов выполненных работ.

Дата изъята в адрес истцов АО «УКС г. Иркутска» направлен ответ, из которого следует, что истцы лично или через своего представителя Друзь В.Г. могут ознакомиться с проектной документацией (без смет) в техническом отделе по адресу: <адрес изъят>. В связи с отсутствием в проектной документации на строительство объекта раздела «Смета», запрашиваемые истцами сметы не могут быть представлены для ознакомления. Кроме того, исполнительная документация, договоры подряда и акты выполненных работ представлены для ознакомления быть не могут.

В ходе судебного разбирательства по делу представитель АО «УКС г. Иркутска» пояснил, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, обязанность по размещению информации в единой информационной системе жилищного строительства, предусмотренной Законом об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, исполнена обществом. При этом, как на сайте АО «УКС г. Иркутска» www.uks.irkutsk.ru, так и в единой информационной системе жилищного строительства размещена бухгалтерская отчетность за период с (данные изъяты).

В ответе АО «УКС г. Иркутска» от Дата изъята истцам была разъяснена возможность ознакомления с запрашиваемыми документами в офисе застройщика, указан адрес застройщика и часы работы, в связи с чем, истцы не были ограничены в возможности явиться в офис застройщика и ознакомиться с необходимыми документами.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что застройщик обязан обеспечить участнику долевого строительства возможность ознакомиться с проектной документацией. При этом законом не определен конкретный способ ознакомления с проектной документацией, что, очевидно, свидетельствует о возможности ознакомления с указанными документами, любым способом, не противоречащим интересам обеих сторон. Такое ознакомление возможно, в том числе, путем получения информации на сайте застройщика, установления застройщиком участнику долевого строительства места и времени, в течение которого он может ознакомиться с подлинниками документов, а также любым другим способом по предварительному согласованию. При этом, испрашиваемая истцами исполнительная документация, не относится к информации, предусмотренной ч. 2 ст. 21 вышеуказанного Закона. Учитывая, что проектная декларация, включающая информацию о застройщике и информацию о проекте строительства, а также бухгалтерская отчетность за период с (данные изъяты) опубликована на сайте застройщика www.uks.irkutsk.ru, с учетом того, что АО «УКС г. Иркутска» не препятствует истцам в ознакомлении с проектной документацией в офисе застройщика, отсутствием со стороны истцов доказательств нарушения их прав действиями ответчика, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Разрешая заявленные требования к ООО «УК Острог» по существу, суд исходил из того, что действующим законодательством обязанность ответчика предоставить истцу копии запрашиваемых документов в электронной форме или возможность копирования этих документов, не предусмотрена, иное порождало бы неопределенность в исполнении судебного решения, так как допускало бы возможность возложения на управляющую компанию обязанности, не предусмотренной законом, а также допускало бы возможность несанкционированной обработки персональных данных. Кроме того, судом принято во внимание, что допустимых и достоверных доказательств нарушения прав истцов ответчиком в части не предоставления возможности ознакомления с документами, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, не представлено. С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что на обращение истцов ООО «УК Острог» был дан соответствующий ответ в пределах компетенции, доказательств нарушения прав истцов действиями ответчика, а также создания препятствий к осуществлению их прав и свобод не представлено. Истцы, как собственники помещений, имеют право на получение информации о деятельности управляющей компании в объеме, необходимом для осуществления контроля за деятельностью организации. При этом законом на ответчика обязанность по предоставлению информации возложена лишь в вышеуказанном объеме и требование истцов о предоставлении ответчиком иной информации, в том числе требование предоставления копий документов в электронной форме нельзя признать правомерным, основанным на положениях Стандарта, так как Стандартом прямо не предусмотрена обязанность управляющей организации по изготовлению и выдаче копий документов по письменному запросу в электронной форме, в связи с чем, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований к ООО «УК Острог». Кроме того, суд принял во внимание то обстоятельство, что раскрытие в общедоступном виде сведений, определяемых Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, представляет собой исчерпывающее исполнение обязанности со стороны ответчика относительно предоставления собственникам помещений необходимой информации, связанной с управлением дома и не предполагает предоставление последним возможности ознакомления с документами технического учета жилого фонда, содержащих сведения о состоянии общего имущества. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении исковых требований к управляющей организации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку им правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Ссылка в апелляционной жалобе на положения статей 30, 39, 156 ЖК РФ не влечет отмены решения суда, так как указанные статьи не возлагают на ответчиков обязанности представить все запрашиваемые истцами документы в электронной форме, часть документов была представлена стороне истцов, разъяснено право ознакомиться с частью документов в управляющей организации, портале ГИС ЖКХ, а также в облачном хранилище.

При этом пункты 24, 25, 26, 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, касаются содержания технической документации на многоквартирный дом, передачи инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (истцы её представить не просили), иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, принятия, хранения и передачи технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.

Пункт 1 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, от 03.04.2013 № 290, разъясняет, что данные Правила устанавливают порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пункт 6 этих правил возлагает в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, на лиц, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязанность вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При этом Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» не возлагает обязанность представлять документы только в электронной форме, они могут быть представлены в виде подлинников или копий документов для ознакомления.

Статьи 3 и 21 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусматривают обязанность застройщика представить участнику долевого строительства для ознакомления ряд документов, аудит годовой бухгалтерской отчетности, составление промежуточной отчетности. При этом разъяснена возможность ознакомления с запрашиваемыми документами в офисе застройщика, как на сайте АО «УКС г. Иркутска» www.uks.irkutsk.ru, так и в единой информационной системе жилищного строительства размещена бухгалтерская отчетность за период с (данные изъяты).

Постановление Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 259

«О внесении изменений в пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. № 1683 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Таким образом, судебное постановление, проверенное по доводам апелляционной жалобы, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 4 октября 2019 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Рудова М.С., Павленко Д.А., Сальник Т.В. Муклинова С.Х. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.А. Ананикова

Судьи А.П.Шовкомуд

Б.А. Ринчинов