Судья Луст. О.В.
Судья-докладчик Сальникова Н.А. № 33-945/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 февраля 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Губаревич И.И.,
судей Орловой Л.В., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Мельниковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Наумовой Г.И. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на получение звания «Ветеран труда»
по апелляционной жалобе Наумовой Г.И. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 марта 2017 года,
установила:
Наумова Г.И. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в обоснование которого указала, что Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.08.2016 № 718-П она награждена нагрудным знаком «Почетный донор России», ей выдано удостоверение (номер изъят).
19.09.2016 истец обратилась с заявлением к ответчику для рассмотрения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда». Уведомлением Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» от 18.10.2016 № 03-4341/16 в её адрес поступило Распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 10.10.2016 № 274-РМ-во «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». Решение ответчика об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» считает незаконным.
С учетом изложенного Наумова Г.И. просила суд признать право на получение звания «Ветеран труда» с момента обращения, т.е. с 19.09.2016; признать незаконным распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 274-РМ-во от 10.10.2016 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области повторно рассмотреть заявление о присвоении звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда».
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец Наумова Г.И., представитель истца Тарасенко Н.И., исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, настаивали на удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель ответчика Коробейник И.Ю., заявленные исковые требования не признала.
Третье лицо Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства по Нижнеилимскому району своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 13.03.2017 в удовлетворении исковых требований Наумовой Г.И. отказано.
В апелляционной жалобе Наумова Г.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов к отмене решения указывает, что в пределах представленных полномочий законодатель субъекта РФ вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации, при этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Так, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Иркутской области №44-оз от 18.07.2008 «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» - лица, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор СССР», а также нагрудным знаком «Почетный донор России», пользуются правом на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 указанного закона независимо от того, являлись ли они штатными работниками Союза общества Красного Креста, Красного Полумесяца СССР или Российского общества Красного Креста. Таким образом, нагрудный знак «Почетный донор России» дает право на присвоение истцу звания «Ветеран труда» предусмотренным буквальным содержанием нормативного правового акта субъекта РФ.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, представитель Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства по Нижнеилимскому району просили решение суда оставить без изменения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18.05.2017 решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13.03.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Наумовой Г.И. – без удовлетворения.
Постановлением суда кассационной инстанции Иркутского областного суда от 15.01.2018 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18.05.2017 по данному гражданскому делу отменено, кассационная жалоба Наумовой Г.И. удовлетворена частично. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в ином составе суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание явились.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., выслушав объяснения истца Наумовой Г.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Ткачевой Ю.Ю., действующей по доверенности от 06.02.2018 сроком на 1 год, возражавшей против удовлетворения жалобы, полагавшей решение законным и не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению частично, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с требованием ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются неприменение закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению (подп. 1,2 ч.2 ст. 330 ГПК РФ).
Судебная коллегия приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера нарушения норм права были допущены судом первой инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения № 718-П от 04.08.2016 Наумова Г.И. награждена нагрудным знаком «Почетный донор России», ей выдано удостоверение (номер изъят).
19.09.2016 Наумова Г.И. обратилась в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Распоряжением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 274-РМ-во от 10.10.2016 в присвоении Наумовой Г.И. звания «Ветеран труда» отказано. В обоснование отказа указано, что ведомственные награды Министерства здравоохранения Российской Федерации учреждены приказом от 10.08.2012 № 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», в котором нагрудный знак «Почетный донор России» отсутствует. Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1995 № 1341 установлены почетные звания Российской Федерации и утверждено Положение о почетных званиях и описание нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, в число которых также не включены нагрудные знаки «Почетный донор России»» и «Почетный донор СССР». Закон Российской Федерации от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» также не предусматривает возможность присвоения звания «Ветеран труда» лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России». Знак «Почетный донор России» не является признанием государством трудовых заслуг граждан, так как награждение данной наградой произведено за вклад гражданина в социальную сферу - в развитие многократного добровольного безвозмездного донорства крови и ее компонентов. Такая деятельность является подвижнической и патриотической деятельностью граждан, но не является трудовой, а потому не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Отказывая в удовлетворении исковых требований Наумовой Г.И. о признании незаконным распоряжения Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 274-РМ-во от 10.10.2016, присвоении ей звания «Ветеран труда», суд первой инстанции исходил из того, что в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» необходима совокупность двух условий для признания гражданина ветераном труда, а именно наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа, признал, что у Наумовой Г.И. такая совокупность условий отсутствует, поскольку нагрудный знак «Почетный донор России» не является ведомственным знаком отличия в труде, а потому оснований для удовлетворения требований Наумовой Г.И. не имеется.
Судебная коллегия находит приведенные выводы ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Пунктом 1 статьи 7 приведенного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ) установлено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», и лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу пункта 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия присвоения указанного звания.
Соответственно Иркутская область как субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории званий, знаков отличия и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда».
Статьей 2 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 44-оз «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Иркутской области от 30.12.2014 № 176-ОЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, и награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, а также гражданам Российской Федерации, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Основанием отказа в присвоении звания «Ветеран труда» является отсутствие условий, установленных статьей 2 настоящего Закона (ст. 3(1) Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 44-оз (ред. от 14.10.2015)).
В силу части 3 статьи 4 указанного закона лица, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор СССР», а также нагрудным знаком «Почетный донор России», пользуются правом на присвоение звания «Ветеран труда» независимо от того, являлись ли они штатными работниками Союза общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР или Российского общества Красного Креста.
Исходя из правового анализа вышеуказанных норм права, при отсутствии в федеральном законодательстве возможности присвоения звания «Ветеран труда» лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», Иркутская область как субъект Российской Федерации, реализуя предоставленное ей право, расширила круг лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», включив в него лиц, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор СССР», а также нагрудным знаком «Почетный донор России» независимо от того, являлись ли они штатными работниками Союза общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР или Российского общества Красного Креста. При этом в присвоении звания может быть отказано только в случае отсутствия трудового стажа, необходимого для назначения пенсии и награды. Других оснований к отказу в присвоении звания «Ветеран Труда», действующий на дату обращения Наумовой Г.И., 19.09.2016 Закон Иркутской области от 18.07.2008 № 44-ОЗ «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции от 14.10.2015 № 80-ОЗ) не имел.
Таким образом, при установленных обстоятельствах награждения Наумовой Г.И. нагрудным знаком «Почетный донор России» приказом Министерства здравоохранения № 718-П от 04.08.2016, в соответствии со ст. 2, ч. 3 ст. 4 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 44-ОЗ «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», наличии трудового стажа, необходимого для назначения пенсии, Наумова Г.И. как лицо, награжденное нагрудным знаком «Почетный донор России», имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 274-РМ-во от 10.10.2016 об отказе в присвоении Наумовой Г.И. звания «Ветеран труда» является незаконным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения исковых требований Наумовой Г.И. в части отказа в удовлетворении исковых требований: признать право на получение звания «Ветеран труда» с момента обращения, т.е. с 19.09.2016; признать незаконным распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 274-РМ-во от 10.10.2016 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»; обязать Министерство присвоить звание «Ветеран труда».
Дополнительные доводы представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о том, что на дату вручения Наумовой Г.И. нагрудного знака «Почетный донор России» действовал Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ и в силу ч. 3 ст. 8 данного Закона она не имела права на присвоение звания «Ветеран труда» подлежат отклонению, как необоснованные.
В соответствии с положением ч.1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст.8 Федерального закона от 29.12.2015 №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Данная норма вступила в силу с 01.07.2016.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Данный пункт действует в редакции Федерального закона от 19.12.2005 № 163-ФЗ без изменений.
Условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области лицам, проживающим на территории Иркутской области, имеющим право на его присвоение в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» регулируется законом Иркутской области № 44-ОЗ от 18.07.2008.
Законом Иркутской области от 01.11.2016 № 84-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19.10.2016 № 43/22-ЗС) подп.1 ч.1 ст. 2 изложена в другой редакции, звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Настоящий Закон вступил в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования 01.11.2016 – 11.11.2016 и распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 01.07.2016.
Учитывая, что право на присвоение звания «Ветеран труда» лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» предусмотрено законом Иркутской области № 44-ОЗ от 18.07.2008, изменения в ст. 2 которого вступили в силу 11.11.2016, а Наумова Г.И. обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» 19.09.2016, то законных оснований для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» на 10.10.2016 у Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не имелось.
Ссылка в возражениях министерства на то, что нагрудный знак «Почетный донор России» по своим сущностным признакам не относится к числу ведомственных знаков отличия в труде, равно как и не относится к почетным званиям Российской Федерации, которые дают право на присвоение звания «Ветеран труда», не может расцениваться как основание для присвоения такого звания, по сути направлена на оспаривание закона Иркутской области № 44-ОЗ от 18.07.2008, который не являлся предметом спора по данному делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 330, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
отменить решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 марта 2017 года в части отказа Наумовой Г.И. в удовлетворении исковых требований: признать за ней право на получение звания «Ветеран труда» с момента обращения, т.е. с 19 сентября 2016 года; признать незаконным распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 274-РМ-во от 10.10.2016 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»; обязать Министерство присвоить ей звание «Ветеран труда».
Принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований.
Признать за Наумовой Г.И. право на получение звания «Ветеран труда» с момента обращения, т.е. с 19 сентября 2016 года.
Признать незаконным распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 274-РМ-во от 10 октября 2016 года об отказе Наумовой Г.И. в присвоении звания «Ветеран труда».
Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области присвоить Наумовой Г.И. звание «Ветеран труда».
В остальной части решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 марта 2017 года оставить без изменения.
Судья-председательствующий И.И. Губаревич
Судьи Л.В. Орлова
Н.А. Сальникова