Судья Прасолова Ж.А.
Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-4208/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июня 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Александровой М.А.,
судей Васильевой И.Л. и Куликова А.Д.,
при секретаре Даудовой Л.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» о взыскании денежной компенсации стоимости проезда, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» ФИО2 на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 27 февраля 2018 года,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району», просила реализовать право на предоставление один раз в год денежной компенсации стоимости проезда (туда и обратно в пределах РФ) железнодорожным транспортом в 2017 году в полном объеме и взыскать в ее пользу компенсацию стоимости билета по маршруту Ангарск - Москва с учетом разницы в стоимости проезда на пассажирских местах повышенной комфортности в размере 7191,70 руб.; взыскать компенсацию морального вреда 10 000 руб.
В обоснование исковых требований указала, что является реабилитированным лицом, проживающим в <...> и имеет право на компенсацию расходов на проезд железнодорожным транспортом туда и обратно в пределах РФ один раз в год. В 2017 году она пользовалась железнодорожным транспортном 11.05.2017 по маршруту Москва-Ангарск и 08.06.2017 по маршруту Ангарск-Москва. Компенсацию за проезд 11.05.2017 была выплачена своевременно, а в выплате компенсации за проезд обратно 08.06.2017 ей было отказано. Первоначально было отказано на том основании, что уже была оплачена компенсация в 2017 году. Затем в соответствии с ответом на ее претензию она направила ответчику справку о стоимости проезда в поезде более низкой категории. Однако отказано было в выплате компенсации на том основании, что предоставление такого рода справок не предусмотрено и оплата проезда в фирменных поездах повышенной комфортности также не предусмотрена законодательством. С отказами она не согласна, полагает, что имеет право на выплату компенсации за проезд, предусмотренный законодательством для реабилитированных лиц.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» ФИО2 исковые требования не признала. Представитель третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, извещенный надлежащим образом, не явился.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 27.02.2018 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
С Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» в пользу ФИО1 взыскана денежная компенсация стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту Ангарск-Москва 08.06.2017 в размере 7191,70 руб.
В удовлетворении иска ФИО1 о реализации права на предоставление денежной компенсации, взыскании компенсации морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что истцом был предоставлен проездной билет на проезд железнодорожным транспортом по маршруту Ангарск – Москва фирменным поездом, который имеет повышенную комфортность. В соответствии с Положением о порядке организации работы по предоставлению реабилитированным лицам меры социальной поддержки в виде предоставления один раз в год денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 31.12.2008 № 425-мпр, компенсация расходов на проезд в поездах повышенной комфортности (фирменных поездах) реабилитированным лицам не предусмотрена. Также не предусмотрено предоставление справки о стоимости проезда этим же маршрутом поездом более низкой комфортности и оплата проезда в соответствии с этой справкой.
Обращает внимание, что в соответствии с Законом «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области» при подаче документов через организации почтовой связи, документы представляются в копиях, заверенных нотариусом или должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством на совершение нотариальных действий. В нарушение указанного требования истцом предоставлены документы по почте и заверены юристом ООО «Наш дом».
В письменных возражениях представитель третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО3 поддерживает доводы апелляционной жалобы и просит решение суда отменить.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Статьей 16 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» предусмотрено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Закон Иркутской области «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области» № 120-оз от 17.12.2008 года в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» определяет меры социальной поддержки в Иркутской области для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Согласно п. 8 ч. 1 названного закона гарантировано предоставление один раз в год денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах Российской Федерации) либо 50 процентов стоимости проезда на водном, на воздушном или на автомобильном транспорте (туда и обратно в пределах Российской Федерации).
В силу ст. 4 закона организация предоставления мер социальной поддержки осуществляется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным Правительством Иркутской области.
Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 31.12.2008 № 425-мпр утверждено Положение о порядке организации работы по предоставлению реабилитированным лицам меры социальной поддержки в виде предоставления один раз в год денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах РФ) либо 50 процентов стоимости проезда на водном, на воздушном или на автомобильном транспорте (туда и обратно в пределах РФ).
Положение в соответствии с Законом Иркутской области «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области» устанавливает порядок организации работы по предоставлению реабилитированным лицам меры социальной поддержки в виде предоставления один раз в год денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах Российской Федерации) либо 50 процентов стоимости проезда на водном, на воздушном или на автомобильном транспорте (туда и обратно в пределах Российской Федерации) (далее - компенсация расходов на проезд).
Организация предоставления компенсации расходов на проезд осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Для получения компенсации расходов на проезд реабилитированное лицо или его представитель обращается с заявлением в расположенное по месту жительства (месту пребывания) реабилитированного лица государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень, утвержденный приказом министерства (далее - учреждение), в порядке, установленном статьей 4 Закона Иркутской области.
Для предоставления компенсации расходов на проезд необходимы документы, указанные в пунктах 1 - 3, 5, 6, 8 части 1(1) статьи 4 Закона Иркутской области.
По результатам рассмотрения заявления учреждение принимает решение о предоставлении компенсации расходов на проезд или об отказе в ее предоставлении в порядке, установленном Законом Иркутской области.
Выплата реабилитированным лицам компенсации расходов на проезд производится учреждением.
Пунктом 8 предусмотрено, что расходы реабилитированных лиц на проезд на железнодорожном транспорте подлежат компенсации в пределах стоимости проездного документа (билета), на проезд на водном, на воздушном или на автомобильном транспорте - в пределах 50 процентов стоимости проездного документа (билета), за исключением расходов на:
в) оплату разницы в стоимости проезда на пассажирских местах повышенной комфортности.
При проезде реабилитированных лиц на железнодорожном транспорте компенсации подлежат расходы на проезд в жестких вагонах с 4-местными купе скорого поезда или в вагонах поезда более низкой категории (п.10).
Денежные средства на компенсацию расходов на проезд перечисляются реабилитированному лицу в срок, не превышающий 45 календарных дней со дня обращения реабилитированного лица (п.17).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 имеет право на льготы, установленные ст. 16 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий», что подтверждается свидетельством В № 0072568 от 16.05.2016. Как реабилитированному лицу ей назначены меры социальной поддержки.
В 2017 году она воспользовалась железнодорожным транспортном, осуществив проезд по маршруту Москва - Ангарск (11.05.2017) и обратно по маршруту Ангарск – Москва (08.06.2017).
На основании заявления от 15.05.2017 Областным государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» произведена компенсация стоимости проезда по маршруту Москва - Ангарск в размере 5 909, 20 руб. В выплате компенсации стоимости проезда по маршруту Ангарск – Москва отказано. В соответствии с ответом Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» № 5837 от 24.05.2017 отказ в оплате компенсации стоимости проезда мотивирован тем, что в соответствии с заявлением от 15.05.2017 компенсация стоимости проезда железнодорожным транспортом назначена, назначение указной компенсации два и более раз в год законом не предусмотрено.
11.07.2017 в адрес Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» направлена претензия относительно отказа в выплате компенсации в полном объеме.
Согласно ответу Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» № 8420 от 09.08.2017 оснований для компенсации стоимости проезда не имеется, поскольку ей представлена копия проездного документа железнодорожным транспортом по маршруту Ангарск-Москва фирменным поездом, который имеет повышенную комфортность. Оплата расходов на проезд в фирменных поездах повышенной комфортности Положением не предусмотрена. Кроме того, указано на необходимость предоставления оригинала проездного документа.
После предоставления необходимых документов, в том числе оригинала проездного документа, а также справки о стоимости проезда 11.05.2017 по маршруту Ангарск-Москва в жестком вагоне скорого поезда, ответом Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» № 11485 от 21.09.2017 ей вновь было отказано в выплате компенсации на том основании, что предоставление справки о стоимости проезда этим же маршрутом поездом более низкой комфортности и оплата проезда согласно данной справки Положением не предусмотрено.
Согласно справке о стоимости проезда, выданной агентом справочного бюро Вокзала ст. Ангарск ВСЖД, от 15.05.2017 стоимость проезда по маршруту Ангарск – Москва датой отправления 08.06.2017 в скором поезде плацкартном вагоне составляет 7 191, 70 руб.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является реабилитированным лицом, имеет право на возмещение расходов на проезд междугородним железнодорожным транспортом по территории РФ, ей представлены все необходимые доказательства, подтверждающие соответствующие расходы, в связи с чем требования подлежат удовлетворению. Истец вправе представить справку о стоимости проезда в скором поезде, в плацкартном вагоне по маршруту Ангарск-Москва, поскольку Положением о порядке организации работы по предоставлению реабилитированным лицам меры социальной поддержки в виде предоставления один раз в год денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте предусмотрена не оплата проезда по представленному проездному документу, а предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах РФ), а именно: в жестких вагонах с 4-местным купе скорого поезда или в вагонах более низкой категории. ФИО1 был представлен документ, подтверждающий стоимость проезда по выбранному маршруту с учетом требований, предусмотренных п. 10 указанного Положения. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в качестве компенсации стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту Ангарск-Москва сумма в размере 7 191,70 руб. При этом, оснований для взыскания компенсации морального вреда судом не установлено.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положениями действующего законодательства не предусмотрена компенсация реабилитированным лицам расходов на проезд в поездах повышенной комфортности (фирменных поездах), в том числе на основании справки о стоимости проезда поездом более низкой комфортности, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковое заявление, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования всех представленных сторонами доказательств.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что оснований для отказа в выплате компенсации стоимости проезда лицу, имеющему право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации проезда на железнодорожном транспорте, по причине проезда в фирменном поезде повышенной комфортности, у ответчика не имелось. Законодательство РФ и Иркутской области не содержит запрета на выбор лицом, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах РФ) любого средства передвижения, в том числе в вагонах повышенной комфортности. При этом, компенсация стоимости проезда производится в пределах стоимости проезда в жестких вагонах с 4-местными купе скорого поезда или в вагонах поезда более низкой категории, что соответствует Положению о порядке организации работы по предоставлению реабилитированным лицам меры социальной поддержки в виде предоставления один раз в год денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте.
Ссылка в апелляционной жалобе на представление истцом посредством почты документов, заверенных ненадлежащим образом, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку документами подтверждено, что истец фактически осуществила проезд железнодорожным транспортом и ей необоснованно было отказано в выплате компенсации по причине проезда в фирменном поезде повышенной комфортности. Кроме того, как следует из почтовой описи заказного письма, копия которого приложена к исковому заявлению, ФИО1 был направлен ответчику подлинник железнодорожного билета на 0806.2017 по маршруту Ангарск – Москва.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 27 февраля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий М.А. Александрова
Судьи И.Л. Васильева
А.Д. Куликов