Судья 1 инстанции Павлова Т.А. | УИД 38RS0003-01-2021-003504-04 |
Судья-докладчик Исакова Н.Н. | № 33а-4410/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Исаковой Н.Н.,
судей Абрамчика И.М., Махмудовой О.С.,
при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-107/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области к Степановой Оксане Геннадьевне о взыскании обязательных платежей
по апелляционной жалобе Степановой О.Г. на решение Братского городского суда Иркутской области от 13 января 2022 г.,
установила:
в обоснование административного иска указано, что Степанова О.Г. является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В связи с тем, что задолженность по налогам Степановой О.Г. в добровольном порядке в установленный законом срок после направления налоговых уведомлений и требований добровольно уплачена не была, МИФНС № 23 по Иркутской области обратилась к мировому судье судебного участка № 43 Центрального района г. Братска с заявлением о вынесении судебного приказа, который впоследствии отменен в связи с поступившими возражениями должника.
Просила взыскать со Степановой О.Г. задолженность за налоговый период 2019 год в общем размере (данные изъяты) руб., в том числе: по налогу на имущество физических лиц в размере (данные изъяты) руб., по пени по налогу на имущество физических лиц в размере (данные изъяты) руб. за период со 2 декабря 2020 г. по 20 декабря 2020 г., по земельному налогу в размере (данные изъяты) руб., по пени по земельному налогу в размере (данные изъяты) руб. за период со 2 декабря 2020 г. по 20 декабря 2020 г.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 13 января 2022 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Степанова О.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В качестве доводов указала, что считает решение незаконным, поскольку принято судом без учёта, что с 1 января 2019 г. ей присвоен статус предпенсионера. Административным истцом в деле представлены недостоверные сведения об установлении ей статуса предпенсионера с 4 апреля 2021 г. Данные о наличии у неё статуса предпенсионера должны передаваться Пенсионным фондом РФ в налоговые инспекции по месту регистрации автоматически. В соответствии с положениями Федерального закона от 30 октября 2018 г. № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» лица, имеющие статус предпенсионера, с 2019 года имеют право на льготы по земельному налогу в виде налогового вычета на величину кадастровой стоимости 6 соток и по налогу на имущество физических лиц в виде освобождения от уплаты по одному объекту определенного вида.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу МИФНС России № 23 по Иркутской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о судебном заседании.
Заслушав доклад судьи Исаковой Н.Н., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке апелляционным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, в том числе: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 НК РФ.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем 3 п. 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 1 ст. 391 НК РФ)
Положениями ст. 52 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа по исчислению суммы налога, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).
В силу ст. 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной ст. 75 НК РФ пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу положений ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Обязанность по уплате налогов должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате налогов за налоговый период 2019 года, представленный административным истцом в деле расчет задолженности является верным, при этом, Степановой О.Г. доказательств наличия у неё льгот в спорный налоговый период не представлено.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Установлено, что Степанова О.Г. является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц как собственник следующего имущества:
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты).
Налоговой инспекцией исчислен подлежащий уплате за 2019 год налог, в связи с чем, в адрес Степановой О.Г. направлено налоговое уведомление № 45264957 от 1 сентября 2020 г., в котором указано на необходимость уплаты земельного налога за 2019 год в размере (данные изъяты) руб., налога на имущество физических лиц за 2019 год размере (данные изъяты) руб.
Поскольку задолженность Степановой О.Г. оплачена не была, в её адрес направлено требование № 380433948 по состоянию на 21 декабря 2020 г., в котором указано на необходимость в срок не позднее 20 января 2021 г. оплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере (данные изъяты), по пени по налогу на имущество физических лиц в размере (данные изъяты), по земельному налогу за 2019 год в размере (данные изъяты), по пени по земельному налогу в размере (данные изъяты)
19 марта 2021 г. мировым судьей судебного участка № 43 Центрального района г. Братска Иркутской области вынесен судебный приказ о взыскании со Степановой О.Г. задолженности по налогам и пени, впоследствии отмененный 12 апреля 2021 г. в связи с поступившими возражениями должника.
При обращении, как к мировому судье, так и в суд с настоящим административным иском, установленные ст. 48 НК РФ шестимесячные сроки налоговой инспекцией не пропущены.
До настоящего времени задолженность административным ответчиком не оплачена.
Изложенные обстоятельства не оспариваются.
Выражая несогласие с судебным актом, Степанова О.Г. указывает на неприменение налоговой инспекцией при расчете задолженности льгот, установленных ей с 1 января 2019 г. как достигшему предпенсионного возраста гражданину.
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 21 марта 1997 г. № 5-П, от 28 марта 2000 г. № 5-П, от 19 июня 2002 г. № 11-П, от 27 мая 2003 г. № 9-П, освобождение от уплаты налогов (налоговая льгота) по своей природе является исключением из вытекающих из Конституции принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
В соответствии с частью 10 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" под «предпенсионным возрастом», в том числе, в целях предоставления гражданам налоговых льгот, следует понимать предшествующий назначению пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации возрастной период продолжительностью до пяти лет.
Подпунктом «б» пункта 24 и подпунктом «а» п. 28 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с налогового периода 2018 года для налогоплательщиков, относящихся к пенсионерам, предпенсионерам, инвалидам (ряда категорий), лицам, имеющим трех и более детей, владельцам хозпостроек, введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот при налогообложении недвижимости на основании сведений, полученных налоговыми органами в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами.
Если у гражданина возникла налоговая льгота, которая ранее не была учтена при направлении ему налогового уведомления, она будет применена с периода, в котором у налогоплательщика возникло право на эту льготу. При этом налоговый орган проведет перерасчет, уменьшающий налоговые платежи на сумму такой льготы.
Установлено, что административный ответчик Степанова О.Г., Дата изъята года рождения, достигнет пенсионного возраста 60 лет - Дата изъята г., предпенсионного возраста 55 лет - Дата изъята г., с учетом проживания в районе, приравненном к районам Крайнего Севера право на пользования льготами, установленными налоговым законодательством у нее возникнет не ранее Дата изъята г., что подтверждается сведениями пенсионного органа, представленными по запросу судебной коллегии.
Таким образом, Степанова О.Г. рассчитывать на предоставление в льгот по уплате налогов вправе не ранее, чем с налогового периода 2020 года в то время, как предметом рассмотрения в настоящем деле является задолженность за налоговый период 2019 года, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы несостоятельны.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 13 января 2022 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий | Н.Н. Исакова | |
Судьи | И.М. АбрамчикО.С. Махмудова |