НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 06.03.2018 № 33-1975/2018

Судья Прасолова Ж.А.

Судья-докладчик Гуревская Л.С. № 33-1975/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 марта 2018 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой О.Н.

судей Алсыковой Т.Д., Гуревской Л.С.

при секретаре Ситниковой А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения

по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области

на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 29 сентября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л.С., объяснения представителя ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

установила:

ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в виде возвращенного налога на доходы физических лиц в размере 225 659 руб.

В обоснование иска указано, что ответчику предоставлен имущественный налоговый вычет в связи с несением ответчиком расходов по приобретению квартиры, расположенной <адрес изъят>

Вместе с тем, истцу представлены сведения ГУ МВД по Иркутской области (данные изъяты) о предоставлении 26.12.2014 ФИО1 единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства недвижимого имущества в размере 2 123 222. 06 руб.

В связи с чем, ответчику был необоснованно возвращен налог в сумме 225 659 руб., который подлежит взысканию с ответчика как неосновательное обогащение.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 29 сентября 2017 года исковые требования ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области удовлетворены частично.

С ФИО1 в доход государства взыскан возвращенный налог на доходы физических лиц в размере 97 500 руб.

В удовлетворении иска о взыскании 128 159 руб. отказано.

С ФИО1 в местный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 3 125 руб.

В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не находит оснований для отложения разбирательства дела по ходатайству ФИО1, поскольку ею не представлены доказательства уважительности причин отсутствия в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел гражданское дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда приходит к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы и отмене решения с принятием нового решения.

Удовлетворяя исковые требования частично в размере 97 500 руб. и отказывая во взыскании неосновательного обогащения в виде возвращенного налога на доходы физических лиц в размере 128 159 руб., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО1 имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере 1 250 000 руб. исходя из размера фактически произведенных расходов на приобретение жилья, к которым относятся средства, полученные ответчиком по кредитному договору.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что квартира, расположенная <адрес изъят> приобретена ФИО1 11 февраля 2015 года по цене 2 550 000 руб. Из них 1 300 000 руб. оплачены из полученной ответчиком единовременной социальной выплаты за счет средств бюджетной системы, 1 250 000 руб. оплачены за счет средств, полученных по кредитному договору <***>, заключенному между ответчиком и ОАО «Сбербанк России» 11 февраля 2015 года, на приобретение указанной квартиры.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Феде6рации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего). Обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации, в том числе квартиры, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на приобретение на территории Российской Федерации квартиры.

В силу пункта 5 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов налогоплательщика на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, в том числе, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ответчиком в соответствии с пунктом 2 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2015, 2016 годы 28.01.2016, 17.01.2017

На основании представленных документов, налоговым органом было подтверждено право на получение истцом имущественного налогового вычета в размере 2 246 923, 54 руб., в том числе 246 923, 54 руб. в сумме уплаченных процентов, что подтверждается уведомлением о предоставлении налоговых вычетов от 18.02.2016 № 18417, от 03.02.2017 № 482.

В связи с поступившими в письме от 17.05.2017 № 03-21/010780 сведениями из ГУ МВД России по Иркутской области о сотрудниках МВД, получивших единовременную социальную выплату для приобретения или строительства недвижимого имущества, налоговый орган в рамках исполнения обязанностей по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации, проведен анализ, представленных ФИО1 деклараций по форме 3-НДФЛ, а также информации и документов, относящихся к заявленному имущественному вычету в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации. В рамках анализа данной информации установлено, что ФИО1 была предоставлена единовременная социальная выплата за счет средств бюджетной системы Российской Федерации для приобретения или строительства недвижимого имущества в размере 2 123 222, 06 руб.

Таким образом. ФИО1, получив 26.12.2014 единовременную социальную выплату на приобретение квартиры за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, заявила вычет в налоговых декларациях по НДФЛ за 2015, 2016 годы.

Из представленного в материалы дела договора купли-продажи квартиры от 11.02.2015 усматривается, что ФИО1 приобрела квартиру, расположенную <адрес изъят> цена за которую составила 2 550 000 руб.

По смыслу положений статей 19, 21, 207 Налогового кодекса Российской Федерации реализация права на получение имущественного налогового возможна при расходовании налогоплательщиком собственных денежных средств и приобретении в собственность жилого помещения или строительства дома.

ФИО1 получила единовременную социальную выплату 26.12.2014, квартиру приобрела 11.02.2015. то есть после получения единовременной социальной выплаты. Социальная выплата имеет целевой характер – улучшение жилищных условий.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной миграционной службе в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.

Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения (п. 4 Постановления № 1223).

Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной социальной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности. Изменения, вносимые в книгу учета, заверяются печатью и подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за ведение книги учета. На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной социальной выплаты, заводится учетной дело (пункты 20. 201, 220 Постановления №1223).

Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с реализацией им права на получение единовременной социальной выплаты.

Уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также снятых с такого учета. Информация, содержащаяся в базе данных. Предоставляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации (пункт 25 постановления № 1223).

Таким образом, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрен строгий учет произведенных сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и их использование на приобретение или строительство жилых помещений, при этом полученная единовременная социальная выплата может быть израсходована только по целевому назначению – приобретение квартиры или строительство жилья.

Согласно пункту 33 Постановления № 1223 единовременная социальная выплата считается предоставленной сотруднику с даты ее перечисления на банковский счет сотрудника.

ФИО1 26.12.2014 получила единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилья в размере 2 123 222, 06 руб. из средств бюджетной системы Российской Федерации, указанные денежные средства практически являлись достаточными в своем размере для приобретения квартиры по договору купли-продажи от 11.02.2015, не могли быть потрачены ФИО1 на иные цели.

Полученная ФИО1 единовременная социальная выплата на предоставлена на приобретение жилья, приобретение жилья не дает ФИО1 как налогоплательщику права на получение имущественного налогового вычета, предоставляемого за счет бюджетных средств Российской Федерации, поскольку единовременная социальная выплата не относится собственным средствам ФИО1

Заключение кредитного договора 11.02.2015 и предоставление на его основании денежных средств после получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья не имеет правового значения по данному делу.

Таким образом, до реализации права на приобретение жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <...> ответчик воспользовался мерами государственной социальной поддержки (средствами единовременной социальной выплаты), предусмотренными Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», источником финансирования которых послужили средства федерального бюджета.

Сведений о том, что ответчик с данных сумм уплачивал какой-либо налог, либо возвратил полученные от государства денежные средства, в материалы дела не представлено.

Получение средств из федерального бюджета на приобретение жилья и получение из средств федерального бюджета имущественного налогового вычета в связи с приобретением жилья законодательством не пре6дусмотрено

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что у ФИО1 не имелось оснований полагать, что она имеет право на предоставление ей имущественного налогового вычета и возврата налога на доходы физических лиц, поскольку ей на безвозмездной основе в порядке государственной социальной поддержки предоставлена единовременная социальная выплата на приобретение жилья и возврат этих денежных средств ФИО1 не осуществлен. То есть источником финансирования расходов на приобретение жилья являлся федеральный бюджет, поэтому у ответчика не имелось оснований для получения имущественного налогового вычета.

Ответчиком при рассмотрении гражданского дела не оспаривалось, что на момент подачи деклараций и заявления об имущественном вычете ответчик о предоставлении ей средств единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства недвижимого имущества в налоговый орган не сообщил.

Получение имущественного налогового вычета при отсутствии на то законных оснований налагает на ответчика обязанность по возврату денежных средств в размере ранее неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета.

Учитывая, что ответчик не возвратила неправомерно предоставленный имущественный налоговый вычет, то судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с ФИО1 сумму неосновательного обогащения в виде неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета по НДФЛ за 2015. 2016 годы в размере 225 659 руб. в доход государства.

В силу положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 456. 59 руб.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

определила:

решение Ангарского городского суда Иркутской области от 29 сентября 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 сумму неосновательного обогащения в виде неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета по НДФЛ за 2015, 2016 годы в размере 225 659 руб. в доход государства с зачислением на расчетный счет:

Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области БИК 042520001 получатель УФК по Иркутской области (ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области (данные изъяты)

Взыскать с ФИО1 в местный бюджет государственную пошлину в размере 5 456, 59 руб.

Председательствующий О.Н. Иванова

ФИО3 Т.Д. Алсыкова

Л.С. Гуревская