НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 05.09.2017 № 33А-7501/17

Судья Малмыгина Н.А.

Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33а-7501/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2017 года г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,

судей Папуши А.С. и Харина Р.И.,

при секретаре Тарарухиной И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие Областного государственного автономного учреждения «Падунский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, к дотушиванию локализованных лесных пожаров, и обязании Областного государственного автономного учреждения «Падунский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, осуществлять работы по дотушиванию локализованных лесных пожаров,

по апелляционной жалобе представителя министерства лесного комплекса Иркутской области Бакленева Р.С., апелляционной жалобе директора АУ «Падунский лесхоз» Кулешова В.В. на решение Падунского районного суда города Братска Иркутской области от 19 мая 2017 года,

УСТАНОВИЛА:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным исковым заявлением, в обоснование которого с учетом уточнения указал, прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров в сентябре 2016 года по обращению Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.

Установлено, что областным государственным автономным учреждением «Падунский лесхоз» не осуществляется тушение лесных пожаров в темное время суток, что влечет несвоевременную локализацию и ликвидацию пожаров, их распространение на значительные площади, а также дотушивание лесных пожаров.

В течение пожарного сезона 2016 года на территории Падунского лесничества зарегистрировано 53 лесных пожара, из них тушение 11 крупных лесных пожаров в Боровском (№№ 42, 137), Карахунском (№ 43), Усть-Вихоревском (№ № 56, 58, 61, 108, 124), Падунском (№№ 99, 120), Озернинском (№ 55) участковых лесничествах осуществлялось более суток.

Согласно информации ОГАУ «Падунский лесхоза от 12.10.2016 №118 тушение лесных пожаров в темное время суток работниками пожарно-химической станции созданной на базе автономного учреждения, в пожароопасный сезон 2016 года не осуществлялось. ОГАУ «Падунский лесхоз» не имеет технических возможностей для обеспечения искусственное освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток.

Причиной прекращения тушения пожаров в темное время суток является отсутствие необходимого оборудования для обеспечения искусственного освещения и соблюдения техники безопасности.

В нарушение ст.52, 53.4 ЛК РФ, Правил тушения лесных пожаров тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения ОГАУ «Падунский лесхоз» не осуществляется.

Согласно требованиям п.67 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды от 08.07.2014 № 313, ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию.

В нарушение вышеуказанных требований при продолжении горения №№ 99, 102, 104, 108, 112, 124, 128, 134, 135, 146 все работы по их тушению были прекращены, а силы и средства пожаротушения возвращены к местам постоянной дислокаций и направлены их на тушение других лесных пожаров, что привело к продолжению горения указанных пожаров в виде тления и последующего задымления жилых районов г. Братска и других населенных пунктов.

В результате бездействия ОГАУ «Падунский лесхоз» по тушению пожаров в темное время суток, принятию мер к полной ликвидации пожаров (их дотушиванию) нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.

Непринятие мер к обеспечению искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток свидетельствует о незаконном бездействии ОГАУ «Братский лесхоз».

Просил суд признать незаконным бездействие ОГАУ «Падунский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к обеспечению искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток.

Признать незаконным бездействие ОГАУ «Падунский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к дотушиванию локализованных лесных пожаров.

Обязать ОГАУ «Падунский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

Обязать ОГАУ «Падунский лесхоз» осуществлять работы по дотушиванию локализованных лесных пожаров.

Административный истец Братский межрайонный природоохранный прокурор Петренев Д.В. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного истца помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Мартюшов В.Б., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Областного государственного автономного учреждения «Падунский лесхоз» Ермакова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать.

Представитель заинтересованного лица министерства лесного комплекса иркутской области Суздалев В.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил суду письменные возражения.

Решением суда исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель министерства лесного комплекса Иркутской области Бакленев Р.С. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права. Приводит те же доводы, указанные в возражениях на административное исковое заявление.

В апелляционной жалобе директор АУ «Падунский лесхоз» Кулешов В.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Указывает, что в Перечне пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закренпляемых за ПХС отсутствует оборудование для обеспечения искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы, Братский межрайонный природоохранный прокурор Петренев Д.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., заключение прокурора Мусаева А.Ф., согласившегося с решением суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Братской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров, в ходе которой установлено, что тушениепожаровв темное время суток не осуществляется, что способствует несвоевременной ликвидациипожаров, их распространению.

АУ «Падунский лесхоз» создано распоряжением администрации Иркутской области от 31.10.2007 № 460-ра.

Согласно п. 1.3, п. 2.3 Устава АУ «Падунский лесхоз» учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для организации авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров, профилактики, тушения лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда (в том числе при условии заключения договоров и на лесных участках, переданных в аренду), а также в лесах, находящихся в собственности Иркутском области. Основной целью деятельности учреждения является выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда на территории Иркутской области. Для достижения целей, установленных п.2.3 Устава учреждение выполняет работы по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в соответствии с заданиями учредителя (п.п. 2.4, 2.5).

20.04.2016 Агентством лесного хозяйства Иркутской области утверждено Государственное задание № 17 выполнение в 2016 году государственных работ ОГАУ «Падунский лесхоз», пунктом 1.2 которого предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Падунского лесничества Иркутской области силами наземных пожарных формирований на площади 1338 797 га.

Как следует из сведений о лесных пожарах по Падунскому лесничеству на 12.10.2016 в течение пожароопасного сезона 2016 года на территории Падунского лесничества зарегистрировано 55 лесных пожаров, из них тушение 21 лесного пожара в Боровском (№№ 42, 60, 128), Карахунском (№ 43, 57), Усть-Вихоревском (№№ 51. 55, 56, 58, 61, 67, 69, 71, 72, 79, 124, 127, 130, 134), Падунском (№№ 60, 120), Озернинском (№ 14) участковых лесничествах осуществлялось более суток.

Согласно информации АУ «Падунский лесхоз» от 12.10.2016 года № 118 тушение лесных пожаров в темное время суток работниками пожарно-химической станции, созданной на базе автономного учреждения, в пожароопасный сезон 2016 года не осуществлялось. АУ «Падунский лесхоз» не имеет технических возможностей для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток.

Статьей 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (часть); охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 2).

В соответствии с п. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Часть 1 ст. 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.

В соответствии со ст. 53.4 Лесного кодекса РФ тушение лесного пожара включает в себя обследованиелесногопожарас использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивностилесногопожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к местулесногопожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушениялесногопожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаровк месту тушениялесногопожараи обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

Согласно п. 31 Правил тушениялесныхпожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313, действия работников лесопожарных организаций по тушениюлесногопожараначинаются с момента получения сообщения опожареи считаются законченными после возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации.

Пунктом 73 Правил тушения установлена особенность тушения лесных пожаров – в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственногоосвещения.

Ликвидациялесногопожараявляется завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидациилесногопожарапроизводится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение другихлесныхпожаров(п.67 Правил тушения).

Проанализировав требования положений Конституции Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года № 313, Пособия для лесных пожарных Федеральной службы лесного хозяйства России 1994 года, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия ОГАУ «Падунский лесхоз», выразившегося в непринятии мер к обеспечению искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток, в связи с чем, возложил на данное учреждение обязанность тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

В целях обеспечения охранылесовпожарподлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводится только при условии обеспечения искусственногоосвещения.

Правила тушения пожаров допускают круглосуточное тушение пожаров, в отношении данного процесса установлено даже специальное правило – тушение при наличии искусственного освещения.

Таким образом, решение суда постановлено в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 КАС РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционных жалоб уже являлись предметом исследования в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку выводов суда, не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Падунского районного суда города Братска Иркутской области от 19 мая 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя министерства лесного комплекса Иркутской области Бакленева Р.С., директора АУ «Падунский лесхоз» Кулешова В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи А.С. Папуша

Р.И. Харин