Судья 1 инстанции Кравчук И.Н. | УИД 38RS0019-01-2023-000103-79 |
Судья-докладчик Абрамчик И.М. | № 33а-5956/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Абрамчика И.М.
судей Махмудовой О.С., Банщиковой С.А.,
при секретаре Поповой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-371/2023 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, по пени, штрафа
по апелляционной жалобе представителя ФИО1 ФИО2 на решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 31 марта 2023 г.,
установила:
в обоснование административного иска указано, что ФИО1 как собственнику объектов недвижимости, земельных участков, транспортного средства начислены соответствующие налоги. Кроме того, налогоплательщиком получен доход в 2020 году от продажи объектов недвижимости. Налогоплательщиком не исполнена обязанность по представлению налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год. Решением от 12 января 2022 г. налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В связи с тем, что налогоплательщиком обязанность по уплате налогов в установленный законодательством срок не исполнена, налоговым органом начислены пени и направлены требования об уплате задолженности, которые не исполнены.
Судебный приказ, выданный мировым судьей 30 июня 2022 г., отменен 23 ноября 2022 г. в связи с поступившими возражениями ответчика.
На основании изложенного административный истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность в общем размере (данные изъяты), в том числе: по налогу на доходы физических лиц в размере (данные изъяты), по пени в размере (данные изъяты), штраф в сумме (данные изъяты), штраф в сумме (данные изъяты), по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере (данные изъяты), по транспортному налогу за 2017 год в размере (данные изъяты), по пени в размере (данные изъяты), по земельному налогу с физических лиц за 2019 год в размере (данные изъяты), по пени в размере (данные изъяты), по земельному налогу с физических лиц за 2020 год (данные изъяты)
Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 31 марта 2023 г. административные исковые требования удовлетворены, также взыскана с ФИО1 государственная пошлина в доход местного бюджета в размере (данные изъяты)
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что административным истцом не представлены в материалы дела доказательства направления в адрес административного ответчика и получения им налогового уведомления и требования. Считает, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку срок окончен в 2021 году.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П).
Конституция Российской Федерации, ее статья 57, обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы, что во взаимосвязи с положениями ее статей 15, 18 и 19 исключает незаконные и несправедливые фискальные платежи и подразумевает обязанность платить налоги в размере не большем, чем это предусмотрено законом, который должен определить все существенные элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога, чтобы условия налогообложения обеспечивали полноту и своевременность взимания фискальных платежей с обязанных лиц и вместе с тем его правомерность. Формальная определенность и полнота элементов налогового обязательства сообразно структуре каждого налога и его экономико-правовым характеристикам гарантируют обоснованность налогообложения, позволяют обязанным лицам добросовестно платить налоги, а налоговой службе - правомерно контролировать исполнение этой обязанности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 5-П, от 17 марта 2009 г. № 5-П, от 22 июня 2009 г. № 10-П, от 3 июня 2014 г. № 17-П и др.).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
Порядок определения налоговой базы в отношении объекта налогообложения в спорный период регулировался положениями статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу положений пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговым периодом, согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год.
Согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Правовые основы применения на территории Иркутской области транспортного налога определены законом Иркутской области от 4 июля 2007 г. № 53-оз «О транспортном налоге».
В соответствии со статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Частью 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца 3 части 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В пункте 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (абзац первый). Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик является плательщиком транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц как собственник следующего имущества: <адрес изъят> с кадастровым Номер изъят; <адрес изъят> с кадастровым Номер изъят; <адрес изъят>, А с кадастровым Номер изъят; <адрес изъят> с кадастровым Номер изъят; с Дата изъята по Дата изъята являлась владельцем транспортного средства марки (данные изъяты).
В адрес налогоплательщика налоговым органом направлено налоговое уведомление № 4662875 от 24 июня 2018 г. о необходимости уплаты транспортного налога в срок до 3 декабря 2018 г. в общей сумме (данные изъяты). Доказательств направления уведомления административным истцом не представлено.
ФИО1 направлено налоговое уведомление № 46695386 от 1 сентября 2020 г. о необходимости уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц в общей сумме (данные изъяты) Уведомление направлено заказным письмом с уведомлением о вручении (ШПИ 66092250652135) и получено ответчиком 27 октября 2020 г.
Налоговое уведомление № 50941377 от 1 сентября 2021 г. о необходимости уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц в сумме (данные изъяты) направлено ФИО1 заказным письмом с уведомлением о вручении и получено 2 ноября 2021 г.
Транспортный налог за 2017 год ФИО1 уплачен не был, в связи с чем начислены пени и в адрес налогоплательщика выставлено требование № 2842 по состоянию на 30 января 2019 г. со сроком исполнения до 18 марта 2019 г. Требование направлено ФИО1 заказным письмом с уведомлением о вручении 18 февраля 2019 г. (ШПИ 66091232719286) и вручено 21 февраля 2019 г.
Обязанность по уплате налогов согласно налоговому уведомлению № 46695386 от 1 сентября 2020 г. ФИО1 исполнена частично, в связи с наличием задолженности по уплате земельного налога в размере (данные изъяты) ФИО1 выставлено требование № 380516920 по состоянию на 23 июня 2021 г. об уплате земельного налога и пени (данные изъяты) Требование направлено заказным письмом с уведомлением о вручении (ШПИ80526564039080) и вручено налогоплательщику 2 ноября 2021 г.
За 2021 г. обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2020 г. ФИО1 не исполнена, в связи с чем в её адрес выставлено и направлено требование № 380461199 по сроку уплаты до 8 февраля 2022 г. Требование направлено заказным письмом с уведомлением о вручении (ШПИ66091166597530) и возвращено по истечении срока хранения, в связи с чем считается полученным ответчиком.
Согласно пункту 1 статьи 207 и подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ признаются, в том числе, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Налогообложению подлежат исходя из подпункта 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Физические лица в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 названного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
На основании пункта 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
В силу пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
Подпунктом 1 пункта 6 статьи 217.1 Кодекса предусмотрено, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в пункте 4 статьи 217.1 Кодекса (пять лет), может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества.
Законом Иркутской области от 28 апреля 2020 г. № 40-ОЗ «Об уменьшении минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи объектов недвижимого имущества на территории Иркутской области» уменьшен установленный пунктом 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества до трех лет в целях освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи объектов недвижимого имущества, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период на территории Иркутской области. Закон вступил в силу после дня официального опубликования и распространяет действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим.
Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (пункт 3 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением № 433 от 12 января 2022 г. ФИО1 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения. Как следует из решения, ФИО1 не представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 г. Сумма дохода составила (данные изъяты), следовательно, налог на доходы физических лиц подлежит уплате в размере - (данные изъяты) (5960941,61*13 %). ФИО1 привлечена к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неуплатой или неполной уплатой суммы налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления суммы налога, расчетная сумма штрафа составила (данные изъяты) (774922,40*20%), по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление, в установленный законодательством, о налогах и сборах, срок налоговой декларации (расчет по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством суммы налога подлежащей уплате за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления, но не более 30% указанной суммы и не менее (данные изъяты) Сумма штрафа составляет (данные изъяты)-((данные изъяты), (сумма подлежащая уплате) * 30% (количество полных/неполных просроченных месяцев). На основании п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации поскольку ФИО1 является пенсионером, то ей снижен размер штрафов в 16 раз, в связи с чем сумма к уплате штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации составила (данные изъяты), по п. ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере (данные изъяты) Административным ответчиком данное решение в порядке ст.ст. 138-140 Налогового кодекса Российской Федерации не обжаловано.
Согласно пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Из материалов дела следует, что решение № 433 от 12 января 2022 г. направлено ФИО1 заказным письмом с уведомлением о вручении (ШПИ 800936669403455), получено налогоплательщиком 24 февраля 2022 г. и вступило в силу 26 марта 2022 г.
Во исполнение решения о привлечении налогоплательщика к ответственности ФИО1 выставлено требование об уплате налогов, пени, штрафов. Требование направлено заказным письмом с уведомлением о вручении (ШПИ 66668770803052).
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее (данные изъяты), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает (данные изъяты), требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Трехмесячный срок выставления требований №380461199 по состоянию на 16 декабря 2021 г., № 2842 по состоянию на 30 января 2019 г. налоговым органом соблюден. Требование № 380516920 об уплате задолженности по земельному налогу в сумме (данные изъяты) и пени (данные изъяты) направлено непозднее одного года со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях.
Требование № 380409693 выставленное на основании решения от 12 января 2022 г. № 433 направлено налогоплательщику 6 апреля 2022 г., то есть в течении 20 рабочих дней с момент вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности.
Таким образом, порядок выставления и направления требований №№ 380409693, 380461199, 380516920 налоговым органом соблюден.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, аналогичный по продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила (данные изъяты), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила (данные изъяты). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила (данные изъяты), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в абзаце четвертом пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации цифры «3000» заменены цифрами «10000» (пункт 9 статья 1). Указанная норма вступила в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с 23 декабря 2020 г. (пункт 2 статьи 9).
Как следует из материалов дела, размер задолженности по требованию № 2842 со сроком исполнения до 18 марта 2019 г. составлял менее (данные изъяты).
По требованию № 380461199 срок исполнения установлен до 8 февраля 2022 г., по требованию № 380409693 срок исполнения установлен до 16 мая 2022 г.
Межрайонная ИФНС России № 23 по Иркутской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 29 июня 2022 г. после того, как совокупный размер требований к налогоплательщику превысил размер, установленный абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении налоговым органом срока обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Судебный приказ по административному делу № 2а-2136/2022 отменен определением мирового судьи от 23 ноября 2022 г. в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
В течение 6 месяцев после отмены судебного приказа 18 января 2023 г., налоговый орган обратился с настоящим иском в суд.
Таким образом, процедура и сроки принудительного взыскания задолженности по налогам и пени за 2019 и 2020 год налоговым органом соблюдены, при этом административным ответчиком обязанность по уплате задолженности не исполнена. Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию с ФИО1 задолженности по уплате недоимки по земельному налогу и налогу на имущество за 2019, 2020 годы, НДФЛ за 2020 г., пени и штрафы, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени, в связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего. Исковое заявление подано в районный суд в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (абзац 3 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52); в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69).
Уведомления и требования об уплате налогов за 2019,2020 годы, направлены налогоплательщиком заказными письмами с уведомлением о вручении, доводы апелляционной жалобы опровергаются представленными доказательствами.
Проверяя процедуру принудительного взыскания задолженности транспортного налога и пени за 2017 год, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 57 названного Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из положений статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что налоговое законодательство устанавливает прямую зависимость между реализацией налоговыми органами права обратиться с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц, в том числе налога на имущество физических лиц, и соблюдением обязательной досудебной процедуры, а именно: направления налогового уведомления и требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. При отсутствии соблюдения названных правовых предписаний, отсутствуют основания для возникновения налоговой обязанности, а равно права требования взыскания недоимки в судебном порядке.
Неполучение налогоплательщиком налоговых уведомлений и требований об уплате налогов одним из способов, предусмотренных налоговым законодательством, лишает инспекцию возможности взыскания спорной задолженности в принудительном порядке.
Доказательств направления и вручения налогоплательщику налогового уведомления № 4662875 от 24 июня 2018 г. административным истцом не представлено. Ссылка на акт уничтожения № 1 от 18 апреля 2023 г. не может быть принята во внимание, поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 29 июня 2022 г., с настоящим иском в суд межрайонная ИФНС России № 23 по Иркутской области обратилась 18 января 2023 г. не представив доказательств направления и/ли вручения налогового уведомления № 4662875 ФИО1 В отсутствии доказательств направления и вручения административному ответчику налогового уведомления правового значения факт выставления требования и обращения с заявлением о выдаче судебного приказа не имеет.
Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового Кодекса РФ.
Поскольку налоговым органом не представлено доказательств соблюдения процедуры принудительного взыскания транспортного налога, обжалуемый судебный акт в части взыскания с ФИО1 транспортного налога за 2017 год в размере (данные изъяты), пени в размере (данные изъяты) подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании части 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 61.2 во взаимосвязи с абзацем 10 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты городских округов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Законом Иркутской области от 2 декабря 2004 г. № 66-оз «О статусе и границах муниципального образования города Братска Иркутской области» муниципальное образование город Братск наделено статусом городского округа.
С учетом отмены решения суда в части и принятия нового решения об отказе в удовлетворении иска, в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 11680 рублей в бюджет муниципального образования город Братск, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 31 марта 2023 г. по данному административному делу отменить в части взыскания с ФИО1 транспортного налога за 2017 год в размере (данные изъяты), по пени в размере (данные изъяты)
Принять в отмененной части новое решение, которым отказать во взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2017 год в размере (данные изъяты), по пени в размере (данные изъяты)
Изменить решение суда в части размера взысканной государственной пошлины.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Братск в размере (данные изъяты)
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий | И.М. Абрамчик | |
Судьи | О.С.МахмудовойН.А. ФИО3 |