Судья-докладчик Папуша А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Каракич Л.Л.,
судей Папуши А.С., Гусаровой Л.В.,
при секретаре Шкинёвой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балаганского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании незаконным государственного задания на выполнение государственных работ ОГАУ «Балаганский лесхоз» в части передачи зеленых насаждений для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок, обязании в установленный срок устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе представителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области Сатаева Петра Анатольевича на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 03 февраля 2016 года,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Балаганского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании незаконным государственного задания на выполнение государственных работ ОГАУ «Балаганский лесхоз» в части передачи зеленых насаждений для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок, обязании в установленный срок устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного искового заявления прокурор указал, чтоПрокуратурой Балаганского района проведена проверка законности, обоснованности назначения и проведения санитарно - оздоровительных мероприятий в лесосеках, расположенных на территории лесного фонда Балаганского лесничества.
В ходе проведения проверки установлено, что 12.01.2015 г. руководителем Агентства лесного хозяйства Иркутской области (далее по тексту - АЛХ Иркутской области)М. утверждено государственное задание <номер изъят> от 12.01.2015 г. на выполнение государственных работ ОГАУ «Балаганский лесхоз».
В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», п. 1, 9 Положения об АЛХ Иркутской области, утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 31.10.2007 г. № 237-па, п. 1.4 Устава ОГАУ «Балаганский лесхоз» государственное задание является решением органа государственной власти, а именно решением исполнительного органа государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (решением АЛХ Иркутской области).
Согласно акту передачи лесных насаждений для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (далее по тексту - акт), являющимся приложением № 3 к указанному государственному заданию объем подлежащей заготовке древесины составляет 657697,00 кубических метров, из них выборочных санитарных рубок в объеме 37738,00 кубических метров, сплошных санитарных рубок в объеме 619959,00 кубических метров.
В соответствии с актом, АЛХ Иркутской области передало, а ОГАУ «Балаганский лесхоз» приняло, в том числе, и лесные насаждения для проведения сплошных санитарных рубок в <данные изъяты>.
На основании распоряжения руководителя АЛХ Иркутской области <номер изъят> от 16.09.2015 г. специалистами, обладающими специальными познаваниями в сфере лесного хозяйства, проведена проверка обоснованности назначения лесных насаждений, расположенных на вышеуказанных лесных участках в санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошных санитарных рубок.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки обоснованности назначения санитарно-оздоровительных мероприятий в Балаганском лесничестве от 25.09.2015 г., из которого следует, что лесные насаждения в указанных лесосеках не требуют проведения сплошных санитарных рубок.
Лесные насаждения, расположенные в указанных лесосеках рекомендованы в санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошных санитарных рубок незаконно в нарушение требований п. 2, 3, 4, 8 ч.1 ст.1, ч. 3 ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. 10, 14-17 Руководства по проведению санитарных мероприятий, утвержденного Приказом Рослесхоза РФ от 29.12.2007 г. № 523.
В ходе проведения проверки было установлено, что лесные насаждения, в соответствии с ч. 2 ст. 102 ЛК РФ относятся к категории защитных лесов, расположенных в водоохранной зоне <данные изъяты>. Лесные насаждения, расположенные в указанных лесосеках, рекомендованы в санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошных санитарных рубок незаконно в нарушение требований ч. 4 ст. 17, п. 1 ч. 1 ст. 104 ЛК РФ, п. 11 Правил заготовки древесины, утвержденного приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337.
По результатам проведенной проверки установлено, что государственным заданием <номер изъят> от 12.01.2015 г. на выполнение государственных работ ОГАУ «Балаганский лесхоз» в части проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах (п. 2.1 раздела 2
государственного задания, приложение № 3 к государственному заданию <номер изъят> от 12.01.2015 г.) незаконно переданы лесные насаждения для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок, расположенных в вышеуказанных лесосеках, в связи с чем, указанное государственное задание – решение органа государственной власти, а именно решение исполнительного органа государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны,
защиты и воспроизводства лесов (решение АЛХ Иркутской области) в указанной части является незаконным.
Ранее прокуратурой района в ходе проведения проверок в деятельности должностных лиц территориального отдела АЛХ Иркутской области по Балаганскому лесничеству выявлялись нарушения требований п. 2, 3, 4, 8 ч.1 ст. 1, ч. 3 ст. 55 ЛК РФ, п. 10, 14 - 17 Руководства по проведению санитарных мероприятий, утвержденного Приказом Рослесхоза РФ от 29.12.2007 № 523. Так, лесные насаждения, расположенные на лесосеках <данные изъяты> необоснованно рекомендованы в санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошных санитарных рубок.
В результате незаконных действий должностных лиц территориального отдела АЛХ Иркутской области по Балаганскому лесничеству вышеуказанные лесосеки были пройдены рубкой, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившиеся в незаконной и необоснованной рубке в указанных лесосеках деревьев, не подлежащих сплошным санитарных рубкам, в причинении лесному фонду РФ ущерба на сумму более 1 миллиона рублей.
По результатам проведенной проверки прокуратурой района в Следственное управление СК России по Иркутской области направлено 2 материала проверки в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которых, возбуждены 2 уголовных дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286 УК РФ.
Прокурор полагал, что подвергая рубке жизнеспособные лесные насаждения, в том числе относящиеся к категории защитных лесов, расположенных в водоохранной зоне <данные изъяты>, ОГАУ «Балаганский лесхоз» нарушил основные принципы лесного законодательства, предусмотренные п. 2, 3, 8 ч.1 ст.1 ЛК РФ, в соответствии с которыми использование лесов должно осуществляться способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, с сохранением, средообразующих, водоохранных защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Прокурор Балаганского района Иркутской области просил Государственное задание <номер изъят> от 12.01.2015 г. на выполнение государственных работ ОГАУ «Балаганский лесхоз», утвержденное 12.01.2015 г. руководителем Агенства лесного хозяйства Иркутской области <данные изъяты>, признать незаконным в части передачи лесных насаждений, расположенных <данные изъяты>, для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок, обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области устранить указанные нарушения, установить срок исполнения судебного решения для Агентства лесного хозяйства Иркутской области - незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Балаганского района Бянкин А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Агентства лесного хозяйства Иркутской области Сатаев П.А. требования не признал, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованное лицо ОГАУ «Балаганский лесхоз» в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представило.
Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд обязал Агентство лесного хозяйства Иркутской области устранить нарушения в порядке и сроки, установленные федеральным законом.
На решение суда представителем Агентства лесного хозяйства Иркутской области Сатаевым П.А., действующим на основании доверенности, подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение по делу отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что 10 ноября 2015 года агентством в адрес прокурора Балаганского района был направлен ответ (исх. <номер изъят>) о результатах рассмотрения внесенного прокуратурой Балаганского района Иркутской области представления об устранении нарушений федерального законодательства от 17.07.2015г. <номер изъят>.
Согласно указанному ответу, по результатам рассмотрения представления, агентством было принято решение о приостановлении исполнения ОГАУ «Балаганский лесхоз» части работ по государственному заданию <номер изъят> от 12.01.2015 г., в том числе, в связи с необходимостью рассмотрения вопроса об обоснованности назначения санитарно-оздоровительных мероприятий на лесных участках, предусмотренных государственным заданием. В судебном заседании административным ответчиком в письменных и устных возражениях заявлялось, что по рассматриваемому судом вопросу агентством, совместно с Центром защиты леса Иркутской области, проводится работа по объективному установлению обоснованности назначения санитарно-оздоровительных мероприятий на лесных участках, указанных в исковом заявлении.
Также административным ответчиком всуде первой инстанции в письменной и устной форме изложены возражения о том, что требования истца о признании незаконным в части государственного задания <номер изъят> от 12.01.2015 г. преждевременны и основаны только на акте проверки обоснованности назначения санитарно-оздоровительных мероприятий в Балаганском лесничестве от 25.09.2015 г.
Кроме того, проверка обоснованности назначения санитарно-оздоровительных мероприятий проводилась выборочно, лишь в части лесных насаждений, переданных актом передачи для проведения санитарно-оздоровительнх мероприятий от 12.01.2015 г., в связи с чем, полагает, нельзя говорить о полноте проведения проверки, поскольку не все участки лесного фонда, переданные для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, были обследованы в рамках проверки.
Акт о проведении проверки обоснованности назначения санитарно-оздоровительных мероприятий в Балаганском лесничестве, который истцом положен в основание административного искового заявления, по мнению агентства, подтверждает доводы истца.
В возражениях на апелляционную жалобу Прокурор Балаганского района Подъяблонский Е.В. просит решение по делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав доклад по делу, объяснения представителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области Кармановой А.А., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей решение по делу отменить, объяснение прокурора Попова А.Б., просившего решение по делу оставить без изменения, проверив решение по делу в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалованного решения суда.
Из представленной суду первой инстанции прокурором карты-схемы расположения арендных участков на территории Балаганского лесничества Иркутской области, являющейся частью Лесохозяйственного регламента Балаганского лесничества, спорные лесные участки расположены <данные изъяты> в непосредственной близости в водному объекту, то есть в водоохраной зоне <данные изъяты>.
Согласно представленной суду первой инстанции выкопировке Таксационного описания Балаганского лесничества в отношении спорных лесных участков, что в силу Приказа Рослесхоза от 10.11.2011 г. № 472 является характеристикой участков леса, спорные лесные участки, расположенные <данные изъяты> относятся к категории лесов, в которых расположены нерестовые полосы, то есть лесные участки, которые имеют зоны особо ценного рыбохозяйственного значения.
На основании распоряжения руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области <номер изъят> от 16.09.2015 г. специалистами Агентства Лесного хозяйства Иркутской области главным специалистом-экспертом отдела охраны и защиты лесов агентства лесного хозяйства Иркутской области П., главным специалистом-экспертом территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по
Балаганскому лесничеству С., специалистом 1 разряда территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству Р., проведена проверка обоснованности назначения лесных насаждений, расположенных <данные изъяты> в санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошных санитарных рубок.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки обоснованности назначения санитарно-оздоровительных мероприятий в Балаганском лесничестве от 25.09.2015 г., из которого следует, что лесные насаждения в указанных лесосеках не требуют проведения сплошных санитарных рубок. Лесные насаждения, расположенные в указанных лесосеках рекомендованы в санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошных санитарных рубок незаконно в нарушение требований п. 2, 3, 4, 8 ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 55 ЛК РФ, п. 10, 14-17 Руководства по проведению санитарных мероприятий, утвержденного Приказом Рослесхоза РФ от 29.12.2007 № 523.
Также в ходе проведения проверки установлено, что лесные насаждения, расположенные <данные изъяты> в соответствии с ч. 2 ст. 102 ЛК РФ относятся к категории защитных лесов, расположенных в водоохраной зоне <данные изъяты> и незаконно, в нарушение положений ч. 4 ст. 17, п. 1 ч. 1ст. 104 ЛК РФ, п. 11 Правил заготовки древесины, утвержденного приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, были рекомендованы для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок.
Судом установлено, что указанная выше проверка была проведена на основании распоряжения государственного органа, специалистами административного ответчика, результаты проверки на момент рассмотрения дела не были оспорены, не признаны в предусмотренном законом порядке недействительными.
Изложенные в акте факты подтверждены письменными объяснениями главного специалиста-эксперта территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству С., специалиста 1 разряда территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству Р., мастера участка территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству П.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что лесные участки, указанные в исковом заявлении прокурора, не требуют проведения сплошных санитарных рубок и незаконно были рекомендованы для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в нарушение требований п. 2, 3, 4, 8 ч.1 ст.1, ч. 3 ст. 55 ЛК РФ, п. 10, 14-17 Руководства по проведению санитарных мероприятий, утвержденного Приказом Рослесхоза РФ от 29.12.2007 № 523, а также ч. 4 ст. 17, п. 1 ч. 1ст. 104 ЛК РФ, п. 11 Правил заготовки древесины, утвержденного приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, и незаконно включены в обжалуемое государственное задание.
Довод апелляционной жалобы о преждевременности признания незаконным в части государственного задания <номер изъят> от 12.01.2015 г. не ставит под сомнение законность принятого по делу решения, поскольку судом установлено, что обжалуемое государственное задание исполнялось, так как в соответствии с ним проводились работы по вырубке лесов.
Довод о неполноте проведенной проверки проверялся судом первой инстанции при разрешении дела и выводы по нему судебная коллегия находит правильными.
Иные доводы апелляционной жалобы под сомнение законность принятого решения не ставят.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 03 февраля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Балаганского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании незаконным государственного задания на выполнение государственных работ ОГАУ «Балаганский лесхоз» в части передачи зеленых насаждений для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок, обязании в установленный срок устранить допущенные нарушения – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Каракич
Судьи А.С. Папуша
Л.В. Гусарова