НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 05.03.2024 № 2-2744/2023

Судья Прибыткова Н.А. УИД 38RS0032-01-2023-002672-25

Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-1614/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 марта 2024 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Коваленко В.В.,

судей Герман М.А., Черемных Н.К.,

при секретаре Макаровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2744/2023 по исковому заявлению Дубинина Андрея Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области об обязании включить периоды работы, период военной службы по призыву в специальный страховой стаж, период учебы в общий страховой стаж,

по апелляционной жалобе Дубинина Андрея Николаевича

на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 сентября 2023 года,

УСТАНОВИЛА

Дубинин А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее ОСФР по Иркутской области, ответчик), в обоснование требований указал, что является получателем страховой пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На протяжении длительного периода времени направляет запросы в ОСФР по Иркутской области с целью учета трудового стажа в период с 1994 по 2001 гг. В указанный период времени (и по настоящее время) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлял трудовую деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (гор. Братск Иркутской области). ОСФР по Иркутской области указанный период времени в трудовой стаж не включает, ответы на запросы не предоставляет.

Из справки, приложенной к исковому заявлению, о назначенных пенсиях и социальных выплатах видно, что ОСФР по Иркутской области период с 1994 по 2001 гг. не включает в трудовой и одновременно северный стаж, период службы с 11 мая 1986 г. по 10 июня 1988 г. в рядах Советской Армии по призыву - в трудовой северный стаж, период учебы в среднем профтехучилище №45 г. Братска с 1 сентября 1985 г. по 3 марта 1986 г. - в общий страховой стаж, чем полностью ущемляет право на корректный расчет пенсии.

Истцом в январе 2023 г. в адрес ответчика были направлены копии налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за период с 1994 по 2001 гг., подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности Дубинина А.И., предоставленные налоговой инспекцией по запросу истца. Дополнительно для ОСФР по Иркутской области сообщено, что Дубинин А.Н. зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России № 23 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя с 20 апреля 1994 г. по настоящее время (свидетельство о государственной регистрации предпринимателя №595ц выдано Администрацией г. Братска, ОГРНИП 304380435500235). Однако указанные выше документы ОСФР по Иркутской области проигнорированы, в страховой северный стаж указанные периоды не включены.

Однако, фактически его трудовая деятельность в период с 20 апреля 1994 г. по настоящее время является непрерывной, тогда как согласно справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах, сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и сведениям о трудовой деятельности (приложения к исковому заявлению) включена частично в трудовой стаж.

В связи с чем, уточнив исковые требования, истец просил суд обязать ОСФР по Иркутской области включить периоды с 20 апреля 1994 г. по 31 декабря 2000 г., с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г., период службы рядах Советской Армии по призыву в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края с 11 мая 1986 г. по 10 июня 1988 г. в трудовой северный стаж, в общий страховой стаж период учебы в среднем профтехучилище №45 г. Братска с 1 сентября 1985 г. по 3 марта 1986 г.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20 сентября 2023 г. исковые требования удовлетворены частично. На ОСФР по Иркутской области возложена обязанность: включить в специальный страховой стаж Дубинина А.Н., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. (г. Братск Иркутской области); включить в общий страховой стаж Дубинина А.Н. период учебы в Среднем профтехучилище № 45 г. Братска с 1 сентября 1985 г. по 3 марта 1986 г. В удовлетворении остальной части исковых требований Дубинина А.Н. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода с 20 апреля 1994 г. по 31 декабря 2000 г., вынести новое решение, которым данные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В обосновании доводов жалобы указывает, что периоды деятельности (за исключением индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Из чего следует, что способ подтверждения периода деятельности, включаемого в трудовой стаж, после 1 января 1991 г. для индивидуального предпринимателя зависит от применяемой им с 1 января 1991 г. системы налогообложения.

ИП Дубининым А.Н. система налогообложения, предусматривающая подтверждение трудового стажа документами территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, применяется с 2002 г.

Стороной истца ответчику были представлены копии деклараций о доходах за 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 годы, подтверждающие факт уплаты истцом страховых взносов (налогов) и период с 20 апреля 1994 г. по 31 декабря 2000 г. Данные документы подтверждают осуществление ИП Дубининым А.Н. индивидуальной предпринимательской деятельности по месту регистрации в г. Братске Иркутской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и уплату соответствующих отчислений и обязательных платежей.

В письменных возражениях по доводам апелляционной жалобы представитель ОСФР по Иркутской области Наймушина Е.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения истца Дубинина А.Н., представителя ОСФР по Иркутской области Викуловой О.П., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктами первым, вторым статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В силу ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, утратившим силу с 1 января 2022 г., постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. № 1946 «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях» город Братск отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В силу положений Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также к страхователям, на которых распространяется требование по обязательной уплате страховых взносов в названные фонды, относятся лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Дубинин А.Н. являлся получателем страховой пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10 июня 2022 г. до 30 июня 2023 г., с 1 июля 2023 г. выплата пенсии ему была приостановлена.

Согласно свидетельству о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей № 595ц, Дубинин А.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией г. Братска, дата постановки на учет в налоговом органе 20 апреля 1994 г.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Дубинина А.Н., зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования 17 февраля 2003 г., сведения о его работе в качестве индивидуального предпринимателя и уплате страховых взносов имеются начиная с 2003 года по 2021 год.

29 марта 2023 г. Дубинин А.Н. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Иркутской области № 77198/23 от 7 июня 2023 г. Дубинину А.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с обращением за назначением пенсии ранее срока. Стаж работы в местности приравненной к районам Крайнего Севера составил 23 года 1 месяц 15 дней, при требуемом 20 лет.

Согласно материалам выплатного дела в страховой стаж истца учтены периоды работы: с 4 марта 1986 г. по 5 мая 1986 г. в производственном объединении «Братский ЛПК» учтен в стаж при исчислении пенсии как работа в местности, приравненной к Крайнему Северу; период службы по призыву с 11 мая 1986 г. по 10 июня 1988 г. учтен при исчислении страховой пенсии по инвалидности, нестраховым периодом; период учёбы в институте с 1 сентября 1988 г. по 15 июня 1993 г. учтен при исчислении пенсии; период учебы с 1 сентября 1985 г. по 2 июня 1986 г. не учтен при исчислении размера пенсии, так как документ, подтверждающий период обучения, представлен пенсионному органу не был; период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 20 апреля 1994 г. по 31 декабря 2000 г. не учтен в специальный страховой стаж, так отсутствует уплата страховых взносов; с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2009 г. учтен в стаж на общих условиях, дополнительные документы, подтверждающие, что предпринимательская деятельность осуществлялась в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, отсутствуют.

Согласно материалам выплатного дела Дубинина А.Н. периоды работы, которые истец обязывает включить в стаж, учтены ОСФР по Иркутской области следующим образом: период работы с 4 марта 1986 г. по 5 мая 1986 г. в производственном объединении «Братский ЛПК» учтен в стаж, как работа в местности, приравненная к Крайнему Северу; период с 11 мая 1986 г. по 10 июня 1988 г. учтен в общий страховой стаж как служба по призыву; период учебы в институте с 1 сентября 1988 г. по 15 июня 1993 г. учтен в общий страховой стаж как период учебы; период учёбы в СПТУ № 45 с 1 сентября 1985 г. по 2 июня 1986 г. не учтен в стаж, так как документ, подтверждающий период обучения, не представлен; период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 20 апреля 1994 г. по 31 декабря 2000 г. не учтен в стаж, так отсутствует уплата страховых взносов; с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. учтен в стаж на общих основаниях; с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2009 г. учтен в стаж, как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Из служебной записки ГУ – Отделение ПФР по Иркутской области от 1 августа 2022 г. следует, что за период с 20 апреля 1994 г. по 31 декабря 2000 г. страхователем ИП Дубининым А.Н. не представлены сведения о доходах. Страховые взносы за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2016 г. уплачены в полном объеме (включая 1% от дохода). Согласно информации об уплате страховых взносов на ОПС за период, начиная с 1 января 2017 г., передаваемой ФНС для целей ведения персонифицированного учета, за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. страховые взносы (включая 1% от дохода) уплачены полностью. Информация отражена на ИЛС. Уплата производилась в г. Братске, который согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Согласно информации Межрайонной инспекции ФНС № 23 по Иркутской области от 21 декабря 2022 г., Дубинин А.Н. зарегистрирован в инспекции в качестве индивидуального предпринимателя с 20 апреля 1994 г. по настоящее время (свидетельство о государственной регистрации предпринимателя № 595ц выдано администрацией города Братска, ОГРНИП 304380435500235). Суммарный доход за 2001 год составил 1 028,66 руб. Оплата по коду 1010510 – 579,67 руб. (оплата 2 апреля 2001 г.).

Согласно информации Межрайонной инспекции ФНС № 23 по Иркутской области от 10 мая 2023 г., Дубинин А.Н. зарегистрирован в Инспекции в качестве индивидуального предпринимателя с 20 апреля 1994 г. по настоящее время (свидетельство о государственной регистрации предпринимателя № 595ц выдано администрацией города Братска, ОГРНИП 304380435500235). За запрашиваемый период в инспекцию предоставлялись следующие декларации: по общей системе налогообложения; налоговая декларация по единому социальному налогу (взносу) за 2001 год; налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ представлены за период с 1994 по 2001 год; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2018 г.; в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 1 квартала 2002 года по 4 квартал 2019 года.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленными доказательствами подтверждается, что Дубинин А.Н. в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. работал в качестве индивидуального предпринимателя в г. Братске Иркутской области - местности, приравненной к районам Крайнего Севера и за этот период исполнил обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2001 год, в связи с чем пришел к выводу, что данный период подлежит включению в специальный стаж истца, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Поскольку представленными копиями деклараций о доходах за 1997, 1998, 1999, 2000 годы факт уплаты Дубининым А.Н. страховых взносов (налогов) за период с 20 апреля 1994 г. по 31 декабря 2000 г. не подтвержден, суд отказал в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности включить период с 20 апреля 1994 г. по 31 декабря 2000 г. в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Разрешая требования истца о включении в общий страховой стаж периода учебы в среднем профтехучилище № 45 г. Братска с 1 сентября 1985 г. по 3 марта 1986 г., суд исходил из того, что в период обучения истца в училище системы профессионально-технического образования с 1 сентября 1985 г. по 3 марта 1986 г. действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590, пунктом 109 которого было предусмотрено, что при назначении пенсии по старости, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж засчитывается также периоды, указанные в подпунктах «з» данного Постановления: обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах.

Поскольку и законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утратившим силу с 1 января 2002 г., в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, в статье 91 также предусматривалось включение в общий трудовой стаж подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона, суд удовлетворил исковые требования истца о включении в общий страховой стаж периода учебы в среднем профтехучилище № 45 г. Братска с 1 сентября 1985 г. по 3 марта 1986 г.

Разрешая требования истца о включении в его специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода военной службы по призыву рядах Советской Армии с 11 мая 1986 г. по 10 июня 1988 г., суд исходил из того, что период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» поскольку действующим и ранее действовавшим пенсионным законодательством время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия, с учетом положений ст. 327, 327.1 ГПК РФ, соглашается, поскольку они приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, основаны на установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, правильно оцененными судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы Дубинина А.Н. основанием к отмене решения суда в обжалованной им части не являются, поскольку выводов суда, в том числе с учетом полученных и приобщенных новых доказательств, не опровергают.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 утвержден порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которого, размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), определяется ежегодно Верховным Советом Российской Федерации по представлению правления ПФР.

В соответствии с п. 2, п. 3 и п. 4 Порядка работодатель, а также граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью или нанимающие по договору для своего обслуживания отдельных лиц, регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов у уполномоченных ПФР в районах и городах.

Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.

Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.

Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц. Члены крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. № 258 утверждена Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в пенсионный фонд Российской Федерации, в соответствии с п. 4, 60, 61, 67, 70 которой предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, регистрируются у уполномоченных ПФР в городах (районах) по юридическому адресу; иные плательщики (к которым относятся граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей) - по месту жительства, указанному в паспорте.

Граждане, в том числе иностранные, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, частные детективы, частные охранники, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» (15 июля; 15 августа; 15 ноября).

Порядок представления сведений о фактическом доходе от предпринимательской деятельности за истекший год, полученном указанными в п. 60 настоящей Инструкции плательщиками взносов, определяется ПФР.

Плательщики взносов обязаны вести учет расчетов по средствам ПФР.

Один экземпляр расчетной ведомости (отчета) ежеквартально - не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляется уполномоченному ПФР по месту регистрации плательщика взносов одновременно с платежными документами и банковскими выписками, подтверждающими факт уплаты средств ПФР за отчетный период.

Согласно п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (утратил силу с 1 января 2015 г.) к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении названных Правил приравнивается уплата страховых взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001г. и после 1 января 2002г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.

Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 2 ст. 29 Федерального закона № 173-ФЗ).

Вместе с тем, неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно справке МИФНС № 23 по Иркутской области от 5 апреля 2023 г. уплату пенсионных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации налоговые органы администрировали в 2001 году. За подтверждением оплаты страховых взносов за период с 20 апреля 1994 г. по 31 декабря 2000 г. Дубинину А.Н. следует обратиться в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Из справки ОСФР по Иркутской области от 14 августа 2023 г. следует, что Дубинин А.Н. в качестве индивидуального предпринимателя поставлен на учет в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Братску и Братскому району Иркутской области 4 февраля 2003 г. За период с 20 апреля 1994 г. по 31 декабря 2000 г. страхователем не были представлены сведения о доходах, страховые взносы не начислялись и не уплачивались (л.д. 104).

Согласно справке МИФНС № 23 по Иркутской области от 1 марта 2024 г. в отношении Дубинина А.Н. в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 2000 г. оплата единого социального налога и единого налога на вмененный доход не поступала.

Таким образом, поскольку Дубинин А.Н., как индивидуальный предприниматель, не оплачивал за период с 20 апреля 1994 г. по 31 декабря 2000 г. страховых взносов на свое пенсионное обеспечение, не оплачивал единый социальный налог, единый налог на вмененный доход в этот спорный период, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности по включению стаж Дубинина А.Н. для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода с 20 апреля 1994 г. по 31 декабря 2000 г.

Иные документы, представленные истцом и полученные судом об уплате истцом НДФЛ и налога с продаж, уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за спорный период не подтверждают.

Не подлежит отмене решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периода службы в рядах Советской Армии с 11 мая 1986 г. по 10 июня 1988 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 651, в соответствии с п. 1 которого приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ст. 17 данного закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п. 1-10, 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.

В целях назначения страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» учитывается работа в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, которая суммируется с работой, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Правил о приравнивании к работе в районах Крайнего Севера периодов прохождения службы в армии по призыву указанное Постановление не содержит.

Не содержат указанного положения и нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости.

Данным Постановлением предусмотрена возможность зачета периода службы в армии по призыву с учетом норм пункта 109 Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» только к периодам работы, дающим право на назначение льготных пенсий по пп. «а», «б» или «в» (основания, аналогичные основаниям, предусмотренным пунктам 1, 2, 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), и исключительно в целях назначения пенсии по указанным основаниям. Истец же претендует на назначение пенсии по иному основанию - в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, т.е. по п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17 октября 2006 г. № 380-О, от 29 сентября 2011 г. № 1040-О-О, от 25 января 2012 г. № 19-О-О, от 28 января 2016 г. № 48-О и др.).

Впервые суммирование работ с особыми условиями труда и работ в районах Крайнего Севера было введено с 1 января 1992 г. Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно ст. 14 которого к работе на Крайнем Севере приравнивается именно трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона (включая работы с вредными и тяжелыми условиями труда), но не периоды прохождения службы в армии.

В связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и которыми включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не предусмотрено.

Пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Ныне действующий с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную истцом в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 сентября 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий В.В. Коваленко

Судьи М.А. Герман

Н.К. Черемных

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 марта 2024 г.