НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 04.09.2018 № 33А-7317/18

Судья Перфилова М.А.

Судья-докладчик Усова Н.М. № 33а-7317/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 сентября 2018 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Усовой Н.М., Харина Р.И.,

при секретаре Матрозе Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании заключения незаконным,

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 4мая2018г.,

установила:

в обоснование административных исковых требований с учетом дополнений административного искового заявления, указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране водных биологических ресурсов в отношении Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод», в ходе которой установлены нарушения, допущенные Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.

В ходе проверки установлено, что на основании письма ООО «Дельта-Плюс» от 25 января 2016 года №3, договора об оказании информационно-консультационных услуг № 16 – 16/Иу от 10 февраля 2016 года, ФГБУ «Байкалрыбвод» (в настоящее время – Байкальский филиал ФГБУ «Главрыбвод») разработан Рыбохозяйственный раздел (оценка воздействия на окружающую среду) проекта «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016-2054 гг.)» (далее – Оценка воздействия). Оценка воздействия на окружающую среду и исчисление размера вреда, причиненного водным биоресурсам, выполнены ФГБУ «Байкалрыбвод» в рамках представленных полномочий.

Поясняет, что заключением и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища на 2016-20154 г.г.» от 26.04.2016 № ИС-1037 согласована деятельность ООО«Дельта-Плюс» при обязательном выполнении природоохранных мероприятий и условий согласования, изложенных в заключении.

Считает указанное заключение Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства незаконным и противоречащим требованиям Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2013 года №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

В соответствии с ч.1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры к сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 №384 территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности (п.3).

На основании п. 4 Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Рыболовства, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013 № 683, Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республика Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.

На основании п. 8.1.15 Положения Управление осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов? оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

Юридические и физические лица для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, к которой прикладывают: копию проектной документации или программы планируемых работ, документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством РФ.

Согласно Положению о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания является оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы среды их обитания, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания заявитель предусматривает в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, осуществление мер по сохранению биоресурсов среды их обитания.

В соответствии с разделом 8 «Обоснование и расчет натуральной величины прогнозируемого вреда водным биоресурсам Братского водохранилища» Оценки воздействия, в результате деятельности ООО«Дельта Плюс» оказывается негативное воздействие на водные биоресурсы, которое будет состоять из:

Потерь водных биоресурсов

1. потерь водных биоресурсов в результате сокращения (перераспределения) естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна;

2. потерь рыбопродукции от ухудшения нагула рыб, в связи с гибелью кормовых организмов рыб при образовании в русле залива зоны повышенной мутности при маневрировании судов;

3. потерь рыбопродукции в результате уничтожения зоопланктона, формирующих кормовую базу рыб, в результате работы двигателя плавсредства в кильватерном следе при транспортировке круглого леса по Братскому водохранилищу.

Расчет ущерба производился в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25.11.2011 №1166.

Поясняет, что при определении коэффициента длительности восстановления теряемых водных биоресурсов, указано, что восстановление деформированной поверхности предусмотрено естественным способом (восстановление за счет воздействия природных факторов). Для восстановления лесного покрова потребуется 20 лет, следовательно, коэффициент длительности теряемых водных биоресурсов составляет 10 лет.

В соответствии с п. 26 Методики источниками получения исходных данных о состоянии водных биоресурсов являются научные публикации, фондовые материалы рыбохозяйственных и научно-исследовательских организаций.

Согласно данным ФГБУ «Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации» продолжительность восстановления хвойных пород лесов, преобладающих на территории Иркутской области, до естественных значений коэффициента стока составляет 40 лет.

По сведениям, представленным Министерством лесного комплекса Иркутской области, продолжительность восстановления лесов сосновой хозсекции категории молодняка – 1 и 2 классы возраста – 40 лет, по кедровой хозсекции категории молодняка – до 80 лет.

Таким образом, в произведенном расчете неверно указан срок восстановления лесного покрова, являющегося составляющим коэффициента длительности восстановления теряемых водных биоресурсов.

При этом в нарушение п.2.6 Приказа, длительность восстановления лесного покрова, составляющая в соответствии с произведенной Оценкой воздействия 20 лет, в материалах научно не обоснована, результаты исследований, подтверждающие данный срок восстановления отсутствуют.

В соответствии с Оценкой воздействия при сброске леса на воду, маневрировании и причаливании судов к месту сброса создаётся зона турбулентности потоков воды, а также взмучивание дна водоёма и гидроудар от работающих двигателей (винтов). Это приводит к гибели зообентоса и зоопланктона в зоне причаливания судов на мелководной зоне залива, которая располагается на расстоянии 50 м от уреза воды.

В связи с чем в Оценке воздействия произведено определение потерь водных биоресурсов от гибели бентоса по формуле.

При определении потерь водных биоресурсов от гибели бентоса указано, что КЕкормовой коэффициент перевода продукции поедаемых организмов в рыбо-продукцию (мягкий бентос – ручейника, хирономиды и др.) равен 0,143.

В соответствии с п. 26 Методики в случае недостаточности исходных данных о состоянии водных биологических, их отдельных показателей, мало изученного водного объекта рыбохозяйственного значения последствия негативного воздействия намечаемой деятельности на состояние водных биоресурсов определяются в качестве предварительной оценки при соответствующем обосновании с использованием имеющихся исходных биологических данных по водному объекту, аналогичному по рыбохозяйственному значению и биологическим показателям.

В таблице № 1 Методики приводятся коэффициенты, характеризующие биопродуктивные процессы в водных объектах, по основным рыбохозяйственным разделам.

В соответствии с информацией ФГБУ «Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства», если нет литературных данных или собственных исследований по конкретным водным объектам, то используются коэффициенты, представленные в данной таблице по водоемам – аналогам.

Согласно данной информации для расчета размера вреда, наносимого водным биоресурсам в результате деятельности в Братском водохранилище, используются коэффициенты, имеющиеся в таблице №1 Методики для Иркутского водохранилища.

Согласно таблице №1 коэффициент эффективности использования пищи на рост по зообентосу для Иркутского водохранилища составляет 0,3, что не соответствует коэффициенту, указанному в Оценке воздействия - 0,143. Данный коэффициент научно не обоснован, результаты исследований, подтверждающие данный срок восстановления в материалах отсутствуют; следовательно в Оценке приведен не верный коэффициент.

При этом коэффициент для перевода биомассы кормовых организмов в их продукцию (Р/В) применен для Иркутского водохранилища в соответствии с таблицей № 1.

Определение потерь рыбопродукции в результате уничтожения зоопланктона, формирующих кормовую базу рыб в зоне негативного воздействия, произведено в соответствии с п. 47 Методики по формуле.

В соответствии с Таблицей №1 Методики коэффициент для перевода биомассы кормовых организмов в их продукцию (Р/В) по зоопланктону для водных объектов Иркутской области и республики Бурятия составляет 9,1, вместе с тем в расчете применен коэффициент - 5.

Кроме того, при определении потерь водных биоресурсов в результате гибели зоопланткона по вышеуказанной формуле применяется коэффициент эффективности использования пищи на рост – КE. Однако Филиалом применен кормовой коэффициент перевода продукции кормовых организмов зоопанктона в рыбопродукцию К2.

Указывает, что в результате неверного применения коэффициентов длительности восстановления теряемых водных биоресурсов, коэффициентов эффективности использования пищи на рост (доля потребления пищи, используемая организмом на формирование массы своего тела), коэффициентов для перевода биомассы кормовых организмов в продукцию кормовых организмов (продукционный коэффициент) Филиалом были недостоверно произведены расчеты и установлены общие потери (размер вреда) водных биоресурсов при реализации проекта посредством искусственного воспроизводства молоди рыбы.

В соответствии с произведенным Филиалом расчетом общие потери (размер вреда) водных биоресурсов, в связи с гибелью кормовых организмов рыб при реализации проекта составят 1153,9 кг.

Вместе с тем, при применении в соответствии с Методикой верных показателей общие потери составят 2264,27 кг., что превышает размер, рассчитанный ФГБУ «Байкалрыбвода» на 1110,37 кг., то есть 1,11 тонны.

Считает, что проведенная Оценка воздействия не соответствует требованиям законодательства о сохранении водных биологических ресурсов.

При этом при определении количества молоди рыбы, необходимого для восстановления нарушаемого состояния водных биоресурсов, посредством их искусственного воспроизводства для хариуса применена не верная средняя масса одной воспроизводимой особи водных биоресурсов в промысловом возврате (р).

В соответствии с применяемым при расчете Приказом Минсельхоза России от 30.01.2015 № 25 «Об утверждении методики расчета объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов, необходимого для обеспечения сохранения водных биологических ресурсов и обеспечения деятельности рыбоводных хозяйств, при осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыболовства)» показатель по ближайшему региону Красноярскому краю составляет 0,3. Вместе с тем Филиалом при расчете ущерба применен коэффициент 0,6.

С учетом потерь (размера вреда) для водных биоресурсов, составляющих 2264,7 кг., ежегодные разовые потери (размер вреда) в результате хозяйственной деятельности ООО «Дельта – Плюс»: осетра составят 953,44 шт. ( по данным Филиала 406 шт.), хариуса – 33105 шт. (по данным филиала 7042 шт.), омуля 99317 шт. ( по данным филиала – 42250шт.), пеляди 5320 шт. (по данным филиала 2263 шт.) сазана – 3531 шт. (по данным филиала – 1502 шт.).

Ориентировочная стоимость компенсационных мероприятий, связанных с выращиванием и выпуском в водоемы Иркутской области молоди рыб для осетра составит 24598,7 руб. (по данным Филиала 10474,8 руб.), хариуса – 526369,5 руб. (по данным Филиала 111967,8 руб.), для омуля – 5591,5 руб. (по данным Филиала 2378,675 руб., пеляди – 37718,8 руб. (по данным Филиала 16044,67 руб.), сазана 11511,06 руб. (по данным филиала 4896,52 руб.).

В соответствии с п. 2.5 Положения об оценке взаимодействия намеченной хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372, основным принципом оценки воздействия на окружающую среду является обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы.

Материалы Оценки воздействия не содержат в себе сведений об информированности заказчиком ООО «Дельта-Плюс» общественности и обеспечении участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке.

Указывает, что в Оценке воздействия отсутствуют сведения об оборудовании в водоохранной зоне Братского водохранилища твердым покрытием площадок для стоянки автомобильной техники при проведении работ по формированию плотов, что свидетельствует о несоответствии документации требованиям водного законодательства (п.1 ст. 65 ВК РФ).

Перечисленные обстоятельства являются основанием для отказа в согласовании осуществления деятельности органами Росрыболовства.

В нарушение п.3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 №384 в соответствии с заключением от 26.04.2016 №ИС-1037 деятельность ООО «Дельта-Плюс» по отгрузке и транспортировке круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища на 2016-2054 г.г. Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства была согласована.

Таким образом, заключение и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища на 2016-2054 г.г.» от 26.04.2016 № ИС -1037 противоречит ч.2 ст. 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» - пункты 11,12.

Указанным незаконным заключением нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 52 Конституции РФ.

Просил суд признать заключение и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища на 2016-2054 гг.» от 26.04.2016 №ИС-1037 полностью незаконным.

Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 04.05.2018 административное исковое заявление Братского межрайонного прокурора Иркутской области в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства о признании заключения незаконным удовлетворено. Суд постановил признать незаконным заключение и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища на 2016-2054 гг.» от 26.04.2016 №ИС-1037.

Не согласившись с решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 04.05.2018 по данному административному делу представитель административного ответчика Егошин А.Б. подал апелляционную и дополнительную апелляционную жалобы на решение суда. В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что решение является незаконным и необоснованным в связи со следующим.

Суд в решении не обосновал законность применения Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372, поскольку данное Положение разработано во исполнение Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ.

Указывает, что согласованная Ангаро-Байкальским территориальным управлением хозяйственная деятельность ООО «Дельта-Плюс» не является объектом экологической экспертизы федерального, либо регионального уровня.

Считает, что применение Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, при рассмотрении документации, представленного в территориальное управление на согласование хозяйственной деятельности, не являющейся объектом экологической экспертизы, будет являться нарушением положений нормативных актов, регламентирующих процедуру согласования хозяйственной деятельности в Федеральном агентстве по рыболовству и его территориальных органах, а так же положений, определенных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», положений Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, которым не предусмотрено истребование у заявителей соответствия оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

Считает, что требование об информировании заказчиком общественности и обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду при прохождении процедуры согласования в территориальном управлении субъектами хозяйственной деятельности в некоторых случаях является чрезмерным и необоснованным.

Считает, что при вынесении решения судом не учтено, что в соответствии с п. 27 Методики исчисления размера вреда, причиняемого водным биологическим ресурсам, утв. Приказом федерального агентства по рыболовству от 25.11.2011 № 1166, последствия негативного воздействия намечаемой деятельности на состояние водных биоресурсов определяются по результатам оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (далее ОВОС), в данном случае на водные биоресурсы, выполненной в соответствии с техническими решениями и альтернативными вариантами намечаемой деятельности, исходя из безаварийных и штатных условий осуществления намечаемой деятельности.

Считает, что законодателем прямо установлено, что оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания производится на основании указанной методики, а не на основании Положения об оценке воздействия.

Данная методика не предусматривает проведение обсуждения оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания с общественностью. Следовательно, отсутствие в документации, представленной ООО «Дельта-Плюс» на согласование сведений об обсуждении намечаемой хозяйственной деятельности с общественностью, не влечет отмену выданного Ангаро-Байкальским территориальным управлением заключения о согласовании деятельности.

Полагает, что наличие или отсутствие у хозяйствующего субъекта заключения о согласовании деятельности, не влияет на осуществление им хозяйственной деятельности.

Поскольку выдача заключения, как документа, осуществлялась только в Улан-Удэ, считает, что указанное административное исковое заявление подлежало рассмотрению по правилам подсудности, установленным ч. 1 ст.22 КАС РФ, то есть по месту нахождения административного ответчика.

Считает, что суд необоснованно, в отсутствие участия в суде специалистов, обладающих познаниями в оценке вреда водным биоресурсам, сделал выводы о несоответствии оценки воздействия Методике исчисления вреда, причиненным водным биологическим ресурсам, о степени научного обоснования применимых коэффициентов.

Поясняет, что оценка воздействия планируемой ООО «Дельта-Плюс» деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания Братского водохранилища обоснована и произведена ФГБУ «Байкалрыбвод» с учетом рыбохозяйственной характеристики водоема и технологии работ в соответствии с Методикой.

Считает, что территориальное управление не допускало нарушений требований положений действующего законодательства при согласовании деятельности хозяйствующего субъекта.

Указывает, что дело было рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика, уполномоченного в соответствии с положениями КАС РФ участвовать при рассмотрении данного дела, судьей Нижнеилимского районного суда Иркутской области Перфиловой М.А. не проведена проверка полномочий представителей территориального управления.

Поясняет, что в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». Соответственно, регламентировать законодательные требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду вправе и иные органы власти, а не только Госкомэкологии РФ, приказ, которого положен в основу требований прокурора.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.12.1998 №1594 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей среды» установлено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координирует деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления, в том числе Министерства сельского хозяйства, Государственного комитета по рыболовству.

Указывает, что полномочия и специализация указанных федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды определяется положениями об этих органах.

Поясняет, что в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитете Российской Федерации по рыболовству преобразован в Федеральное агентство по рыболовству, находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства.

Положение о Федеральном агентстве по рыболовству утверждено Постановлением Правительства РФ «О Федеральном агентстве по рыболовству» от 11.06.2008 № 444.

Со ссылкой на п. 5.3 Положения о рыболовстве указывает, что Федеральное агентство по рыболовству самостоятельно принимает нормативно-правовые акты, в том числе по методике исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам. А так же имеет право проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства (п. 6.2 Положения).

Считает, что Федеральное агентство по рыболовству является специально уполномоченным государственным органом Российской федерации в области охраны окружающей природной среды и вправе самостоятельно издавать нормативные правовые акты общеобязательного характера, которые регламентируют требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду.

Указывает, что в силу Положения Росрыболовство вправе самостоятельно проводить необходимую оценку воздействия на окружающую среду в установленной сфере деятельности.

Подведомственные Федеральному агентству по рыболовству организации, а именно Байкальский филиал ФГБУ «Главрыбвод» и научная организация Байкальский филиал ФГБНУ «Госрыбцентр» вправе в рамках наделенных полномочий проводить оценку воздействия на окружающую среду.

Порядок же проведения такой оценки установлен Приказом Федерального агентства по рыболовству от 25.11.2011 № 1166 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам.

Указывает, что хозяйственная деятельность, согласованная Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству не является объектом экологической экспертизы, в связи с чем требования, установленные Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденному Приказом Госкоэкологии РФ от 16.05.2000 №372 – применению не подлежат.

Считает, что отсутствие в п. 20 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству ссылки на Методику исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, не является основанием не применять ее положения.

Указывает, что к участию в деле в качестве заинтересованного лица не был привлечен и.о. руководителя территориального управления ЛушниковД.А., заключение которого оспаривается.

Считает, что оценка воздействия на окружающую среду выполнена в соответствии с требованиями, установленными законодательством, следовательно, и заключение Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности, хозяйствующему субъекту выдано в рамках закона и не подлежит признанию незаконным.

В связи с изложенным, просит решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 04.05.2018 по данному административному делу отменить, производство по делу прекратить.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Братской межрайонной природоохранной прокуратуры Петренев Д.В. просит решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 04.05.2018 по данному административному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения прокурора отдела Иркутской областной прокуратуры Рягузовой Н.А., проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с ч. 1 ст.50 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее по тексту – Правила №384).

Из п. 2 Правил № 384 следует, что Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края.

В соответствии с Правилами № 384 территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности (п. 3 Правил).

На основании п. 4 Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Росрыболовства от 16.09.2013 № 683 (далее - Положение), Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.

Пунктом 8.1.15 Положения предусмотрено, что Управление в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

В силу п.п. 4, 5 Правил № 384, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее - заявка).

К заявке прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) (п.9 Правил №384).

Судом установлено, что 21.03.2017 за исх. № 07-214-2017 Братским межрайонным природоохранным прокурором Иркутской области в адрес начальника филиала ФГБУ «Главрыбвод» было направлено уведомление о проведении проверки исполнения законодательства об охране водных биологических ресурсов в отношении Байкальского филиала ФГБУ«Главрыбвод».

По результатам проверки был составлен Акт от 20.04.2017, из которого следует, что по заданию ООО «Дельта-Плюс» ФГБУ «Байкалрыбвод» (в настоящее время - Байкальский филиал ФГБУ «Главрыбвод») разработан Рыбохозяйственный раздел (оценка воздействия на окружающую среду) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016-2054 годы)».

В материалы дела представлен Рыбохозяйственный раздел (оценка воздействия на окружающую среду) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016-2054 года)», утвержденный Врио начальника ФГБУ «Байкалрыбвод» Г.В.Говязиным, согласно которому на основании письма ООО «Дельта-Плюс» от 25 января 2016 года №3, договора об оказании информационно-консультационных услуг №16 - 16/Иу от 10.02.2016, ФГБУ «Байкалрыбвод» разработан Рыбохозяйственный раздел (оценка воздействия на окружающую среду) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016-2054 годы)» (далее - Оценка воздействия).

Оценка воздействия на окружающую среду выполнены ФГБУ «Байкалрыбвод» на основании полномочий, предусмотренных Уставом учреждения, утверждённым Приказом Федеральным агентством по рыболовству 31.05.2011 № 524, свидетельства об аккредитации от 25.02.2014 № РОСС RU. 001. 410192.

Заключением от 26.04.2016 № ИС-1037 и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Д.А. Лушникова, после рассмотрения проектной документации по объекту: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища на 2016-2054 годы» согласовано осуществление деятельности ООО «Дельта-Плюс» при обязательном выполнении природоохранных мероприятий и условий согласования, изложенных в заключении.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее – Положение №380).

Согласно подпунктами «б», «ж», «з» п. 2 Положения № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания является оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

На основании п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Приказом Государственного комитета Российской федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года № 372 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее по тексту – Положение №372).

В соответствии с разделом 4 Положения №372 информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.

Между тем, судом установлено, что Рыбохозяйственный раздел (оценка воздействия на окружающую среду) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016-2054 гг.)», утвержденный Врио начальника ФГБУ «Байкалрыбвод» Г.В.Говязиным, не содержат информации об информировании заказчиком - ООО «Дельта-Плюс» общественности и обеспечении участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Из Заключения и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту «Отгрузка и транспортировке круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища на 2016-2054 гг.» от 26.04.2016 №ИС-1037 не усматривается, что для согласования ООО «Дельта-Плюс» была представлена информация (документы), свидетельствующие об участии общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административному ответчику на согласование необходимая документация была представлена не в полном объеме.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с подпунктом 4 п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В соответствии с разделом 6 Рыбохозяйственный раздел (оценка воздействия на окружающую среду) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016-2054 г.г.)» основные виды деятельности ООО «Дельта-Плюс»: заготовка леса, вывозка хлыстов на нижние склады, сплотка древесины для отправки водным путём, погрузка в железнодорожные вагоны, формирование древесины в плоты, а также отстой и обслуживание судов и транспортных плавсредств для перевозки технологических грузов осуществляется в заливе Видим Братского водохранилища. Технологический процесс выглядит следующим образом: заготовленная на делянах древесина вывозится на берег лесовозами, пучок на автомобиле «точкуется» и обвязывается проволокой, затем трактор загружает брёвна на свою площадку, утягивая их тросом через лебёдку и снимая с автомобиля. Затем пучок по сделанному настилу спускается в воду. Далее водным транспортом пучки формируются в плот.

Однако, в разделе 6 - Рыбохозяйственный раздел (оценка воздействия на окружающую среду) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016-2054 г.г.)», отсутствуют сведения об оборудовании в водоохранной зоне Братского водохранилища твердым покрытием площадок для стоянки автомобильной техники при проведении работ по формирования плотов.

В оспариваемом заключении данному обстоятельству оценка не дана.

Кроме того, в силу п. 5,7 Положения № 380 при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 настоящего Положения.

В соответствии с Разделом 8 - Рыбохозяйственный раздел (оценка воздействия на окружающую среду) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016-2054 гг.)» в результате деятельности ООО «Дельта-Плюс» оказывается негативное воздействие на водные биоресурсы, которое будет состоять из:

потерь водных биоресурсов в результате сокращения (перераспределения) естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна;

потерь рыбопродукции от ухудшения условий нагула рыб, в связи с гибелью кормовых организмов рыб при образовании в русле залива зоны повышенной мутности при маневрировании судов;

потерь рыбопродукции в результате уничтожения зоопланктона, формирующих кормовую базу рыб, в результате работы двигателя плавсредства в кильватерном следе при транспортировке круглого леса по Братскому водохранилищу.

Согласно данному разделу, расчет ущерба производился в соответствии с Методикой №1166.

Доказательства того, что расчет вреда водным биоресурсам Братского водохранилища ФГБУ «Байкалрыбвод» произведен верно, с указанием научного обоснования, суду при рассмотрении настоящего дела представлены не были.

При таких обстоятельствах, приведенное выше свидетельствует о том, что Рыбохозяйственный раздел (оценка воздействия на окружающую среду) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016-2054 годы)», утвержденный Врио начальника ФГБУ «Байкалрыбвод» Г.В. Говязиным, не соответствует требованиям законодательства о сохранении водных биологических ресурсов.

В соответствии с п. 12 Правил №384, основаниями для отказа в согласовании осуществления деятельности являются: а) представление в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) не в полном объеме документации; б) несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Между тем, несмотря на то, что документация для согласования была не в полном объеме, представленный для согласования Рыбохозяйственный раздел (оценка воздействия на окружающую среду) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016-2054 гг.)» не соответствует требованиям законодательства о сохранении водных биологических ресурсов, административный ответчик в нарушение п.12 Правил №384 согласовал осуществление деятельности ООО «Дельта-Плюс».

Учитывая изложенное, суд правомерно согласился с доводами административного истца о том, что заключение и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища на 2016-2054 годы» от 26.04.2016 № ИС-1037 противоречит ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и принятому во исполнение указанного федерального закона Постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

Указанным незаконным заключением нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 52 Конституции РФ. В результате несоблюдения процедуры проведения оценки воздействия на окружающую среду нарушено право неопределенного круга лиц на обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Судебная коллегия находит несостоятельными доводы административного ответчика о том, что суд необоснованно применил Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372, поскольку в решении суда содержится анализ действующего законодательства в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а так же основанные на анализе выводы суда. Доказательств, опровергающих выводы суда, в материалы дела не представлено.

Довод административного ответчика о нарушении судом принципа административного судопроизводства в результате рассмотрения судом данного административного дела по правилам подсудности, предусмотренным ч. 2 ст. 22 КАС РФ судебной коллегией отклоняется, как основанный на неправильном понимании и толковании норм процессуального права.

Оспариваемым заключением согласована деятельность ООО «Дельта-Плюс» по отгрузке и транспортировке круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища на территории Нижнеилимского района. В соответствии с Положением территориальное управление осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания на территории Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (ч. 2 ст. 22 КАС РФ).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно рассмотрел данное административное дело по месту осуществления деятельности ООО «Дельта-Плюс».

Довод апелляционной жалобы о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку о времени и месте рассмотрения дела Ангаро-Байкальское территориальное управление извещено судом заблаговременно и надлежащим образом, по ходатайству административного ответчика участие его представителя в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференцсвязи в зале судебного заседания.

Довод апелляционной жалобы о не привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица и.о. руководителя территориального управления Лушникова Д.А., заключение которого оспаривается, не влияет на законность вынесенного решения, поскольку Лушниковым Д.А. решение суда не оспаривается.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную административным ответчиком в ходе рассмотрения данного дела судом первой инстанции, основаны на ином толковании правовых норм, сводятся фактически к несогласию с той оценкой исследованным доказательствам, которую по делу дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь отмену или изменение решения суда первой инстанции. Оснований к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств судебная коллегия также не находит.

Изучение материалов дела показало, что обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 4мая2018г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи Н.М. Усова

Р.И. Харин