НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 04.04.2019 № 33А-1865/19

Судья 1 инстанции Григоренко И.П.

Судья - докладчик Гусарова Л.В. по делу № 33а-1865/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,

при секретаре Орловой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Усть-Кута в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к администрации Усть-Кутского муниципального образования о признании постановлений недействующими,

по апелляционному представлению прокурора города Усть-Кута на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 11 декабря 2018 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска указано, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о защите трудовых прав граждан выявлены нарушения в сфере нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, а именно не соответствие постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 №52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», а также постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018 № 198-п «О внесении изменений в постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», положениям трудового законодательства, поскольку данными постановлениями установлено, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат заработная плата должна быть не ниже 20 875 руб., при этом учтены только компенсационные выплаты за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, другие же компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 146, 147, 149, 151, 152, 153, 154 ТК РФ, в соответствии с указанным постановлением входят в состав минимального размера оплаты труда (далее МРОТ), на который начисляются северные надбавки и коэффициент, и не должны начисляться сверх МРОТ.

Таким образом, заработная плата при работе в ночные смены, в выходные и праздничные дни, работе с вредными и опасными условиями труда, при увеличении интенсивности и количества труда, при совмещении оплачивается в размере 20 278 руб., что противоречит статье 146 Трудового кодекса РФ о том, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда производится в повышенном размере, статье 149 Трудового кодекса РФ о необходимости дополнительных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Положения в оспариваемых нормативных актах о вхождении в состав МРОТ компенсационных выплат опровергается Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017.

09.04.2018 прокуратурой города на постановление № 52-п принесен протест, в удовлетворении которого отказано.

26.06.2018 прокуратурой города на постановление № 198-п принесен протест, в удовлетворении которого отказано.

Считает, что несоответствие Постановления № 52-п, Постановления №198-п нарушает трудовые права неопределенного круга лиц – работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Усть-Кутского муниципального образования. Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства, нарушает интересы Российской Федерации, установившей единое правовое поле в данной сфере правоотношений для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Просил суд признать недействующими постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 №52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018 № 198-п «О внесении изменений в постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 №52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда» в части включения в минимальный размер оплаты труда компенсационных выплат и стимулирующих выплат, а также в части расчета заработной платы при неполной занятости (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, совместительство) пропорционально отработанному времени без учета минимального размера оплаты труда.

Решением суда от 11 декабря 2018 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционном представлении прокурор города Усть-Кута просит решение суда отменить, административное исковое заявление удовлетворить. В обоснование поданного представления указал, что судом не дана оценка положениям определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-П, доводам иска об анализе норм Трудового кодекса РФ, определений Конституционного Суда.

Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, при вынесении решения не применены статьи 146-154 Трудового Кодекса Российской Федерации, неправильно истолкован закон, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда РФ 01.10.2009 №1160-О-О, от 07.12.2017 № 38-П, 28.06.2018 №26-п.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения прокурора Попова А.Б., поддержавшего доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что администрацией Усть-Кутского муниципального образования 27.02.2018 принято постановление № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», из которого следует, что с 1 января 2018 г. для работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Усть-Кутского муниципального образования, сумма фактически начисленной месячной заработной платы которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат при условии полной отработки за месяц нормы рабочего времени и выполнения трудовых норм (трудовых обязанностей) ниже 20 875,8 руб., установлена доплата в размере образовавшейся разницы. В случае неполной занятости работника (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, (совместительство) размер заработной платы рассчитывается пропорционально отработанному времени (пункт 1 Постановления). Положения пункта 1 не распространяются на случаи совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работы исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения его от работы (пункт 2 Постановления).

Постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018 № 198-п «О внесении изменения в постановление Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», пункт 1 постановления Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», изложен в следующей редакции: «1. Установить с 1 января 2018 года для работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Усть-Кутского муниципального образования, сумма фактически начисленной месячной заработной платы, которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат при условии полной отработки за месяц нормы рабочего времени и выполнения трудовых норм (трудовых обязанностей) ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, с начислением районного коэффициента и северной надбавки, доплату в размере образовавшейся разницы. В случае неполной занятости работника (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, совместительство) размер заработной платы рассчитывается пропорционально отработанному времени».

Прокуратурой города Усть-Кута 09.04.2018 и 26.06.2018 внесены протесты на вышеуказанные постановления в части включения в минимальный размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат, а также в части расчета заработной платы при неполной занятости (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, совместительство) пропорционально отработанному времени без учета минимального размера оплаты труда.

В удовлетворении протестов прокурору города Усть-Кута отказано.

Не согласившись с данными постановлениями, прокурор города Усть-Кута обратился в суд с административным иском.

Рассматривая законность административных требований прокурора судебная коллегия исходит из следующего.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).

Часть 1 статьи 129 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7 ч. 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и ч. 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 ТК РФ находятся в Особенной части Кодекса; устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда; не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 г. № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ***, ***, *** и ***» сложившаяся правоприменительная практика о включении в состав минимального размера оплаты труда указанных выплат признана неверной.

Постановлено, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования названные нормы трудового законодательства не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Наряду с этим, из приведенных ранее норм статьи 129 и статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что после подсчета заработной платы, в состав которой входят компенсационные и стимулирующие выплаты, необходимо произвести доплату до минимального размера оплаты труда, если заработная плата оказалась менее минимального размера оплаты труда.

Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права не содержат требований о начислении стимулирующих и компенсационных выплат сверх установленного минимального размера оплаты труда. Нормы трудового законодательства не содержат положений о том, каким именно образом работодатель должен обеспечить месячную заработную плату работника не ниже минимального размера оплаты труда, а, следовательно, осуществление доплаты до уровня минимального размера оплаты труда, установленного постановлением Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда» (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018 №198-п) не противоречит действующему законодательству. При этом, постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018г. № 198-п обеспечивается гарантия работников на оплату труда не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и северной надбавки и не нарушает гарантированных законодательством прав и свобод граждан.

Из постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018г. № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018 № 198-п «О внесении изменения в постановление Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда» в их взаимосвязи следует, что заработная плата работнику во всех случаях выплачивается в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Норма части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требованиях прокурору суд исходил из того, что постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», и постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018г. № 198-п «О внесении изменения в постановление Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда» - не противоречат требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, приняты Администрацией Усть-Кутского муниципального образования в пределах ее компетенции, порядок принятия, опубликования и введения в действие оспариваемых постановлений соблюден, прав и законных интересов неопределенного круга лиц не нарушает.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, считая их правильными, основанными на нормах действующего законодательства и не противоречащими ему.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что прокурором срок для обращения с данным административным исковым заявлением не пропущен.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 11 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Г. Туглакова

Судьи

Л.В. Гусарова

Р.И. Харин