Судья 1 инстанции Фрейдман К.Ф. | |
Судья-докладчик Исакова Н.Н. | № 33а-860/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Исаковой Н.Н.,
судей Абрамчика И.М., Махмудовой О.С.,
при секретаре судебного заседания Бадиевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3230/2021 по административному иску ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к Вязовскому Олегу Юрьевичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 год, по пени за 2018, 2019 годы
по апелляционной жалобе Вязовского О.Ю. на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 15 сентября 2021 г.,
установила:
в обоснование административного иска указано, что Вязовский О.Ю. состоит на учете в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска в качестве адвоката. Между тем, сведения о постановке на учет Вязовского О.Ю. в качестве адвоката в порядке ст. 85 НК РФ поступили в инспекцию 7 августа 2020 г.
В нарушение норм налогового законодательства административный ответчик в установленные законодательством сроки после направления ему требования суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, обязательное медицинское страхование за 2019 год в общем размере 36 238 рублей, а также по пени, начисленным за неуплату страховых взносов за 2018 и 2019 годы в общем размере 5 195, 57 рублей не уплатил.
16 декабря 2020 г. мировым судьей судебного участка № 16 Свердловского района г. Иркутска был вынесен судебный приказ № 2а-4681/2020 о взыскании с Вязовского О.Ю. задолженности по страховым взносам, который отменен 17 декабря 2020 г. в связи с поступившими возражениями должника.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 15 сентября 2021 г. административные исковые требования удовлетворены.
Определением Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 декабря 2021 г. произведена замена административного истца ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска его правопреемником межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области.
В апелляционной жалобе Вязовский О.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указал, что как плательщик страховых взносов был поставлен на учёт в межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области, поскольку на момент приобретения им в 2004 г. статуса адвоката, постановка на учет была возможна и по месту осуществления им деятельности. При этом, межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области ему ранее уже выставлялись требования об уплате страховых взносов. Считает, что у административного истца нет правовых оснований требовать от него уплаты страховых взносов за налоговые периоды 2018, 2019 г.г.
Кроме того, судом в отсутствие данных об источнике представленных сведений об его адвокатском статусе и доказательств, принято заявление административного истца о фактической постановке его на учёт 7 августа 2020 г.
Также судом не принято во внимание то, что он является пенсионером МВД РФ по выслуге лет и не применены в соответствии с этим нормы материального права, подлежащие применению, в том числе, положения Федерального закона от 31 декабря 2020 г. № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», проигнорирован принцип об обратной силе закона, положенный в основу ст. 54 Конституции РФ, поскольку Федеральным законом № 502-ФЗ внесены изменения об исключении адвокатов из числа военных пенсионеров из числа плательщиков страховых взносов в ПФР, не меняя положений ст. 34 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» о действии нормативного акта во времени.
Таким образом, считает, что Федеральный закон от 31 декабря 2020 г. № 502-ФЗ исключает обязанность уплаты им страховых взносов как пенсионера МВД по выслуге лет. Обязанность по уплате страховых взносов у него как у адвоката прекратилась со вступлением в законную силу закона вне зависимости от того, известно ли об его особом статусе налоговой службе или нет.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Исаковой Н.Н., пояснения административного ответчика Вязовского О.Ю. поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного истца Мерчук К.Ю., полагавшую решение суда законным, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке апелляционным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст. 310 КАС РФ).
Такие нарушения при рассмотрении настоящего административного дела судом допущены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ адвокаты, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
На основании пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.
Согласно ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В силу пп. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей на 2018-2019 годы) плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают:
За 2018 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено ст. 430 НК РФ:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года плюс 1,0 процента суммы превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
За 2019 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено ст. 430 НК РФ:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года плюс 1,0 процента суммы превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование составляют в фиксированном размере 6 884 рубля за расчетный период 2019 года.
В силу требований ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в п.п. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в п.п. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Установлено, что Вязовский О.Ю. состоит на налоговом учете в межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области (до реорганизации 1 ноября 2021 г. в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска) с 19 февраля 2001 г. по месту жительства, с 19 октября 2004 г. является адвокатом.
Наличие у административного ответчика статуса адвоката подтверждено открытой информацией, размещенной на информационном портале сайта Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которой Вязовский Олег Юрьевич является действующим адвокатом коллегии адвокатов «Иркутский юридический центр», регистрационный номер в реестре адвокатов 38/1049.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Таким образом, на административном ответчике лежала обязанность по уплате страховых взносов за расчетный период 2018 года в срок до 31 декабря 2018 г., за 2019 год - до 31 декабря 2019 г., однако страховые взносы за 2018 год уплачены Вязовским О.Ю. 29 сентября 2020 г., за 2019 год не оплачены до настоящего времени.
Налоговым органом, в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов начислены пени.
Расчет налога и пени административным ответчиком не оспорен, судом проверен, арифметических ошибок не содержит.
Данные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
Из материалов дела также установлено, что ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска в адрес налогоплательщика направлялись:
- налоговое требование № 381242103 по состоянию на 10 сентября 2020 г. об уплате в срок до 25 октября 2020 г. страховых взносов за 2018 г. на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3516 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 773,66 рублей.
- налоговое требование № 381242449 по состоянию на 15 сентября 2020 г. об уплате в срок до 30 октября 2020 г. задолженности по страховым взносам за 2019 г. на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рубля, на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 рубля, по пени по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1360,07 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 318,96 рублей.
Направление административному ответчику указанных требований подтверждено представленными в деле реестрами почтовых отправлений.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговой инспекцией соблюдены установленные законом сроки для принудительного взыскания с Вязовского О.Ю. задолженности по страховым взносам.
Судебная коллегия находит такой вывод суда ошибочным.
Так, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 16 Свердловского района г. Иркутска 15 декабря 2020 г. в течение шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования № 381242103, а в Свердловский районный суд г. Иркутска с настоящим административным иском в течение шести месяцев со дня вынесении мировым судьей 17 декабря 2020 г. определения об отмене судебного приказа. Административный иск подан в суд 16 июня 2021 г.
Судом при принятии решения не учтено следующее.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принудительного взыскания недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам с плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей.
При этом, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает систему гарантий соблюдения прав плательщиков страховых взносов (организаций, индивидуальных предпринимателей) при реализации установленной статьями 46 и 47 данного Кодекса процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Так, принудительное исполнение обязанности по уплате страховых взносов может применяться только после того, как налоговым органом плательщику страховых взносов будет направлено требование об уплате недоимок по страховым взносам (статья 69) с установлением в нем срока для добровольного погашения возникшей недоимки (пени, штрафа); при этом само выявление задолженности осуществляется в рамках строго регламентированных Налоговым кодексом Российской Федерации процедур налогового контроля (статьи 88 и 89).
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в целях реализации пункта 3 статьи 430 Кодекса календарным месяцем начала деятельности для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, признается календарный месяц, в котором указанные лица поставлены на учет в налоговом органе.
Согласно пункту 1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта РФ сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Постановка на учет адвоката согласно абзацу второму пункта 6 статьи 83 Кодекса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Кодекса.
На момент возникновения спорных правоотношений действовал Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденый Приказом Минфина России от 5 ноября 2009 года № 114н, который вступил в силу 10 марта 2010 года (далее Порядок).
Согласно пункту 13 раздела II Порядка постановка на учет в налоговом органе нотариуса, адвоката осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) нотариусу, адвокату уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ и свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (если оно не выдавалось ранее) по формам, установленным ФНС России.
Порядком установлено, что датой постановки на учет в налоговом органе адвоката по основаниям, предусмотренным пунктом 13 раздела II Порядка, является следующая дата, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 НК РФ: дата приобретения статуса адвоката.
По смыслу вышеуказанных норм, датой постановки на учет в налоговом органе адвоката является дата приобретения статуса адвоката, а не дата поступления сведений из соответствующего регистрирующего органа.
При этом законодательство не связывает начисление страховых взносов и исчисление сроков для процедуры принудительного взыскания с датой поступления сведений из регистрирующего органа, поскольку страховые взносы рассчитываются и уплачиваются адвокатами самостоятельно.
В силу п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Поскольку сроком исполнения Вязовским О.Ю. обязанности по уплате страховых взносов за 2018 г. является 31 декабря 2018 г., а за 2019 г. 31 декабря 2019 г., презюмируется, что недоимка налоговой инспекцией выявлена за налоговый период 2018 г. не позднее 9 января 2019 г., за налоговый период 2019 года – не позднее 9 января 2020 года.
При этом, согласно представленным по запросу Иркутского областного суда сведениям, ни межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области, ни межрайонной ИФНС России № 24 по Иркутской области (Долговой центр) меры принудительного взыскания с Вязовского О.Ю. задолженности по страховым взносам как за 2018 год, так и за 2019 год соответствии со ст.ст. 69, 70, 46, 47, 76 Налогового кодекса Российской Федерации, не принимались.
Меры принудительного взыскания с него задолженности административным истцом начали предприниматься с 10 сентября 2020 г., то есть за пределами установленного законом трехмесячного срока со дня выявления недоимки.
Вместе с тем, пропуск указанного срока, как одной из составляющих совокупного срока для принудительного взыскания, учитывается при решении вопроса о соблюдении срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В адрес мирового судьи с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился лишь 15 декабря 2020 г., то есть за пределами совокупного срока, предусмотренного п. 1 ст. 70 и п. 2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о несоблюдении административным истцом процедуры принудительного взыскания с Вязовского О.Ю. задолженности по страховым взносам.
То обстоятельство, что сведения о постановке Вязовского О.Ю. на учет в качестве адвоката поступили в инспекцию в порядке ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации лишь 7 августа 2020 г. правового значения не имеют, и не могут являться основанием для исчисления указанного срока заново, поскольку, как указано выше, инициирование процедуры взыскания страховых взносов не связано с датой поступления сведений из регистрирующего органа, а связано с неуплатой адвокатом платежей, исчисляемых ими самостоятельно.
Статьей 85 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность регистрирующих органов направлять в налоговый орган сведения, однако данная норма не содержит положений об исчислении срока принудительных процедур по взысканию страховых взносов от даты поступления таких сведений в налоговый орган.
Кроме того, административным истцом не доказано, что 25 августа 2020 г. сведения в отношении Вязовского О.Ю. в налоговый орган поступили впервые и ранее налоговому органу не было известно о том, что он обладает статусом адвоката и не состоит на налоговом учете в качестве такового.
Судебной коллегией установлено, что налоговому органу Российской Федерации, независимо от того, в какой инспекции состоял налогоплательщик на налоговом учете, было доподлинно известно о его статусе адвоката, и, соответственно налоговый орган был обязан соблюсти процедуру принудительного взыскания обязательных платежей, что налоговым органом не было сделано.
При этом передача сведений в отношении налогоплательщика из одной инспекции в другую не предусмотрена законом в качестве причины для изменения процедуры, продления или исчисления заново сроков принудительного взыскания.
Кроме того, согласно информации межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области, представленной по запросу судебной коллегии, Вязовский О.Ю. состоит на налоговом учете в межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области (до реорганизации в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска) с 1 февраля 2001 г. по месту жительства, с 19 октября 2004 г. в качестве адвоката.
При таких обстоятельствах, довод ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска, что сведения в налоговую инспекцию поступили только 7 августа 2020 г. правового значения не имеет.
Пункт 2 части 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Имея сведения о том, что Вязовский О.Ю. с 19 октября 2004 г. состоит на налоговом учете в качестве адвоката, был обязан предпринять все зависящие меры для соблюдения процедуры принудительного взыскания обязательных платежей.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней в принудительном порядке.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации исчерпывающим образом определяет правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизмы ее принудительного исполнения, порядок принятия решений налоговым органом, их обжалования и отмены, в том числе в связи с возникновением у физического лица недоимки при уплате транспортного налога. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности (Определения № 12-0 и № 20-0 от 30 января 2020 г.).
Статья 289 КАС РФ предусматривает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций; выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судебная коллегия учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен о порядке и сроках направления налогоплательщикам налоговых уведомлений и налоговых требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения неправильно применены нормы материального права, установленная законом процедура принудительного взыскания с плательщика недоимки по страховым взносам, административным истцом не соблюдена, в связи с чем, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Доводы административного истца о том, что на нём не лежит обязанности уплаты страховых взносов за расчетные периоды 2018 и 2019 года, поскольку является пенсионером МВД по выслуге лет, судебной коллегией отклоняются как ошибочные.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1, прекращается по истечении десяти дней после дня официального опубликования Федерального закона № 502-ФЗ от 30 декабря 2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», то есть с 11 января 2021 г.
Обратная сила закона к спорным правоотношениям не применяется.
Иные доводы апелляционной жалобы при установленных обстоятельствах для рассмотрения спора по существу правового значения не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 15 сентября 2021 г. по данному административному делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области к Вязовскому Олегу Юрьевичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2019 год, а также по пеням, начисленным за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год, по пеням, начисленным за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за 2019 год, - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья – председательствующий | Н.Н. Исакова |
Судьи | И.М. Абрамчик |
О.С. Махмудова |