Судья Галата С.В.
Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-2963/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 июня 2020 года | г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,
судей Коваленко В.В., Серебренникова Е.В.,
при секретаре Васильевой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4869/2019 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска о признании решений незаконными, об обязании включить периоды трудовой деятельности в стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 29 ноября 2019 года,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском о признании решений незаконными, об обязании включить периоды трудовой деятельности в стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска (далее – УПФР в Свердловском районе г. Иркутска, ответчик).
В обоснование требований ФИО1 указал, что решениями УПФР в Свердловском районе г. Иркутска от 29 января 2019 года № 74, от 27 февраля 2019 года № 162, от 21 июня 2019 года № 486, от 27 сентября 2019 года № 849 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого страхового стажа, а также стажа на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
С решениями ответчика он не согласен, так как ответчик не правильно применил Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения».
С учетом неоднократных уточнений исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ истец просит признать право ФИО1 на досрочное назначение страховой пенсии по старости; признать незаконными решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 29 января 2019 года №74, от 27 февраля 2019 года №162, от 21 июня 2019 года №486, от 27 сентября 2019 года №849, обязать УПФР в Свердловском районе г. Иркутска включить в специальный стаж по Списку 2 стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ «О страховых пенсиях»), периоды работы с 24 февраля 2003 года по 25 марта 2004 года слесарем-ремонтником в цехе ремонтно-механическом, коксохимического производства ОАО «Маркохим» (ныне ЧАО Металлургический комбинат «Азовсталь»), с 23 февраля 2005 года по 16 октября 2006 года наждачником, занятым обработкой литья и сварных изделий абразивными кругами и пневматическим инструментом, в ОАО «Азовобщемаш» (МЗТМ - Мариупольский завод тяжелого машиностроения), с 29 января 2007 года по 12 марта 2013 года слесарем-ремонтник по ремонту оборудования в основных производственных цехах (неосвоб. бригадир) участка по обслуживанию и ремонту оборудования участков сорто и рельсоотделки РБЦ в ЧАО Металлургический комбинат «Азовсталь»; обязать УПФР в Свердловском районе г. Иркутска включить в общий стаж периоды работы с 01 января 1991 года по 28 ноября 2002 года в ЧАО Металлургический комбинат «Азовсталь», контролером ОТК; с 24 февраля 2003 года по 25 марта 2004 года ОАО «Маркохим», ныне ЧАО МК «Азовсталь», слесарем-ремонтником; с 23 февраля 2005 года по 16 октября 2006 года в ОАО «Азовобщемаш», наждачником, занятым обработкой литья и сварных изделий абразивными кругами и пневматическим инструментом; с 29 января 2007 года по 12 марта 2013 года в ЧАО Металлургический комбинат «Азовсталь», слесарем-ремонтником; с 10 августа 2018 года по 22 апреля 2019 года в АО «ИркутскНИИхиммаш» и ООО «Сибтехномаш»; с 24 мая 2013 года по 17 февраля 2014 года в Мариупольском ЦЗ Орджоникидзевского района; с 29 апреля 2004 года по 27 января 2005 года в Мариупольском ЦЗ Орджоникидзевского района; обязать УПФР в Свердловском районе г. Иркутска назначить досрочную страховую пенсию по старости пенсию с 22 апреля 2019 года.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 29 ноября 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Признано незаконным решение УПФР в Свердловском районе г. Иркутска об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 27 сентября 2019 года № 849 в отношении ФИО1 в части не включения в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с 01 января 1991 года по 28 ноября 2002 года в ОАО Металлургический комбинат «Азовсталь» в должности контролера ОТК; с 24 февраля 2003 года по 25 марта 2004 года в ОАО «Маркохим» (ОАО МК «Азовсталь») в должности слесаря-ремонтника; с 23 февраля 2005 года по 16 октября 2006 года ОАО «Азовобщемаш» в должности наждачника, занятого обработкой литья и сварных изделий абразивными кругами и пневматическим инструментом; с 29 января 2007 года по 12 марта 2013 года в ОАО (ПАО) Металлургический комбинат «Азовсталь» слесарем-ремонтником; а также в части не включения в страховой стаж ФИО1 периодов с 29 апреля 2004 года по 27 января 2005 года, с 24 мая 2013 года по 17 февраля 2014 года нахождения на учете в Мариупольском Центре занятости Орджоникидзевского района, с 10 августа 2018 года по 23 декабря 2018 года в АО «ИркутскНИИхиммаш» машиностроения» в должности контролера.
На УПФР в Свердловском районе г. Иркутска возложена обязанность включить в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 cт. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы ФИО1 с 01 января 1991 года по 28 ноября 2002 года в ОАО Металлургический комбинат «Азовсталь» в должности контролера ОТК; с 24 февраля 2003 года по 25 марта 2004 года в ОАО «Маркохим» (ОАО МК «Азовсталь») в должности слесаря-ремонтника; с 23 февраля 2005 года по 16 октября 2006 года в ОАО «Азовобщемаш» в должности наждачника, занятого обработкой литья и сварных изделий абразивными кругами и пневматическим инструментом; с 29 января 2007 года по 12 марта 2013 года в ОАО (ПАО) Металлургический комбинат «Азовсталь» слесарьем-ремонтником; в страховой стаж периоды нахождения на учете в Мариупольском Центре занятости Орджоникидзевского района с 29 апреля 2004 года по 27 января 2005 года, с 24 мая 2013 года по 17 февраля 2014 года, период работы с 10 августа 2018 года по 23 декабря 2018 года в АО «ИркутскНИИхиммаш» машиностроения» в должности контролера.
За ФИО1 признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
На УПФР в Свердловском районе г. Иркутска возложена обязанность назначить ФИО1 страховую пенсию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 16 сентября 2019 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО2, действующая на основании прав по должности, просит решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве оснований для отмены решения суда указано, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны. Суд формально подошел к оценке представленных документов, признав отказ пенсионного органа незаконным.
Согласно решению об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 27 сентября 2019 года № 849, принятому УПФР в Свердловском районе г. Иркутска, ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого стажа на работах с тяжелыми условиями труда и страхового стажа на момент подачи истцом заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости 16 сентября 2019 года.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, регулируется соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Для применения норм Соглашения от 13 марта 1992 года обязательным является факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, который подтверждается соответствующей отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации либо свидетельство о регистрации по месту жительства. В отношении граждан, переселившихся на место жительства на территории Российской Федерации с территории бывшего СССР и не имеющего регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, оснований для применения норм Соглашения от 13 марта 1992 года не имеется, их пенсионное обеспечение осуществляется исключительно по нормам Федерального закона «О страховых пенсиях», при условии подтверждения регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации и снятия гражданина с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
В силу ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы на территории бывшего СССР до 1 января 1991 года учитываются в стаж также как стаж работы на территории Российской Федерации. С 1 января 1991 года введена в действие временная инструкция о порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями, гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 мая 1991 года № 102.
ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания на региональном уровне с датой окончания срока регистрации 30 сентября 2019 года, что свидетельствует на отсутствие регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Также отсутствует достоверное подтверждение снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства ФИО1 на территории Украины, так как ФИО1 являлся и является гражданином Украины.
При принятии решения суд не разрешил вопрос о сохранении или отсутствии регистрации по прежнему месту жительства и на всей территории Украины для исключения двойного пенсионного обеспечения как на территории Украины, так и на территории Российской Федерации.
Представленная истцом справка о том, что ФИО1 на учете в Мариупольском (Левобережном) объединенном управлении Пенсионного фонда Украины Донецкой области не находится и пенсию не получает, не свидетельствует об отсутствии либо наличии пенсионного обеспечения на остальной части территории Украины. Полномочным органом для подтверждения периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) на территории Украины является Пенсионный фонд Украины.
Представленные истцом документы на украинском языке не могут быть учтены при принятии решения о включении периодов работы ФИО1 в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» и назначении пенсии с 16 сентября 2019 года.
Суд необоснованно обязал пенсионный орган зачесть в стаж на соответствующих видах работ период работы истца с 1 января 1991 года по 28 ноября 2002 года в должности контролера ОТК в ОАО «Металлургический комбинат», так как Списком № 2 1991 года, работа в должности контролера ОТК в ОАО «Металлургический комбинат» не предусмотрена. В производстве черных металлов указанным Списком предусмотрены контролеры, занятые на горячих участках работ, продукции обогащения, пооперационным контролем на агрегатах непрерывного травления, лужения, оцинкования, алюмооцинкования, освинцевания. В соответствии со Списком работа в должности контролера ОТК засчитывается в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» только при работе в производстве асбестовых технических изделий, позиция 2110А04а-12920, и в производстве медикаментов, медицинских и биологических препаратов и материалов, позиция 2250600а-13038 раздела XVIII. Истец на данных производствах в указанный период времени трудовую деятельность не осуществлял.
Удовлетворяя требования о включении в стаж на соответствующих видах работ период работы ФИО1 с 1 января 2013 года по 12 марта 2013 года в должности слесаря-ремонтника ОАО (ПАО) Металлургический комбинат «Азовсталь», суд не учел, что с 1 января 2013 года для страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 – 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части страховой пенсии.
При наличии указанных обстоятельств доводы, изложенные в решении суда несостоятельны и необоснованны.
В части отказа в удовлетворении исковых требований решение суда не обжалуется.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО3, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 ФЗ «О страховых пенсиях»).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Пунктом 2 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях».
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила № 1015).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпунктом «г» пункта 6 Правил № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.
Порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона О страховых пенсиях»).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно п. 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федерального закона «О страховых пенсиях», Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 77 этого Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п. 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (п. 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях», ФЗ «О накопительной пенсии» и ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
Согласно п. 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п. 65 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 года № ЛЧ-25-25/3283, в Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Украины.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом Российской Федерации, выданным 7 июля 2016 года.
Судом установлено, 16 сентября 2019 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в системе государственного обязательного пенсионного страхования 20 февраля 2015 года, обратился в УПФР в Свердловском районе г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Свердловском районе г. Иркутска от 27 сентября 2019 года № 849 ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.
Из решения УПФР в Свердловском районе г. Иркутска от 27 сентября 2019 года № 849 следует, что страховой стаж ФИО1 составил 12 лет 5 месяцев 13 дней при требуемом 25 лет, стаж на соответствующих видах работ - 1 год 2 месяца 12 дней при требуемом 12 лет 6 месяцев.
Из трудовой книжки ФИО1 усматривается, что до 12 ноября 2012 года ФИО1 осуществлял трудовую деятельность на территории Украины, с 1 апреля 2015 года осуществляет трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
Согласно данным о стаже ФИО1 УПФР в Свердловском районе г. Иркутска в его страховой стаж засчитаны период учебы с 1 сентября 1978 года по 18 июля 1981 года (2 года 10 месяцев 18 дней), периоды работы с 28 июля 1981 года по 11 сентября 1981 года (1 месяц 14 дней), с 21 сентября 1981 года по 20 июня 1983 года (1 год 9 месяцев), с 22 июня 1983 года по 20 сентября 1983 года (2 месяца 29 дней), с 10 октября 1983 года по 2 сентября 1985 года (1 год 10 месяцев 23 дня), с 30 октября 1985 года по 12 января 1987 года (1 год 2 месяца 13 дней), с 3 февраля 1987 года по 31 декабря 1990 года (3 года 10 месяцев 29 дней), с 1 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года (9 месяцев 1 день), с 15 января 2016 года по 9 августа 2018 года (2 года 6 месяцев 24 дня). В стаж на соответствующих видах работ включен период работы с 30 октября 1985 года по 12 января 1987 года (1 год 2 месяца 13 дней).
Разрешая спор по существу суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности зачесть в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» период работы истца с 1 января 1991 года по 28 ноября 2002 года на Металлургическом комбинате «Азовсталь» контролером в отделе технического контроля в производстве черных металлов, приемки рельсов участка РБЦ по 6 р.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке ФИО1, в период с 3 февраля 1987 года по 28 ноября 2002 года он работал на Металлургическом комбинате «Азовсталь», в том числе в период с 1 января 1991 года по 28 ноября 2002 года контролером в отделе технического контроля в производстве черных металлов, приемки рельсов участка РБУ по 6 р.
В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утв. Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в разделе III «Металлургическое производство (черные металлы)», в подразделе 1 «Доменное производство», позицией 2040100а-12942 предусмотрены контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ, в подразделе 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести», позицией 2040200а-12942 предусмотрены контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ, в подразделе 3 «Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное и освинцевальное производство. Производство рельсовых скреплений. Термическая обработка, вырубка и зачистка горячего металла. Производство калиброванного металла», позицией 2040300а-12942 предусмотрены контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ, контролеры в производстве черных металлов, занятые пооперационным контролем на агрегатах непрерывного травления, лужения, оцинкования, алюмооцинкования, освинцевания, в подразделе 4 «Трубное производство (трубопрокатное, трубосварочное, электротрубосварочное, трубоволочильное, труболитейное, фитинговое, баллонное) и оцинковальные цехи», позицией 2040400а-12942 предусмотрены контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ.
С учетом изложенного, правом на досрочное пенсионное обеспечение контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ, контролеры в производстве черных металлов, занятые пооперационным контролем на агрегатах непрерывного травления, лужения, оцинкования, алюмооцинкования, освинцевания. В подтверждение такой занятости могут быть использованы приказы (распоряжения, записки) о приеме (переводе на работу, увольнении), документы, свидетельствующие о результатах замеров температуры на рабочих местах, технология производства (регламенты, карты, режимы), технологическая планировка цеха, табель учета рабочего времени, наряды на выполнение работ, должностная (рабочая) инструкция и др. Между тем, таких доказательств материалы дела не содержат. Работа в должности контролера отдела технического контроля в металлургическом производстве (черные металлы) Списком № 2, 1991 года, не предусмотрена.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на ответчика обязанности зачесть в стаж на соответствующих видах работ период работы истца с 1 января 1991 года по 28 ноября 2002 года на Металлургическом комбинате «Азовсталь» контролером в отделе технического контроля в производстве черных металлов, приемки рельсов участка РБЦ по 6 р. Решение суда в указанной части является незаконным и подлежит отмене и с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
Оснований для отмены решения суда в части удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности зачесть период работы истца с 1 января 1991 года по 28 ноября 2002 года на Металлургическом комбинате «Азовсталь» контролером в отделе технического контроля в производстве черных металлов, приемки рельсов участка РБЦ по 6 р. в общий страховой стаж не имеется, так как справкой Пенсионного фонда Украины от 1 августа 2018 года подтверждается уплата страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) за период работы с 1 января 2002 года по 28 ноября 2002 года (л.д. 28 Том 2). До 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), периоды работы учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности зачесть в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» период работы истца с 24 февраля 2003 года по 25 марта 2004 года в ОАО «Маркохим» (ОАО «МК «Азовсталь») в должности слесаря-ремонтника.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке ФИО1, в период с 24 февраля 2003 года по 25 марта 2004 года истец работал в ремонтно-механическом цехе слесарем-ремонтником 4 р. на участке по ремонту металлургического оборудования основных цехов ОАО «Маркохим» (ПАО «МК «Азовсталь»). Характер работы истца в указанный период времени также подтверждается справкой ОАО «МК «Азовсталь» от 22 сентября 2015 года (л.д. 19 оборот, Том 2).
Справкой Пенсионного фонда Украины от 1 августа 2018 года подтверждается уплата страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) за период работы с 24 февраля 2003 года по 25 марта 2004 года (л.д. 28 Том 2).
В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в разделе III «Металлургическое производство (черные металлы)», в подразделе 1 «Доменное производство», позицией 2040100а-18559 предусмотрены слесари-ремонтники, в подразделе 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести», позицией 2040200а-18559 предусмотрены слесари-ремонтники, в подразделе 3 «Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное и освинцевальное производство. Производство рельсовых скреплений. Термическая обработка, вырубка и зачистка горячего металла. Производство калиброванного металла», позицией 2040300а-18559 предусмотрены слесари-ремонтники, в подразделе 4 «Трубное производство (трубопрокатное, трубосварочное, электротрубосварочное, трубоволочильное, труболитейное, фитинговое, баллонное) и оцинковальные цехи», позицией 2040400а-18559 предусмотрены слесари-ремонтники, в подразделе «Прямое восстановление железа и производство порошков черных металлов», позицией 2040500а-18559 предусмотрены слесари-ремонтники.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика зачесть в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы истца с 24 февраля 2003 года по 25 марта 2004 года в ремонтно-механическом цехе слесарем-ремонтником 4 р. на участке по ремонту металлургического оборудования основных цехов ОАО «Маркохим» (ОАО «МК «Азовсталь»), так как работа в должности слесаря-ремонтника в металлургическом производстве (черные металлы) предусмотрена Списком № 2, 1991 года, страховые взносы за истца за указанный период уплачены.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности зачесть в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы истца с 29 января 2007 года по 12 марта 2013 года в ОАО (ПАО) «МК Азовсталь»).
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке ФИО1, в период с 29 января 2007 года по 12 марта 2013 года истец работал слесарем-ремонтником в основных производственных цехах в ОАО (ПАО) «МК Азовсталь». Характер работы истца в указанный период времени также подтверждается справкой ПАО «МК «Азовсталь» от 22 сентября 2015 года (л.д. 20 оборот, Том 2).
Справкой Пенсионного фонда Украины от 1 августа 2018 года подтверждается уплата страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) за период работы с 29 января 2007 года по 12 марта 2013 года (л.д. 28 Том 2).
Учитывая, что работа в должности слесаря-ремонтника в металлургическом производстве (черные металлы) предусмотрена Списком № 2, 1991 года, страховые взносы за истца за указанный период уплачены, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности зачесть период работы истца в должности слесаря-ремонтника в основных производственных цехах в ОАО (ПАО) «МК Азовсталь» с 29 января 2007 года по 12 марта 2013 года в страховой стаж, а также период работы истца в указанной должности с 29 января 2007 года по 31 декабря 2012 года.
Правовые основания для возложения на ответчика обязанности зачесть в стаж на соответствующих видах работ периода с 1 января 2013 года по 12 марта 2013 года отсутствуют, так как в соответствии с ч. 6 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 – 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности зачесть в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» период работы истца с 23 февраля 2005 года по 16 октября 2006 года в ОАО (ПАО) «Азовобщемаш» наждачником, занятым обработкой литья и сварных изделий абразивными кругами и пневматическим инструментом.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке ФИО1, в период с 23 февраля 2005 года по 16 октября 2006 года истец работал в ОАО (ПАО) «Азовобщемаш» наждачником, занятым обработкой литья и сварных изделий абразивными кругами и пневматическим инструментом. Характер работы истца в указанный период времени также подтверждается справкой ПАО «Азовобщемаш» от 22 сентября 2015 года (л.д. 21, Том 2).
Справкой Пенсионного фонда Украины от 1 августа 2018 года подтверждается уплата страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) за период работы с 23 февраля 2005 года по 16 октября 2006 года (л.д. 28 том 2).
В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утв. Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в разделе ХIV «Металлообработка», в подразделе 12 «Прочие профессии металлообработки», позицией 2151200а-14862 предусмотрены наждачники, занятые обработкой литья и сварных изделий абразивными кругами и пневматическим инструментом.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования ФИО1 в указанной части, возложив на ответчика обязанность зачесть период работы истца с 23 февраля 2005 года по 16 октября 2006 года в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Суд первой инстанции также обоснованно удовлетворил требования истца о возложении на ответчика обязанности зачесть в страховой стаж период работы истца с 10 августа 2018 года по 23 декабря 2018 года в АО «ИркутскНИИхиммаш» в должности контролера, так как факт работы в указанный период времени подтверждается сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1
Вместе с тем, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на ответчика обязанности зачесть в страховой стаж периоды нахождения истца на учете в Мариупольском Центре занятости Орджоникидзевского района (Украина) с 29 апреля 2004 года по 27 января 2005 года и с 24 мая 2013 года по 17 февраля 2014 года, так как Пенсионным фондом Украины не подтвержден факт уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) за указанные периоды. В связи с чем, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
Таким образом, с учетом решения УПФР в Свердловском районе от 20 ноября 2018 года, на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 16 сентября 2019 года, страховой стаж истца составил 33 года 7 месяцев 5 дней при требуемом 25 лет, стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» 9 лет 10 месяцев 11 дней при требуемом 10 лет, так как 22 апреля 2019 года истец достиг возраста 56 лет и имел бы право на досрочную страховую пенсию с уменьшением возраста при наличии специального стажа 10 лет.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении на ответчика обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 16 сентября 2019 года, в связи с чем, решение суда первой инстанции в указанной части также подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.
В остальной части доводы апелляционной жалобы не заслуживают внимания, так как не основаны на имеющихся в деле доказательствах и не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда в полном объеме, повторяют правовую позицию, выраженную ответчиком в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, в связи с чем, выводы суда не опровергают.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 29 ноября 2019 года в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска от 27 сентября 2019 года в части не включения в страховой стаж периодов с 29 апреля 2004 года по 27 января 2005 года, с 24 мая 2013 года по 17 февраля 2014 года нахождения ФИО1 на учете в Мариупольском Центре занятости Орджоникидзевского района, в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы ФИО1 с 01 января 1991 года по 28 ноября 2002 года в ОАО Металлургический комбинат «Азовсталь» в должности контролера ОТК, с 1 января 2013 года по 12 марта 2013 года в ОАО (ПАО) Металлургический комбинат «Азовсталь» слесарем-ремонтником, возложении обязанности зачесть указанные периоды в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, признать за ФИО1 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 16 сентября 2019 года отменить.
Принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска от 27 сентября 2019 года в части не включения в страховой стаж периодов с 29 апреля 2004 года по 27 января 2005 года, с 24 мая 2013 года по 17 февраля 2014 года нахождения ФИО1 на учете в Мариупольском Центре занятости Орджоникидзевского района, в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы ФИО1 с 01 января 1991 года по 28 ноября 2002 года в ОАО Металлургический комбинат «Азовсталь» в должности контролера ОТК, с 1 января 2013 года по 12 марта 2013 года в ОАО (ПАО) Металлургический комбинат «Азовсталь» слесарем-ремонтником, возложении обязанности зачесть в страховой стаж период с 29 апреля 2004 года по 27 января 2005 года, с 24 мая 2013 года по 17 февраля 2014 года нахождения ФИО1 на учете в Мариупольском Центре занятости Орджоникидзевского района, в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы ФИО1 с 01 января 1991 года по 28 ноября 2002 года в ОАО Металлургический комбинат «Азовсталь» в должности контролера ОТК, с 1 января 2013 года по 12 марта 2013 года в ОАО (ПАО) Металлургический комбинат «Азовсталь» слесарем-ремонтником, признании за ФИО1 права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 16 сентября 2019 года отказать.
В остальной части решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 29 ноября 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья – председательствующий И.Л. Васильева
Судьи В.В. Коваленко
Е.В. Серебренников