Дело № 33-5551/2020 г.Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Сосновского А.В.,
судей Жельнио Е.С., Тарасовой А.А.,
при секретаре Пащенко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 сентября 2020 года гражданское дело (УИД 27RS0007-01-2020-000013-48, № 2-800/2020) по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 об оспаривании решения, признании права на назначение страховой пенсии
по апелляционной жалобе истца на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29 июня 2020 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 (Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае) о признании незаконным решения от 31.10.2019 г. № 338670/19 об отказе в назначении пенсии и возложении обязанности назначить страховую пенсию.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 08.08.2000 г. является получателем пенсии за выслугу лет, вместе с тем имеет право на страховую пенсию по старости при достижении общего пенсионного возраста с учетом работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, наличии минимальной продолжительности страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства и минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). При наличии совокупности указанных условий он 26.10.2019 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением от 31.10.2019 г. в назначении пенсии отказано со ссылкой на не достижение им требуемого возраста 61 г. 6 мес.. С указанным решением не согласен, полагает, что при принятии решения подлежали применению положения п.6 ч.1 ст.32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, согласно которым страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет, если они проработали в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Стаж его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 19 лет 6 мес. 25 дн. (1982-1983 гг., 2000-2019 гг.), и в перерасчете в стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 8 мес. 3 дн., в связи с чем, его возраст для назначении страховой пенсии должен быть уменьшен на 4 г. 8 мес. и право на страховую пенсию по старости у него наступило в возрасте 56 лет 10 мес., т.е. 28.04.2017 г.. Его страховой стаж, не учтенный при назначении пенсии по линии силового ведомства на 26.10.2019 г. составлял 20 лет 6 мес. 6 дн., индивидуальный пенсионный коэффициент 169,796 баллов.
Представитель ответчика Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае исковые требования не признал, указав, что истец на дату обращения достиг возраста 59 лет 3 мес. и по нормам закона, действовавшего до 01.01.2019 г. он имел бы право на пенсию по достижении возраста 60 лет. Вместе с тем, в связи с изменением законодательства право на установление пенсии у истца наступит только по достижении возраста 61 г. 6 мес.. В страховой стаж не включаются периоды работы, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии. Исходя из буквального толкования п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ для возникновения права на страховую пенсию по старости требуется одновременно выполнение всех условий, т.е. наличие для мужчин страхового стажа 25 лет, стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 20 лет календарно (не учтенных при расчете пенсии за выслугу лет) и достижение требуемого возраста. Права на досрочное назначение страховой пенсии ФИО1 не имеет, поскольку при требуемом страховом стаже в 25 лет, его стаж составляет 21 г. 1 мес. 21 дн., стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 16 лет 4 мес. 1 д. при требуемом стаже 20 лет. Доводы истца о наличии у него необходимого страхового стажа несостоятельны, т.к. основаны на повторном включении стажа, учтенного при назначении пенсии по выслуге лет.
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 29.06.2020 г. ФИО1 в удовлетворении иска оказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1, повторяя доводы, приведенные в обоснование иска, просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Полагает, что условия, предусмотренные ст.12 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для исчисления страхового стажа граждан, получающих пенсию за выслугу лет, им соблюдены, на дату подачи заявления о назначении страховой пенсии неучтенный при назначении пенсии за выслугу лет страховой стаж составил 19 лет 6 мес. 25 дн., который при работе в районах, приравненных к районам Крайнего Севера является достаточным для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Действительно с учетом переходного периода право на получение страховой пенсии по старости он приобретет в возрасте 61 г. 6 мес., однако в силу п.6 ч.1 ст.32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ данный возраст подлежит снижению. При этом указанная норма права не содержит сведений о том, что в общий страховой стаж не должны включаться периоды, учтенные при назначении пенсии за выслугу лет, в связи с чем, вывод суда о том, что в расчет страхового стажа для досрочного назначения страховой пенсии указанные периоды не подлежат включению, ошибочен.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
От ФИО1 поступило ходатайство об отложении разбирательства дела, поскольку судом апелляционной инстанции не удовлетворено его ходатайство о предоставлении копии возражений ответчика на апелляционную жалобу, в связи с чем, он и его представитель не имеют возможности надлежащим образом подготовиться к судебному заседанию и собрать необходимые материалы для защиты его интересов.
В соответствии со ст.ст.35, 325 ГПК РФ лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционной жалобы с приложением документов, подтверждающих направление или вручение их копий другим лицам, участвующим в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой, представлением и возражениями относительно них.
Как следует из материалов дела, к поданным представителем Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае возражениям на апелляционную жалобу приложен реестр внутренних почтовых отправлений от 07.08.2020 г. и чек на оплату почтовых услуг, свидетельствующие о направлении ФИО1 заказным письмом копии возражений. Согласно общедоступным сведениям отслеживания почтовых отправлений заказное письмо адресатом не получено и возвращено отправителю.
В соответствии со ст.ст.20, 165.1 ГК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
При получении Хабаровским краевым судом ходатайства о предоставлении доступа к делу и направлении копии возражений представителя ответчика на апелляционную жалобу истцу было предложено ознакомиться с материалами дела, однако для ознакомления ни он, ни его представитель не явились. ФИО1 в телефонограмме сообщил, что находится в другом регионе, о перемене места жительства суду не сообщал.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в главе 39 ГПК РФ, регламентирующей производство в суде первой инстанции, положений, возлагающих на суд апелляционной инстанции обязанность направлять по ходатайству лиц, участвующих в деле, не полученные ими в установленном порядке возражения на апелляционную жалобу, принимая во внимание содержание указанных возражений, повторяющее позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, а также требование ст.35 ГПК РФ, в силу которого лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, судебная коллегия, признавая причину неявки истца неуважительной, полагает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.10.2019 г. ФИО1 обратился в Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Решением Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае № 338670/19 от 31.10.2019 г. ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с не достижением необходимого возраста со ссылкой на изменения пенсионного законодательства ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Согласно п.3 ст.10 указанного Федерального закона гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 г. страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложениями 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста. В 2019 г. предусмотрено увеличение пенсионного возраста на 12 мес., в 2020 г. – 24 мес.. Поскольку по нормам ранее действовавшего законодательства ФИО1 имел право на установление пенсии в возрасте 60 лет, с учетом изменений в законодательстве такое право наступит у него по достижении возраста 61 год 6 месяцев.
ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с 08.08.2000 г.. При назначении пенсии за выслугу лет были учтены следующие периоды службы (работы): с 01.09.1976 по 25.02.1980 г.; с 20.10.1980 по 25.10.1982 г.; с 15.06.1983 по 07.08.2000 г..
По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 01.10.2019 г. величина индивидуального пенсионного коэффициента ФИО1 составила 169.796 баллов, стаж, учитываемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» 16 лет 1 мес. 8 дн..
В соответствии с ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 01.01.2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», ст.ст.4, 8, 11-14, 32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.3 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст.10 ФЗ от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ст.94 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», и исходил из того, что военнослужащие, при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных ФЗ «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «О страховых пенсиях». Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается мужчинам ранее достижения указанного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 по достижении возраста 60 лет (с учетом приложений 5 и 66 к ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением установленного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. При этом, гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ и которые в период с 01.01.2019 до 31.12.2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на дату обращения за назначением пенсии 26.10.2019 г. ФИО1 достиг возраста 59 лет 3 мес. при требуемом для назначения пенсии в общем порядке возрасте 60 лет, кроме того, поскольку требуемого возраста истец достиг 28.06.2020 г. с учетом изменений, внесенных в пенсионное законодательство, его право на получение страховой пенсии по старости может быть реализовано в возрасте 61 год 6 мес., т.е. с 28.12.2021 г.. Для реализации ФИО1, получающим пенсию за выслугу лет, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии п.6 ч.1 ст.32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ необходимо наличие одновременно двух условий это стаж работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет. Поскольку необходимый страховой стаж на момент его обращения за назначением страховой пенсии у истца отсутствовал, права на досрочное назначение пенсии по п.6 ч.1 ст.32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ у него не возникло. Приведенный истцом расчет страхового стажа является неправильным, поскольку включает в себя периоды работы, учтенные при назначении ему пенсии по выслуге лет, которые повторному чету не подлежат.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, отклоняя доводы истца, приведенные в апелляционной жалобе, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Определяя в законе основания и условия назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой (с 01.01.2015 г. - страховой) пенсии по старости.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела подлежащие применению нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, направлены на иное толкование норм материального права, и основанием к отмене решения суда являться не могут.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.В. Сосновский
Судьи Е.С. Жельнио
А.А. Тарасова