НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 27.04.2018 № 33А-2871/2018

Дело № 33а-2871/2018 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Чемякиной И.А.

судей Иском Е.П., Поздняковой О.Ю.

при секретаре Павловой Е.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 27 апреля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области к Кривулько Л. Л. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год и пени, по апелляционной жалобе Кривулько Л. Л. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 19 октября 2017 года,

заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Сахалинской области обратилась в суд с административным иском к Кривулько Л.Л. о взыскании задолженности по транспортному, земельному налогам и пени за 2015 год. В обосновании требования указали, что Кривулько Л.Л. является собственником транспортного средства – автомобиля «TOYOTA FJ CRUISER», а так же земельного участка расположенного по <адрес>, в связи с чем, налоговым органом за 2015 год ей был исчислен транспортный налог в размере 41 400 руб. и земельный налог в размере 1 084 руб. Поскольку в установленный законом срок административным ответчиком задолженность по налогу погашена не была, налоговым органом исчислены пени и в адрес Кривулько Л.Л. направлено требование об уплате налоговой задолженности и пени по транспортному налогу в размере 276 руб. и по земельному налогу в размере 7,23 руб., со сроком уплаты до 17.02.2017 года. 05.05.2017 года мировым судьей судебного участка №31 городского округа «город Южно-Сахалинск» вынесен судебный приказ о взыскании с Кривулько Л.Л. указанной задолженности по налогам и пени, который по ее заявлению был отменен.

Определением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 19.10.2017 года производство по делу в части взыскания задолженности по земельному налогу в размере 1 084 руб и пени в размере 7,23 руб. за 2015 год прекращено, в связи с поступившим от административного истца заявлением об отказе от требований.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 19.10.2017 года требования удовлетворены. С Кривулько Л.Л. взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 41 400 руб. и пени в размере 276 руб., а всего 41 676 руб. Также с Кривулько Л.Л. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 1 450, 28 руб.

В апелляционной жалобе Кривулько Л.Л. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных налоговым органом требований. С выводом суда об отсутствии у нее права на освобождение от транспортного налога не согласна. В соответствии с пп.7 п.3 Закона Сахалинской области «О транспортном налоге» от уплаты транспортного налога освобождаются, граждане получающие страховые пенсии по старости, при достижении ими пенсионного возраста по старости (мужчины 60 лет, женщины 55 лет; лица, вышедшие на пенсию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, соответственно 55 и 50 лет). Полагает, что поскольку являясь получателем пенсии за выслугу лет, она достигла 50 летнего возраста, она обладает правом на освобождение от транспортного налога. Пенсия, получателем которой она является, предусмотрена федеральным законом от 15.12.2001 года № 166 «О государственном пенсионном обеспечении» где в статье 3 предусмотрено, право граждан только на одну пенсию. Неприменение налоговой льготы в отношении нее безусловно носит дискриминационный характер, поскольку пенсия за выслугу лет является единственной пенсией которую она получает.

В возражениях на апелляционную жалобу МИФНС России №1 по Сахалинской области просят решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 КАС РФ дело рассмотрело в порядке в их отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл.33 КАС РФ.

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ на налогоплательщика возлагается обязанность уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статьи 391 главы 31 части второй НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в электронном виде органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию прав на транспортные средства (водные транспортные средства).

В соответствии со ст.357, 358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Объектом налогообложения признаются автомобили, …, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст.363 Налогового Кодекса РФ "Порядок и сроки уплаты налога" порядок уплаты налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и в сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона Сахалинской области "О транспортном налоге" № 377 от 29.11.2002 года, уплата налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, производится в срок до 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления о подлежащей уплате сумме налога, вручаемого налоговыми органами.

Пунктом 1 ст.362 Налогового Кодекса РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Судом первой инстанции установлено, что за Кривулько Л.Л. зарегистрировано транспортное средство – автомобиль «TOYOTA FJ CRUISER», государственный регистрационный знак , дата регистрации права собственности 27.03.2013 года.

Налоговым органом на данное транспортное средство исчислен транспортный налог за 2015 год в размере 41 400 руб. и в адрес Кривулько Л.Л. направлено налоговое уведомление.

Согласно п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Налоговым органом путем направления требования об уплате налога, сбора, пени, Кривулько Л.Л. предлагалось в добровольном порядке оплатить сумму задолженности до 17.02.2017 года.

Пунктом 1 ст. 45 Налогового Кодекса РФ предусмотрено взыскание налогов с физических лиц в судебном порядке. Порядок взыскания налогов производится в соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ.

На основании пп.14 п.1 ст.31 Налогового Кодекса РФ, налоговый орган вправе предъявлять в суды общей юрисдикции иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов.

Согласно ст.48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии со ст.286 КАС РФ контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового Кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Принимая во внимание, что имеющаяся задолженность по налогу и пени на день вынесении решении суда Кривулько Л.Л. не погашена, процедура направления требования Кривулько Л.Л. не нарушена, срок предъявления иска в суд не пропущен, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований.

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Южно-Сахалинского городского суда от 19.10.2017 года законным, обоснованным и неподлежащим отмене.

Доводы Кривулько Л.Л. о том, что она имеет право на налоговую льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога, поскольку достигла возраста 50 лет, обоснованно отклонены судом первой инстанции как основанные на неверном толковании норм действующего налогового законодательства,

В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог, сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 21 марта 1997 года №5-П, от 28 марта 2000 года №5-П, от 19 июня 2002 года №11-П, от 27 мая 2003 года №9-П, освобождение от уплаты налогов (налоговая льгота) по своей природе является исключением из вытекающих из Конституции принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.

Согласно статье 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который, исходя из частей 1 и 2 ст.256 НК РФ, устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов РФ о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим кодексом законами субъектов РФ о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ.

В соответствии с абзацем третьи ст.356 НК РФ при установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Как следует из материалов дела получателем федеральной льготы по транспортному налогу, Кривулько ЛЛ. не является.

В соответствии с п.п.7 п.3 ст.6 Закона Сахалинской области «О транспортном налоге» от 29.11.2002 года № 377, от уплаты налога в полном объеме освобождаются граждане, получающие страховые пенсии по старости, при достижении ими возраста по старости (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет; лица, вышедшие на пенсию в районах крайнего Севера и приравненных к ним, местностях, соответственно 55 и 50 лет), владеющие и самостоятельно управляющие транспортным средством (на одно транспортное средство - легковой автомобиль).

Согласно указанной норме закона от уплаты транспортного налога освобождаются граждане, получающие страховые пенсии по старости при достижении им указанного в законе возраста. Льготы лицу, достигшему пенсионного возраста и получающему пенсию за выслугу лет, в данной норме закона не предусмотрено.

Каких - либо доказательств, подтверждающих, что Кривулько Л.Л. в связи с достижением 50 летнего возраста является получателем страховой пенсии по старости, как вышедшая на пенсию в районах крайнего Севера и приравненных к ним, местностях, как и доказательств, подтверждающих наличие у нее такого права, в материалах дела не имеется.

При таком положении, учитывая, что административным истцом соблюдены порядок и сроки предъявления налогоплательщику требования об уплате налогов, пени, подачи заявлений в суд (мировому судье), доказательств уплаты сумм задолженности административным ответчиком не представлено, основания для предоставления льготы по транспортному налогу ей у налогового органа отсутствовали, вывод суда об удовлетворении административного искового заявления МИФНС №1 по Сахалинской области является правильным.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения, не имеется.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Южно-Сахалинского городского суда от 19 октября 2017 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области к Кривулько Л. Л. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год и пени – оставить без изменения, апелляционную жалобу Кривулько Л. Л. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий Чемякина И.А.

Судьи Иском Е.П.

Позднякова О.Ю.