Дело № 33а-2543/2022
в суде первой инстанции дело № 2а-151/2022
УИД 27RS0008-01-2021-003140-39
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда Чуешкова В.В.,
при секретаре Серченко И.Г.,
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании 25 мая 2022 года в г. Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края к Пристинской Е.Н. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам, пени,
по апелляционной жалобе административного истца ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края на решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 января 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пристинской Е.Н. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам, пени. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик Пристинская Е.Н. состоит на учете в ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края и имеет задолженность по обязательным платежам по налогу на имущество физических лиц, которая возникла в связи с его неуплатой и пени.
На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с Пристинской Е.Н. в пользу ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 1002руб. 00 коп, пеню в размере 0,74 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 января 2022 года в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края отказано.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение - об удовлетворении административного искового заявления. Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, без учета сведений, которые поступают в налоговый орган от нотариуса в порядке п. 6 ст. 85 Налогового кодекса РФ, согласно которым объект недвижимости - квартира (<адрес>) находилась в собственности Пристинской Е.Н. с 14.08.2013г. по 06.06.2017г.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административного истца административный ответчик Пристинская Е.Н. указывает, что как пенсионер освобождена от уплаты налога на имущество.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились. О дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом, об отложении судебного заседания – не ходатайствовали. Согласно письменному заявлению административный ответчик Пристинская Е.Н. просила рассмотреть дело в её отсутствие.
На основании изложенного и ст. ст. 150, 306, 307 ч. 2 КАС РФ, судья апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда и предоставленные по запросу суда апелляционной инстанции дополнительные доказательства, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество физических лиц входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества.
Средства от уплаты данного налога зачисляются в доходы местных бюджетов и органами местного самоуправления направляются на решение социально-экономических вопросов на территории муниципальных образований.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, обязаны платить законно установленный налог в отношении этого имущества.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Подпунктом 9 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6 ст.45 НК РФ).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового Кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате имущественных налогов физических лиц не связывается Кодексом с наличием согласия или договора между налогоплательщиком и ФНС России, а также между иными органами государственной власти. Указанная обязанность в силу статьи 52 Кодекса исполняется налогоплательщиком на основании направленного ему налоговым органом налогового уведомления.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 32 НК РФ, налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет физических лиц.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 84 НК РФ, каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.
Снятие с учета физического лица осуществляется на основании сведений о регистрации прекращения права на недвижимое имущество, о снятии с регистрационного учета транспортного средства, в случае смерти физического лица, сообщенных органами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 85 Кодекса (пункты 32, 33 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н).
Согласно ст. 85 п. 6 НК РФ, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым (п. 6 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ).
При этом временем открытия наследства является момент смерти гражданина (п. 1 ст. 1114 ГК РФ).
В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог на имущество физических лиц исчисляется со дня открытия наследства (п. 7 ст. 408 Налогового кодекса РФ).
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода (календарного года) права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения указанного права не учитывается при определении коэффициента (п. 5 ст. 408 НК РФ).
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. п. 2 - 4 ст. 409 НК РФ).
Наряду с этим, в случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 2 ст. 52 НК РФ).
Таким образом, налог на имущество физических лиц исчисляется со дня открытия наследства (с момента смерти наследодателя). При этом налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, суд первой инстанции исходил из того, что по информации Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии об имевшихся (имеющихся) у Пристинской Е.Н. объектах недвижимости на территории Российской Федерации и согласно полученному уведомлению от 21.12.2021г., в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемая информация в отношении Пристинской Е.Н. отсутствует.
Судья апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края.
Вместе с тем, судья апелляционной инстанции не может согласиться с приведенным в обжалуемом решении основанием, по которому суд первой инстанции оставил без удовлетворения административное исковое заявление.
Проверив и оценив доводы административного ответчика о наличии оснований для освобождения её от уплаты налога на имущество физических лиц, поскольку Пристинская Е.Н. является пенсионером, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела и предоставленных по запросу суда апелляционной инстанции в порядке ст. 63 КАС РФ документов следует, что Пристинская Е.Н. являлась плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно сведений, предоставленных нотариусом, 14.08.2013г. на имя Пристинской Е.Н. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на объект недвижимого имущества.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 05.05.2022г. и 18.05.2022г., правообладателю Пристинской Е.Н. принадлежал объект недвижимого имущества - помещение, 55,3 кв.м, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>. 25.04.2017г. – дата государственной регистрации права собственности, 06.06.2017г. - дата государственной регистрации прекращения права собственности. Основанием государственной регистрации явилось свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное 14.08.2013г.
Согласно письменным пояснениям ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, основанием для исчисления налога на имущество физических лиц в отношении Пристинской Е.Н. за 2016 и 2017 годы явились сведения, полученные от нотариуса в порядке, установленном п. 6 ст. 85 Налогового кодекса РФ.
В адрес Пристинской Е.Н. были направлены налоговые уведомления № 35737996 от 06.08.2017г. и № 21900904 от 10.07.2019г., в соответствии которыми налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц – квартиру: за 2016 год в размере 995 рублей и за 2016 год в размере 1 002 рублей, за 2017 год - 434 рубля.
В связи с неисполнением в полном объеме Пристинской Е.Н. обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в ее адрес направлены требования об уплате налога и пени: № 8955 от 05.02.2018г. по сроку исполнения 20.03.2018г. на сумму исполнения 1011,98 рублей, № 49800 от 17.11.2020г. по проку исполнения 28.12.2020г. на сумму 12,74 рублей.
Требования об уплате налога и пени Пристинской Е.Н. исполнено частично, остаток задолженности по налогу на имущество физических лиц составил 1002 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц – 0,74 рублей.
13.07.2021г. ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края обратилась на судебный участок № 37 Ленинского округа гор. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Пристинской Е.Н. задолженности по налогам на имущество физических лиц: всего в размере 1002 рублей и пени – 0,74 рублей.
16.07.2021г. мировым судьей выдан судебный приказ № 2а-2135/2021.
06.08.202 г. Пристинская Е.Н. обратилась к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа, указав на отсутствие у нее в собственности облагаемого налогами имущества.
30.11.2021г. (почтовый конверт от 23.11.2021г.) ИНФС России по гор. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края обратилась в Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц и пени в общей сумме 1002 руб. 74 коп.
На основании изложенного и установленных по делу обстоятельств, судья апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Пристинская Е.Н. действительно являлась в указанный административным истцом период налогоплательщиком налога на имущество физических лиц на основании предоставленных в материалы дела документов, ст. ст. 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». Нормы действующего законодательства, регулирующие порядок налогообложения на территории Российской Федерации, сроки исчисления суммы налога и пени, предъявления налоговых уведомлений и требований налогоплательщику, а так же предъявления заявлений о взыскании задолженности по налогу и пени в суд, административным истцом соблюдены и применены верно.
Вместе с тем, налоговым органом не принято во внимание, что согласно информации ОПФР по Хабаровскому краю и ЕАО, Пристинская Е.Н., 17.07.1958 года рождения, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.07.2008г.
В соответствии с п.п. 10, 10.1 ч. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ с учетом положений настоящей статьи, право на налоговую льготу имеют в том числе: пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание; физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (пп. 10.1 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ).
Согласно ч. 6 статьи 407 Налогового кодекса РФ Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с абзацем девятым пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.09.2019г. N 325-ФЗ) в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
При этом, по мнению ФНС России, к сведениям, полученным в соответствии с Кодексом, относятся в том числе актуальные документированные сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, ранее представленные в налоговый орган, например, с заявлением о предоставлении налоговой льготы.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 29.09.2019г. N 325-ФЗ, абзац девятый пункта 3 статьи 361.1 Кодекса вступает в силу с 1 января 2020 года и не имеет ограничений по налоговым периодам, за которые может применяться указанный порядок предоставления налоговых льгот по налогу. (Письмо ФНС России от 23.06.2020г. N БС-4-21/10275@ "О применении беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по транспортному налогу физических лиц).
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2004 года N 14-П, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, Налоговый кодекс исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Учитывая изложенное и принимая во внимание положения пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, судья апелляционной инстанции отмечает, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону.
Беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот предусмотрен абзацем 9 пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2020 года. Однако положениями части 3 статьи 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ, которым внесены изменения в статью 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не установлены ограничения по налоговым периодам, за которые может применяться указанный порядок.
Как следует из материалов дела, на дату возникновения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц Пристинская Е.Н. являлась лицом, получающим страховую пенсию по старости, в связи с чем обладала правом на получение льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц.
Судом первой инстанции данные обстоятельства не были учтены при определении основания отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Принимая во внимание изложенное, судья апелляционной инстанции полагает, что решение суда не подлежит изменению или отмене, поскольку несоответствие основания, по которому судья пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска, не свидетельствует о несоответствии его обстоятельствам, установленным по делу и правильному применению норм материального права.
Согласно ст. 310 ч. 5 КАС РФ, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Учитывая то обстоятельство, что Пристинская Е.Н. с 2008 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», оснований для начисления ей налога на имущество физических лиц за 2016 и 2017 года у налогового органа не имелось, в связи с чем, требования ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 января 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья: