АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2018 г. по делу № 33-6036/2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего М.В.Гвоздева,
судей И.Н.Овсянниковой, Е.С.Жельнио,
при секретаре Б.В.Шадрине,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края, апелляционное представление прокурора Комсомольского района Хабаровского края на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 02 октября 2017 года, принятое по гражданскому делу по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края к Краевому государственного казенному учреждению «Комсомольское лесничество», Федеральному агентству лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Управлению лесами Правительства Хабаровского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Овсянниковой И.Н., пояснения представителя управления лесами Правительства Хабаровского края – Жбановой Н.В., прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края – Доськовой Т.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к КГКУ «Комсомольское лесничество» о возложении обязанности. В обоснование требований указал, что при осуществлении прокурорского надзора выявлены нарушения лесного законодательства. На основании информации от КГКУ «Комсомольское лесничество» на территории Комсомольского района расположены четыре лесничества - Комсомольское, Гурское, Нижнетамбовское и Уктурское. Федеральным законодательством установлено, что таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов являются одной из составляющих лесоустройства, правила проведения которого установлены Лесоустроительной инструкцией. Согласно информации КГКУ «Комсомольское лесничество» от 30 июня 2017 № на территории четырёх указанных лесничеств, расположенных на территории Комсомольского района, лесоустройство проводилось в период 1991-2004 годов, то есть срок давности таксации лесов по указанным лесничествам составляет от 26 до 13 лет. В соответствии с лесохозяйственным регламентом Комсомольского лесничества общая площадь лесничества составляет 345 392 га. В настоящее время применяемые на территории Комсомольского лесничества мероприятия по охране, воспроизведению, заготовке, таксации лесов не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 13 лет. Общая площадь Нижнетамбовского лесничества составляет 460 243 га., в настоящее время применяемые на территории Комсомольского лесничества мероприятия по охране, воспроизведению, заготовке, таксации лесов не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 19 лет. В соответствии с лесохозяйственным регламентом Гурского лесничества, общая площадь лесничества составляет 698 687 га., в настоящее время применяемые на территории Комсомольского лесничества мероприятия по охране, воспроизведению, заготовке, таксации лесов не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 23 года. Общая площадь Уктурского лесничества составляет 802 630 га., в настоящее время применяемые на территории Комсомольского лесничества мероприятия по охране, воспроизведению, заготовке, таксации лесов требованиям Лесоустроительной инструкции не соответствуют, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 25 лет. Не выполнение ответчиком мероприятий по охране, защите, обеспечению санитарной безопасности в лесах является нарушением лесного законодательства, влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, а в условиях пожароопасного периода может повлечь за собой возникновение экологически опасной обстановки в виде пожара, что причинит ущерб Российской Федерации; ненадлежащая организация работ по лесоустройству противоречит требованиям закона.
С учетом уточненных исковых требований просил суд:
- обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края до 30 декабря 2018 года организовать проведение лесоустройства путём таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Комсомольского района Хабаровского края Нижнетамбовского, Гурского, Комсомольского, Уктурского лесничеств;
- обязать КГКУ «Комсомольское лесничество» до 31 декабря 2018 года для проведения лесоустройства путём таксации лесов и при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Комсомольского района Хабаровского края Нижнетамбовского, Гурского, Комсомольского, Уктурского лесничеств: обеспечить предоставление информации о лесах для её включения в таксацию лесов при проведении лесоустройства; обеспечить лесопатологическое обследование лесов, проведение санитарно- оздоровительных мероприятий, мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации очагов вредных организмов с предоставлением информации о лесопатологическом обследовании и проведённых мероприятиях для включения в таксацию лесов; обеспечить проверку выполнения и приёмку работ по лесоустройству, охране, защите лесов и лесоразведению.
Определением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 10.08.2017 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Рослесхоз), Управление лесами Правительства Хабаровского края.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 02.10.2017 года исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края удовлетворены частично. Судом постановлено: обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края в течение трех лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Комсомольского муниципального района Хабаровского края: Гурского лесничества (площадь 698 687 га), Нижнетамбовского лесничества (площадь 460 213 га), Уктурского лесничеств (площадь 802 630 га), Комсомолського лесничества (площадь 345 392 га).
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Управление лесами Правительства Хабаровского края ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Указывает, что истец не предоставил доказательств в отношении доводов, подтверждающих несоответствие запланированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в границах Комсомольского района Хабаровского края требованиям лесного законодательства, а также наличия в Управлении лесами средств на организацию проведения лесоустроительных работ. С 2011 года, когда Управлению были переданы полномочия по проведению лесоустройства на землях лесного фонда Хабаровского края, объем субвенций, выделяемых, выделяемых краю из федерального бюджета сократился на 185,3 млн. руб., что делает невозможным исполнение таких полномочий. Кроме того, судом первой инстанции неправильно истолкован п. 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. № 516. Так, действующими правилами лесоустройства не определена частота их актуализации, не установлено императивное правило требование о проведении таксации лесов каждые 10 лет, в связи с чем, материалы таксации 1991-2004 годов являются действующими и пригодными к работе.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28.02.2018 г., решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 02.10.2017 года изменено в части установления срока для Управления лесами Правительства Хабаровского края по организации проведения лесоустройства, в указанной части принято новое решение, которым на Управление лесами Правительства Хабаровского края возложена обязанность в срок до 30 декабря 2018 года организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Комсомольского муниципального района Хабаровского края: Гурского лесничества, Нижнетамбовского лесничества, Уктурского лесничеств, Комсомолського лесничества.
Постановлением Президиума Хабаровского краевого суда от 23.07.2018 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28.02.2018 г. отменено, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
КГКУ «Комсомольское лесничество», Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая положение ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения не находит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Хабаровскому краю в лице Управления лесами Правительства Хабаровского края переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе, по организации использования лесов, их охране, защите, воспроизводству лесов, а также по проведению на землях лесного фонда субъекта лесоустройства.
В соответствии с п.п. 1.1, 3.3, 3.16 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 г. № 185-пр, Управление лесами Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений. Организует использование лесов, их охрану (в том числе, осуществлении мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда на территории Хабаровского края и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов) на указанных землях. Организует проведение лесоустройства на землях лесного фонда и лесных участках, находящихся в собственности края, в пределах полномочий края.
Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ, в частности, на землях лесничеств и лесопарков. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 67 Лесного кодекса РФ).
Согласно статье 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также таксацию лесов.
Пункт 58 Лесоустроительной инструкций, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 года № 516, устанавливает, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 116 Инструкции).
Материалами дела установлено, что на территории Комсомольского, Гурского, Нижнетамбовского, Уктурского лесничеств, расположенных на подведомственной КГКУ «Комсомольское лесничество» территории, лесоустройство проводилось в период с 1991 по 2004 года, то есть срок давности таксации лесов по указанным лесничествам составляет более 10 лет.
Из представленной КГКУ «Комсомольское лесничество» информации следует, что при разработке лесохозяйственного регламента Комсомольского, Гурского, Нижнетамбовского и Уктурского лесничеств, утвержденных приказами Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2008 года № 377-п от 22 декабря 2008 года №360-п, от 22 декабря 2008 года № 367-п и 22 декабря 2008 года № 387-п соответственно использовались устаревшие материалы лесоустройства 1992-1994 года, 1997-1998 и 1991-1992 годов соответственно.
Согласно пункту 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Исходя из системного толкования названных правовых норм и руководствуясь представленными в деле доказательствами, которые подтверждают тот факт, что на территории, подведомственной КГКУ «Комсомольское лесничество» срок давности последних мероприятий по таксации лесов превышает 10 лет, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции, который правомерно признал Управление лесами Правительства Хабаровского края надлежащим ответчиком и возложил на него обязанность в течение трех лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории подведомственной КГКУ «Комсомольское лесничество» - Гурского, Нижнетамбовского, Уктурского, Комсомольского лесничеств.
Доводы жалобы о том, что действующими правилами проведения лесоустройства, содержащими требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах не определена частота их актуализации с определением периодичности в 10 лет, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку в силу ст. 68 Лесного кодекса РФ таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов являются одной из составляющих лесоустройства, правила проведения которого в соответствии с ч. 3 ст. 69.2 Лесного кодекса РФ установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516.
Доводы жалобы о возложении обязанности по организации проведения лесоустройства исключительно на Управление лесами Правительства Хабаровского края, при том, что главным распорядителем и получателем средств из федерального бюджета является Федеральное агентство лесного хозяйства на правильность постановленного решения не влияют, поскольку Управление лесами Правительства Хабаровского края, в соответствии с п.1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 г. № 185-пр, является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, в связи с чем суд обоснованно возложил на Управление лесами Правительства Хабаровского края обязанность провести в установленном законом порядке лесоустройство.
Доводы жалобы о невозможности выполнения мероприятий вследствие недостаточного финансирования не свидетельствует о наличии оснований к отмене принятого по делу судебного постановления. Устранение нарушений лесного законодательства не может быть постановлено в зависимость от наличия средств, достаточных для проведения необходимых мероприятий.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений лесного законодательства определен судом, исходя из разумности и характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения. Оснований для его изменения по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют позицию стороны ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 02 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края, - без удовлетворения.
Председательствующий: М.В.Гвоздев
Судьи: Е.С.Жельнио
И.Н.Овсянникова