В суде первой инстанции дело № 2а-288/2021
Дело № 33а-5668/2021
УИН 27RS0016-01-2021-000364-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 октября 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Казариковой О.В.,
судей: Савченко Е.А., Карбовского С.Р.
при секретаре: Джибе С.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 15 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №3 по Хабаровскому краю к Овчинниковой Т.С. о взыскании недоимки по налогам и сборам, пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика Овчинниковой Т.С. на решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 26 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., пояснения административного ответчика Овчинниковой Т.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №3 (далее – Межрайонная ИФНС России №3 по Хабаровскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Овчинниковой Т.С. о взыскании задолженности по налогам и сборам, пени. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в 2017-2018 годах в собственности административного ответчика находилось имущество (автомобиль), признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Налогоплательщику начислен транспортный налог и направлены уведомления с указанием налоговых периодов, объекта налогообложения, порядка расчета налога, суммы налога и срока уплаты. В установленный срок налогоплательщиком транспортный налог не уплачен, на сумму налога начислена пеня. Административным истцом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от 05.02.2019 № 17125, от 30.01.2020 № 2668.
Кроме того, Овчинникова Т.С. в период времени с 04.05.2005 по 16.12.2019 состояла на налоговом учете в качестве ИП. Налогоплательщику были произведены начисления за расчетный период с 01.01.2019 по 16.12.2019 по обязательному пенсионному страхованию в размере 29 354 рублей и на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб. со сроком уплаты до 31.12.2019. В связи с неуплатой налогов, Овчинниковой Т.С. направлено требование № 2668 от 30.01.2020 со сроком уплаты до 17.03.2020. Задолженность по страховым взносам оплачена не была.
Судебный приказ от 02.10.2020 N 2а-2181/2020 отменен определением мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» и.о. мирового судьи судебного района «Вяземский район Хабаровского края» 06.11.2020 в связи с поступлением возражений административного ответчика относительно судебного приказа.
Административный истец, ссылаясь на положения статей 45, 48 НК РФ, учетом изменения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 46 КАС РФ просил суд взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 6 606,42 руб. - за 2019 год, пени в размере 39,91 рублей - за 2019 год; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017): налог в размере 28170,37 руб. - за 2019 год и пени в размере 170,19 рублей - за 2019 год; по транспортному налогу в размере 2040 руб. (за 2017 год - 1020 рублей, за 2018 год - 1020 рублей), пени в размере 28,93 рублей (за 2017 год - 16,50 руб., за 2018 год - 12,43 рублей).
Решением Вяземского районного суда Хабаровского края от 26 мая 2021 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю удовлетворены.
Судом постановлено взыскать с Овчинниковой Т.С., проживающей <адрес> транспортный налог за 2017 и 2018 гг. в размере 2040 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 и 2018 гг. - 28,93 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размер 6 606,42 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 39,91 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 28 170,37 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 170,19 рублей; в бюджет Вяземского муниципального района Хабаровского края постановлено взыскать государственную пошлину в размере 1311,67 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик Овчинникова Т.С. с постановленным по делу решением не согласилась, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в котором уменьшить сумму взысканного налога на 10 784,24 руб.. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что деятельность в качестве ИП не вела с 2009 года. До указанного года все налоги платила исправно. Все недоимки по взносам, образовавшимся до 1 января 2017 года, были списаны в 2018 году по налоговой амнистии на основании Федерального закона «О налоговой амнистии» от 28.12.2017 № 436-ФЗ. Образовавшуюся задолженность по обязательным взносам на пенсионное и медицинское страхование за 2017-2019 гг. не признает, поскольку не понимает ее природы. Также указала на пропуск срока исковой давности по взысканию недоимок и пеней за 2017, 2018 годы. При этом указала, что часть задолженности по налогам была удержана судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства из зарплаты Овчинниковой Т.С. в октябре и ноябре 2020 года на сумму 10 784,24 рублей. Вместе с тем, в решении суда не указано за какой период была взыскана данная сумма удержания. Ранее Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю было отказано в восстановлении срока на взыскание взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017, 2018 гг. Также Овчинникова Т.С. указала на несогласие с требованиями о взыскании транспортного налога, поскольку она хотела снять автомобиль с учета еще в 2009 году, но не смогла этого сделать, поскольку на автомобиль был наложен арест. Считает, что сумма транспортного налога за 2017 год подлежит списанию в связи с пропуском сроков на обращения в суд с данными требованиями.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю указывает, что обязанность по уплате обязательных взносов на пенсионное и медицинское страхование связано с наличием статуса предпринимателя и не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности, фиксированный размер начисления взносов на ОПС и ОМС произведен на основании п.п. 2 п.1 ст.419 НК РФ, согласно которого страховые взносы на ОПС в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей - в фиксированном размере 29 354 рублей за 2019 год, и страховые взносы на ОМС в фиксированном размере 6 884 рублей за 2019 год. Дополнительно сообщил, что налоговый орган обращался в суд с требованиями о взыскании взносов на ОПС и ОМС за 2017 и 2018 гг. с ходатайством о восстановлении сроков на взыскание. Решением Вяземского районного суда Хабаровского края от 19.04.2021 по делу № 2а-227/2021 административному истцу было отказано в удовлетворении требований. На основании данного решения налоговым органом было произведено списание задолженности по страховым взносам на ОМС. Сумма в размере 9 041,66 рублей и 1 742,58 рублей была взыскана судебными приставами в счет погашения взносов на ОМС за расчетный период до 01.01.2017 в рамках возбужденного исполнительного производства на основании Постановления Инспекции, в связи с чем данные суммы не вошли в период, взыскиваемый по настоящему делу. Срок на взыскание транспортного налога не истек, поскольку недоимка по транспортному налогу за 2017 год выявлена 03.12.2018, требования об ее уплате направлено в феврале 2020 года.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда, не явился, своих представителей не направил, о намерении лично участвовать в судебном разбирательстве не заявил. В связи с указанным, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
В суде апелляционной инстанции административный ответчик Овчинникова Т.С. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Подпунктом 9 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6 ст.45 НК РФ).
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которым налогоплательщик извещается о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт статьи 69 НК РФ).
Пункт 1 статьи 70 НК РФ предусматривает, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 48 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
Согласно статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На территории Хабаровского края транспортный налог установлен и введен в действие Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае». Этим же законом определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и налоговые льготы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Овчинникова Т.С. в период с 2002 года по 2018 год включительно являлась владельцем транспортного средства: Toyota Corolla, государственный регистрационный знак №, что подтверждается карточкой АМТС, сведениями о факте регистрации ТС и его владельце. С 2009 года на данное транспортное средство наложены ограничения в виде запрета регистрационных действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363, п. 1, 2 ст. 409 НК РФ НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Согласно части 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (часть 4 статьи 57 НК РФ).
В адрес налогоплательщика Овчинниковой Т.С. 17.09.2018 направлялось налоговое уведомление № 13851427 от 21.08.2018, в том числе, об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 1020 руб., в срок до 03.12.2018.
Поскольку в сроки, установленные для уплаты транспортного налога Овчинникова Т.С. не произвела уплату, налоговым органом административному ответчику было выставлено требование № 17125 об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 1020 рублей со сроком исполнения до 26 марта 2019 года и направленное в адрес должника 25.02.2019.
Овчинниковой Т.С. 01.08.2019 направлялось налоговое уведомление № 23114832 от 10.07.2019 об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 1020 рублей в срок до 02.12.2019. В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога, административным истцом в адрес Овчинниковой Т.С. выставлено требование №2668 по состоянию на 30.01.2020 об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 1020 рублей со сроком исполнения до 17 марта 2020 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В силу статьи 424 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.
Из содержания пункта 1 статьи 432 НК РФ следует, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 432 НК РФ.
Пункт 2 статьи 432 НК РФ предусматривает, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование; суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 НК РФ; страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом; в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками; при превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, недоимку по страховым взносам.
В силу ч. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии со ст. 419 НК РФ, ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Овчинникова Т.С. в период времени с 04.05.2005 по 16.12.2019 имела статус индивидуального предпринимателя и в соответствии со статьёй 419 НК РФ являлась плательщиком страховых взносов.
В силу положений ч. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Поскольку в 15-дневный срок с даты государственной регистрации прекращения деятельности Овчинникова Т.С. не произвела уплату страховых взносов, а также не произвела уплату транспортного налога за 2017, 2018 годы, налоговым органом административному ответчику было выставлено требование № 2668 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование за 2017 год, недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 1020 рублей, начислены пени со сроком исполнения до 17 марта 2020 года.
Административному ответчику произведен расчет недоимки и пеней за расчётный период с 01.01.2019 по 31.12.2019 и начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее ОПС) в размере 29 354 руб., пени на страховые взносы на ОПС в размере 177,35 рублей, и на обязательное медицинское страхование (далее ОМС) в размере 6884 руб., пени на страховые взносы на ОМС в размере 41,59 рублей, которые должны были быть оплачены Овчинниковой Т.С. до 31.12.2019, суммы начисленного транспортного налога за 2019 года, пени включены в требование № 2668 со сроком исполнения до 17 марта 2020 года.
2 октября 2020 года мировым судьей судебного района «г. Бикин и Бикинский район Хабаровского края» судебного участка №53 был выдан судебный приказ № 2а-2181/2020 о взыскании с Овчинниковой Т.С. в пользу Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю задолженности по страховым взносам на ОПС в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 в сумме 29 354 руб., пени в сумме 177,35 руб., страховым взносам на ОМС в бюджет ФФ ОМС за период с 01.01.2017: налог в сумме 6 884, руб., пени в сумме 41,59 руб., транспортного налога за 2017 – 2018 г.г. в сумме 20 40 руб., пени в сумме 28,93 руб., а также в доход местного бюджета госпошлины в сумме 677,89 руб.
Определением мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» судебного участка №56 от 06.11.2020 судебный приказ № 2а-2181/2020 от 02.10.2020 о взыскании с Овчинниковой Т.С. задолженности по уплате страховых взносов на ОПС в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 в сумме 29 654 рублей, пени в сумме 177,35 рублей, страховых взносов на ОМС в бюджет ФФ ОМС за период с 01.01.2017 в сумме 6884 рублей, пени в сумме 41,59 рублей, транспортного налога за 2017-2018 гг. в сумме 2040 рублей, пени в сумме 28,93 рублей - отменен.
С настоящим административным иском в районный суд налоговый орган обратился 12.04.2021, направив исковой материал по почте 08.04.2021.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями НК РФ и Федерального закона об обязательном пенсионном страховании и обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, исходил из того, что Овчинникова Т.С., являлась индивидуальным предпринимателем, имела в собственности автомобиль, не исполнила обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, транспортного налога, задолженность не уплатила, и, проверив представленные расчёты административного истца, пришел к выводу, что имеются предусмотренные налоговым законодательством основания для взыскания страховых взносов, налога и пени, порядок взыскания и срок обращения в суд административным истцом соблюдены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Получив требование налогового органа, Овчинникова Т.С. не исполнила требование об уплате страховых взносов, транспортного налога и пени, в связи с чем налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа, направив заявление по почте 10.09.2020.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
В силу разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ).
Как обращено внимание Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 30 января 2020 года № 12-О и № 20-О, установленные шестимесячные сроки и моменты начала их исчисления относятся к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлены необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
Согласно определению Конституционный Суд Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Из изложенного следует, что принудительное взыскание налога с физического лица допускается исключительно в судебном порядке в течение установленных законом сроков, а также при наличии к тому оснований (установленный факт наличия задолженности и др.); произвольное и бессрочное взыскание с налогоплательщика сумм налоговой задолженности, обращение налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа, действующим правопорядком не допускаются.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены, о чем указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2465-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова Павла Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации», с акцентом на то, что установление указанных обстоятельств в силу части 6 статьи 289 КАС РФ относится к числу юридически значимых по административному делу, рассматриваемому в порядке главы 32 названного процессуального закона.
Как разъяснено в абзацах 1, 3 п.50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа). С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента наступления срока уплаты суммы недоимки.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Согласно пункта 31 указанного Постановления Пленума ВАС РФ судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.
Как следует из положений статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз.2 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах, суду первой инстанции надлежало проверить соблюдение всех последовательных сроков, предусмотренных НК РФ, в частности трехмесячного срока обращения налогового органа с требованием об оплате недоимки, шестимесячного срока на обращение в мировой суд и шестимесячного срока после обращения в суд общей юрисдикции с иском после отмены судебного приказа.
На момент направления требования №2668 по состоянию на 30.01.2020 общая сумма недоимки по налогам, срок требования по которому установлен до 17.03.2020, уже превысила 3000 рублей. Таким образом, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки налоговому органу надлежало обратиться не позднее 17.09.2020. С заявлением о выдаче судебного приказа Межрайонная ИФНС №3 России по Хабаровскому краю обратилась 10.09.2020 посредством почтового направления, то есть в пределах установленного срока для обращения в мировой суд.
2 октября 2020 года мировым судьей судебного района «г. Бикин и Бикинский район Хабаровского края» судебного участка №53 был выдан судебный приказ № 2а-2181/2020 о взыскание задолженности с Овчинниковой Т.С.
Однако, 06.11.2020 определением мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» судебного участка №56 вышеуказанный судебный приказ № 2а-2181/2020 от 02.10.2020 был отменён в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.
С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился посредством почтового отправления 08.04.2021, то есть в пределах 6-месячного срока для обращения в суд.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с настоящим иском о взыскании недоимки и пени не пропущен, поскольку с исковым заявлением о взыскании недоимки налоговый орган обратился в пределах всех установленных налоговым законодательством сроков для обращения в суд.
При этом судебная коллегия отмечает, что действия, направленные на снятие транспортного средства с регистрационного учета, совершенные административным ответчиком в 2019 году, и невозможность снять транспортное средство с регистрационного учета не свидетельствуют об отсутствии у Овчинниковой Т.С. обязанности по уплате транспортного налога за вышеуказанные налоговые периоды, поскольку запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства Toyota Corolla, государственный регистрационный знак Т265ММ27, наложен судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительных производств от 20140710, ИП 20140704 7410-14-16-27, №20750/19/27016-ИП от 16.10.2019, №14059/18/27016-ИП от 12.11.2018, 10 апреля 2017 года, возбужденных в отношении Овчинниковой Т.С.
Таким образом, невозможность снятия транспортного средства Toyota Corolla, государственный регистрационный знак Т265ММ27, с регистрационного учета обусловлена поведением самого административного ответчика, в результате которого должностными лицами службы судебных приставов были приняты меры принудительного исполнения, сведений об отмене которых в материалах административного дела не имеется.
Несмотря на наличие в материалах административного дела сведений о принятии судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства запрета на регистрационные действия в отношении Toyota Corolla, государственный регистрационный знак Т265ММ27, эти обстоятельства не свидетельствуют о необходимости освобождения налогоплательщика от обязанности по уплате транспортного налога.
Арест имущества должника в исполнительном производстве выполняет обеспечительные функции и направлен на ограничение прав должника по распоряжению принадлежащим им имуществом.
Ограничение прав должника по пользованию принадлежащим ему имуществом также не означает прекращение права собственности на арестованное имущество.
Налоговое законодательство не связывает необходимость уплаты транспортного налога с возможностью осуществления фактического пользования и эксплуатации автомобиля, в связи с чем нахождение транспортного средства под запретом и арестом, не является основанием для освобождения владельца автомобиля от уплаты транспортного налога.
В связи с тем, что в спорный период транспортные средства были зарегистрированы за Овчинниковой Т.С., то транспортный налог за этот период подлежал взысканию.
Доводы административного ответчика об отсутствии дохода за время осуществления предпринимательской деятельности не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку в данном случае страховые взносы предъявлены ко взысканию в фиксированном размере в связи с фактом осуществления предпринимательской деятельности, который является самостоятельным объектом обложения страховыми взносами (пункт 3 статьи 420 НК РФ); на наличие такого объекта налогообложения как доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ, налоговый орган не ссылался и не предъявлял ко взысканию страховые взносы по этому объекту обложения.
Законодательством РФ предусмотрено ряд случаев, когда плательщики, осуществляющие предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Согласно ч. 7 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование: за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов; за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.
Данный список оснований для освобождения индивидуального предпринимателя от обязанности уплачивать страховые взносы является исчерпывающим. Доказательств наличия у Овчинниковой Т.С. оснований, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", для освобождения ее от уплаты страховых взносов, в налоговый орган не направляла, в суд не представила.
Таким образом, Овчинникова Т.С., являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, в налоговый орган с заявлением в установленной форме об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов не обращалась, в связи с чем несла личную ответственность за правильность, полноту, своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
Однако указанная обязанность Овчинниковой Т.С. не была исполнена, в связи с чем, ей было обоснованно выставлено требование об уплате суммы недоимки, а также начислены пени.
В требовании № 2668 по состоянию на 30.01.2020 налоговой инспекций Овчинниковой Т.С. начислены пени за 2019 год - за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 41,59 руб. и за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 177,35 руб.. Данный расчет, указанный в требовании №2668, изменен налоговым органом в процессе рассмотрения дела судом первой инстанции, поскольку обязанность по уплате страховых взносов за неполный календарный год (с 01.01.2019 по 16.12.2019) должна была быть исчислена пропорционально расчетному периоду. Судебная коллегия соглашается с итоговым расчетом Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю, положенным в основу принятого районным судом решения, оснований для его изменения не имеется.
Доводы Овчинниковой Т.С. о том, что налоговым органом производится повторное взыскание налогов, ранее уже взысканных судебными приставами-исполнителями, судебная коллегия находит необоснованными. Так, согласно представленным платежным поручениям № 852 от 29.10.2020 и № 948 от 27.11.2020 со счета Овчинниковой Т.С. произведено списание денежных средств в размере 9262,48 рублей и 1521,76 рублей (в общей сумме 10784,24 руб.)., основанием списание указано – удержание с заработной платы по постановлению № 27016/20/53251 от 24.08.2020, согласно которого взыскателем по данному исполнительному производству является ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска, предметом исполнения является взыскание налогов и сборов, включая пени на суммы долга 34 846,53 руб. и 180 808,93 рублей. Исполнительное производство, в рамках которого взысканы указанные суммы, возбуждено на основании актов органов, осуществляющих контрольные функции № 1899 от 21.02.2019 и № 27200001541 от 13.03.2018. Таким образом, требования о взыскании обязательных взносов на ОМС и ОПС за 2019 год, срок исполнения которых наступил 31.12.2019, а также задолженность по уплате транспортного налога за 2018 год, срок исполнения которого наступил 02.12.2019, не могли входить в указанную в постановлении сумму задолженности.
Довод о том, что Овчинникова Т.С. не должна уплачивать начисленные ей налоги, сборы и обязательные платежи ввиду непонимания их природы, судебная коллегия отклоняет как не основанный на законе.
Довод административного ответчика о том, что ранее Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю было отказано в восстановлении срока на взыскание взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017, 2018 гг. правового значения в настоящем деле не имеет, поскольку предметом настоящего административного дела взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017, 2018 гг. не являются.
При таких обстоятельствах, удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Овчинниковой Т.С. не исполнены требования налогового органа об оплате задолженности по страховым взносам, транспортному налогу, пени, административный ответчик имеет непогашенную задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 28170,37 руб. и пени по данным страховым взносам в размере 170,19 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год в размере 6606,42 руб., пени по данным страховым взносам в размере 39,91 руб., задолженность по транспортному налогу за 2017-2018 г.г. в размере 2 040 руб. и пени в размере 28,93 руб. и предусмотренные законом основания для его освобождения от налоговой обязанности отсутствуют.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии апелляционной инстанции, являются правильными, должным образом мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам налогового законодательства.
Размер задолженности по страховым взносам, транспортному налогу, пени судом проверен и признан верным, сомнений в своей правильности у судебной коллегии не вызывает. Действующим законодательством предусмотрены случаи освобождения плательщиков страховых взносов от их уплаты. Таких оснований применительно к Овчинниковой Т.С. не установлено.
Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, решение постановлено в соответствии с требованиями процессуального законодательства, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию административного ответчика, которая оценена судом в ходе рассмотрения дела и получила свое отражение в решении суда; не содержат фактов, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вяземского районного суда города Хабаровска от 26 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Овчинниковой Т.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: