НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 22.09.2017 № 33А-6441

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-6441

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Чемякиной И.А.

судей Поздняковой О.Ю., Герасимовой О.В.

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства в г.Хабаровске 22 сентября 2017 года дело по административному иску Муниципального унитарного предприятия «Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие» к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, Государственному инспектору по охране труда Ломоносовой Е.Н., Государственному инспектору по охране труда Береговой Е.В. о признании действий по проведению проверки незаконными и отмене результатов проверки,

по апелляционной жалобе директора МУП «СМЭП» - А.Г. Медведева на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского краевого суда от 29 мая 2017 года.

Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

МУП «СМЭП» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, Государственному инспектору по охране труда Ломоносовой Е.Н., Государственному инспектору по охране труда Береговой Е.В. о признании действий по проведению проверки незаконными, возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование заявленных требований указали, что 14.03.2017 года Государственному инспектору по охране труда Ломоносова Е.Н. и Государственный инспектор по охране труда Береговая Е.В. инициировали проведение плановой выездной проверки предприятия по вопросам соблюдения трудового законодательства. Проверка проведена с грубым нарушением установленных Федеральным законодательством требований к организации и проведению проверок, и не может являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежит отмене. К грубым нарушениям относится: периодичность проведения плановой проверки: для категории высокого риска – один раз в 2 года; для категории значительного риска – один раз в 3 года; для категории среднего риска – на чаще один раз в 5 лет; для категории умеренного риска не чаще один раз в 6 лет. В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица считается отнесенной к категории низкого риска. В отношении МУП «СМЭП» решение об отнесении предприятия к определенной категории риска не принималось, следовательно, предприятие считается отнесенным к предприятию низкого риска, в связи с чем, проверка в отношении предприятия не проводится. Таким образом, действия должностных лиц, являются незаконными. Просили суд признать незаконным действие Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, Государственного инспектора по охране труда Ломоносовой Е.Н. и Государственного инспектора по охране труда Береговой Е.В., выразившееся в проведении плановой проверки МУП «СМЭП», возложении обязанности устранить нарушения законных интересов МУП «СМЭП».

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29 мая 2017 года в удовлетворении требований МУП «СМЭП» отказано.

В апелляционной жалобе директор МУП «СМЭП» - А.Г. Медведев с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Указывает, что при отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица считается отнесенной к категории низкого риска. Учитывая, что предприятие не отнесено ни к какой из категорий риска, плановые проверки в отношении него проводится, не должны. Проверка в отношении предприятия должна была проводится в порядке предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 года № 197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», поскольку данное постановление вступило в законную силу до проведения проверки в отношении МУП «СМЭП». Просит решение суда первой инстанции отменить, внести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

Возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени его проведения, их явка обязательной не является, судом таковой не признавалась, руководствуясь ч.7 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Хабаровском крае от 06.03.2017 года, с 14.03.2017 года по 22.03.2017 года государственным инспектором труда Ломоносовой Е.Н. проведена проверка в отношении МУП «СМЭП», в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем 22.03.2017 года составлен акт проверки

На основании выявленных нарушений Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае в отношении МУП «СМЭП» вынесено предписание от 22.03.2017 года об устранении выявленных нарушений.

Постановлением от 27.03.2017 года МУП «СМЭП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что нарушения порядка и процедуры проведения проверки, фиксации выявленных нарушений и оформления ее результатов в процессе рассмотрения дела не допущено, процедура проведения проверки соответствуют требованиям закона, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку в решении приведен анализ представленных доказательств, которые оценены в соответствии с требованиями закона, верно указаны обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения, итоговые выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с положениями статей 354, 355, 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда и ее территориальные органы (государственные инспекции труда) осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Частью 4 ст. 10 указанного Закона предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно, статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

Пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются правовые основания проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.

Распоряжение инспекции труда о проведении проверки соответствует требования указанного выше закона. Правовые основания проведения проверки и предмет подробно приведены в пунктах 6 и 8 данного распоряжения, который содержит перечень основных нормативно-правовых актов, а также иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Форма распоряжения соответствует части 2 статьи 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Вопросы организации и проведения проверки соблюдения трудового законодательства регламентированы ст. 360 ТК РФ, а также Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 года N 875, и Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Минтруда России от 30.10.2012 года N 354н.

Судом установлено, что во исполнение требований Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в 2016 года Государственной инспекцией труда Хабаровского края был разработан и утвержден ежегодный план проведения плановой выездной проверки юридического лица МУП «СМЭП» на 2017 год, который до 01.11.2016 года был направлен в Прокуратуру Хабаровского края.

Постановлениями Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, до 01 января 2018 года

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 N 197 этот перечень дополнен федеральным государственным надзором за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводится в отношении работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Отнесение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется:

- решением главного государственного инспектора труда РФ (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;

- решением главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) - при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

- для категории высокого риска - один раз в 2 года;

- для категории значительного риска - один раз в 3 года;

- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;

- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

При таких обстоятельствах с учетом того, что ежегодный план Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае на 2017 года утвержден в 2016 году, а положения предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 N 197 относительно применения риско-ориентированного подхода, вступили в законную силу с 01.03.2017 года, то оснований для признания незаконными действий администритивного ответчика по проведению проверки в отношении МУП «СМЭП», в соответствии с ежегодным планом, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы относительно применения положений Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2017 года № 197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», противоречат вышеприведенным нормам и установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам.

Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, они были предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского краевого суда от 29 мая 2017 года по делу по административному иску Муниципального унитарного предприятия «Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие» к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, Государственному инспектору по охране труда Ломоносовой Е.Н., Государственному инспектору по охране труда Береговой Е.В. о признании действий по проведению проверки незаконными и отмене результатов проверки – оставить без изменения, апелляционную жалобу директора МУП «СМЭП» - А.Г. Медведева, без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий И.А. Чемякина

Судьи О.Ю. Позднякова

О.В. Герасимова