В суде первой инстанции дело № 2а-1036/2022
УИД 27RS0007-01-2022-000006-04
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-4621/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Казариковой О.В.
Судей Карбовского С.Р., Зыковой М.В.
при секретаре Пациора Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 22 июля 2022 года дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края к Маркевичу М.С. о взыскании задолженности,
по апелляционной жалобе административного истца ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Маркевичу М.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по налогу на имущество физических лиц. В обоснование заявленных требований указала, что Маркевич М.С. с 07.10.2011 по 29.08.2018 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налогового кодекса). Взыскание страховых взносов производилось службой судебных приставов на основании постановления № 362 от 03.03.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика. Недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 4 794,52 руб. Расчет размера пени производился за период с 01.11.2018 по 01.02.2019 за несвоевременную оплату задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 и составил 864,58 руб. Расчет размера пени производился за налоговый период 2017 года за несвоевременную оплату задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 на сумму недоимки для пени 23 400 руб. и за период с 29.06.2018 по 10.07.2018 составил 305,37 руб., за период с 12.07.2018 по 28.07.2018 составил 118,76 руб., за период с 08.08.2018 по 21.08.2018 составил 79,17 руб., за период с 01.09.2018 по 07.09.2018 составил 266,25 руб. Взыскание пени по страховым взносам производилось службой судебных приставов на основании постановления № 362 от 03.03.2018; недоимка по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 1 279,84 руб.
Также Маркевич М.С. в 2017 и 2018 годах являлся собственником недвижимого имущества – квартиры в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края. В нарушение пп.1 п.1 ст.23, п.1 ст.45 Налогового кодекса Маркевич М.С. налог на имущество физических лиц в установленный законом срок не уплатил; налог за 2017 год оплачен 18.12.2018, за 2018 год оплачен 17.03.2020, в связи с чем, налоговым органом были начислены пени.
Просила взыскать с Маркевича М.С. 4 794,52 руб. – задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 1 279,84 руб. – задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 10,37 руб. – задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29.03.2022 административное исковое заявление ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края удовлетворено частично.
С Маркевича М.С. в пользу ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края взыскана задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 гг. в сумме 10,37 руб.
В удовлетворении иных заявленных требований отказано.
С Маркевича М.С. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
В апелляционной жалобе административный истец ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени за несвоевременную оплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 279,84 руб.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С 01.01.2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
За расчетный период 2017 года размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется в следующем размере: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса (пп.1 п.1 ст.430 Налогового кодекса в соответствующей редакции).
В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (пп. 2 п. 1 ст.430 Налогового кодекса).
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
За расчетный период 2018 года размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется в фиксированном размере 26 545 руб., если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей (пп.1 п.1 ст.430 Налогового кодекса в соответствующей редакции).
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 данного Кодекса. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено этой статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым этого пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 данного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункты 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Маркевич М.С. в период с 07.10.2011 по 29.08.2018 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в силу положений пункта 1 статьи 430 и пунктов 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации обязан был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб. за налоговый период 2017 года не позднее 31 декабря указанного календарного года, и в размере 16 983,09 руб. за налоговый период 2018 года (с 01.01.2017 по 28.08.2018) не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя согласно пункту 5 статьи 432 Налогового кодекса.
Также в 2017-2018 гг. Маркевич М.С. являлся собственником недвижимого имущества - квартиры, расположенной по адресу:
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 части 1 статьи 401 Налогового кодекса квартира, расположенная в пределах муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Согласно части 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент спорных правоотношений и утратившей силу 23.11.2020 года) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 1 статьи 403 Налогового кодекса).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 1 статьи 409 Налогового кодекса).
Поскольку Маркевич М.С. в указанный период являлся собственником недвижимого имущества (квартиры), следовательно, обязан был уплатить налог на имущество физических лиц в размере и сроки, указанные в налоговых уведомлениях №19297737 от 28.08.2018, №21929072 от 10.07.2019.
Из материалов дела следует, что налог на имущество физических лиц за 2017 год оплачен административным ответчиком 18.12.2018, за 2018 год - 17.03.2020.
Статьей 45 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1); неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных данным Кодексом (пункт 6).
По смыслу пункта 2 статьи 57 и статьи 75 названного Кодекса при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени, начисленные налоговым органом в порядке и на условиях, предусмотренных данным Кодексом.
В отношении организаций или индивидуальных предпринимателей положениями статей 46 и 47 Налогового кодекса установлен принудительный (внесудебный) порядок взыскания задолженности - на основании решения налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и ряда иных объектов имущества; на основании решения (постановления) налогового органа, имеющего силу исполнительного документа, направляемого судебному приставу-исполнителю. При пропуске сроков применения мер принудительного взыскания оно осуществляется в судебном порядке.
В отношении налоговой задолженности физических лиц статья 48 Налогового кодекса закрепляет исключительно судебный порядок ее взыскания - путем обращения налогового органа с соответствующим требованием в суд. Осуществление налоговым органом мер взыскания задолженности в бесспорном порядке с физических лиц законом не допускается.
Отсутствие на счете гражданина, открытом для ведения предпринимательской деятельности, денежных средств в объеме, достаточном для погашения налоговой задолженности (в том числе, если выручка от предпринимательской деятельности фактически зачислена на текущий счет гражданина вместо его расчетного счета как индивидуального предпринимателя), не является основанием для обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете гражданина, открытом для удовлетворения личных нужд, но в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса позволяет налоговым органам перейти к обращению взыскания на имущество гражданина в порядке исполнительного производства, требовать взыскания задолженности в судебном порядке.
В связи с несовременной уплатой страховых взносов и налога в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса начислены пени. В адрес Маркевича М.С. были направлены требования об оплате задолженности по страховым взносам и недоимки по налогу:
- №258662 от 23.01.2018 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.20, прочие начисления, год – 23400 руб., пени – 59,7 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС, с 01.01.2017, прочие начисления год 2017 - 4590 руб., пени (с 01.01.2017 прочие начисления) – 11,7 руб., со сроком исполнения до 12.02.2018 (л.д. 21);
- №12308 от 07.09.2018 (страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС до 01.01.2017 прочие начисления – 3633,82 руб., пени (до 01.01.2017 прочие начисления) – 216,62 руб., 32,04 руб., 21,36 руб., пени (с 01.01.2017 прочие начисления) – 67,67 руб., 23,29 руб., 15,53 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017, прочие начисления, – 305,37 руб., 118,76 руб., 79,17 руб., 266,25 руб., пени по НДФЛ -4657,03 руб., со сроком исполнения до 27.09.2018 (л.д. 29-30);
- №15675 от 10.10.2018 (пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС с 01.01.2017 прочие начисления – 6,34 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017, прочие начисления, – 30,72 руб., со сроком исполнения до 07.11.2018 (л.д. 39);
- №15150 от 06.02.2020 (налог на имущество физических лиц – 544 руб., пени – 7,42 руб.) со сроком исполнения до 31.03.2020 (л.д. 42),
- №40634 от 26.06.2020 (пени по транспортному налогу – 1477,87 руб., 80,74 руб., пени по налогу на имущество – 4,99 руб., пени на страховые взносы в ПФ с 01.01.2017 - 864,58 руб., пени на страховые взносы в ФФОМС до 01.01.2017 – 129,50 руб., страховые взносы в ФФОМС с 01.01.2017 – 147,52 руб.), со сроком исполнения до 26.11.2020 (л.д. 45).
Из материалов дела также следует, что в период деятельности Маркевича М.С. в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска были применены меры принудительного взыскания в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса.
Так, на основании решения налогового органа № 365 от 13.03.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика принято соответствующее постановление № 362 от 13.03.2018, в соответствии с которым принято решение произвести взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества Маркевича М.С. в пределах сумм, указанных в требованиях от 09.01.2017, от 16.10.2017, от 23.01.2018 (л.д. 25-26).
Также в связи с наличием у Маркевича М.С. налоговой задолженности налоговый орган в порядке статьи 48 Налогового кодекса обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Маркевича М.С. задолженности по страховым взносам, пени.
12.05.2021 мировым судьей судебного участка № 31 Центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 4794,52 руб., пени – 1279,84 руб., пени на задолженность по страховым взносам в ФФОМС РФ в сумме 237,06 руб., пени по транспортному налогу в сумме 1558,61 руб., пени по налогу на имущество в сумме 10,37 руб., который отменен 10.08.2021 по заявлению административного ответчика.
Разрешая требование о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 гг. в сумме 10,37, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 1-3 статьи 48, пунктом 2 статьи 57, статьей 75 Налогового кодекса, проверив соблюдение налоговым органом порядка и процедуры взыскания задолженности по пене, расчет взыскиваемой суммы, сроки на обращение в суд и пришел к обоснованному выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате указанной задолженности.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая спор в части заявленного требования о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженности по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, суд первой инстанции исходил из того, что из искового заявления и документов, приложенных к исковому заявлению, следует, что с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по страховым взносам по постановлению от 03.03.2018 № 362 в сумме 4 794,52 руб., пени в сумме 1 279,84 руб. Принимая во внимание, что ранее налоговым органом предприняты меры взыскания задолженности в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса, необходимость принятия налоговым органом мер взыскания такой задолженности в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса, отсутствует. Кроме того, требования о взыскании недоимки по страховым взносам не выставлялись. Также в материалы дела не представлены сведения о том, что взыскание задолженности, на которую начислены спорные пени по страховым взносам, было обеспечено мерами взыскания, не представлен подробный расчет о том, в какой сумме и за какой период произведено частичное гашение пени.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что задолженность по пене по страховым взносам в размере 1 279,84 руб. подлежала взысканию в пользу ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку истцом не представлены сведения о соблюдении порядка и срока принудительного взыскания недоимки по страховым взносам, на которую были начислены спорные пени.
Доводы апелляционной жалобы не соответствуют доводам административного искового заявления. Так, обращаясь в суд, налоговая инспекция указала, что размер задолженности по пене по страховым взносам за 2017 год определен в следующем размере 305,37 руб. за период с 29.06.2018 по 10.07.2018; 118,76 руб. за период с 12.07.2018 по 28.07.2018; 79,17 руб. за период с 08.08.2018 по 21.08.2018; 266,25 руб. за период с 01.09.2018 по 07.09.2018 (требование №12308 от 07.09.2018), что составляет 769,55 руб. Также указано, что расчет размера пени производился за период с 01.11.2018 по 01.02.2019 за несвоевременную оплату задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 и составил 864,58 руб.
Между тем, в апелляционной жалобе налоговая Инспекция указывает, что общий размер исчисленной пени составляет 1 279,84 (864,58+305,37+79,17+30,72). При этом из доводов жалобы следует, что частичное гашение пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не производилось.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что из текста заявления о вынесении судебного приказа, следует, что заявлена ко взысканию задолженности по налогу по страховым взносам в сумме 4 794,52 руб., в то время как такая сумма задолженности не указана ни в одном из представленных в обоснование заявления требований (№ 15150 от 06.06.2020г.; № 40634 от 26.06.2020г., № 12308 от 07.09.20920г.; № 15675 от 10.10.2018г.; № 258662 от 23.01.2018г.). Апелляционная жалоба не содержит доводов об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении данных требований.
Из представленных в обоснование административных исковых требований доказательств следует, что требование об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование выставлялись в размере: требование № 15150 от 06.06.2020г. – 59,67; № 40634 от 26.06.2020г. - 864,58, № 12308 от 07.09.20920г. – 305,37; 118,76; 79,17; 266,25; № 15675 от 10.10.2018г. – 30,72, что в совокупности составляет 1724,52 и не подтверждает обоснованность определения задолженности по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1279,84, как указано истцом в просительной части административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Правовых доводов, влекущих за собой, в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отмену судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи