дело № 33а-714/2016
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Иском Е.П., Поздняковой О.Ю.
рассмотрев в порядке упрощенного ( письменного) судопроизводства 22 января 2016 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Хабаровскому краю о признании незаконным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № от 11.11.2014 года, возложении обязанности возвратить излишне уплаченный налог,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 июня 2015 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А.,, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в 2012 году она обучалась в автошколе, но доходов не имела, в дальнейшем, при трудоустройстве, 02.06.2014 года предоставила декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2013 год, в которой был заявлен социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной за обучение в автошколе в размере <данные изъяты> и исчислен налог к возврату из бюджета в сумме <данные изъяты>.
12.09.2014 года по результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации, МИФНС России № 8 составлен акт камеральной налоговой проверки №, на основании которого вынесено решение № от 11.11.2014 года об отказе в привлечении к налоговой ответственности, в котором отказано в предоставлении заявленного социального налогового вычета в размере <данные изъяты>.
Указанное решение ФИО2 обжаловала в УФНС России по Хабаровскому краю, которое приняло решение от 24.12.2014 № об оставлении обжалуемого решения без изменения.
Считает отказ в предоставлении налогового вычета незаконным, поскольку она имеет право на получение социального налогового вычета в соответствии со ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации; в НК РФ нет прямой ссылки на то, что социальный налоговый вычет может быть применен именно в том налогом периоде, в котором произведены расходы.
Просила признать незаконным и отменить решение Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № от 11.11.2014 года; обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю произвести возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты>.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 июня 2015 года в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что статья 219 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит прямого указания на конкретный налоговый период для получения социального налогового вычета; социальным налоговым вычетом можно пользоваться ежегодно. В 2012 году она обучалась в автошколе, при этом дохода, облагаемого по ставке 13% не имела, так как находилась в отпуске по уходу за ребенком. На работу вышла только в 2013 году, соответственно за этот налоговый период была подана налоговая декларация. Переноса налогового вычета не производилось, так как в более ранние периоды данным вычетом (по обучению в автошколе) она не пользовалась и вообще никакие вычеты за налоговый период 2012 год не заявляла.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика ФИО3 просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая, что судом правильно оценены обстоятельства по данному делу, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам по делу. Вопреки доводам административного истца, статья 219 Кодекса прямо предусматривает, что социальный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику за тот налоговый период, в котором согласно платежным документам фактически была произведена оплата обучения. Фактически заявителем расходы на свое обучение были понесены именно в 2012 году, а не в 2013 году как было заявлено ею в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2013 год. Налогоплательщик заблуждается в применении норм налогового законодательства Российской Федерации, в виду того, что нормами главы 23 НК РФ перенос на последующие налоговые периоды неполученного (недополученного) социального налогового вычета не предусмотрен, то есть в каком налоговом периоде фактически были понесены расходы, в том налоговом периоде он и может быть применим. В случае отсутствия дохода в налоговом периоде, когда были понесены расходы на образование, перенос их на последующий налоговый период (2013 год), нормами главы 23 НК РФ не предусмотрен.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. Учитывая положения ч.7 ст.150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного ст.33 КАС РФ.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Положениями статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики имеют право, в частности, использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.
Пунктом 2 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговым периодом согласно статье 216 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
Согласно материалам дела, 02.06.2014 ФИО1 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 8 по Хабаровскому краю представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2013 год, в которой заявлен социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной за обучение в автошколе в 2012 году в размере <данные изъяты> и исчислен налог к возврату из бюджета в сумме <данные изъяты>. Поскольку в 2012 году заявитель доходов не имела, декларация по НДФЛ подана в Инспекцию в 2013 году.
ФИО1 представлены: договор на оказание платных услуг с сфере профессионального образования б/н от 21.06.2012 года, лицензия на право ведения образовательной деятельности № от 11.11.2011, выданная Министерством образования Хабаровского края местному отделению Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Верхнебуриинского муниципального района Хабаровского края на право ведения образовательной деятельности, квитанции к приходному кассовому ордеру на общую сумму <данные изъяты>, согласно которым оплата за обучение ФИО1 произведена в 2012 году.
В дальнейшем по результатам камеральной проверки представленных ФИО1 в налоговый орган деклараций и документов установлено, что ФИО1 произвела оплату своего обучения в 2012 году и не вправе учитывать данные расходы при определении налогооблагаемой базы за 2013 год, в связи с чем, составлен Акт от 12.09.2014 №, в котором зафиксировано, что ФИО1 в нарушении подпункта 2 ст. 219 НК РФ в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2013 год заявлен социальный налоговый вычет в сумме <данные изъяты> и неправомерно исчислен к возврату налог в сумме <данные изъяты>.
По итогам проверки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Хабаровскому краю вынесено решение от 11.11.2014 № «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности», которым отказано ФИО1 в возврате из бюджета налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты>.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обжаловала его в вышестоящий налоговый орган, однако решением УФНС России по Хабаровскому краю от 24.12.2014 № жалоба оставлено без удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что социальный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику за тот налоговый период, в котором согласно платежным документам фактически произведена оплата за обучение, в случае же отсутствия дохода в налоговом периоде, в котором понесены расходы на образование, перенос на последующий налоговый период (2013 год) нормами главы 23 НК РФ не предусмотрен, в связи с чем оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах предоставленных полномочий, не противоречит действующему законодательству.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их обоснованными.
Действующее налоговое законодательство связывает предоставление социального налогового вычета со своевременной подачей налоговой декларации.
Учитывая, что срок подачи декларации ФИО1 был нарушен: понесены расходы на обучение в 2012 году в сумме <данные изъяты>, в то время как право на возврат налога заявлено в налоговой декларации, поданной за 2013 год, у суда отсутствовали основания для удовлетворения административных исковых требований.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 июня 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Хабаровскому краю о признании незаконным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № от 11.11.2014 года, возложении обязанности возвратить излишне уплаченный налог – оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.П. Иском
О.Ю. Позднякова