НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 21.09.2018 № 33А-6257

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-6257

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Поздняковой О.Ю.

судей Романовой И.А., Герасимовой О.В.

с участием прокурора Кисловского Е.А.

при секретаре Лыткиной А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 21 сентября 2018 года дело по административному иску администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконным представления и.о. прокурора Комсомольской межрайонной природоохранной прокуратуры от 27.02.2018 об устранении нарушений лесного законодательства;

по встречному административному иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к главе Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействия по соблюдению лесного законодательства незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

по апелляционной жалобе представителя администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края – А.В. Круглова на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 июня 2018 года.

Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с административным иском о признании незаконным представления и.о.прокурора Комсомольской межрайонной природоохранной прокуратуры от 27.02.2018 об устранении нарушений лесного законодательства. В обоснование заявленных требований указала, что согласно представлению нарушение требований лесного законодательства, выразилось в том, что администрацией не проведено лесоустройство на территории поселений «Село Кондон», «Село Эворон» Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений, не разработаны и не утверждены лесохозяйственные регламенты, не принято положение о муниципальном лесном контроле на территории сельских поселений «Село Кондон», «Село Эворон» Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений. С указанным представлением, административный истец не согласен, поскольку количество лесничеств, лесопарков, их границ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 1 приказа Россельхоза от 09.10.2008 № 288 «Об определении количества лесничеств на территории Хабаровского края и установлении их границ» определено, что на территории Хабаровского края создается 40 лесничеств, четыре из которых на территории Солнечного муниципального района: Амгуньское, Горинское, Солнечное, Эворонское, в отношении которых проведены необходимые мероприятия по лесоустройству. Городские леса на территории указанных лесничеств отсутствуют, что также отражено в Лесном плане Хабаровского края на 2009 -2018 годы. Таким образом, поскольку объекты, в отношении которых у администрации Солнечного муниципального района имеются соответствующие полномочия по проведению лесоустройства, осуществления муниципального лесного контроля, а также разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов отсутствуют, требования законодательства не нарушены. Просила суд признать незаконным оспариваемое представление.

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд со встречным иском к главе Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействия по соблюдению лесного законодательства незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что в ходе прокурорской проверки в отношении администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края были установлены следующие нарушения: на землях населенных пунктов «Село Кондон», «Село Эворон» Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений имеются городские (муниципальные) леса, принадлежащие Солнечному муниципальному району. Между тем, в нарушение требований ст. 67 пп. 4,5 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, ч. 4 ст. 14ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» администрацией Солнечного района не проведено лесоустройство на территории указанных поселений, не разработаны и не утверждены лесохозяйственные регламенты, не принято положение о муниципальном лесном контроле на территории сельских поселений «Село Кондон», «Село Эворон» Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений. По факту выявленных нарушений прокурором 27.02.2018 в адрес главы администрации Солнечного района вынесено представление об устранении нарушений. В ответе администрации от 02.04.2018 на представление прокурора не содержится информация о принятых мерах по устранению допущенных нарушений, их причинах. Просил суд возложить на администрацию Солнечного муниципального района обязанность провести лесоустройство на территории сельских поселений «Село Кондон», «Село Эворон» Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений, разработать регламенты указанных поселений, разработать положение о муниципальном лесном контроле на территории и сельских поселений.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 июня 2018 года в удовлетворении административного иска администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края отказано;

встречный административный иск Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен.

На главу Солнечного муниципального района Хабаровского края возложена обязанность по истечению шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на территории сельских поселений «Село Кондон», «Село Эворон» Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений в пределах своих полномочий, а также разработать лесохозяйственные регламенты и положения о муниципальном лесном контроле на территориях указанных сельских поселений.

В апелляционной жалобе представитель администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края – А.В. Круглов с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судом не учтено, что на территории Солнечного муниципального района образовано 4 лесничества, на территории которых городские леса отсутствуют. В отношении данных лесничеств разработаны и утверждены лесохозяйственные регламенты приказами Управления лесами Правительства Хабаровского края. Администрация Солнечного муниципального района полномочиями по разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов в отношении указанных лесничеств, имеющихся на территории Солнечного муниципального района, не наделена, так как на территориях данных лесничеств городские (защитные) леса отсутствуют. В отношении лесничеств, лесопарков, в соответствии со ст.84 Лесного кодекса РФ, у органов местного самоуправления имеются полномочия только по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, при условии, что данные лесничества, лесопарки располагались бы на территории населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Земли лесного фонда не входят в земли населенных пунктов, соответственно на землях лесного фонда городские леса поселений не имеются, каких-либо полномочий на землях лесного фонда у органов местного самоуправления не имеется, даже если земли лесного фонда находятся в пределах территорий муниципальных образований, возложение на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории муниципального образования, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, не предполагается. Судом необоснованно возложена обязанность на главу муниципального района устранить нарушения. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение которым требования администрации удовлетворить, в удовлетворении встречного административного искового заявления отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор Р.В. Стеблянских, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края Круглова А.В., доводы апелляционной жалобы поддержавшего, прокурора Кисловского Е.А., с доводами апелляционной жалобы не согласившегося, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки в отношении администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края были установлены следующие нарушения: на землях населенных пунктов «Село Кондон», «Село Эворон» Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений имеются городские (муниципальные) леса, принадлежащие Солнечному муниципальному району. Вместе с тем, в нарушение требований ст. 67 пп. 4,5 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, ч. 4 ст. 14ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» администрацией Солнечного района не проведено лесоустройство на территории указанных поселений, не разработаны и не утверждены лесохозяйственные регламенты, не принято положение о муниципальном лесном контроле на территории сельских поселений «Село Кондон», «Село Эворон» Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений.

По факту выявленных нарушений и.о. прокурора Комсомольской межрайонной природоохранной прокуратуры 27.02.2018 в адрес главы администрации Солнечного района вынесено представление об устранении нарушений лесного законодательства.

В соответствии со ст.1 Лесного кодекса РФ, определяющей основные принципы лесного законодательства, которая среди основных принципов лесного законодательства, определяет устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ К полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений и в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст.19 Лесного кодекса РФ, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В силу ст.67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.3 ст.23 Лесного кодекса РФ, лесничества и лесопарки также располагаются на землях: населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В соответствии с Генеральными планами Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений, на землях поселений имеются земли лесного фонда.

Согласно генеральным планам сельских поселений «Село Кондон», «Село Эворон» на землях поселений имеются земли, занятые лесными насаждениями.

Согласно ст.5 ч.1 п.29 Устава Солнечного муниципального района к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, осуществление муниципального лесного контроля.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 4, 19, 70, 81 - 84, 87, 98, 102 Лесного кодекса РФ, Уставом Солнечного муниципального района Хабаровского края, Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, исходил из того, что администрация муниципального образования является субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, в связи с чем, пришел к выводу об обоснованности оспариваемого представления, удовлетворив требования встречного административного искового заявления прокурора.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

Статья 23 Лесного кодекса РФ определяет, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, соответственно земли лесного фонда должны состоять из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и особо охраняемых природных территориях, на которых расположены леса.

Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда о наличии на территории сельского поселения определенных категорий лесов содержанию генерального плана, не влекут отмену решения суда, поскольку в представленных в материалах дела генеральных планах сельских поселений содержится информация о наличии на территории поселений лесных территорий, лесоустройство которых должно быть обеспечено.

Исполнение возложенной судом обязанности на главу Солнечного муниципального района Хабаровского края, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, так в соответствии со статьей 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1); обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункт 5 части 4). Таким образом, глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию на принципах единоначалия, призван обеспечивать законность в деятельности местной администрации в целом и каждого ее структурного подразделения, а также надлежащее исполнение всех возложенных на местную администрацию полномочий. Следовательно, во взаимоотношениях с государством он, будучи высшим должностным лицом муниципального образования, несет персональную ответственность за устранение допущенных местной администрацией и установленных судом нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, в целом, фактически повторяют позицию стороны по делу изложенную в ходе рассмотрения дела, были исследованы судом первой инстанции, и им дана правильная и мотивированная оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены решения судебная коллегия не усматривает.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 июня 2018 года по делу по административному иску администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконным представления и.о. прокурора Комсомольской межрайонной природоохранной прокуратуры от 27.02.2018 об устранении нарушений лесного законодательства; по встречному административному иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к главе Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействия по соблюдению лесного законодательства незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края – А.В. Круглова, без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий О.Ю. Позднякова

Судьи И.А. Романова

О.В. Герасимова