ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2020 г. по гражданскому делу № 33-4935/2020
(в суде первой инстанции дело № 2-316/2020, УИД 27RS0002-01-2020-000237-29)
город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Сосновского А.В.
судей Пестовой Н.В., Галенко В.А.
при секретаре Шитовой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорожинского В.Н. к ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» о признании права на получение ежемесячной надбавки к пенсии и выплате, начиная с 01 февраля 2018 года, доплаты к пенсии с применением коэффициентов, установленных Указом Президента РФ от 24.01.2018 г. № 20,
по апелляционной жалобе Дорожинского В.Н. на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 09 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В., объяснения Дорожинского В.Н., представителей ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» Мурашкиной С.Ю., Платонычевой О.В., действующих на основании доверенностей, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Дорожинский В.Н. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» о выплатах ежемесячной надбавки.
В обоснование иска указал, что в сентябре 1997 года уволился в запас с военной прокуратуры Дальневосточного военного округа с должности старшего помощника военного прокурора округа - начальника отдела, с воинским званием «полковника юстиции». В соответствии с императивной нормой прямого действия, содержащейся в ч. 2 ст. 49 Закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» в редакции Закона РФ от 20.12.2017 г. №406-ФЗ, «оклад по должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, учитываемые для исчисления пенсий военных прокуроров и членов их семей, индексируются в порядке, установленном абзацами 3 и 4 пункта 2 ст. 44 настоящего Федерального закона». Указом Президента РФ от 22.01.2018 г. № 20 установлен размер коэффициентов и порядок выплат ежемесячных надбавок к пенсии в размере, соответствующем размеру доплаты за классный чин (специальное звание), которое имеют уволенные в запас или отставку военные прокуроры. Военный комиссар Хабаровского края отказал в начислении таких доплат со ссылкой на то, что военные прокуроры не проходили службу в территориальных прокуратурах. В соответствии с п.1 ст. 49 Закона «О прокуратуре РФ», военнослужащие и офицеры органов военной прокуратуры обладают правами и социальными гарантиями, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих» с учетом особенностей, установленных Законом № 2202-1. Указом Президента РФ № 113 утверждена таблица о соотношении классных чинов и воинских званий военных прокуроров. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 24.01.2018 г. № 20 установлены коэффициенты размера доплат за классный чин (специальное звание). Определением Верховного Суда РФ от 11.02.2018 г. № 10-КГ18-11 установлено, что работники военной прокуратуры имеют специальное звание «подполковник или полковник юстиции». Индексация пенсий военным прокурорам в размере, соответствующей размеру доплаты за классный чин (специальное звание) прямо предусмотрена ч. 2 ст. 49 ФЗ «О прокуратуре РФ», что в соответствии со ст. 25 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», подлежит исполнению в порядке, установленном ст. 49 закона № 4468-1, то есть индексируются в порядке, установленном абз. 3 и 4 п. 2 ст. 44 Закона «О прокуратуре РФ».
Просит действия военного комиссара Хабаровского края об отказе в признании его права на получение ежемесячной надбавки к пенсии в размере, соответствующем размеру доплаты за классный чин (специальное звание) с применением коэффициентов, установленных Указом Президента РФ от 24.01.2018 г. № 20, признать незаконными, обязать военного комиссара Хабаровского края в соответствии с ч.2 ст.58 Закона № 4468-1, начиная с 01 февраля 2018 года выплатить недоплаченную пенсию и впредь выплачивать установленную ст. ст. 44, 49 ФЗ «О прокуратуре РФ» в редакции ФЗ от 20.12.2017 г. № 406-ФЗ, доплату к пенсии с применением коэффициентов, установленных Указом Президента РФ от 24.01.2018 г. № 20.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 09 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Дорожинский В.Н., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что истец не оспаривал порядок назначения пенсии, а просил ее индексацию. При принятии решения суд не учел положения ст. 1 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020-2021 гг.». Согласно п.1 данного ФЗ с 01.10.2019 установить размер индексации должностного оклада (оклада по должности), доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию, доплаты за специальное звание), доплаты за выслугу лет (проценты надбавки за выслугу лет) и ежемесячной надбавки к пенсии из которых исчисляются пенсии в соответствии с п.2 ст. 44, пп.1 и 2 ст. 49 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», частями 13-13.3, ст.35 ч.1, 2 и 11, ст. 40 ФЗ от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации».
В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что судом сделан обоснованный вывод о том, что Федеральный закон от 04.06.2014 № 145-ФЗ не распространяется на истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Дорожинский В.Н. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Просил решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представители ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» Платонычева О.В., Мурашкина С.Ю. просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»).
Пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I) (абзац первый пункта 2 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (введен Федеральным законом от 20 декабря 2017 г. № 406-ФЗ) прокурорам, научным и педагогическим работникам и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с данным пунктом, выплачивается ежемесячная надбавка к пенсии в размере, соответствующем размеру доплаты за классный чин, установленному пунктом 1 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», с применением коэффициентов, установленных указом Президента Российской Федерации. Указанная ежемесячная надбавка к пенсии учитывается в составе пенсии. Прокурорам, научным и педагогическим работникам и членам их семей, пенсии которых исчислены с применением районных коэффициентов, ежемесячная надбавка к пенсии исчисляется с применением этих коэффициентов.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (введен Федеральным законом от 20 декабря 2017 г. № 406-ФЗ) должностной оклад, доплата за классный чин, доплата за выслугу лет и ежемесячная надбавка к пенсии, из которых исчисляются пенсии, индексируются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.Пенсии прокурорам, научным и педагогическим работникам и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», с 1 февраля 2018 г. исчисляются из должностного оклада, доплаты за классный чин, доплаты за выслугу лет и ежемесячной надбавки к пенсии, повышенный (проиндексированных) по состоянию на день назначения или перерасчета пенсии. При этом размеры должностного оклада, доплаты за классный чин, доплаты за выслугу лет и ежемесячной надбавки к пенсии, из которых исчисляются пенсии, округляются до копеек после каждой индексации (абзац четвертый пункта 2 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», введен Федеральным законом от 20 декабря 2017 г. № 406-ФЗ).
Согласно п.3.1 ст.49 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры, уволенных с военной службы до 01 января 2017 года, и членов их семей осуществляется соответственно Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры после 01 января 2017 года, и членов их семей осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Денежное довольствие военных прокуроров состоит из: оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым - двадцать третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» (в размерах, предусмотренных абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих.
Должностные оклады военных прокуроров устанавливаются в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона с применением коэффициента 1,5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом № 4468-1. Оклад по должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, учитываемые для исчисления пенсий военных прокуроров и членов их семей, индексируются в порядке, установленном абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 44 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 49 Закона о прокуратуре).
Судом установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 09.08.1997 № 01041 и военного прокурора Дальневосточного военного округа от 11.09.1997 г. № 59, Дорожинский В.Н., полковник юстиции, уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста (статья 48 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе») с 30.09.1997 г.
На основании Закона № 4468-1 с 01.10.1997 г. истцу назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Из материалов пенсионного дела №2СХ-36420 усматривается, что Дорожинский В.Н. не проходил службу в территориальных органах прокуратуры и ему присвоен классный чин (специальное звание).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеназванных Федеральных законов, оценив по правилам ст.67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, исходя из того, что положения Федерального закона от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, на который ссылается истец, не применяется к возникшим правоотношениям, поскольку пенсия истцу назначена с 01.10.1997 г.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, их семьям в Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего постановления, включаются: оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Согласно расчету на пенсию за выслугу лет сумма денежного довольствия истца состоит из: должностного оклада, оклада по воинскому званию и надбавки за выслугу лет (л.д.21).
Из Указа Президента Российской Федерации от 24.01.2018 г. № 20 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размерам доплат за классный чин (специальное звание), учитываемым при исчислении ежемесячной надбавки к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» следует, что с 01.02.2018 г. установить коэффициенты, применяемые к размерам доплат за классный чин (специальное звание), учитываемым при исчислении ежемесячной надбавки к пенсиям прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и членов их семей, согласно приложению.
Учитывая, что Дорожинский В.Н. занимая должность военного прокурора военной прокуратуры, проходил военную службу, то есть являлся военнослужащим, и после увольнения 01.10.1997 г. с военной службы ему назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет на основании норм Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, изменение размера которой производится одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии (пункт «а» части 1 статьи 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I), оснований для перерасчета размера получаемой истцом пенсии за выслугу лет с применением установленных Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2018 г. № 20 коэффициентов не имелось, так как истец не относится к категориям пенсионеров, названных в этом указе (прокуроры, научные и педагогические работники органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации и члены их семей).
Ссылку в апелляционной жалобе на Указ Президента Российской Федерации от 24.01.2018г. № 20 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размерам доплат за классный чин (специальное звание), учитываемым при исчислении ежемесячной надбавки к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку названный Указ Президента РФ от 24.01.2018 № 20 не может распространяться на возникшие правоотношения, так как указанная надбавка за классный чин (специальное звание) не учитывалась при расчете размера пенсии истца.
Ссылку в апелляционной жалобе на Федеральный закон от 02.12.2019 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» судебная коллегия также во внимание не принимает, поскольку как следует из справки-расчета от 16.03.2020 г. о размере пенсии истца, представленной ответчиком, с 01.10.2019 г. истцу произведена индексация на 1,02% окладов по должности и окладов по воинским званиям, из которых исчисляются пенсии пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры в соответствии с названным Федеральным законом.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 09 июня 2020 года, постановленное по гражданскому делу по иску Дорожинского В.Н. к ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» о признании права на получение ежемесячной надбавки к пенсии и выплате, начиная с 01 февраля 2018 года, доплаты к пенсии с применением коэффициентов, установленных Указом Президента РФ от 24.01.2018 г. № 20 оставить без изменения, апелляционную жалобу Дорожинского В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Сосновский
Судьи В.А. Галенко
Н.В. Пестова